Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Юдин А. Русская народная культура

Юдин А. Русская народная культура

Еще один очень интересный заговор от сглаза и болезней из старинной рукописи, сохранивший некоторые элементы обряда снятия порчи. Текст вообще весьма архаичен, христианское начало в нем едва присутствует, представленное лишь Спасом и Богородицей.

"Стану я, раб Божий (имярек), благословясь, и пойду, перекрестясь, отцем своим прощен и матерью благословен, из избы дверями, из двора воротами и далече в чистое поле под восточную сторону. Течет огненная река и есть через огненную реку медяной мост, и ездит медяной муж на своем медяном коне с медяным войлоком и медяными стременами. И помолюся я, раб Божий (имярек), Спасу и Пресвятой Богородице и медяному мужу: ой еси ты медяной муж, почто тебе ездить через огненную реку по медяному мосту, и поезжай ты, медяной муж, ко мне, рабу Божью (имярек), на правое плечо, а с правого на левое, а с левого под правую пазуху, под левую пазуху, и из-под левой в мою сердечную утробу, и в горячую кровь, и черную печень, и в семьдесят суставов, и восемьдесят жил... И сам ты, медяной муж, вынимай из раба Божьего (имярек) всякую скорбь и болезнь, и всякие притчи и призеры, и прикосы, и оговоры, и ветреные переломы, и ветреные прострелы и всякие грыжы; и сам ты, медяной муж, на коне выезжай, и конем своим выкармливай, и очами своими высматривай. Да в чистом поле едет встречь черемный муж и несет булатный меч, и доидоша до черемнаго камня и разсекает черемный муж булатным мечем камень на четыре части и раскинет на четыре стороны и развеет буйными ветрами по чистому полю, по темному лесу. Такожде бы у раба Божия (имярек) рассыпалась всякая скорбь, оговоры, прикосы, ветренные переломы и всякие прострелы по чистому полю, по темному лесу, всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь". Указ: трижды наговорить на воду, и эту воду дать пить больному.

Фольклорные мотивы, встречающиеся в заговорах, очень часто восходят к еще индоевропейской древности. Таков заговор от червей, аналогичный у славян, германцев и в древнеиндийской традиции, таков образ белого всадника на белом коне, а также змеиного царя (также известен в Индии). Весьма архаичен образ мертвого тела, помогающего от зубной боли, обращение к утренней и вечерней звезде в заговорах от бессонницы младенца и на любовь. Такие заговоры обычно кратки, они принадлежали устной традиции. Их следует отличать от значительно более поздних письменных заговоров, часто скорее апокрифических молитв, содержавших бесконечные перечни святых помощников и по многим признакам стоявших на грани бесписьменного фольклора и народной книжности.

Существовала также группа так называемых черных заговоров. Они преследовали обычно злые цели: принести вред, навести порчу, рассорить влюбленных - и всегда обращались к злым силам - бесам, демонам и т.д. Делалось это при помощи построения текста, "обратного" обычному, своего рода "антитекста", основанного на вывернутой наизнанку системе основных противопоставлений, где полюса модели мира поменяли свои места. Зачин "черного" заговора обычно таков "стану не благословясь, выйду не перекрестясь", обращался он не i восточную, а в западную сторону и т.д. Встречались и мотивы отречений от всего святого, Бога, Креста, отца и матери. Черная магия считалась большим грехом, и прибегали к ней, боясь погубить душу, крайне редко или же те, кому терять было уже нечего. Знание ее обычно приписывалось колдунам-старикам, пользовавшимся, в отличие от бабушек-знахарок, мрачной репутацией, часто бобылям, живущим на отшибе, мельникам, кузнецам, пчельникам... Обычный же заговор в народном сознании не отделялся от молитвы тому или иному святому: от них ждали одинаковых практических результатов.

Немало сведений о традиционной славянской модели мира можно обнаружить в малых народных текстах. Особенно в этом смысле интересны загадки и приметы.

Назначение загадки в народной жизни далеко от простого развлечения. Более того, наиболее архаические древние загадки в принципе не поддаются отгадыванию. Отгадывать их и не следовало: ответ необходимо было заучить. Народные загадки, таким образом, чем-то сродни вопросам экзаменационных билетов: плох тот вопрос, ответ на который можно отгадать. Попробуйте, например, отгадать такую загадку:

У батюшки жеребец -
Всему миру не сдержать,
У матушки коробья -
Всему миру не поднять;
У братца кушак -
Всему миру не сосчитать;
У сестрицы ширинка (т.е. полотенце) -
Всему миру не скатать.

Отгадка весьма интересна: ветер, земля, звезды, дорога. Она иллюстрирует механизм традиционной загадки, которая представляет собой текст, передающий определенное содержание модели мира средствами одного из кодов ("языков"). Отгадать означает верно перевести текст в другой код. В данном случае, например, вводится код семейных отношений, построенный на оппозициях мужской - женской и старший - младший (родители - дети). Каждому из членов "семейства" приписывается атрибут, соответствующий ему по грамматическому роду и мифологическому значению: батюшке принадлежит жеребец, чьи характерные признаки - скорость и сексуальность; матушке - коробья (женский род, согласно Далю, "гнутый короб либо сундук с напускной крышкою, круглый или с четырьмя тупыми углами. Коробья заменяет сундук и прочнее его"), чья полость, вместительность соотносится с женским началом, и т.д. На особый архаизм загадки указывает повторение устойчивого сочетания "весь мир", восходящего еще к индоевропейской древности. Разгадка осуществляет обратный перевод в "космический" код. Жеребец оказывается ветром (ср. скорость ветра, а также фразу о беременности незамужней "ветром надуло" в связи с эротической символикой текста); сам батюшка, очевидно, небо, а матушка - земля. Перед нами мотив древнего мифа о браке неба и земли, подкрепленной мужским началом "братца" (видимо, месяц, считавшийся "хозяином", "пастухом" звезд; кушак может означать Млечный Путь) и женским - сестры (земная ширинка-полотенце оказывается парой-отражением небесного кушака, реализуя мифологический принцип подобия, аналогичного строения "верхнего" и "нижнего" мира). Перед нами, таким образом, настоящий "экзаменационный вопрос", проверяющий степень владения разными кодами мифологической модели мира путем задания на перевод текста с одного кода на другой. Естественно, ответ должен быть заучен заранее: невозможно переводить, не зная "слов" языка, принципов их связи и устойчивых сочетаний. Сама загадка при таком понимании оказывается древнейшим обучающим механизмом, в более широком понимании - одним из основных средств познания мира путем его членения и установления отношений тождества между полученными компонентами. "Подобное мышление строится на сознании отдельности и, точнее, объективности их существования. Вселенная существует вне нас и в то же время в нас, а сама Вселенная есть в то же время и Всечеловек. При таком взгляде на мир естественным орудием постижения является тождество, познание через сопоставление" .

Приведем еще несколько загадок, содержащих явные мифологические мотивы. Например, на их материале легко реконструировать древние представления о небе как пастбище, где месяц пасет скот-звезды. Достаточно прочесть следующие загадки:

Бежали овцы по калинову мосту, увидели зарю, бросились в воду. (Звезды)

(Мотив калинового моста подтверждает потусторонний xapaктер "пастбища".)

Хозяин спит - овцы на выгоне. Хозяин выглянет - овец не видно. (Солнце и звезды)

Золот хозяин - на поле, Серебрен пастух - с поля. (Солнце и месяц)

Поле не мерено, овцы не ситаны, Пастух рогатый. (Месяц и звезды)

Встречается в загадках и древний мотив утренней и вечерней звезды (диалектн. зоря, заря, заря-зареница и т.д.), связанный с представлениями о женском божестве (как и у древних аккадцев - с Иштар, греков - с Афродитой, римлян - с Венерой и т.д.). В заговорах сфера действий этой звезды (или нескольких звезд, называемых по имени - Мария, Марина, Макарида, Маремьяна и т.п.) - любовь, маленькие дети, болезни, что также совпадает с функциями женского божества (у древних восточных славян это, возможно, Мокошь). В загадках со звездой связаны представления о ключах от дня (в более глубоком смысле - от рая):

Заря зарянка
Ключи потеряла,
Месяц пошел -
Не нашел,
Солнце взошло -
Ключи нашло.

1. У батюшки жеребец – всему миру

не сдержать,

У матушки коробья – всему миру

не поднять,

У братца кушак – всему миру не скатать.

2. Без рук,

По полю скачет,

Под окном стучится,

В избу просится.

3. Чист и ясен, как алмаз,

До?рог не бывает,

Он от матери рожден

И сам мать рождает.

4. Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

5. Тонок, долог,

Пал в осоку,

Сам не вышел,

А детей вывел.

6. Бежать, бежать – не добежать,

Лететь, лететь – не долететь.

7. Нахмурится, насупится,

В слезы ударится -

Ничего не останется.

8. Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я.

Кто такая?

9. Круглолица, белолица,

Во все зеркала глядится.

10. Сильнее солнца,

Слабее ветра.

Ног нет, а идет.

Глаз нет, а плачет.

11. Хоть и видятся,

А не сойдутся.

12. Летит – молчит,

Лежит – молчит.

Когда умрет -

Тогда заревет.

13. Вырос лес,

Белый весь.

Пешком в него не войти,

На коне не въехать.

14. Взглянешь – заплачешь,

А краше его на свете нет.

15. Белая морковка весной растет.

16. В воде не тонет и в огне не горит.

17. На горе горой, а в избе водой.

18. Какой мост из воды построен?

19. Выше леса стоячего,

Выше облака ходячего

На поляне синей

Пасется жеребец сивый.

Днем он спит,

А ночью глядит.

20. Синяя дорожка

Осыпана горошком.

Никто не соберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красна девица,

Ни белая рыбица.

21. Встала красна девица рано,

Встала бела да румяна,

Умылась ясною росой,

Увилась золотой косой.

Сама добрая, на всех глядит,

А на себя не велит.

22. Высоко-высоко

Золотое око.

Золотому взгляду

Все на свете рады.

23. Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним – прочь бегут.

24. Зимнее стекло

Весною потекло.

25. Не огонь, а жжется.

26. Без рук рисует,

Без зубов кусает.

27. Рисует художник пейзаж на стекле,

Но эта картина погибнет в тепле.*

28. Знать необходимо:

Без чего нет дыма?

29. Жевать не жую, а все пожираю.

30. Кто говорит на всех языках?

31. Ты кричал – оно молчало,

Ты молчал – оно кричало.

32. Лежит на земле – ни закрасить,

ни соскоблить.

33. Хоть весь день гоняйся за ней -

не поймаешь.

34. Кто зимой в трубе гудит?

35. Каков на вид – никто не знает,

А он по всей земле гуляет.

36. Без рук, без ног

По свету рыщет,

Поет да свищет.

37. Один льет, другой пьет.

38. Два брата родных:

Одного всякий видит,

Да не слышит,

Другого все слышат,

Да не видят.

39. Каркнул ворон на сто городов, На тысячу верст.

40. Взревел медведь

На сто деревень.

41. Седой дед у ворот

Всем глаза заволок.

42. Змея огневая

В земле умирает.

43. Сперва блеск,

За блеском треск,

За треском плеск.

44. Чего в комнате не увидишь?

45. Белая кошка

Лезет в окошко.

46. Наш дед Ермолай

Съест все, что ни дай.

47. Есть три брата родные:

Один ест – не наестся,

Другой пьет – не напьется,

Третий гуляет – не нагуляется.

48. Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал:

Без тела, а живет,

Без языка, а кричит.

49. Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

50. Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце напекло -

Одеяло утекло.

51. Скатерть бела

Весь мир одела.

52. Бел, да не сахар,

Ног нет, а идет.

53. Под землей в огромной чаше

Преет огненная каша,

Если каша закипит,

Целый мир вокруг спалит.*

54. Белая простыня

Всю землю обошла.

55. Неизвестно, где живет,

Полетит – деревья гнет.

56. Без огня горит,

Без крыл летит,

Без ног бежит.

57. Летит черная сова, а крыльями

не машет.

58. Серебряные нити сшивают землю и небо.

59. Тонкий Тит, высокий,

Упал в осоку.

Он с неба пришел

И в землю ушел.

60. Гость гостил,

Золотой мост мостил -

Без ножа, без топора,

Без железного долота.

61. Выгляну в оконце,

Лежит белое суконце.

Всю зиму лежит,

А весной убежит.

62. Был простой, обычный дом,

Что же изменилось в нем?

Появилось украшенье -

Людям всем на удивленье:

Хрупкая и странная

Бахрома стеклянная.*

63. Мету, мету – не вымету,

Пора придет – сам уйдет.

64. Днем окно разбито, ночью вставлено.

65. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю.

66. Старик у ворот тепло уволок.

Сам не стоит

И стоять не велит.

67. Поднялись ворота – всему миру красота.

68. Черная корова весь мир поборола,

Белая пришла – весь мир подняла.

69. Как пора настала,

Бабушка Арина

Землю всю застлала

Белою периной.

70. Что всегда стремится в небо и никогда

не падает на землю?

71. Если днем на солнце тает,

Если к ночи вновь зима,

Что, скажите, вырастает

На деревьях и домах?*

72. Что за шар, алый шар

За рекой зажег пожар?

Стала речка красноватой

От вечернего…*

73. Может, быль, а может, не?быль,

Говорят, что плачет небо.*

74. Вокруг носа вьется,

А в руки не дается.

75. Сквозь окно

Тянется красное полотно.

76. Заря-зарница,

Красная девица,

По лесу ходила,

Ключи обронила.

Месяц видел – не сказал,

Солнце увидало – подняло.

77. Кто мостик на реке мостит

Без топора, без гвоздей, без клиньев

и без досок?

78. Заря-зоренька ключи потеряла.

Месяц пошел -

Не нашел,

Солнце пошло -

Ключи нашло.

79. Ходит без ног,

Рукава без рук,

Уста без речи.

80. У тебя есть,

У меня есть,

У дуба в поле,

У рыбы в море.

81. Дверь не открывает,

А в комнату попадает.

82. Красный кот

Дерево грызет,

Весело живет.

А воды попьет -

Зашипит и умрет.

83. Над бабушкиной избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собака лает, а достать не может.

84. Белый дед,

Белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму -

Никто не поднимет.

Весна придет -

Он сам уйдет.

85. Сивый жеребец во все царство ржет.

86. Накормишь – живет, напоишь – умрет.

87. Есть невидимка: в дом не просится,

а прежде людей в доме.

88. Один костер весь свет согревает.

89. Тепло текло

И легло под стекло.

90. Золотой хозяин с поля идет,

Серебряный пастух на поле идет,

Мелкое стадо гонит.

91. На заре-зарянской

Катится шар вертянский,

Никому его не обойти, не объехать.

92. Разноцветная дуга

Соединила берега.*

93. Я снежная, я белая,

Меня ребята сделали.

Днем они всегда со мной,

Вечером идут домой.

Ну а ночью под луной

Очень грустно мне одной.*

94. Есть на свете конь -

Всему миру не сдержать.

95. Разойдется детина -

Удержу нет,

Уляжется -

Не видать, не слыхать.

96. Вечером цветут,

Утром вянут,

Днем спят,

Ночью пробуждаются.

97. Шел долговяз,

В землю увяз.

98. Кто в году четыре раза переодевается?

99. Золотая сабля упала,

А звона никто не услышал.

100. Пятнадцать лет царствовала,

На шестнадцатом году заболела,

На тридцатом умерла

И снова народилась.

101. Я мала да зла,

Чуть-чуть свечу,

Иногда так упаду,

Что много горя принесу.

102. Отец не рождался,

А сын уже на крыше сидит.

103. Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит -

И мудрецам не понять.

Отгадки

1. Ветер, земля, дорога.

4. Облака.

5. Дождь и ручейки после дождя.

6. Горизонт.

11. Солнце и луна.

12. Снег и ручьи.

13. Морозные узоры на стекле.

14. Солнце.

15. Сосулька.

17. Снежный сугроб.

18. Ледяной.

20. Звездное небо.

22. Солнце.

28. Без огня.

37. Дождь, земля.

38. Молния и гром.

42. Молния.

43. Молния, гром и дождь.

44. Воздух.

45. Рассвет.

47. Огонь, вода и ветер.

53. Вулкан.

54. Облако.

56. Солнце, туча, река.

62. Сосульки.

63. Солнечный луч.

64. Прорубь.

67. Радуга.

68. Ночь и день.

71. Сосульки.

75. Луч солнца.

81. Воздух.

84. Снежный сугроб.

87. Воздух.

88. Солнце.

89. Река текла и замерзла.

90. Солнце уходит, а луна выходит и выводит звезды.

91. Солнце.

92. Радуга.

93. Снежная баба.

96. Звезды.

99. Луч солнца.

100. Луна, месяц.

101. Искра.

У батюшки жеребец -

Всему миру не сдержать (= ветер);

У матушки коробья -

Всему миру не поднять (= земля);

У сестрицы ширинка -

Всему миру не скатать (= дорога) 1897 .

«Стукотит, гуркотит, як сто коней бежит» = гром; то же означают и следующие загадки: «сивой жеребец на все царство ржет», «сивый жеребец по полю ржет, а везде слышно»; следоват., грохот громовой тучи уподобляется ржанию и топоту бегущих коней. Особенно интересен вариант: «кобыла заржет на турецкой горе, жеребец откликнется на сионской горе» = молния и гром 1898 . Громовый конь ржет на горах, т. е. в тучах, потому что гора есть древнейшая метафора облака. Подобная же загадка есть у литовцев: «вдалеке ржет конь, а вблизи узда звенит» = удар грома 1899 . Этим чудесным коням принадлежит весьма видная роль в народных эпических сказаниях. Как олицетворения порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифическими птицами; с другими же дополнительными эпитетами: огненный, огнедышащий, с ясным солнцем или меся(312)цем в лбу, с частыми звездами по бокам 1900 , золотогривый, золотохвостый или просто золотой - конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи; самая сбруя на таком коне бывает золотая 1901 . В старинном византийском романе, встречающемся в наших рукописях под названием «Девгениева жития», упоминаются три волшебные коня, «рекомые: Ветреница, Гром и Молния» 1902 ; в сказке об Иване Кручине выведены кони Ветер и Молния, которые так легки на ногу, что никто не в состоянии обогнать их 1903 ; армянские сказки знают коня-вихря и коня-облако 1904 , а новогреческие коня-молнию 1905 . Вообще богатырские кони наших былин и сказочного эпоса с такою легкостью и быстротою скачут с горы на гору, через моря, озера и реки, отличаются такою величиною и силою, что нимало не скрывают своего мифического происхождения и сродства с обожествленными стихиями. Бурый конь Дюка Степановича славен был своими крыльями; русские, сербские и словацкие сказки часто говорят о крылатых лошадях: так один богатырь отбивает у змея коня о двенадцати крыльях, с серебряной шерстью, с золотою гривою и золотым хвостом 1906 , а другой разыскивает кобылицу, которая каждый день облетает вокруг света, которая когда пьет - на море волны подымаются, а станет чесаться - столетние дубы падают 1907 ; по свидетельству сербской песни, у воеводы Момчила был крылатый конь и сабля «са очима», т. е. конь-туча и сабля - быстрозоркая молния 1908 . И немецкие и славянские предания рассказывают о лошадях, которые носятся по воздуху, спускаются в горные (== облачные) пещеры и морскую глубь (= дождевые хляби) и взбираются на гладкую стеклянную гору (= небо) 1909 . Вот что повествуют валахские сказки о быстроте богатырских коней: царевна спасается бегством от дракона; как только уселась она на своего коня, чудесное животное поднялось от земли и с изумительною скоростью помчалось вдаль. Через несколько времени говорит конь: «милая царевна! оглянись - не приметишь ли чего?» Она оглянулась и увидела позади себя огромного дракона, который уже настигал ее. «О скорей, скорей! позади нас дракон!» - закричала царевна. - Как тебе хочется, чтобы я летел: как ветер или как мысль? - спросил конь. «Как ветер!» - отвечала испуганная царевна и с быстротою вихря понеслась по воздуху. Через несколько времени снова говорит конь: «оглянись, нет ли чего?» Царевна оглянулась и опять вскрикнула: «о быстрее, быстрее! дракон настигает нас!» - Как хочешь, чтобы я летел: как ветер или как мысль? - спрашивает конь. «Как мысль!» - отвечала царевна, и в то же мгновение конь с царевною опустился в большой город - цель (313)их поспешного бегства 1910 . В русской былине рассказывается об Илье-Муромце, т. е. о Перуне, место которого заступает он в народном эпосе:

Он бьет коня по крутым бедрам,

Пробивает кожу до черна мяса;

Ретивой конь осержается,

Прочь от земли отделяется:

Он и скачет выше дерева стоячево,

Чуть пониже оболока ходячево.

Первый скок скочил на пятьнадцать верст,

В другой скочил - колодезь стал...

В третий скочил под Чернигов-град.

Другая песня поет: «поскоки его (коня) были по пяти верст; из-под копыт он вымётывал сырой земли по сенной копне» 1911 . Любопытно предание болгарской колядки 1912: похвалился однажды юнак:

Че си има добра коня,

Та надбърже ясно слънце.

Услыхала похвальбу Солнцева сестра и сказала о том брату. Промолвило ясное Солнце: «скажи похвальщику, чтобы вышел он раным-рано на восток, и станем мы перегоняться; если он меня обгонит - пусть возьмет тебя, милую сестрицу; если я перегоню - то возьму его доброго коня». Согласился юнак, явился раным-рано на востоке, и началось состязание. Увидало Солнце, что юнак обгоняет, и говорит ему: «подожди меня у полудня!» Тот соскочил наземь, воткнул копье, привязал своего коня, лег и заснул. Крепко спит, а Солнце уже близко к закату. Будит молодца добрый конь ногою: «вставай! не потерять бы тебе коня! Завяжи-ка мне платком черные очи, чтобы не задели их ветки древесные». Изготовясь в путь, конь понесся с такою быстротою, что когда Солнце явилось на запад - юнак уже был на месте и встретил его в воротах. Этот конь, обгоняющий самое солнце, есть ветер или бурная туча. По выражению болгарской пословицы, ветер носится на кобыле: «ветъръ го носи на бел кобил» 1913 , а в хорутанской приповедке 1914 молодец, отыскивая свою невесту и не дознавшись об ней ни у Солнца, ни у Месяца, приходит на луг, где паслась бурая кобыла - «to je bila bura ili veter»; он прячется под мост, и когда кобыла пришла пить воду - выскочил, сел на нее верхом и быстрее птицы помчался в вилинские города. Эпитет бурый (смурый, йскрасна-черноватый) роднится с словами: буря (в Остромир. еванг. боура), буран (бурун) - степная вьюга, метель, вихрь, бурнеть - разыграться буре, бурлить и бурчать - шуметь, бушевать 1915 ; бурый конь - собственно, такой, шерсть которого напоминает цвет тучи, грозящей бурею. В венгерской сказке 1916 молодец, во время поисков своей невесты, обращается к Ветру, и тот дает ему коня-вихря, бегающего со скоростью мысли; в немецких же сказ(314)ках Ветер сам переносит юношу в ту далекую сторону, куда скрылась его красавица (см. выше стр. 161).

Чудесный конь наших сказок называется сивка-бурка вещий каурка; каурая масть - та же, что бурая, только с темным ремнем по спине; сивый - собственно: блестящий, сияющий (см. выше, стр. 118; месяц представляется сивым жеребцом), а потом: седой или с проседью 1917 . По свидетельству старинной былины:

Зрявкает бурко по-туриному,

Он шип пустил по-змеиному -

Триста жеребцов испугалися,

С княжеского двора разбежалися...

А князи-то и бояра испужалися,

Все тут люди купецкие -

Окорачь они по двору наползалися 1918 .

«Бурко зрявкает по-туриному, а шип пускает по-змеиному» - выражение, указывающее на сродство чудесного коня с зооморфическими представлениями громовой тучи быком (туром) и змеем. Самая характеристическая особенность эпического языка заключается в постоянном употреблении одних и тех же эпитетов и оборотов, однажды навсегда верно и метко обрисовавших известное понятие; таким эпитетам и оборотам, несомненно, принадлежит значительная давность. Говоря о сивке-бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к следующим выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово, как неизменные формулы: «конь бежит - земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся» или - когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь (пламя) пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие - перепрыгивает» (вар. «широки раздолья и воды хвостом застилает, через горы перескакивает»). В польских сказках читаем: «зашумели ветры, заблистали молнии, затопали копыты, задрожала земля - и показался конь из коней, wieszczy siwekztotogrywek; летит как вихрь, из ноздрей пламя, из очей искры сыплются, из ушей дым валит» 1919 . О коне Милоша Воиновича сербская песня рассказывает:

По три копл(ь)а у приjеко скаче,

По четири небу у висине,

У напредак ни брсуа се не зна,

Из уста муживи оган(ь) сипа,

А из носа модар пламен суче 1920

О коне Марка-кралевича:

Kad se Marku saro (пегого коня) raztrgao,

Devet kopljah u visinu skace

A dvanaesti malo za napreda,

Iz zubih mu zclen plamen ide. (315)

Iz nosdrva studen vеtar piri,

Iz oCiuh grad i kiia najdc,

Iz kopit mu munje sijcvaSe,

A iz grivah bumbul-ptica (соловей) pcva,

A na sapu mudra vidra igra 1921 .

Обстановка эта - живой отголосок древнепоэтических воззрений на природу, дивному, богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «конь бежит - земля дрожит!» - эпическое выражение, принимаемое народной загадкою за метафору грома 1922 . Подобное сочетание громовых ударов с мыслию о потрясенной земле встречаем в сербской песне: «или грми, ил" се земл(ь)а тресе» 1923 , и в болгарской загадке, означающей молнию и гром: «скок-иа перушан ("пернатый, окрыленный, т.е. молниеносная стрела), подскокна- сичка-та 1924 земя потржси» 1925 . В нашем народе есть любопытный рассказ о власти колдунов над тучами: раз поднялась страшная буря, небо потемнело. Поселяне ожидали дождя, но знахарь объявил, что дождя не будет. Вдруг откуда ни взялся - летит к нему черный всадник на черном коне. «Пусти!» - просит он знахаря. - Не пущу! - отвечает тот. Ездок исчез; тучи посизели и предвещали град. Несется к знахарю другой ездок - весь белый и на белом коне. «Пусти!» - просит он знахаря - и когда тот согласился, град зашумел над долиною 1926 . Черный всадник на черном коне олицетворяет собою мрачную, дождевую тучу, а белый всадник на белом коне - сизую, белесоватую тучу, несущую град. Русской сивке-бурке соответствует волшебный конь венгерского эпоса Татош, известный и у словаков: это конь крылатый, прыгающий с горы на гору, грива которого сравнивается с блестящими стрелами 1927 . В таком уподоблении бурной, грозовой, дожденосной тучи - коню кроется объяснение многих эпических подробностей, по указанию которых: а) чудовищные змеи (демоны, омрачающие небо черными тучами) разъезжают на быстролетных, огнедышащих конях; чертям, заступающим в народных преданиях драконов и других грозовых духов, даются огненные лошади и золотая колесница - точно так же, как дается им и корабль-облако 1928 . b) Сказочные герои находят богатырских жеребцов и кобылиц внутри гор или в подземельях, где они стоят за чугунными дверями, привязанные на двенадцати железных цепях и замкнутые двенадцатью железными замками; ржание и топот их, громко раздающиеся из-под земли, потрясают ходенем все царство; когда конь почует ездока по себе - он тотчас разрывает цепи и выбивает копытами чугунные двери 1929 . Это пребывание богатырского коня в подземной пещере однозначительно с заключением змея в бочке (см. выше стр. 299); гора - метафора тучи, железные замки, двери и цепи - зимние оковы. Оцепененный холодом, мифический конь Перуна покоится в зимнее время в горе-туче на крепких (316) привязях, а с весною, почуя приход бога-громовника, разбивает зимние оковы и начинает ржать на все царство, т. е. издает потрясающие звуки грома. Представление это принадлежит глубочайшей древности; по свидетельству гимнов Ригведы, Индра обретает белого (молочного) коня в облачной горе 1930 , с) По своей стихийной природе богатырские кони питаются огнем, жаром (горячими угольями 1931), а жажду утоляют росою или вином и медовой сытою 1932: и вино и мед - метафорические названия дождя; роса также называлась небесным медом. Новогреческая сказка упоминает о драконовом коне, который пьет тучи 1933 . По древнегреческим преданиям, кони Гелйоса питались амброзией и паслись в гесперидских= небесных, облачных садах 1934 ; о сивке-бурке есть на Руси поверье, что конь этот пасется в вечно цветущих степях 1935 ; на те же небесные пастбища намекает и литовская поговорка: «божие сады еще не выпасены» 1936 . Богатырские кони носят при себе живую и целющую воду 1937 и ударом своих копыт выбивают подземные ключи, т. е. дождевые источники 1938 . Недалеко от Мурома - там, где бьет родник, явившийся, по преданию, из-под копыт быстролетного коня Ильи-Муромца, поставлена часовня во имя Ильи-пророка, на которого народное суеверие перенесло древний культ Перуна. Немецкая сага наложила на старинный миф историческую окраску: когда воины Карла Великого изнемогали от жажды, то белоснежный конь, на котором сидел король, ударил подковою в скалу (=тучу), и в открывшееся отверстие зажурчал стремительный источник, воды которого напоили все воинство. Этот источник называется Glisbom; с его светлою, прозрачною водою народ соединяет очистительные свойства, и женщины из окрестных деревень приходят сюда белить свои холсты 1939 . Происхождение святых колодцев, пользующихся особенным религиозным уважением на всем пространстве земель, заселенных славянами и немцами, приписывается громовым ударам. Все это невольно приводит на память крылатого Зевсова Пегаса, который носил громы и молнии и, ударяя своими легкими ногами, творил источники живой воды (таков на Геликоне ключ Иппокрена). Нога здесь символ молнии, низводящей дожди: своими подковами мифические кони высекают из облачных скал молниеносные искры, как бы ударом огнива о кремень; лошади Зевса и Посейдона называются медноногими (). По свидетельству Гезиодовой Теогонии, вода (= дождь) изливается из самого Пегаса (=коня-тучи) 1940 , d) Народные сказки говорят о морских или водяных кобылицах, выходящих из глубины вод; купаясь в их горячем молоке, добрый молодец становится юным, могучим и красивым, а враг его, делая то же самое, погибает смертию 1941 . Хорутане дают этим кобылицам (317) эпитет вилиных; в образе вил славянская мифология олицетворяет грозовые явления природы, и потому некоторыми признаками своими они сходятся с облачными женами - ведьмами и бабою-ягой (см. гл. XXIII). По свидетельству русских преданий, те быстроногие кони, на которых можно уйти от летучего змея, добываются от бабы-яги или ведьмы, в награду за трудную службу, подобно тому в хору-танских и словацких сказках молодец, желающий добыть чудесного коня, поступает на службу к бабе-чаровнице и пасет буйных кобылиц, в которых превращаются ее собственные дочери 1942 ; наши ведьмы так же превращаются в кобылиц и бешено носятся по горам и долам 1943 . Немцы называют морского коня neck - слово, родственное с именем водяных духов: nix, nixe; сканд. nennir или nikur- прекрасный конь, который выходит из морских вод и гуляет по берегам; некоторым витязям удавалось изловить его, зауздать и употребить на работу. Так, один смышленый человек набросил на этого коня хитро сделанную узду, вспахал и взборонил им свое поле; но когда узда была снята - neck с быстротою молнии ринулся в море и увлек с собою борону. Другая сага говорит о черном морском коне, который прянул в водную бездну и увлек туда и плуг и пахаря. Существует поверье, что когда настает буря - то на водах показывается огромная лошадь с большими подковами 1944 . Неудержимое течение вод заставило поэтическую фантазию уподобить источники и реки быстрому бегу коня. Глубокие места в реках слывут у нас быстринами. «Що бижить без повода?» - спрашивает народная загадка и отвечает: вода. Другая загадка: «между гор бежит конь вороной» означает ручей или реку, текущую среди крутых берегов 1945 ; слово берег, брег тождественно с немецким berg, и в областных наречиях возвышенный берег реки доселе называется горою: «ехать горою», т. е. сухим путем, а не водою 1946 . «Бежит конь промеж гор - скубом сбит, ковром накрыт» - вода, бегущая подо льдом; «бурко бежит, а оглобли стоят» или «сани бегут, самокатки бегут, а оглобли стоят» - река и берега 1947 ; в двух последних загадках метафора уже осложняется и от коня переходит к запряженному возу. В дожденосных тучах древний человек видел небесные бассейны и сравнивал их с морями, реками и колодцами; вот почему облачные кони получили прозвание «морских» или «водяных». Молоко мифических кобылиц=живая вода, дождь, проливаемый тучами; лингвистические данные, сближающие дождь с молоком, указаны в следующей главе. С весенними ливнями оканчивается владычество демона-Зимы, творческие силы стихий возрождаются и обновленная природа является в своих роскошных уборах, что и выражено баснею о купанье в кобыльем молоке: добрый молодец, представитель весны, обретает в нем красоту и крепость, а противник его (зима) - смерть. Поселяне доселе приписывают первым весенним дождям целебные свойства и спешат умываться ими на здравие и красоту тела. Кобылье молоко, в котором должен купаться сказочный герой, наливается в котел и кипятится на сильном огне: поэтическое представление, стоящее в связи с уподоблением грозовых туч - котлам и сосудам, в которых небесные духи варят дождевую влагу на огне, возжженном молниями (сличи ниже с преданиями о приготовлении ведьмами, во время грозы, чудесного пива). Когда соперники купаются в молоке - герою помогает его богатырский конь: он наклоняет голову к котлу и, вдыхая в себя жар, охлаждает кипучее молоко; (318) а потом, с целью погубить злого врага, выдыхает жар обратно. В немецких сказках конь пускает из своих ноздрей ветры - то холодные, заставляющие стынуть молоко, то горячие, заставляющие его кипеть 1948 . Русская легенда 1949 рассказывает о черте, который варил в молоке стариков и старух и делал их молодыми. Греческая мифология ставит чудесных коней в ближайшее соотношение с божествами вод: Океаниды и Посейдон разъезжают по морским безднам в колесницах; кони последнего называются в Илиаде златогривыми и бурно летающими. Как в наших сказках Морской царь (= первоначально дождевая туча) является иногда в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь (=громовник) 1950 , так то же превращение греки приписывали Посейдону: в шуме грозы преследовал он Деметру, которая, убегая его объятий, обратилась кобылицею и смешалась с аркадскими стадами, но Посейдон нашел ее и осилил в образе жеребца. Плодом этого союза был славный конь Арион; тот же бог от горгоны Медузы произвел двух детей: крылатого Пегаса и Хрисаора (золотой меч = молнию). Океанида Philyra была осилена Кроносом, превратившимся в коня, и родила Хейрона, с которым связывается племя кентавров 1951 . Кентавры - полулюди, полукони; они обитали в горных пещерах, т. е. в облачных скалах, и владели огромною бочкою дорогого вина, подаренного Вакхом, т. е; дождем; Геркулес разил их своими стрелами (= молниями). Кун остроумно доказал тождество их с индийскими гандарвами (gandharva), облачными демонами, сторожившими небесную сому 1952 , е) Купаясь в молоке морских кобылиц, сказочные герои становятся силачами и красавцами; подобно тому громоносные богатыри, победители демонических змеев, влезая в одно ухо своего коня, наедаются-напиваются там, переодеваются в блестящие наряды и потом вылезают в другое ухо молодцами неописанной красы и необоримой силы 1953 . Литовское предание запомнило о жеребце исполина Витольфа, по имени Иодж (вороной), который перегонял самые ветры и голова которого служила его хозяину убежищем: одним ухом входил он в нее, а другим выходил. Во время какого-то пиршества у царя Иодж сошелся с столь же прекрасною кобылою; но боги, опасаясь, чтобы порода таких лошадей не размножилась, покрыли их двумя горами 1954 . Согласно с этими рассказами, герой хорутанской приповедки, очутившись в царстве вил, должен был три ночи скрываться от враждебных покушений: первую ночь он проводит в хвосте бурой ко(319)былы. другую - в ее гриве, а третью - в ее подкове, и эта кобыла была не простая, а конь-вихрь или буря 1955 ; в наших сказках мальчик-с-пальчик (олицетворение молнии) прячется в лошадином ухе. В переводе на общепонятный язык, смысл этих метафорических выражений таков: молния скрывается в голове гигантского коня-тучи, пьет из нее дождевую влагу и, выходя из своего убежища, является глазам смертного во всем блеске красоты и всесокрушающей силы. f) Как облачные горы в своих недрах, а змеи-тучи в своих дворцах таят драгоценные клады, т. е. скрывают во мраке туманов золото небесных светил и молний, так точно мифические кони не только дышат пламенем и выбрасывают из заду горячие головешки, но и рассыпаются серебром и золотом и испражняются теми же дорогими металлами 1956 . Такое чудесное свойство соединяется преданиями со всеми поэтическими олицетворениями грозовых туч; отсюда объясняется поверье, почему клады могут являться в образе различных животных (овцы, коня, собаки и проч.), которым стоит только нанести удар - как они тотчас же рассыпаются серебряными и золотыми деньгами, подобно тому как удары грома рассыпают золотистые молнии и выводят из-за темных облаков блестящие лучи солнца 1957 , g) Воинственный характер Перуна усвоен и его богатырскому коню: конь этот отличается необычайною силою; он помогает своему владельцу в трудных битвах с змеями и демоническими ратями (= тучами), поражая их теми же мощными копытами, которыми разбивает скалы и творит дождевые ключи: «не столько богатырь мечом рубит, сколько конем топчет» или «много богатырь мечом рубит, а вдвое того его добрый конь копытами побивает», «куда конь ни повернет - там улица!» В то время, когда богатырь сражается пеший и враг начинает одолевать его, добрый конь рвется с цепей и роет копытами глубокую яму 1958 . Перед началом войны предки наши гадали об исходе ратного предприятия по ржанию и поступи священных коней, h) Как олицетворения грозовых туч, богатырские кони - кони вещие, одарены мудростью, предвидением и человеческим словом, потому что с живою водою дождя и с громом нераздельны были представления о высшем разуме и небесных вещаниях (см. стр. 198 и дал.). В Илиаде 1959 Ахиллес разговаривает с своим конем Ксанфом и узнает от него о своей близкой смерти; подобно тому Шарац (пегий конь), который служил Марку-королевичу сто шестьдесят лет и пил с ним вино из одной чаши, однажды споткнулся и, проливая слезы, предсказал ему скорую кончину 1960 . Эпические сказания, принадлежащие индоевропейским народам, заставляют коней беседовать с храбрыми витязями, предвещать им будущее и подавать мудрые советы; в русских сказках конь, чуя беду, которая грозит его хозяину, спотыкается на езде, горько плачет по нем и стоит на конюшне по щиколки в слезах или в крови 1961 .

Вместе с воплощением естественных явлений природы в человеческие образы, мифические кони отдаются в услуги стихийных богов, которые мчатся на них по воздушным пространствам верхом или в колесницах. Поэтическое представление осложняется, и быстронесущаяся туча, названная первоначально небесным конем, (320) впоследствии принимается за колесницу, запряженную небесными лошадьми, на которой восседает грозное божество 1962 . По белорусскому преданию, духи, подвластные Перуну, носятся по полям и лесам на ретивых конях с быстротою стрелы, а в образе хищных птиц производят ветры и бурю 1963 ; сам же Перун разъезжает по небу в огненной колеснице и бросает с огненного лука стрелы-молнии: атрибуты эти в позднейшую эпоху были перенесены на Илью-пророка. То же самое рассказывают литовцы о своем Перкуне 1964 ; сверх того песни их упоминают о божьих конях, на которых ездят божие сыны:

Kur paliku dccwa sirgi?

Deewa dehlijabdija.

Kur aisjahje deewa dehli?

Saules mejtos raudsitces 1965 .

«Прекрасноблещущий» Индра также представлялся с громовыми стрелами и на колеснице, запряженной гнедыми, объятыми пламенем конями; на таких же лошадях являлся и бог Агни; Ветрам (Марутам) гимны Ригведы дают колесницу, запряженную антилопами под красно-огненным ярмом, и самих их уподобляют то птицам, то крылатым коням 1966 . Все главные боги и богини греков, германцев и других родственных народов имели своих коней и свои возки 1967 ; по свидетельству Илиады, боги ездили между небом и землею на бессмертных лошадях, вкушающих амброзию. К этой бессмертной породе принадлежали Ахиллесовы кони Ксанф и Балий, рожденные Зефиром от гарпии Подагры и подаренные Посейдоном Пелею; они дышали пламенем и на бегу опережали самые ветры. Суровый Борей, в образе черногривого жеребца, посещал кобылиц Эрихтония, которые породили от него двенадцать быстроногих коней:

Поэтические воззрения славян на природу поэтических воззрений на природу все ее могучие силы...

  • Поэтические воззрения славян на природу (2)

    Документ

    Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу Поэтические воззрения славян на природу на поэтиче­ским воззрением гроза и...

  • Поэтические воззрения славян на природу (3)

    Документ

    Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу . Том 2 Hrimfaxi © 2006 Александр Николаевич Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу Опыт... в давнюю эпоху развития религиозно-поэтических воззрений на природу все ее могучие силы...

  • Поэтические воззрения славян на природу (4)

    Документ

    Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу . Том 3 Hrimfaxi © 2006 Александр Николаевич Афанасьев Поэтические воззрения славян на природу Опыт сравнительного... Господь налагает на него железные цепи3. Под другим поэтиче­ским воззрением гроза и...

  • Главная > Книга

    У батюшки жеребец -

    Всему миру не сдержать (= ветер);

    У матушки коробья -

    Всему миру не поднять (= земля);

    У сестрицы ширинка -

    Всему миру не скатать (= дорога) 1897 .

    «Стукотит, гуркотит, як сто коней бежит» = гром; то же означают и следующие загадки: «сивой жеребец на все царство ржет», «сивый жеребец по полю ржет, а везде слышно»; следоват., грохот громовой тучи уподобляется ржанию и топоту бегущих коней. Особенно интересен вариант: «кобыла заржет на турецкой горе, жеребец откликнется на сионской горе» = молния и гром 1898 . Громовый конь ржет на горах, т. е. в тучах, потому что гора есть древнейшая метафора облака. Подобная же загадка есть у литовцев: «вдалеке ржет конь, а вблизи узда звенит» = удар грома 1899 . Этим чудесным коням принадлежит весьма видная роль в народных эпических сказаниях. Как олицетворения порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифическими птицами; с другими же дополнительными эпитетами: огненный, огнедышащий, с ясным солнцем или меся(312)цем в лбу, с частыми звездами по бокам 1900 , золотогривый, золотохвостый или просто золотой - конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи; самая сбруя на таком коне бывает золотая 1901 . В старинном византийском романе, встречающемся в наших рукописях под названием «Девгениева жития», упоминаются три волшебные коня, «рекомые: Ветреница, Гром и Молния» 1902 ; в сказке об Иване Кручине выведены кони Ветер и Молния, которые так легки на ногу, что никто не в состоянии обогнать их 1903 ; армянские сказки знают коня-вихря и коня-облако 1904 , а новогреческие коня-молнию 1905 . Вообще богатырские кони наших былин и сказочного эпоса с такою легкостью и быстротою скачут с горы на гору, через моря, озера и реки, отличаются такою величиною и силою, что нимало не скрывают своего мифического происхождения и сродства с обожествленными стихиями. Бурый конь Дюка Степановича славен был своими крыльями; русские, сербские и словацкие сказки часто говорят о крылатых лошадях: так один богатырь отбивает у змея коня о двенадцати крыльях, с серебряной шерстью, с золотою гривою и золотым хвостом 1906 , а другой разыскивает кобылицу, которая каждый день облетает вокруг света, которая когда пьет - на море волны подымаются, а станет чесаться - столетние дубы падают 1907 ; по свидетельству сербской песни, у воеводы Момчила был крылатый конь и сабля «са очима», т. е. конь-туча и сабля - быстрозоркая молния 1908 . И немецкие и славянские предания рассказывают о лошадях, которые носятся по воздуху, спускаются в горные (== облачные) пещеры и морскую глубь (= дождевые хляби) и взбираются на гладкую стеклянную гору (= небо) 1909 . Вот что повествуют валахские сказки о быстроте богатырских коней: царевна спасается бегством от дракона; как только уселась она на своего коня, чудесное животное поднялось от земли и с изумительною скоростью помчалось вдаль. Через несколько времени говорит конь: «милая царевна! оглянись - не приметишь ли чего?» Она оглянулась и увидела позади себя огромного дракона, который уже настигал ее. «О скорей, скорей! позади нас дракон!» - закричала царевна. - Как тебе хочется, чтобы я летел: как ветер или как мысль? - спросил конь. «Как ветер!» - отвечала испуганная царевна и с быстротою вихря понеслась по воздуху. Через несколько времени снова говорит конь: «оглянись, нет ли чего?» Царевна оглянулась и опять вскрикнула: «о быстрее, быстрее! дракон настигает нас!» - Как хочешь, чтобы я летел: как ветер или как мысль? - спрашивает конь. «Как мысль!» - отвечала царевна, и в то же мгновение конь с царевною опустился в большой город - цель (313)их поспешного бегства 1910 . В русской былине рассказывается об Илье-Муромце, т. е. о Перуне, место которого заступает он в народном эпосе:

    Он бьет коня по крутым бедрам,

    Пробивает кожу до черна мяса;

    Ретивой конь осержается,

    Прочь от земли отделяется:

    Он и скачет выше дерева стоячево,

    Чуть пониже оболока ходячево.

    Первый скок скочил на пятьнадцать верст,

    В другой скочил - колодезь стал...

    В третий скочил под Чернигов-град.

    Другая песня поет: «поскоки его (коня) были по пяти верст; из-под копыт он вымётывал сырой земли по сенной копне» 1911 . Любопытно предание болгарской колядки 1912: похвалился однажды юнак:

    Че си има добра коня,

    Та надбърже ясно слънце.

    Услыхала похвальбу Солнцева сестра и сказала о том брату. Промолвило ясное Солнце: «скажи похвальщику, чтобы вышел он раным-рано на восток, и станем мы перегоняться; если он меня обгонит - пусть возьмет тебя, милую сестрицу; если я перегоню - то возьму его доброго коня». Согласился юнак, явился раным-рано на востоке, и началось состязание. Увидало Солнце, что юнак обгоняет, и говорит ему: «подожди меня у полудня!» Тот соскочил наземь, воткнул копье, привязал своего коня, лег и заснул. Крепко спит, а Солнце уже близко к закату. Будит молодца добрый конь ногою: «вставай! не потерять бы тебе коня! Завяжи-ка мне платком черные очи, чтобы не задели их ветки древесные». Изготовясь в путь, конь понесся с такою быстротою, что когда Солнце явилось на запад - юнак уже был на месте и встретил его в воротах. Этот конь, обгоняющий самое солнце, есть ветер или бурная туча. По выражению болгарской пословицы, ветер носится на кобыле: «ветъръ го носи на бел кобил» 1913 , а в хорутанской приповедке 1914 молодец, отыскивая свою невесту и не дознавшись об ней ни у Солнца, ни у Месяца, приходит на луг, где паслась бурая кобыла - «to je bila bura ili veter»; он прячется под мост, и когда кобыла пришла пить воду - выскочил, сел на нее верхом и быстрее птицы помчался в вилинские города. Эпитет бурый (смурый, йскрасна-черноватый) роднится с словами: буря (в Остромир. еванг. боура), буран (бурун) - степная вьюга, метель, вихрь, бурнеть - разыграться буре, бурлить и бурчать - шуметь, бушевать 1915 ; бурый конь - собственно, такой, шерсть которого напоминает цвет тучи, грозящей бурею. В венгерской сказке 1916 молодец, во время поисков своей невесты, обращается к Ветру, и тот дает ему коня-вихря, бегающего со скоростью мысли; в немецких же сказ(314)ках Ветер сам переносит юношу в ту далекую сторону, куда скрылась его красавица (см. выше стр. 161). Чудесный конь наших сказок называется сивка-бурка вещий каурка; каурая масть - та же, что бурая, только с темным ремнем по спине; сивый - собственно: блестящий, сияющий (см. выше, стр. 118; месяц представляется сивым жеребцом), а потом: седой или с проседью 1917 . По свидетельству старинной былины:

    Зрявкает бурко по-туриному,

    Он шип пустил по-змеиному -

    Триста жеребцов испугалися,

    С княжеского двора разбежалися...

    А князи-то и бояра испужалися,

    Все тут люди купецкие -

    Окорачь они по двору наползалися 1918 .

    «Бурко зрявкает по-туриному, а шип пускает по-змеиному» - выражение, указывающее на сродство чудесного коня с зооморфическими представлениями громовой тучи быком (туром) и змеем. Самая характеристическая особенность эпического языка заключается в постоянном употреблении одних и тех же эпитетов и оборотов, однажды навсегда верно и метко обрисовавших известное понятие; таким эпитетам и оборотам, несомненно, принадлежит значительная давность. Говоря о сивке-бурке и вообще о богатырских конях, народные русские сказки прибегают к следующим выражениям, которые всякий раз повторяются слово в слово, как неизменные формулы: «конь бежит - земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся» или - когда садится на коня могучий богатырь и бьет его по крутым бедрам: «добрый конь осержается, от сырой земли отделяется, поднимается выше лесу стоячего, что пониже облака ходячего; из ноздрей огонь (пламя) пышет, из ушей дым столбом, следом горячие головешки летят; горы и долы промеж ног пропускает, малые реки хвостом застилает, широкие - перепрыгивает» (вар. «широки раздолья и воды хвостом застилает, через горы перескакивает»). В польских сказках читаем: «зашумели ветры, заблистали молнии, затопали копыты, задрожала земля - и показался конь из коней, wieszczy siwekztotogrywek; летит как вихрь, из ноздрей пламя, из очей искры сыплются, из ушей дым валит» 1919 . О коне Милоша Воиновича сербская песня рассказывает:

    По три копл(ь)а у приjеко скаче,

    По четири небу у висине,

    У напредак ни брсуа се не зна,

    Из уста муживи оган(ь) сипа,

    А из носа модар пламен суче 1920

    О коне Марка-кралевича:

    Kad se Marku saro (пегого коня) raztrgao,

    Devet kopljah u visinu skace

    A dvanaesti malo za napreda,

    Iz zubih mu zclen plamen ide. (315)

    Iz nosdrva studen vеtar piri,

    Iz oCiuh grad i kiia najdc,

    Iz kopit mu munje sijcvaSe,

    A iz grivah bumbul-ptica (соловей) pcva,

    A na sapu mudra vidra igra 1921 .

    Обстановка эта - живой отголосок древнепоэтических воззрений на природу, дивному, богатырскому коню приданы все свойства грозовой тучи: бурый цвет, необычайная скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря, горы и пропасти, выдыхание жгучего пламени и всепотрясающий топот, от которого дрожит самая земля: «конь бежит - земля дрожит!» - эпическое выражение, принимаемое народной загадкою за метафору грома 1922 . Подобное сочетание громовых ударов с мыслию о потрясенной земле встречаем в сербской песне: «или грми, ил" се земл(ь)а тресе» 1923 , и в болгарской загадке, означающей молнию и гром: «скок-иа перушан ("пернатый, окрыленный, т.е. молниеносная стрела), подскокна- сичка-та 1924 земя потржси» 1925 . В нашем народе есть любопытный рассказ о власти колдунов над тучами: раз поднялась страшная буря, небо потемнело. Поселяне ожидали дождя, но знахарь объявил, что дождя не будет. Вдруг откуда ни взялся - летит к нему черный всадник на черном коне. «Пусти!» - просит он знахаря. - Не пущу! - отвечает тот. Ездок исчез; тучи посизели и предвещали град. Несется к знахарю другой ездок - весь белый и на белом коне. «Пусти!» - просит он знахаря - и когда тот согласился, град зашумел над долиною 1926 . Черный всадник на черном коне олицетворяет собою мрачную, дождевую тучу, а белый всадник на белом коне - сизую, белесоватую тучу, несущую град. Русской сивке-бурке соответствует волшебный конь венгерского эпоса Татош, известный и у словаков: это конь крылатый, прыгающий с горы на гору, грива которого сравнивается с блестящими стрелами 1927 . В таком уподоблении бурной, грозовой, дожденосной тучи - коню кроется объяснение многих эпических подробностей, по указанию которых: а) чудовищные змеи (демоны, омрачающие небо черными тучами) разъезжают на быстролетных, огнедышащих конях; чертям, заступающим в народных преданиях драконов и других грозовых духов, даются огненные лошади и золотая колесница - точно так же, как дается им и корабль-облако 1928 . b) Сказочные герои находят богатырских жеребцов и кобылиц внутри гор или в подземельях, где они стоят за чугунными дверями, привязанные на двенадцати железных цепях и замкнутые двенадцатью железными замками; ржание и топот их, громко раздающиеся из-под земли, потрясают ходенем все царство; когда конь почует ездока по себе - он тотчас разрывает цепи и выбивает копытами чугунные двери 1929 . Это пребывание богатырского коня в подземной пещере однозначительно с заключением змея в бочке (см. выше стр. 299); гора - метафора тучи, железные замки, двери и цепи - зимние оковы. Оцепененный холодом, мифический конь Перуна покоится в зимнее время в горе-туче на крепких (316) привязях, а с весною, почуя приход бога-громовника, разбивает зимние оковы и начинает ржать на все царство, т. е. издает потрясающие звуки грома. Представление это принадлежит глубочайшей древности; по свидетельству гимнов Ригведы, Индра обретает белого (молочного) коня в облачной горе 1930 , с) По своей стихийной природе богатырские кони питаются огнем, жаром (горячими угольями 1931), а жажду утоляют росою или вином и медовой сытою 1932: и вино и мед - метафорические названия дождя; роса также называлась небесным медом. Новогреческая сказка упоминает о драконовом коне, который пьет тучи 1933 . По древнегреческим преданиям, кони Гелйоса питались амброзией и паслись в гесперидских= небесных, облачных садах 1934 ; о сивке-бурке есть на Руси поверье, что конь этот пасется в вечно цветущих степях 1935 ; на те же небесные пастбища намекает и литовская поговорка: «божие сады еще не выпасены» 1936 . Богатырские кони носят при себе живую и целющую воду 1937 и ударом своих копыт выбивают подземные ключи, т. е. дождевые источники 1938 . Недалеко от Мурома - там, где бьет родник, явившийся, по преданию, из-под копыт быстролетного коня Ильи-Муромца, поставлена часовня во имя Ильи-пророка, на которого народное суеверие перенесло древний культ Перуна. Немецкая сага наложила на старинный миф историческую окраску: когда воины Карла Великого изнемогали от жажды, то белоснежный конь, на котором сидел король, ударил подковою в скалу (=тучу), и в открывшееся отверстие зажурчал стремительный источник, воды которого напоили все воинство. Этот источник называется Glisbom; с его светлою, прозрачною водою народ соединяет очистительные свойства, и женщины из окрестных деревень приходят сюда белить свои холсты 1939 . Происхождение святых колодцев, пользующихся особенным религиозным уважением на всем пространстве земель, заселенных славянами и немцами, приписывается громовым ударам. Все это невольно приводит на память крылатого Зевсова Пегаса, который носил громы и молнии и, ударяя своими легкими ногами, творил источники живой воды (таков на Геликоне ключ Иппокрена). Нога здесь символ молнии, низводящей дожди: своими подковами мифические кони высекают из облачных скал молниеносные искры, как бы ударом огнива о кремень; лошади Зевса и Посейдона называются медноногими (). По свидетельству Гезиодовой Теогонии, вода (= дождь) изливается из самого Пегаса (=коня-тучи) 1940 , d) Народные сказки говорят о морских или водяных кобылицах, выходящих из глубины вод; купаясь в их горячем молоке, добрый молодец становится юным, могучим и красивым, а враг его, делая то же самое, погибает смертию 1941 . Хорутане дают этим кобылицам (317) эпитет вилиных; в образе вил славянская мифология олицетворяет грозовые явления природы, и потому некоторыми признаками своими они сходятся с облачными женами - ведьмами и бабою-ягой (см. гл. XXIII). По свидетельству русских преданий, те быстроногие кони, на которых можно уйти от летучего змея, добываются от бабы-яги или ведьмы, в награду за трудную службу, подобно тому в хору-танских и словацких сказках молодец, желающий добыть чудесного коня, поступает на службу к бабе-чаровнице и пасет буйных кобылиц, в которых превращаются ее собственные дочери 1942 ; наши ведьмы так же превращаются в кобылиц и бешено носятся по горам и долам 1943 . Немцы называют морского коня neck - слово, родственное с именем водяных духов: nix, nixe; сканд. nennir или nikur- прекрасный конь, который выходит из морских вод и гуляет по берегам; некоторым витязям удавалось изловить его, зауздать и употребить на работу. Так, один смышленый человек набросил на этого коня хитро сделанную узду, вспахал и взборонил им свое поле; но когда узда была снята - neck с быстротою молнии ринулся в море и увлек с собою борону. Другая сага говорит о черном морском коне, который прянул в водную бездну и увлек туда и плуг и пахаря. Существует поверье, что когда настает буря - то на водах показывается огромная лошадь с большими подковами 1944 . Неудержимое течение вод заставило поэтическую фантазию уподобить источники и реки быстрому бегу коня. Глубокие места в реках слывут у нас быстринами. «Що бижить без повода?» - спрашивает народная загадка и отвечает: вода. Другая загадка: «между гор бежит конь вороной» означает ручей или реку, текущую среди крутых берегов 1945 ; слово берег, брег тождественно с немецким berg, и в областных наречиях возвышенный берег реки доселе называется горою: «ехать горою», т. е. сухим путем, а не водою 1946 . «Бежит конь промеж гор - скубом сбит, ковром накрыт» - вода, бегущая подо льдом; «бурко бежит, а оглобли стоят» или «сани бегут, самокатки бегут, а оглобли стоят» - река и берега 1947 ; в двух последних загадках метафора уже осложняется и от коня переходит к запряженному возу. В дожденосных тучах древний человек видел небесные бассейны и сравнивал их с морями, реками и колодцами; вот почему облачные кони получили прозвание «морских» или «водяных». Молоко мифических кобылиц=живая вода, дождь, проливаемый тучами; лингвистические данные, сближающие дождь с молоком, указаны в следующей главе. С весенними ливнями оканчивается владычество демона-Зимы, творческие силы стихий возрождаются и обновленная природа является в своих роскошных уборах, что и выражено баснею о купанье в кобыльем молоке: добрый молодец, представитель весны, обретает в нем красоту и крепость, а противник его (зима) - смерть. Поселяне доселе приписывают первым весенним дождям целебные свойства и спешат умываться ими на здравие и красоту тела. Кобылье молоко, в котором должен купаться сказочный герой, наливается в котел и кипятится на сильном огне: поэтическое представление, стоящее в связи с уподоблением грозовых туч - котлам и сосудам, в которых небесные духи варят дождевую влагу на огне, возжженном молниями (сличи ниже с преданиями о приготовлении ведьмами, во время грозы, чудесного пива). Когда соперники купаются в молоке - герою помогает его богатырский конь: он наклоняет голову к котлу и, вдыхая в себя жар, охлаждает кипучее молоко; (318) а потом, с целью погубить злого врага, выдыхает жар обратно. В немецких сказках конь пускает из своих ноздрей ветры - то холодные, заставляющие стынуть молоко, то горячие, заставляющие его кипеть 1948 . Русская легенда 1949 рассказывает о черте, который варил в молоке стариков и старух и делал их молодыми. Греческая мифология ставит чудесных коней в ближайшее соотношение с божествами вод: Океаниды и Посейдон разъезжают по морским безднам в колесницах; кони последнего называются в Илиаде златогривыми и бурно летающими. Как в наших сказках Морской царь (= первоначально дождевая туча) является иногда в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь (=громовник) 1950 , так то же превращение греки приписывали Посейдону: в шуме грозы преследовал он Деметру, которая, убегая его объятий, обратилась кобылицею и смешалась с аркадскими стадами, но Посейдон нашел ее и осилил в образе жеребца. Плодом этого союза был славный конь Арион; тот же бог от горгоны Медузы произвел двух детей: крылатого Пегаса и Хрисаора (золотой меч = молнию). Океанида Philyra была осилена Кроносом, превратившимся в коня, и родила Хейрона, с которым связывается племя кентавров 1951 . Кентавры - полулюди, полукони; они обитали в горных пещерах, т. е. в облачных скалах, и владели огромною бочкою дорогого вина, подаренного Вакхом, т. е; дождем; Геркулес разил их своими стрелами (= молниями). Кун остроумно доказал тождество их с индийскими гандарвами (gandharva), облачными демонами, сторожившими небесную сому 1952 , е) Купаясь в молоке морских кобылиц, сказочные герои становятся силачами и красавцами; подобно тому громоносные богатыри, победители демонических змеев, влезая в одно ухо своего коня, наедаются-напиваются там, переодеваются в блестящие наряды и потом вылезают в другое ухо молодцами неописанной красы и необоримой силы 1953 . Литовское предание запомнило о жеребце исполина Витольфа, по имени Иодж (вороной), который перегонял самые ветры и голова которого служила его хозяину убежищем: одним ухом входил он в нее, а другим выходил. Во время какого-то пиршества у царя Иодж сошелся с столь же прекрасною кобылою; но боги, опасаясь, чтобы порода таких лошадей не размножилась, покрыли их двумя горами 1954 . Согласно с этими рассказами, герой хорутанской приповедки, очутившись в царстве вил, должен был три ночи скрываться от враждебных покушений: первую ночь он проводит в хвосте бурой ко(319)былы. другую - в ее гриве, а третью - в ее подкове, и эта кобыла была не простая, а конь-вихрь или буря 1955 ; в наших сказках мальчик-с-пальчик (олицетворение молнии) прячется в лошадином ухе. В переводе на общепонятный язык, смысл этих метафорических выражений таков: молния скрывается в голове гигантского коня-тучи, пьет из нее дождевую влагу и, выходя из своего убежища, является глазам смертного во всем блеске красоты и всесокрушающей силы. f) Как облачные горы в своих недрах, а змеи-тучи в своих дворцах таят драгоценные клады, т. е. скрывают во мраке туманов золото небесных светил и молний, так точно мифические кони не только дышат пламенем и выбрасывают из заду горячие головешки, но и рассыпаются серебром и золотом и испражняются теми же дорогими металлами 1956 . Такое чудесное свойство соединяется преданиями со всеми поэтическими олицетворениями грозовых туч; отсюда объясняется поверье, почему клады могут являться в образе различных животных (овцы, коня, собаки и проч.), которым стоит только нанести удар - как они тотчас же рассыпаются серебряными и золотыми деньгами, подобно тому как удары грома рассыпают золотистые молнии и выводят из-за темных облаков блестящие лучи солнца 1957 , g) Воинственный характер Перуна усвоен и его богатырскому коню: конь этот отличается необычайною силою; он помогает своему владельцу в трудных битвах с змеями и демоническими ратями (= тучами), поражая их теми же мощными копытами, которыми разбивает скалы и творит дождевые ключи: «не столько богатырь мечом рубит, сколько конем топчет» или «много богатырь мечом рубит, а вдвое того его добрый конь копытами побивает», «куда конь ни повернет - там улица!» В то время, когда богатырь сражается пеший и враг начинает одолевать его, добрый конь рвется с цепей и роет копытами глубокую яму 1958 . Перед началом войны предки наши гадали об исходе ратного предприятия по ржанию и поступи священных коней, h) Как олицетворения грозовых туч, богатырские кони - кони вещие, одарены мудростью, предвидением и человеческим словом, потому что с живою водою дождя и с громом нераздельны были представления о высшем разуме и небесных вещаниях (см. стр. 198 и дал.). В Илиаде 1959 Ахиллес разговаривает с своим конем Ксанфом и узнает от него о своей близкой смерти; подобно тому Шарац (пегий конь), который служил Марку-королевичу сто шестьдесят лет и пил с ним вино из одной чаши, однажды споткнулся и, проливая слезы, предсказал ему скорую кончину 1960 . Эпические сказания, принадлежащие индоевропейским народам, заставляют коней беседовать с храбрыми витязями, предвещать им будущее и подавать мудрые советы; в русских сказках конь, чуя беду, которая грозит его хозяину, спотыкается на езде, горько плачет по нем и стоит на конюшне по щиколки в слезах или в крови 1961 . Вместе с воплощением естественных явлений природы в человеческие образы, мифические кони отдаются в услуги стихийных богов, которые мчатся на них по воздушным пространствам верхом или в колесницах. Поэтическое представление осложняется, и быстронесущаяся туча, названная первоначально небесным конем, (320) впоследствии принимается за колесницу, запряженную небесными лошадьми, на которой восседает грозное божество 1962 . По белорусскому преданию, духи, подвластные Перуну, носятся по полям и лесам на ретивых конях с быстротою стрелы, а в образе хищных птиц производят ветры и бурю 1963 ; сам же Перун разъезжает по небу в огненной колеснице и бросает с огненного лука стрелы-молнии: атрибуты эти в позднейшую эпоху были перенесены на Илью-пророка. То же самое рассказывают литовцы о своем Перкуне 1964 ; сверх того песни их упоминают о божьих конях, на которых ездят божие сыны:

    Kur paliku dccwa sirgi?

    Deewa dehlijabdija.

    Kur aisjahje deewa dehli?

    Saules mejtos raudsitces 1965 .

    «Прекрасноблещущий» Индра также представлялся с громовыми стрелами и на колеснице, запряженной гнедыми, объятыми пламенем конями; на таких же лошадях являлся и бог Агни; Ветрам (Марутам) гимны Ригведы дают колесницу, запряженную антилопами под красно-огненным ярмом, и самих их уподобляют то птицам, то крылатым коням 1966 . Все главные боги и богини греков, германцев и других родственных народов имели своих коней и свои возки 1967 ; по свидетельству Илиады, боги ездили между небом и землею на бессмертных лошадях, вкушающих амброзию. К этой бессмертной породе принадлежали Ахиллесовы кони Ксанф и Балий, рожденные Зефиром от гарпии Подагры и подаренные Посейдоном Пелею; они дышали пламенем и на бегу опережали самые ветры. Суровый Борей, в образе черногривого жеребца, посещал кобылиц Эрихтония, которые породили от него двенадцать быстроногих коней:

    Бурные, если они по полям хлебородным скакали -