Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Курганец 25 объект 695 боевая машина пехоты. Обзор новейшего БМП «Курганец

Курганец 25 объект 695 боевая машина пехоты. Обзор новейшего БМП «Курганец

На наших испытаниях часто присутствуют сотрудники автомобильных компаний и технические специалисты. А на этот раз все два дня, что я провел на Курганмашзаводе, рядом неотступно находился представитель по защите государственной тайны!

Дело в том, что я знакомился с еще полусекретным семейством Курганец-25 и водил такой бронетранспортер — нечто вроде гусеничной маршрутки с пулеметом. И знаете, как она умеет вваливать в повороты?

К то сказал, что Челябинск — суровый город? Вот Курган куда суровее. Когда мы с видеооператором вышли из гостиницы в десять вечера, чтобы купить еды, то ближайшим оказался магазин разливных напитков. И там в придачу к пиву с воблой продавался — вы не поверите — одеколон Шипр. По 24 рубля флакончик! Уж явно не для косметических целей.

А если серьезно, Курган суров тем, что здесь традиционно производят тяжелую военную технику. Правда, завода колесных тягачей, КЗКТ, уже не существует: говорят, последние две машины сделали в 2009 году, а затем предприятие обанкротилось и больше о нем не слышно.

На Курганмашзаводе военная техника соседствует с гражданской: такие тракторы здесь выпускали раньше

Зато Курганмашзавод, принадлежащий концерну «Тракторные заводы», работает вовсю. Здесь выпускают, к примеру, гражданские погрузчики и плавающий вездеход марки Четра, но достаточно взглянуть на БМП на постаменте перед проходной, чтобы понять, какая продукция здесь главная.

Ею занимается СКБМ — Специальное конструкторское бюро машиностроения. Сперва в Кургане делали артиллерийские гусеничные тягачи — наследники того, что стоит на территории . А в шестидесятых сюда передали производство боевой машины пехоты -БМП-1, разработанной Челябинским тракторным. «Ее броня была еще как у царских линкоров-броненосцев», — комментируют заводские специалисты.

Перед проходной завода на постаменте — легендарная БМП-2

В 1980 году на вооружение приняли -БМП-2: ее броня уже оригинальная, в башне — скорострельная пушка 2А42 (которая не устарела до сих пор, но об этом чуть позже). Такие -«бээмпэшки» стали массовыми (выпущено несколько десятков тысяч) и вовсю воевали в Афганистане. Их зачастую называли «братскими могилами пехоты», но они по сей день исправно служат в армиях — не только России или, скажем, Сирии, но даже Чехии и Финляндии. БМП-2 хвалят за надежность и неприхотливость: «Стоят на хранении десять лет, а затем заводятся с пол-оборота».

При нас по заводскому полигону каталась БМП-3

А вот следующая БМП-3 — модель с трудной судьбой: ее доводили до ума не один десяток лет! В 1982 году завершились испытания, в 1987-м — приняли на вооружение, в -1991-м -БМП-3 впервые прошла по Красной площади. Но страна развалилась, и тогда в -войска эти «бээмпэшки» не попали, несмотря на прогрессивную конструкцию: 100-миллиметровое орудие, спаренное с -30-миллиметровой пушкой 2А72, броневой алюминий вместо стали, современные прицелы.

Машину, а вместе с ней и предприятие спасли Арабские Эмираты: в середине двухтысячных там собирались купить около 900 БМП-2, но в последний момент контракт переделали на БМП-3. Как сообщала тогдашняя пресса, арабы сперва хотели самостоятельно дооснастить «бээмпэшки» кондиционерами (жарко же!), однако из-за изменения развесовки машины стали терять равновесие на воде. В итоге у БМП-3 появилась новая заводская опция — кондиционер, в придачу к заказному автомату заряжания противотанковых ракет ПТУР (которые запускаются прямо через ствол 100-миллиметровой пушки).

Сейчас выпущено уже примерно три тысячи машин третьей модели: они остаются в гамме, но к ним прибавилось новейшее поколение — на платформе Курганец-25.

От Ракушки до Драгуна

Бывали в шоу-румах автомобильных дилеров, где выставлены разные модели? Вот и к нашему приезду опытный цех завода превратили в «шоу-рум» с бронемашинами — как уже знакомыми, так и еще невиданными. И все они умеют плавать!

Вот серийная БМП-3, напротив — максимально унифицированная с ней боевая машина десанта БМД-4М, которую .

Рядом — сестра этой «бээмдэшки», только с более высоким корпусом и без башни — -БТР-МДМ Ракушка, нечто вроде бронированного микроавтобуса для десантников. В «пассажирском салоне» — простецкие лавки со спинками, словно у обычного пазика.



По заказу Индонезии ­разработан ­БТ-3Ф - очень просторный «микроавтобус»

0 / 0

Аналог Ракушки, только сухопутный, называется БТ-3Ф: у него тоже нет башни, а вдоль бортов расположены антитравматические сиденья с подножками. «Эта модель появилась благодаря пожеланиям корпуса морской пехоты Индонезии, а у нас ее впервые показали на форуме Армия-2016», — комментируют заводчане.

Глубоко модернизированная БМП-3 называется Драгун: у нее двигатель спереди, аппарель сзади и навеска по бортам — как у Курганца

Еще есть разные модификации на базе -БМП-3: шасси для установки вооружения (152-миллиметровое орудие Вена, противотанковый комплекс Хризантема) и глубоко модернизированная версия Драгун, где моторный отсек перенесен вперед, а десант без помех высаживается через кормовую аппарель.

Но самое интересное, конечно же, Курганцы-25. До сих пор я их видел живьем только мельком, на ночных репетициях Парада Победы-2015: прогрохотали по брусчатке, слепя фарами, — и привет.

9 мая 2015 года по Красной площади прошли бронированные машины - «Курганец-25» . Их появление - сначала в парадных расчетах, на испытательных полигонах, а в ближайшее время и для масштабной замены бронетехники, ныне стоящей на вооружении российской армии - означает принципиально новый этап векового развития отечественных боевых машин.

Выделим главную характеристику - машины семейства «Курганец-25» заметно тяжелее своих предшественников. БМП-1, в 1965 году положившая начало новому классу - боевых машин пехоты, весила 13 т. Ее преемница БМП-2 к 1980 году прибавила в весе до 14 т. БМП-3 весила уже почти 19 т. А базовая масса машин класса «Курганец-25» должна уложиться в 25 т, как понятно из названия. Поищем в истории отечественной оборонной техники массу, близкую к «Курганцу-25». Вот она, 25 600 кг. Мы находим ее в документе под названием «Альбом фотографий и характеристика танка Т-34». ХПЗ, 1940 год. Случайное совпадение? Вряд ли…

Природа имеет вполне определенные законы, и техника, в том числе военная, создается на их основе. Какую задачу решали конструкторы танка Т-34? Создать машину, неуязвимую для огня стрелкового оружия, осколков и массовых противотанковых орудий. Стрелковое оружие - это, скажем, пулеметы калибра 12,7 мм, например американский Browning M2.

Противотанковые пушки в 1940 году - это германские 37-мм Pak 35/36 и 50-мм Pak 38, 25-мм французские пушки фирмы Hotchkiss, 37-мм польские орудия, производимые по лицензии фирмы «Бофорс». Все они оказались малоэффективными против брони Т-34. Посмотрим на пушечное вооружение возможных противников «Курганца-25»: американская БМП M2 Bradley с 25-мм пушкой M242 Bushmaster; германская БМП Marder с 20-мм с Rheinmetall Rh 202, перспективная германская БМП Puma с 30-мм Rheinmetall MK-30.

Огневой вал

Давайте опять обратимся к военной истории, на этот раз - к истории артиллерии. Возьмем мемуары маршала артиллерии Константина Петровича Казакова - «Огневой вал наступления». Огневой вал - фирменный прием из спецтактики отечественной артиллерии. Суть его в создании перед фронтом наступающих подразделений и частей сплошной огневой завесы из разрывов артиллерийских снарядов, перемещаемой по мере продвижения наших войск. Для успеха пехота должна идти как можно ближе к огневому валу. Так, чтобы успеть занять позиции противника, пока он еще оглушен и испуган, пока прячется в блиндажах от осколков и взрывной волны. Идти, прижимаясь к танкам.

Только вот какая беда - снаряд в полете подвержен различным физическим факторам, которые, собравшись числом более семи, образуют статистический нормальный закон распределения. При огневом вале стреляют сотни орудий - снаряды пойдут во взболтанной атмосфере, по которой гуляют сверхзвуковые скачки уплотнения. Так что характеризующий точность стрельбы параметр КВО, круговая величина отклонения, определяет лишь статистику, размер круга, в который - при соблюдении требований математического закона больших чисел - ляжет половина снарядов. А другая половина ляжет вне его. Поэтому масса новых бронемашин семейства «Курганец-25» - это самый важный параметр: именно он определяет возможность наделения их броней, обеспечивающей противоосколочную защиту. А современные снаряды, снаряженные предварительно сформированными поражающими элементами, всякими там стрелками (как в нашем 3Ш2 или американском XM580E1), дают осколки совсем не такие, как артиллерийские гранаты 1940-го. В результате мотострелки обретают защиту от неприцельного огня на уровне экипажей танков, что дает возможность в полной мере воспользоваться преимуществами огневого вала.

Модный силуэт

Еще одна особенность новых бронемашин - их силуэт. Он, примерно соответствуя высоте американских и германских БМП, несколько выше традиционно низкого силуэта отечественной бронетехники. Но это не недостаток, а достоинство. Легендарный Т-34 создавался под бойцов среднего роста в 167 см. Те же нормативы существовали и в 1960-е. Но с тех пор люди стали крупнее. Да и вернулось в обиход защитное вооружение. Пехотинец Великой Отечественной имел лишь каску из уральской стали. А вот современный мотострелок кроме защитного шлема имеет экипировку массой более 30 кг: защитные маску, очки, бронежилет, радиостанцию, многофункциональный пульт управления. И в десантных отсеках БТР или БМП есть смысл в ношении боевого защитного комплекта - еще один слой защиты никому не мешал. Но - для этого необходим дополнительный заброневой объем.

Впрочем, высота машины может изменяться за счет регулируемого клиренса. Дорожный (и внедорожный!) просвет «Курганца-25» - расстояние между грунтом и самой нижней точкой центральной части транспортного средства - может регулироваться в пределах от 100 до 500 мм. Максимален он, когда необходимо преодолевать сложный труднопроходимый рельеф, а минимален - когда надо укрыться от вражеских глаз за преградой или загрузить машину в ограниченный по высоте трюм корабля или грузовой отсек самолета.

«Курганец-25» имеет гидропневматическую подвеску, и применять ее заставляет суровая необходимость. Бронемашинам предстоит двигаться не только по дорогам, но и по пересеченной местности - при этом везя в десантном отделении мотострелков, которым в конце поездки предстоит вести бой, требующий предельного напряжения сил. Поэтому-то конструкторы и постарались снизить перегрузки и максимально сохранить их силы для боевой работы.

Вернемся к характеристикам Т-34 1940 года, по массе близкого к «Курганцу-25». На нем стоял V-образный дизель В-2, двенадцать цилиндров которого при объеме в 38,9 л развивали мощность 500 л.с. и крутящий момент 1960 Нм. Серийный «Курганец-25» будет иметь новый рядный турбодизель ЯМЗ-780. Его шесть цилиндров при объеме 12,4 л дают мощность 750 л.с. и крутящий момент 2550 Нм. Да и ресурс двигателя не 50 часов, как в 1940 году, а 1000. Так что мощность на тонну веса (30 л.с./т) у «Курганца-25» даже выше, чем у БМП-3 (26,73 л.с./т).

На все руки мастер

А теперь объясним, почему мы до этого момента звали «Курганец-25» архаичным термином бронемашина, уклоняясь от привычных слов БТР и БМП. Дело в том, что машина эта, как воспетый Киплингом «солдаматрос», - морской пехотинец, моряк и солдат. На броневую платформу могут устанавливаться разные модули вооружения, превращая единую по конструкции машину в БМП или в БТР. Иметь единую бронеплатформу хорошо для производства - унифицированные детали, сборочные узлы, агрегаты и конструкции можно производить бoльшими сериями, что снизит и производственные издержки, и расходы Минобороны.

Унификация очень хороша и в войсках: технику придется обслуживать и ремонтировать, а иметь один комплект ремонтного оборудования, обученных на одну машину ремонтников и единый комплект запчастей очень эффективно. Так что посмотрим на варианты, в которых может использоваться «Курганец-25». Ну, прежде всего хронологически возникший первым бронетранспортер. Прародителем этого класса машин был английский Mark IX Armoured Personell Carrier, созданный в 1918 году и чуточку опоздавший на Западный фронт. Эта машина весом в 27 т могла перевозить 30 пехотинцев, а для самозащиты имела два французских пулемета Hotchkiss. Скорость - 6 км/ч по дороге. Защита только от пуль, за огневым валом не пойдешь. Бойцы сидели буквально друг на друге…

А в 1933 году в СССР испытывали танк-транспортер пехоты ТР-1, созданный на шасси танка Т-26. В броневой будке с дверью сзади - почти современная аппарель «Курганца-25» - размещалось 14 бойцов. Вот тогда-то военспецы РККА отметили то, что и поныне разделяет БТР и БМП. Если в бронеотсек набивалось 14 бойцов, из-за тесноты они не могли стрелять из винтовок. А если это необходимо, численность десанта придется ограничить пятью стрелками.

Посмотрим на первую комплектацию «Курганца-25». Это бронетранспортер. Десант из восьми мотострелков и пулемет для самозащиты. Как и век назад. Эти характеристики опять-таки диктуются физикой. Солдату противника, решившему подобраться к БТР с гранатометом или упорно бегающему рядом со штурмовой винтовкой, пулеметной пули хватит с избытком. Вести же бой с бронетехникой аналогичного класса не входит в задачи бронетранспортера. Поэтому БТР и получил управляемый дистанционно, стрелком из экипажа машины, универсальный пулеметный модуль. Движение его по азимуту и углу места цели (так называется угол между линией цели и горизонтом стрелкового оружия) осуществляют электроприводы, более простые в обслуживании, чем гидравлика.

Система управления позволяет стрелку лишь выбрать цель на экране и «санкционировать» обстрел. Дальше автомат будет сопровождать ее сам. Сравним «обитаемую» башню и башню «необитаемую» под броней одинаковой толщины. Первой потребуется больше места, чтобы разместить человека. Это вызовет увеличение заброневого объема, который потребует для своей защиты большую площадь брони, что приведет к увеличению, во-первых, массы башни, а во-вторых, ее момента инерции и, следовательно, к значительному увеличению мощности приводов управления.

На корпусе «Курганца» видны распределенные по азимуту мортирки. Система детектирует подлетающий боеприпас и при его приближении выстреливает противоракетный снаряд. Подрываясь, он создает сноп осколков, который разрушает или сбивает с курса вражескую ракету или гранату. Точные данные о работе комплекса активной защиты «Курганца-25» засекречены.

Почти танк

Ну а БМП предстоит идти в одном строю с танками и вести бой как с пехотой, так и с бронетехникой и авиацией. Поэтому на нее устанавливается более тяжелый и сложный универсальный безэкипажный боевой модуль «Бумеранг-БМ». Он совмещает в себе ракетное, пушечное и стрелковое вооружение, электронно-оптическую систему управления огнем и приводы наведения. Унифицированность позволит устанавливать его на различные типы машин. Самое мощное оружие в модуле «Бумеранг-БМ» - противотанковые ракеты «Корнет». Их четыре, и они размещены попарно. Даже в экспортном варианте (в оборонной технике возможности экспортных изделий урезаются по сравнению с оружием, поступающим в собственную армию) они показали весьма высокую эффективность при работе по американским танкам M1 Abrams, как по поставленным США армии послесаддамовского Ирака, так и купленным Саудовской Аравией и отправленным в Йемен на маленькую победоносную войну.

Боекомплект 30-мм пушки 2А42 конструкции академика А.Г. Шипунова и В.П. Грязева - 500 снарядов. Именно столько можно выпустить без введения специальных и крайне тяжелых систем охлаждения, например водяного. Питание осуществляется из двух бункеров, переключаемых в зависимости от класса цели. Для пехоты и небронированных целей имеется 340 осколочно-фугасных снарядов. Для бронецелей - 160 бронебойных подкалиберных снарядов. Максимальный угол возвышения орудия - 70 градусов. Пушка может работать и по воздушным целям - высокая динамика необитаемой башни и зоркая электронно-оптическая система это позволяет. Ну а еще - до предела «вылизанный» десятилетиями массового производства пулемет ПКТМ калибра 7,62 мм с боекомплектом в 2000 патронов. Он классифицируется как вспомогательное вооружение, но может играть большую роль в системе активной защиты для стрельбы по кумулятивным боеприпасам. Не забудем и о малогабаритных дронах, которых все больше и больше будет появляться над полем боя. Трехлинейный патрон - именно то, что таким крошкам надо.

Использование системы активной защиты опять приводит к необходимости тяжелой брони. Это тоже чистая физика, законы сохранения. Ведь если мы отстреливаем в сторону вражеского кумулятивного боеприпаса гранаты из мортирок, то порождаем снопы осколков, которые ударят и по броне - они, конечно, направлены на чужой снаряд, но только статистически. Разбитый или сдетонировавший на дальней дистанции боеприпас никуда не денется - обломки или расфокусированная кумулятивная струя по инерции полетят дальше, следуя законам механики Ньютона. И чтобы их остановить, нужна достаточно толстая броня.

Глава семейства

Высокая защищенность, достигнутая за счет большого веса, позволяет сделать «Курганец-25» платформой для целого семейства боевых машин, машин боевого, технического и тылового обеспечения: противотанковых пушек, самоходных артиллерийских установок, машин ПВО, инженерных машин, машин радиационной, химической и биологической защиты, а также бронированных санитарных машин. Их необходимость стала ясна еще в 1930-е, но в 1938 году производственные возможности СССР позволили выпустить санитарно-транспортный бронеавтомобиль БА-22 лишь в одном экземпляре.

Санитарная машина на базе «Курганца-25» позволит эвакуировать раненых с передовой - а значит, раньше можно будет доставить их в хирургию, то есть существенно повышает шансы на выживание. Так что именно благодаря достаточно солидному весу, обеспечивающему сочетание надежной бронезащиты, высокой противоминной стойкости с тактической подвижностью в современных условиях, семейству бронемашин «Курганец-25» предстоит массовая и разнообразная служба в рядах Российской армии и, скорее всего, в армиях покупателей экспортных версий отечественного оружия.

Прокатиться в коробочке

«Курганец-25» не серийная БМП, а опытный образец. Вернее, несколько образцов, и все они отличаются друг от друга. Главный конструктор «Курганмашзавода» Cергей Абдулов говорит, что при принятии на вооружение может смениться и название. Тем не менее, несмотря на то, что многие элементы нашей перспективной БМП носят гриф «секретно», нам дали возможность проехать на бронированной машине по полигону. Раннее утро встретило нас снежком, бодрым морозцем и новейшим «Курганцем-25» на заводском полигоне. Вблизи машина кажется огромной и малоподвижной, ничего похожего на привычный автомобиль.

Как ни странно, залезать на место механика-водителя не трудно - в элементах навесной динамической защиты отформованы удобные ступеньки. Мгновение - и я на броне, еще пара секунд - и я на месте водителя, слева от мощного 750-сильного многотопливного двигателя. «Курганец-25» может работать на любом типе топлива. Управление оказалось на редкость простым: переводим рычаг управления автоматической трансмиссией в режим «драйв», нажимаем на педаль газа, и многотонная бронированная машина легко и без рывков начинает движение по разбитой полигонной дороге. Для управления по курсу служит небольшой штурвал: повернул направо - поехал направо, повернул налево - поехал налево. Второе удивление - плавность хода. Такое ощущение, что под гусеницами не ледяные кочки и разбитая колея, а ровный асфальт.

В десантном отделении, где я тоже прокатился, - комфортно, можно даже не пристегиваться, хотя все сиденья снабжены многоточечными ремнями и механизмами снижения перегрузки при минном подрыве. Посидел и на месте оператора-наводчика. Ощущение, что попал в хорошо знакомую компьютерную игру - на экране в разных режимах, оптическом или тепловизионном, видны цели, наводишь на них перекрестье, захватываешь цель, и электроника мгновенно производит все баллистические вычисления и удерживает пушку и пулемет на цели. Осталось только нажать соответствующую гашетку. Эргономика даже превосходит управление в PlayStation. В очередной раз позавидовал солдатам, которые будут служить на новой технике.

Поставки в войска бронетехники на новейшей гусеничной платформе «Курганец-25» начнутся в 2018—2019 годах. Как сообщил на днях «Интерфакс», это изделие, разработанное концерном «Тракторные заводы» из Чувашии, вышло на заключительный этап испытаний.

«Надо делать другую машину»

Несмотря на некоторую «миролюбивость» названия этот машиностроительный концерн со штаб-квартирой в Чебоксарах объединяет сегодня в том числе производителей БМП (боевая машина пехоты) и БМД (боевая машина десанта), противотанковой пушки-самоходки «Спрут-СД», которую часто называют «легким танком», и многого другого. Вот где-то в этих недрах и зародилась лет пять назад идея будущего «Курганца» — прямого ответа на объявленный оборонным ведомством курс на максимальную унификацию техники. То есть когда не придумывается по отдельности новая БМП, БМД, противотанковая самоходка или новый гусеничный БТР, а создаётся единожды одна общая для всех них платформа, которая уже достраиваясь и «довешиваясь» в зависимости от задач, как в известном фильме «быстро превращается» в ту или иную боевую единицу. По похожему принципу, к слову, придумывалась и великая и ужасная «Армата» — боевая универсальная тяжелая гусеничная (кажется, ничего не забыл) платформа, ставшая, кажется, самым раскрученным брендом еще задолго до своего реального воплощения. Правда, «Курганец» все-таки полегче (по некоторым данным вдвое) «Арматы» будет, потому его и прозвали ее «младшим братом».

А некоторые эксперты, например, находят у «Курганца» родственные связи (не такие, правда уж, близкие) и с задуманной в конце 70-х БМП-3 — вернее, попыткой создать тогда унифицированную, единую для сухопутных войск, морской пехоты и ВДВ боевую машину пехоты. Попытку не сказать чтобы очень удачную — как известно, ВДВ, по сути, от этой машины отказались, да и в целом, говоря о тех БМП, отмечали в первую очередь упор на огневую мощь в ущерб защищенности экипажа. Именно по поводу БМП-3 в 2010 году тогдашний замминистра обороны Владимир Поповкин произнес свое знаменитое: «На БМП сегодня все ездят наверху, потому что в этом „гробу“ никто ехать не хочет. Надо делать другую машину».

Переросток-радикал

В любом случае, официальной информации об особенностях «Курганца-25» по-прежнему не так много. Рулевая колонка в виде джойстика, «идеология цифрового борта», чуть ли не беспрецедентный уровень защищенности (уроки БМП-3, видимо, не прошли даром), дополнение пассивной брони с керамическими плитам куполом из радиоэлектронных и прочих «щитов», 750-сильный двигатель, необитаемое боевое отделение… Да, еще есть данные, что вооружение для «Курганца» специально разрабатывалось в нижегородском ЦНИИ «Буревестник» — известном специалисте по минометам и различному артиллерийскому вооружению (в том числе для той же «Арматы»).

Весной 2015 года обозреватель «Week» и журналист «National Interest» Кайле Мизоками большую часть материала о выложенным в открытый доступ видео с репетиции в подмосковном Алабино Парада Победы посвятил именно «Курганцам», вернее, созданным на его основе БМП. Он назвал машины радикальным отходом от предыдущих аналогов, предположив, что они оснащены (боевые модули были закрыты брезентовыми чехлами) помимо прочего и несколькими усовершенствованными противотанковыми ракетными комплексами «Корнет-ЭМ», предшественниками которых иракские войска так удачно подбивали американские «Абрамсы» в 2003 году. К слову, та репетиция парада считалась чуть ли не первым официальным выходом «Курганца» в свет.

Для опытно-войсковой эксплуатации «Курганцы» начали направляться в российские войска в 2015 году — через два года планировалось выйти на серийное производство на «Курганмашзаводе», входящем в состав концерна «Тракторные заводы». Однако, уже в конце 2015 года оказалось, что собственно все сдвигается как минимум на год. Главной проблемой оказался слишком высокий, по мнению военных, профиль «Курганца» (сам корпус — 2365 мм, по прицел командира — 3290 мм). «Профиль машины будет меняться, потому что военные сейчас «Курганец--25» между собой называют «мечта гранатометчика», — сообщил журналистам первый вице-президент «Тракторных заводов» Альберт Баков , признавшись, что, по сути, машину (платформу) придется создавать заново, за исключением одних лишь опорных катков, позаимствованных у пресловутой БМП-3. В итоге начало госиспытаний «Курганца» сдвинулось на 2017 год.

Немцы поторопились ответить

Тем временем летом прошлого года в Париже прошла международная выставка «сухопутного» вооружения «Eurosatory-2016» и одним из главных ее открытий, напомним , стала усовершенствованная боевая машина пехоты «Линкс» концерна «Рейнметалл Дефенс» (Германия), которая прямо позиционировалась как ответ на последние разработки российской «оборонки» — в первую очередь, среднюю гусеничную платформу «Курганец-25».

И вот, наконец, последние сводки с полей. «Курганец» может быть поставлен в российские войска в 2018—2019 годах. «Поскольку машина сама по себе радикально новая, из новых комплектующих, конструкторской разработке заново подвергалось абсолютно все. Там не повторяется практически ничего из предыдущих машин, за исключением самых незначительных заимствований. Сейчас точную дату окончания испытаний я вам назвать не могу. Как и все новое, требуется определенная доводка. Как еще конструкторы говорят „обучение“. То есть, машину нужно обучить», — заявил «Интерфаксу» один из руководителей «Курганмашзавода» Алексей Лосев.



PROMISING INFANTRY FIGHTING VEHICLE KURGANEC-25

03.01.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ «КУРГАНЕЦ-25» НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИИ ПАРАДА ПОБЕДЫ В МОСКВЕ. 07.05.2017

На военном параде на Красной площади в Москве в ознаменование 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов в очередной раз были показаны боевые машины пехоты «Курганец-25». Как известно, в настоящее время продолжаются испытания перспективной боевой машины пехоты Б-11 «Курганец-25» с повышенными характеристиками.
ВТС «БАСТИОН», 03.01.2018

БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ «КУРГАНЕЦ-25» НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИИ ПАРАДА ПОБЕДЫ В МОСКВЕ. 07.05.2017


07.06.2018


Российский производитель летом этого года в ходе форума «Армия-2018» познакомит участников с новейшей боевой машиной пехоты «Курганец».
БМП «Курганец» на средней гусеничной платформе «Курганец-25» предназначена для транспортировки личного состава, повышения его мобильности, вооруженности и защищенности на поле боя, последующей замены существующих БМП, стоящих на вооружении российской армии.
БМП будет оснащена дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем, вооружённым 30-мм автоматической пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас 500 снарядов), 7,62-мм пулемётом ПКТМ (боезапас 2 тыс. патронов), двумя сдвоенными пусковыми установками ПТРК «Корнет». Боевой модуль может управляться наводчиком и командиром машины, кроме того за счёт внедрения компьютерных технологий, способен следить за целью и самостоятельно вести обстрел объекта до его уничтожения, оператору необходимо только произвести целеуказание, после чего компьютер станет сам вести слежение за целью.
Моторно-трансмиссионное отделение БМП расположено в передней части корпуса и сдвинуто вправо для улучшения компоновки машины. Масса машины составляет около 25 тонн. Боекомплект и вооружение изолированы от десанта и экипажа.
Экипаж машины состоит из трёх человек. Десантное отделение рассчитано на восемь человек. Подвеска гидропневматическая, с изменяемым клиренсом от 100 до 500 мм.
Машина также оборудована камерами наблюдения за окружающей обстановкой. В задней двери присутствует амбразура для автомата АК. БМП сконструирована по модульному принципу, что позволяет облегчить и ускорить производство и ремонт бронетехники на её базе.
БМП будет экспонирована на открытой площадке форума, с общим доступом для всех посетителей.
Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации



05.07.2018
Первые боевые машины пехоты (БМП) на базе платформы «Курганец» поступят на испытания в войска в 2019 году, говорится в годовом отчете «Курганмашзавода».
По данным отчета, сейчас ведется доработка и подготовка опытных образцов БМП к «всеобъемлющим испытаниям, предшествующим принятию данной техники на вооружение». «ОАО «Курганмашзавод» заключены государственные контракты на поставку в 2019-2021 годах опытно-промышленных партий этих машин», — сообщается в документе.
Как сообщил весной 2017 года занимавший тогда пост замминистра обороны Юрий Борисов, серийное производство техники на средней гусеничной платформе «Курганец-25» начнется с 2021 года.
«Курганец-25» — универсальная гусеничная платформа, на которой планируется создать БМП, боевую машину десанта для ВДВ, бронетранспортер, самоходную артустановку со 125-мм орудием. Разработка платформы ведется по заданию Минобороны РФ с 2012 года.
БМП «Курганец» получила переднее расположение моторно-трансмиссионного отсека, экипаж и десант находятся в отдельной бронекапсуле, изолированной от вооружения и боеприпасов.
ТАСС

15.07.2018
ФОТОРЕПОРТАЖ: БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ «КУРГАНЕЦ-25» НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИИ ПАРАДА ПОБЕДЫ В МОСКВЕ. 06.05.2018

На параде Победы в Москве на Красной площади в 2018 году в очередной раз была представлена перспективная боевая машина пехоты «Курганец-25» в составе шести боевых машин.
Боевая машина пехоты на базе перспективной унифицированной гусеничной платформы «Курганец-25», на которой планируется также создать боевую машину десанта, гусеничный бронетранспортер, и противотанковую самоходную установку.
ВТС «БАСТИОН», 15.07.2018

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ «КУРГАНЕЦ-25» НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ РЕПЕТИЦИИ ПАРАДА ПОБЕДЫ В МОСКВЕ. 06.05.2018


18.07.2018


Первая партия боевых машин пехоты на базе перспективной гусеничной платформы «Курганец-25» будет передана в войска для отработки их эксплуатации в 2019 году. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе Ростеха.
«В 2019 году планируется начало поставок первых машин «Курганец-25″ для опытно-промышленной эксплуатации. На текущий момент это уже зрелая платформа, требуется проверить ее в деле, отработать вопросы эксплуатации и, если потребуется, доработать с учетом полученных результатов. Рассчитываем, что в 2021 году машина будет полностью готова к поставкам в войска», — сказали в пресс-службе.
В апреле 2017 года Юрий Борисов, занимавший тогда пост замминистра обороны РФ, сообщил, что серийное производство «Курганца» начнется в 2021 году.
ТАСС


ПЕРСПЕКТИВНАЯ БМП «КУРГАНЕЦ-25»


Боевая машина пехоты, созданная на основе средней унифицированной платформы, получившей название «Курганец-25», станет первой отечественной БМП, у которой экипаж будет отделен от модуля с вооружением и боеприпасами. Не исключено, что со временем данная БМП получит оружие, как модно сейчас говорить, основанное на новых физических принципах.
Однако в обозримом будущем на «Курганце-25» «пропишется» старая знакомая 30-мм автоматическая пушка 2А42, с боекомплектом в 500 выстрелов. Это единственное, что будет связывать новейшую боевую машину с предшественниками.
Сообщалось, что для боекомплекта будет разработана новая номенклатура снарядов, в том числе «умных», с запрограммированным подрывом в необходимой точке. Что существенно повысит возможность борьбы с живой силой противника.
Для реализации возможностей вооружения создана современнейшая система управления огнем. Она имеет возможность автоматического поиска целей одновременно в различных спектральных диапазонах в пассивном и активном режиме. Для обнаружения замаскированных целей будет применяться оптический локатор.
Экипаж БМП может вести одновременный обстрел двух целей, в том числе из автоматической пушки по воздушным целям с использованием автомата сопровождения.
Тульское конструкторское бюро приборостроения (КБП) продемонстрировало сборку нового безэкипажного боевого модуля «Эпоха». Известно, что он создается для оснащения перспективных образцов бронетехники – бронетранспортеров «Бумеранг» и боевой машины пехоты «Курганец-25».
Боевой модуль «Эпоха» управляется дистанционно с терминалов командира и наводчика и не занимает пространства внутри боевой машины. В комплект вооружения модуля входят 30-мм автоматическая пушка 2А42 (боезапас 500 патронов, в т.ч. 160 БПС и 340 ОФС), спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ (боекомплект 2000 патронов) и противотанковый ракетный комплекс «Корнет-ЭМ» (4 ракеты на двух ПУ по бокам башни). О наличии автоматического гранатомета не сказано.
В программе говорилось о наличии нового комплекса активной защиты (КАЗ) «для машин десанта». Вероятнее всего он представляет собой дальнейшее развитие КАЗ «Дрозд-2» разработки филиала КБП «ЦКИБ СОО» и установлен на башне.
В более отдаленном будущем не исключено появление на «Курганце-25» артиллерийского вооружения более крупных калибров – 40 мм и даже 57 мм.
На базе перспективной гусеничной платформы «Курганец-25» может быть создана перспективная «цифровая» самоходная артиллерийская установка (САУ). Данная средняя унифицированная гусеничная платформа может стать базой для целого семейства военной техники. Не исключено, что будут созданы не только БМП, но и другие боевые и вспомогательные машины, в том числе САУ. Можно предположить, что более счастливая судьба будет у «Курганца-25», который, как обещают, во многом унифицируют с колесным БТР «Бумеранг» (двигатель, модули дополнительной брони), а по вооружению, системам управления огнем – и с тяжелой БМП на базе платформы «Армата».
Семейство ББМ «Курганец-25» полностью готово и на ходу. В расчет парада Победы 2015 года войдут 16 гусеничных боевых бронированных машин (ББМ) данного семейства.

МОДИФИКАЦИИ
· гусеничный бронетранспортер «Курганец-25» (объект 693, гусеничная машина Б-10)
· гусеничная боевая машина пехоты «Курганец-25» (объект 695, гусеничная машина Б-11)
· бронированная ремонтно-эвакуационная машина

«Курганец» (БМП) - это будущее российской пехоты. Техника представляет собой универсальную гусеничную платформу, сконструированную инженерами российского концерна «Тракторные заводы». Опытные образцы для проведения испытаний были выпущены в 2015 году, а серийное производство планируется начать в 2017 году. Модели должны будут заменить стоящие на вооружении в российской армии БМП.

Конструкция

При проектировании боевой машины пехоты (БМП) «Курганец-25» инженеры делали упор на создание модульной конструкции, что облегчит в будущем ремонт, модернизацию и переоснащение техники. Сам бронетранспортер представляет собой унифицированную гусеничную платформу - на ее базе планируется создать несколько вариантов :

  1. Боевую машину десанта (БМД).
  2. Гусеничный бронетранспортер (ГАБТУ).
  3. Самоходную

Двигатель размещается в передней части и немного смещен справа. Здесь же расположена трансмиссия. Такое расположение моторно-трансмиссионного отделения позволяет создать улучшенную компоновку машины, что позволило поместить внутрь 8 человек десанта. Их высадка осуществляется через аппарель в задней части с дополнительной дверью.

«Курганец» (БМП) управляется тремя членами экипажа. Защиту солдат выполняет система пассивной брони совместно с модулем активной защиты, установленным на башню, а для повышения безопасности внутри боекомплект и вооружение помещено в изолированный от пассажиров отсек.

Хорошая проходимость техники обеспечивается гидропневматической системой подвески с возможностью регулирования дорожного просвета.

Вооружение

В зависимости от типа боевой машины формируется основное вооружение техники. Так, САУ на базе описываемой техники оснащается противотанковой пушкой (125 мм). А вот для оснащения других бронетранспортеров - БМП «Курганец-25» и БМП «Бумеранг» - используется боевой модуль на радиоуправление БМ «Бумеранг». В его состав входит автоматическая пушка калибра 30 мм с избирательным питанием на основе двух ящиков, пулеметом (7,62 мм) и двумя двойными установками противотанкового ракетного комплекса «Корнет».

Особенностью боевого модуля является возможность управления им при помощи компьютеризированных электродвигателей. Такая возможность существует у командира машины и наводчика. Более того, комплекс способен самостоятельно следить за указанной членом экипажа целью, вести огонь до полного уничтожения неприятеля. Для расширения обзора «Курганец» (БМП) оснащен видеокамерами Десант также может вести огонь на поражение посредством смотровой щели в задней двери техники.

Перспективы российской армии

Наряду с разработкой машины «Курганец» (БМП), ведется проектирование новой БМП «Рыцарь». Она создается на базе МТ-ЛБ - многоцелевого транспортера легкобронированного - «Арктика», который со средины XX века служит основной боевой техникой в полярных областях нашей страны.

Многие считают, что «Курганец-25» и перспективная БМП «Рыцарь» похожи. На самом деле у них много отличий. Первое состоит в типе используемого двигателя. На «Рыцаря» планируется устанавливать дизельную газотурбинную силовую установку, которая отлично проявила себя в условиях низкой температуры. Второе заключается в конструкции. Как сообщается, последняя модель будет иметь два звена - непосредственно тягач и «прицеп», оснащенный различным вооружением.

Машина будет максимально приспособлена для выполнения боевых задач. Обезопасить членов экипажа способна массивная броня, укрепленная противоминной системой защиты, а также бортовая информационно-управляющая система.

Обновление Т-14 «Армата»

Правительством Российской Федерации принято решение, которое уже вступило в силу, об обновлении парка боевых машин армии. Можно сказать, что задача начала реализовываться с 2015 года, когда в мае был представлен современный боевой тяжелый танк «Армата».

«Армата» и «Курганец-25» являются современными российскими разработками. Несмотря на то что БМП и ТТ сравнивать категорически нельзя, между ними прослеживается определенная связь, которая состоит в использовании обеими машинами боевого модуля «БМ-Бумеранг». Благодаря этому же комплексу удалось создать «необитаемую башню» - наведение боевых средств осуществляется дистанционно и может проводиться автоматизировано.

Т-15 «Барбарис»

Новая БМП России «Курганец-25» не обещает стать исключительной машиной пехоты в российской армии. Ее «соперником» на этом поприще является БМП «Барбарис», являющаяся первым в мире тяжело бронированным транспортером сухопутных войск. «Барбарис» создан на базе гусеничной платформы «Армата» и был представлен все в том же 2015 году на параде Победы.

Комбинированная защита техники обеспечивает безопасность десанта и экипажа не только от пуль, осколков, но и от танковых снарядов. Другой особенностью является 4-х пусковой ракетный блок, который может выпускать снаряды с задержкой гораздо меньшей, чем период срабатывания активной защиты машин неприятеля, обеспечивая тем самым 100% поражение цели.

БМП «Бумеранг»

В 2015 году (в этом же году был показан первый опытный образец БМП «Курганец-25») вместе с танком на базе унифицированной тяжелой гусеничной платформы «Армата» публике на параде победы была представлен боевая машина «Бумеранг». Главным ее отличием является использование обычных колесных пар, а не гусеничного движителя.

Колесная платформа может оснащаться разнообразными средствами ведения огня. Но основное вооружение представлено уже знакомым роботизированным модулем «Бумеранг». Компоновка техники отличается передним расположением двигателя, что позволяет высаживать десант с кормы. Проходимость машины обеспечивается четырехтактной силовой установкой на дизеле мощностью 510 лошадиных сил.

Это лишь некоторые из представителей современных боевых машин российской армии. Опытная эксплуатация представленной техники началась в 2015 году. Серийное производство предполагается начать в 2016-2017 году. Это говорит лишь о том, что в обозримом будущем нас ожидает полное обновление военно-технического парка, в который войдут и «Курганец-25» - лучшая в мире БМП, и техника на базе «Армата» и «Бумеранг».