Прочитал чуть не офуел-))

Еще одним направлением криминальной деятельности ТОП ДВ считается нелегальный автобизнес. Его особенностью заключается в том, что речь идет о вторичном авторынке, то есть о торговле автомобилями иностранного производства после трех и более лет эксплуатации. При этом ценятся автомобили без пробега по России и странам СНГ. Этот рынок напрямую связан с близлежащими зарубежными странами, в первую очередь Японией, Китаем, Южной Кореей. Он входит в единый нелегальный авторынок, который носит транснациональный характер. Отечественный автотранспорт на ДВ в результате действия экономических законов рынка практически полностью вытеснен зарубежными дешевыми автомобилями.
Собственно с такого автобизнеса в начале 90-х годов начался процесс первоначального накопления капитала для многих лидеров местных преступных группировок и коррумпированных чиновников различных органов и ведомств. Моряки, рыбаки, работники государственных органов и учреждений, туристы и иные категории населения в массовом порядке стали везти из этих стран автомашины для себя, родственников и знакомых, а также на продажу по льготным тарифам. Значительная часть ввозимых автомобилей продается путем оформления так называемой генеральной доверенности с правом по истечении двух лет через договор купли-продажи доверенному лицу сам на себя оформить автомобиль. Причем основная плата за автомобиль производится не через магазин, а непосредственно покупателя с продавцом автомобиля с занижением размеров всевозможных выплат в бюджет.
Почти одновременно с неорганизованной торговлей такими автомобилями криминальные структуры стали создавать специализированные официальные фирмы и организованно везти автомобили и продавать их на внутреннем российском рынке или стран СНГ. К тому же такой автобизнес стал создаваться совместно с иностранными компаньонами. В частности, вышеупомянутая банда Ларионовых в 1991 году на базе ”Востокрыбхолодфлот” (ВРХФ), а ныне - ”Востоктрансфлот”, совместно с японским гражданином Хиратакэ Идзуми создали совместную компанию ”Кэйавто”. В течение нескольких лет компания занималась поставками автомобилей из Японии в Россию. При этом составлялись двойные контракты с разными ценами на автомобиль. Только в 1993 году разница в ценах у этой компании составила 750 тысяч долларов. Хиратакэ занимался переводом денег братьев Ларионовых на зарубежные банковские счета. Это была не единственная преступная группировка на ДВ, занимавшаяся подобным автобизнесом.
В те годы (1994) в российской печати даже сообщалось об аресте группы японских мошенников в самой Японии, специализировавшейся на торговле автомобилями для российского рынка. В связи с обвинением в мошенничестве был арестован некий Есио Фукасава – президент компании ”Фукасава Дзидося” (техническое обслуживание автомобилей), Цудои Эгути – президент компании ”Джип Лэнд” (продажа автомобилей) и Норио Симагаки – президент компании ”Симагаки Дзидося” (продажа автомобилей). В ходе расследования было установлено, что Фукасава с 1990 года якобы проводил технические осмотры автомобилей, продаваемые Эгути и Симагаки российским морякам, и выдавал соответствующий сертификат для их оформления на экспорт через министерство иностранной торговли и промышленности Японии. При этом он незаконно получал от отделения ассоциации по контролю за эксплуатацией автомобилей в Ниигате по 4 тысячи йен за каждую автомашину. За время до ареста Фукасавы их ежегодно проходило через его фирму свыше 200 автомобилей. Помимо денег от ассоциации Фукасава получал по 5 тысяч йен за каждую автомашину от Эгути и Симагаки за продажу ими автомобилей с фальсифицированными документами.
В 1997 году разгорелся очередной международный скандал: официальный представитель японской полиции заявил о разгроме ОПГ, промышлявшей кражами автомашин престижных марок по заказу русских бизнесменов. Банда орудовала в 9 крупных префектурах Японии. По данным японской газеты ”Токио симбун”, было предъявлено обвинение 30 японским гражданам, которые по заявлению полиции похитили около 600 автомобилей на сумму более 25 миллионов долларов. Организацию похищения автомобилей возглавлял бывший глава известной крупнейшей преступной группировки Японии ”Ямагучи” Омоэда, офис которого находился в г. Тояме. Здесь он получал заказы на автомобили от российских ОПГ, а затем передавал эту информацию доверенным лицам в порты, куда заходили российские корабли. К их приходу на специализированных автостоянках ожидали покупателей сотни автомобилей. Среди них были и ”заказные”. По заявлению представителя УВД Приморского края фактов продажи в России угнанных в Японии автомобилей не имелось.
Но вот после создания российского отделения Интерпола на ДВ такой факт появился. Такого случая в истории государственных отношений между Японией и Россией еще не было. Началось все в 1999 году в Японии, когда у законопослушного японца украли автомашину ”Тойоту-Марк-2” в хорошем техническом состоянии. Угон осуществила одна из преступных группировок из числа выходцев со Среднего Востока. – пакистанцев или иранцев, специализирующихся на угонах. Автомашина была перегнана на западное побережье Японии в один из портов, где через некоторое время была продана постоянному клиенту из России. Еще до прихода судна в порт Владивосток о краденной машине знали в ”Интерполе”.Судьбу автомобиля и интересы японского и российского владельцев рассматривает российский суд.
Отлаженная система поставок украденных автомобилей из Японии в Россию, по некоторым оценкам, позволила угнать свыше 1000 автомобилей. За причастность к этому бизнесу в Фукуоке, Тояме и семи других префектурах Японии было арестовано 55 человек.
На высокодоходном нелегальном автобизнесе ”кормится” много народа: от безработных моряков, ”туристов” и преступных группировок до госчиновников различных министерств и ведомств, участвующих в оформлении документов, выдаче различных разрешений, контроле за ввозом, регистрацией и продажей автомобилей по обе стороны Государственной границы.
Современный автобизнес на ДВ по форме вроде бы законен, но по существу полностью криминализирован. Надо сказать, что большинство действий автодилера в России и за рубежом входит в противоречие с действующим законодательством не только России, но и зарубежных стран. Поэтому автобизнес ДВ – это криминальное явление транснационального характера.
По нашим наблюдениям, сложился определенный механизм транснациональной криминальной деятельности в сфере вторичного авто-бизнеса, который выглядит следующим образом. Криминальные или около криминальные структуры сами, либо под их прикрытием иные структуры и частные лица официально открывают сеть автомагазинов, автостоянок, авторынков, автосалонов, автосервисов, автозаправок, авторазборок для работы с автомобилями.
Практически все известные ОПГ в портовых городах ДВ имеют в частной собственности непосредственно или через подставных лиц подобную автосеть. Она является необходимым звеном в преступной цепочке международного автобизнеса стран-участниц вторичного экономического автомобильного рынка. Поэтому в цену автомобиля закладывается также цена за риск разоблачения незаконных действий хозяев или наемных работников этих хозяйствующих субъектов, которые скрыты от посторонних лиц. К сожалению вероятность обнаружения, фиксирования, доказывания и представления в суд виновных в этих действиях в России минимальная.
Частью этого механизма стало право сношения с зарубежными партнерами по нелегальному автобизнесу ОПГ ДВ, завоеванное в ходе криминальных войн с сибирскими, московскими и другими ОПФ.
ДВ регион по существу превратился в транзитную территорию, определенные слои населения которой участвуют в нелегальном автобизнесе. Примерно четвертая часть населения портовых городов тем или иным образом связана с эти бизнесом. Их усилиями более 80% ввозимого объема автотранспорта через ДВ переправляется в европейскую часть страны, страны СНГ и Прибалтику.
С этой целью на авторынке работает около 20% оптовых покупателей из этих стран и районов. Непосредственно в зарубежные страны за автомобилями они не допускаются. Покупателям ”разъясняется”, насколько это экономически невыгодно и опасно для их жизни или здоровья. Для большей убедительности они ”лишаются” денег, предназначенных для покупки автомашин, после чего только через несколько месяцев без денег и машин возвращаются домой. В лучшем случае, даже появившись за рубежом, они не имеют возможности сойти на берег и посетить места продажи автомобилей либо встретиться с местными автодилерами и купить нужную машину. После этого они возвращаются обратно в российский порт, где приобретают автомобили по предлагаемой цене.
Остальные 20% автомашин от всего ввезенного объема скупается непосредственно местными жителями. Данная категория населения организована и структурирована. По горизонтали они связаны родственно-семейными или корпоративными (по ведомствам и производственным отраслям) связями. По вертикали они связаны с местными ОПГ через авто-сеть, либо непосредственно с оптовыми покупателями. Во втором случае материальная выгода более ощутима. Такая связь, как правило, осуществляется под прикрытием ”красной крыши”, то есть под защитой коррумпированных сотрудников от административных органов власти или правоохранительных органов, в частности. Это особенно видно по стоявшим автомашинам у зданий соответствующих государственных учреждений или по месту жительства их чиновников, в местах, где расположены так называемые элитные дома.
Доставка покупателей за рубеж также является специализированной частью единого международного криминального автобизнеса. С этой целью под прикрытием соответствующих официальных и неофициальных структур создана целая сеть из нескольких сотен туристических фирм, специализирующихся на морских круизах. Основными ”туристами” таких фирм являются автомобильные дилеры. Большая часть таких дилеров – это моряк, который вписывается в судовую роль (штатное расписание судна) при наличии туристической путевки и документального обоснования. Ими выкупаются на судне места для автомашин. В среднем на одном судне регистрируется по два – три экипажа, записанные на одну судовую роль.
Соответствующие должностные лица на это закрывают глаза за определенное вознаграждение. За несколько сотен долларов также может покупаться паспорт моряка, для которого имеется льгота на покупку автомобиля по более низкой цене. Либо дилер за вознаграждение оформляет документы на покупку автомобиля на члена официального экипажа.
На одном судне набирается до тридцати автодилеров. Путевка, например, в Японию, стоит в пределах $220 и $350 одно авто-место на судне. Личный доход автодилера с одной автомашины может составлять от 300 до 3000 долларов. Один дилер покупает от 2-3 до несколько десятков автомест. Ежедневно в таком рейсе участвует около десяти судов. Рейсы совершаются ежедневно и круглогодично. Каждый экипаж от матроса до капитана судна и капитана портаискл каким-либо образом ”подрабатывают” на сделках с автомобилями.
Следующая часть механизма нелегального автобизнеса состоит из процесса покупки подержанного автомобиля за рубежом и его доставки в Россию. Как уже отмечалось выше, данный бизнес в Японии полностью находится в руках ”борекудан”. Чтобы иметь значительную материальную выгоду от торговли поддержанными автомобилями, необходимо идти на всякого рода сомнительные операции, граничащие с нарушением законов вплоть до угонов автомобилей, которые во всех странах мира подпадают под действие уголовного закона. Поэтому на такую работу часто идут нелегальные иммигранты или ”профессионалы” нелегального авто-бизнеса. Многими владельцами или управляющими компаний по продаже старых автомобилей, в частности в Японии, являются выходцы из Пакистана, Ирана и даже России. Есть управляющие, специально приглашенные из Владивостока автодилеры с большим стажем работы в нелегальном автобизнесе.
Главный документ для регистрации и продажи автомобиля - это документ, выданный в таможне. Поэтому основное звено в механизме международного нелегального автобизнеса лежит в сфере таможенного оформления, которое усиленно опекается ТОП. В связи с этим это звено наиболее коррумпированно.
Если таможня в меньшей степени коррумпирована, то суда, люди и автомашины проверяются с особой тщательностью. Тогда выявляется факт нелегального ввоза автомобиля. Если вся таможенная структура коррумпирована, то проверки даже не проводятся. Причем вопросы проверок решаются на более высоком уровне, чем тот или иной таможенный пост.
Японский вторичный авторынок в значительной степени формируется по заказам дилеров из России. В заказ могут входить любые заявки будущих автовладельцев: от года выпуска до цвета обивки салона автомобиля. Персонифицированный заказ обычно делают на дорогие марки импортных автомобилей по высоким ценам. Такие автомобили ОПФ ТОП крадут как в Японии для ”новых русских”, так и в странах Европы для ”новых китайцев”.
Кстати, в Китай отправляют автомобили марки ”мерседес” и БМВ, которые в России предпочитают уголовные авторитеты. В японских портах с небольшой численностью населения, где коррумпированы все соответствующие структуры, имеются склады с потайными подвалами, в которых хранятся угнанные дорогие автомобили. На специальном лифте выбранный автомобиль поднимается из подвала и доставляется прямо на палубу судна без всякого оформления. В России на них беспрепятственно выдаются необходимые таможенные и иные документы.
В купле-продаже такого автомобиля роль дилера сводится к простому его сопровождению. Если дилер хочет ”заработать” на любой другой сомнительной автомашине, то он зачеркивает старые и вносит новые сведения об автомобиле (меняет год выпуска на более поздний или объем двигателя на больший и т. п.). Если судно в основном загружено такими сомнительными автомобилями, то оно по команде ”сверху” (официальной или криминальной) идет в ”нужный” порт с ”нужной” таможней. Это, как правило, удаленные порты с малочисленной таможней в небольших городах или поселках, где семейные и коррумпированные связи создают надежную корпоративную защиту от любого правосудия.

Преступная группа, состоявшая из должностных лиц таможни и предпринимателей, выявлена прокуратурой Приморского края. Возглавлял криминальное сообщество начальник одного из отделов Дальневосточной оперативной таможни подполковник Владимир Старовойтов. В одной связке с ним оказались сотрудники таможни и несколько бизнесменов.
Еще в марте 2004 года служба собственной безопасности Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) в ходе плановой проверки выявила нарушения в деятельности Владивостокого автотранспортного таможенного поста. Материалы по этому делу были переданы в прокуратуру которая придала ему гласность. Таможенникам пришлось в срочном порядке провести пресс-конференцию, на которой начальник организационно - инспекторской службы ДВТУ Владимир Гаврилов внес ясность.
По сути дела в ходе проверки была предана гласности очередная схема ввоза автомобилей с заниженным таможенным платежом. На этот раз попали легковые пассажирские автобусы Toyota Hi Аce 1996-2000 гг. выпуска. Эти автобусы оформлялись как грузопассажирские, всего было обнаружено 119 фактов такого нарушения. В результате в бюджет государства не поступило около 22 млн руб. таможенных платежей, около $ 6 тыс. за один автомобиль. Канал действовал довольно долго, минимум, весь 2003 год и до весны 2004-го, за это время на Владивостокском автотранспортном посту было оформлено более 120 тыс. автомобилей.

Сахалинской транспортной прокуратурой задержан начальник отдела таможенного досмотра Корсаковского поста (Сахалинская область) Игорь Галушко. Как сообщили РИА «Восток-Медиа» в пресс-службе областной прокуратуры, ему предъявлено обвинение в контрабанде и служебном подлоге. По версии следствия поводом для возбуждения уголовного дела послужил факт незаконного перемещения в ноябре 2005 года через таможенную границу РФ автомобиля «Мицубиси Делика», 1997 года выпуска, по подложным документам. Легковой автомобиль был оформлен как грузовой «Мицубиси Кантер». В начале марта в отношении Игоря Галушко прокуратурой уже было возбуждено уголовное дело по аналогичному преступлению.

По данным УВД Приморского края, контрабанда краденых японских автомобилей в Россию стала одним из самых распространенных видов преступного бизнеса. Причем местные власти убеждены, что всплеск нелегального импорта стал следствием предпринятых правительством мер по ограничению ввоза подержанных иномарок в нашу страну. В свою очередь японская полиция все жестче реагирует на это.
17 сентября 2003 года в порту Отару на острове Хоккайдо были арестованы капитан российского судна ”Ленинградская” А. Зеленев и 5 членов экипажа. Приморским морякам предъявлено обвинение в контрабанде в Россию угнанных в Японии автомобилей. Полиция уже предъявила команде сухогруза обвинение.
Судно было задержано в территориальных водах Японии две недели назад кораблями управления безопасности на море. По сообщению японской полиции, в августе 2003 года они были уличены в попытке вывоза из Японии двух автомобилей, которые не прошли таможенный контроль. Одна из этих машин, по данным следствия, была ранее угнана в городе Саппоро. Полиция с помощью камер слежения зафиксировала погрузку на его борт джипа Toyota Land Cruiser через пять с половиной часов после получения сигнала об угоне автомобиля. Следователи подозревают задержанных в причастности к организованной международной преступной группе, которая занимается угонами и переправкой в Россию японских машин машин высокого класса.
Стоит отметить, что это не первый случай задержания членов экипажа российских судов по подозрению в контрабанде краденых автомобилей. 9 июля 2003 года на японском острове Хоккайдо был арестован капитан российского грузового судна ”Эпсилон-1” Семен Ягаров и и еще однин член экипажа при попытке погрузить на борт четыре машины, числящиеся в угоне вместе с партией бывших в употреблении покрышек. Ранее судом Ниигаты за угоны автомобилей к 1,5 годам тюрьмы был приговорен россиянин Александр Ратников. Напомним также, что в 2002 году в Японии прошла целая серия арестов российских граждан по подозрению в угоне автомобилей. Так, в городе Такаяма по подозрению в краже автомобилей были задержаны трое граждан России, в том числе один моряк. Как установила полиция, они угнали два внедорожника Honda с гостиничной стоянки, и еще один от жилого дома. За неделю до этого были арестованы 6 русских угонщиков, которые, по версии властей, угоняли дорогие машины и продавали их в Россию. Всего арестованных подозревают в 125 угонах, а сумма украденного оценивается в 300 млн йен (около 3 млн долларов). Тогда власти заявили, что среди задержаных есть один "гангстер из префектуры Шизуока" и "торговец подержанными машинами из префектуры Фукушима". Известно, что машины переправлялись через порт Оханама, куда часто заходят российские суда с Дальнего Востока.
Большая часть японских машин, привозимых из Японии в России, продается жителям Дальнего Востока, но речь идет о подержанных и недорогих автомобилях.
По сообщениям японской прессы, если еще несколько лет назад наши бандиты пользовались в Японии услугами местных угонщиков, то теперь часто действуют самостоятельно. В то же время для японской полиции, расследующей такие дела, существует непреодолимая преграда в виде госграницы. Россияне, имеющие отношение к контрабанде машин, уезжают из Японии еще до того, как сыщики выходят на их след. "Боссы международных преступных групп находятся вне Японии", - заявил один из руководителей полицейского управления Отару. В ноябре 2000 года полиция японской префектуры Айти объявила в розыск двух россиян - Игоря Сайгоучинского и Ивана Старостина, которых называет "главарями русской мафии". Их обвиняют в скупке краденого имущества, в том числе угнанных автомобилей, и его контрабанде в Россию. Полиция утверждает, что россияне вступили в сговор с президентом одной из местных фирм Нобуо Такэмурой и впоследствии возглавили мощный криминальный синдикат, который орудовал, главным образом, на ближайшем к России острове Хоккайдо. По данным японских властей, русские преступники как минимум трижды приезжали в Японию с Сахалина. В ходе расследования данного дела были арестованы уже 30 человек.
Пока известен только один случай, когда угнанная в Японии и вывезенная в Россию машина была возвращена владельцу. 20 августа 2003 года сотрудники Дальневосточной оперативной таможни вернули страховой компании Sony Insurance Inc угнанный в Саппоро джип Toyota Land Cruiser Prado. Довести это дело до суда удалось только потому, что страховая фирма оперативно направила в Дальневосточную таможню заявление о возврате автомобиля и оригиналы всех документов, подтверждающих право собственности. Из-за отсутствия этих бумаг большинство дел, возбужденных таможенниками в таких ситуациях, не удавалось расследовать до конца. В последнее время японские пограничники стали активнее сотрудничать с российскими правоохранительными органами в попытке пресечь каналы переправки краденых машин.

Незаконный автобизнес. Для борьбы с ним в России уже создана единая компьютерная база данных обо всех автомобилях: либо находящихся во внутрироссийском и международном розыске, либо ввезенных контрабандой и не прошедших на границе законную ”расторможку”, числящихся в угонах и т.п.. Такая мера оказалась не лишней. Кражи машин в Японии поставлены на прочную основу, приобрели огромные масштабы.
В марте 2001 года японские правоохранительные органы задержали интернациональную банду, созданную двумя русскими, в которую входили 38 японцев и один пакистанец. На счету банды 744 угнанных автомобилей. В Японии ежегодно угоняются более 600 тысяч автомобилей, свыше 60% которых попадают в ОАЭ и Россию. Многие организованные преступные группировки совместно с японскими криминальными группировками наладили каналы поставки таких автомашин в Россию, а через Россию в Китай, Европу и Америку.
В октябре 2001 года японские власти на Хоккайдо задержали российское судно ”ПТР-03”, на котором незаконно вывозились три новеньких легковых автомобиля. В порту Исикари, где судно стояло под погрузкой морепродуктов, автомобили скрытно погрузили на борт рефрижератора, после чего оно пыталось скрыться, но было задержано японскими патрульными катерами.
11 октября 2002 года при пограничном и таможенном оформлении СТР ”Солнечногорск” в порту Находка были обнаружены четыре джипа ”Тойота Лэнд Крузер Прадо”, которые были украдены в префектуре Отару Японии с 4 по 6 октября того же года. Капитан судна признался на суде, что постоянно получал от криминальных структур России по $ 100 за каждый перевозимый автомобиль. Годом раньше в марте в порту Фусики японские власти задержали судно под камбоджийским флагом, но с российским экипажем и восемью украденными японскими джипами 1998-99 гг. производства.