Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Материалы методического объединения заведующих доу речевое развитие. Районное методическое объединение «Развитие связной речи и знакомство со словарем

Материалы методического объединения заведующих доу речевое развитие. Районное методическое объединение «Развитие связной речи и знакомство со словарем

По плану работы отдела по образованию администрации Жирновского муниципального района 11 октября на базе ДОУ муниципального детского сада №8 «Семицветик» г. Жирновска состоялось методическое объединение воспитателей по теме «Речевое развитие дошкольников». На заседании присутствовало 26 педагогов района.В приветственном слове заведующий ДОУ Захарова Г.А. рассказала об актуальности данной темы, о месте образовательной области «Речевого развития» с сетке образовательной деятельности. Старший воспитатель Сергеева С.В, настроила коллег на работу, рассказав программу объединения. Затем педагоги, разделившись на 4 группы, посмотрели образовательную деятельность в четырех возрастных группах(1 младшая группа воспитатель Горобченко О.А — образовательная деятельность «Кошечка», 2 младшая группа воспитатель Субботина Н.В.- образовательная деятельность «История про аистенка», средняя группа- интегрированное занятие воспитателя Сергеевой С.В. и музыкального руководителя Воронкиной Е.Д, старшая группа воспитатель Шлюхина Н.Г.- образовательная деятельность «По дороге к Азбуке»), обсудили увиденное, почерпнули для себя что-то ценное для дальнейшей работы. Во второй теоретической части (воспитатели ДОУ МДС №8 «Семицветик» Попова М.Н., Золотых М.И.) вспомнили цели и задачи речевого развития в ДОУ, методы и приемы, работу с родителями по данному направлению, развитие предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ в данной образовательной области. Все педагоги пришли к выводу, что образовательная область «Речевое развитие» является наиважнейшей из всех областей, так как развитие речи является первостепенной задачей для подготовки дошкольников к школе, а в дальнейшем и к жизни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

На тему: «Организация методической работы по развитию речи в детском саду»

Введение

1. Методика развития речи в дошкольном учреждении, ее задачи

2. Методическая работа по организации деятельности педагогов по развитию речи и ее формы

3. Анализ годового плана ДОУ

Заключение

Список литературы

Введение

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в дошкольном детстве, т.к. дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - лексической, фонетической, грамматической. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно период дошкольного детства особенно сензитивен к усвоению речи.

Ответственными за развитие речи ребенка и тем самым, за его умственное развитие являются родители и, конечно же, дошкольное учреждение. Дошкольная образовательная организация - первое и самое ответственное звено в общей системе образования.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей. Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается нами, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий. Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми. Формирование связной речи детей через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи. Коммуникативная компетентность дошкольника так же проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. Л. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Е. А. Флериной, Е. И. Радиной, Э. П. Коротковой, В. И. Логиновой, Н. М. Крыловой, В. В. Гербовой, Г. М. Ляминой. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н. Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у старших дошкольников, исследования Э. П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е. А. Смирнова и О. С. Ушакова раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи, о возможности использования картины в процессе обучения дошкольников рассказыванию достаточно много пишет В. В. Гербова, Л. В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в плане развития детского творчества.

Изучая труды ученых, мы пришли к выводу, что от уровня овладения детьми дошкольного возраста связной речью во многом зависит успешность дальнейшего обучения детей в школе. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

1. Методика развития речи в дошкольном учреждении , ее задачи

К.Д. Ушинский называл родной язык «удивительным педагогом». «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка,-- и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог -- родное слово!»

К. Д. Ушинский обосновал необходимость целенаправленного руководства со стороны взрослых усвоением ребенком языка. Оно должно начаться до школы, ведь ребенок часто не может выразить свои мысли и чувства в верной языковой форме, ему нужна помощь педагога. К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, что способствовало выделению развития речи в специальный раздел педагогики. Теоретические и практические положения великого педагога послужили основой для появления методики развития речи детей как самостоятельной науки. Многие прогрессивные взгляды К. Д. Ушинского на первоначальное обучение родному языку были использованы в дальнейшем в русской и советской дошкольной педагогике, и используются по настоящее время.

Методика развития речи -- педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста в детском саду. Основная задача методики -- разрабатывать на научно-педагогической основе наиболее эффективные средства, методы и приемы развития речи, вооружать ими воспитателей детских садов, чтобы они могли с максимальным успехом развивать у детей необходимые речевые умения и способности.

Методика развития речи тесно связана с другими частными методиками дошкольного воспитания, так как речь -- одно из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е. И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач в детском саду является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала так: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение. Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова».

Когда мы будем конкретизировать общую задачу формирования правильной устной речи и выделять составляющие ее частные задачи, то всегда будем подразумевать это единство смыслового содержания и правильной формы речи детей. Таких частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, можно выделить семь.

1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).

Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего учебно-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом.

2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы...» -- упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?»-- упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!»-- упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).

Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.

3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).

Важнейшее качество звучащей речи -- ее выразительность. Н. К. Крупская говорила о воспитании у детей этого качества, его значении в их будущей, взрослой жизни, когда каждому придется выступать перед аудиторией, быть оратором. Она подчеркивала, что нужно не сдерживать и подавлять, а развивать естественную выразительность речи детей, вот тогда чаще удастся встретить оратора, «речь которого полна выражения, глаза которого загораются, на лице и в жесте которого отражаются его мысли и чувства...» дошкольный развитие речь педагог

Дошкольный возраст -- благодатная пора для выработки таких речевых привычек и способностей.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному -- пересказывать.

В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.

В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.

6. Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.

Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиться, чтобы в детском саду художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух -- четырех слов и т. д.

Итак, мы выделяем семь основных задач развития речи детей. Большинство задач решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей. Каждая из указанных задач имеет и образовательную и воспитательную сторону. В процессе развития речи происходит формирование умственных качеств личности, решаются важные задачи нравственного, эстетического воспитания.

Решение каждой из задач не может осуществляться изолированно. Так, обучая детей грамматически правильной речи (упражнение «Кого не стало?»), приходится обращать внимание на звуковую сторону речи, следить за правильным смысловым употреблением слов и т. д. Но при этом основной, заранее запланированной задачей данного упражнения остается формирование грамматической стороны речи. Для нее были подобраны специальные приемы обучения, другие же задачи решались попутно.

Такое четкое выделение основных задач отчасти условно, но необходимо в практике. Если воспитатель твердо знает, какие качества речи он должен формировать у детей, он будет планомерно развивать каждое из них. Знание важнейших задач по развитию речи облегчает еженедельное планирование работы, поскольку осуществлению каждой из них можно заранее отвести постоянное место в режиме дня.

Содержание каждой задачи имеет свою специфику и требует продуманного подбора наиболее подходящих методов и приемов обучения. Зная, какая задача на данном занятии по развитию речи является основной, воспитатель будет целенаправленно воздействовать на речь детей, сосредоточивая их внимание на определенном качестве речи (например, правильно изменять слова в родительном падеже: нет медведей, цыплят и т. д.).

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

2. Методическая работа по организации деятельности педаго гов по развитию речи и ее формы

Ведущая роль в руководстве работой детского сада принадлежит заведующему. Заведующий непосредственно руководит учебно-воспитательной работой, выступает как методист, воспитатель воспитателей. Поэтому очень важна ее высокая теоретическая и практическая подготовка. Так же в детском саду есть лицо, отвечающее за методическую работу среди воспитателей - это воспитатель методист и старший воспитатель. У методиста, старшего воспитателя и заведующей общие задачи, общий план работы, которые выполняются совместными усилиями всего коллектива. На основании годового плана работы детского сада они составляют индивидуальные календарные планы, по договоренности распределяя между собой весь объем предстоящей методической работы. Один из разделов общей методической работы заведующей -- работа по развитию речи.

Конкретные задачи этой работы формулируются с учетом ее общих методических должностных обязанностей. Они заключаются в следующем:

1. Обеспечивать и контролировать выполнение программы развития речи детей во всех возрастных группах.

2. Обеспечивать правильную постановку воспитания и обучения детей, преемственность в работе воспитателей разных возрастных групп, а также детского сада и школы.

4. Содействовать созданию правильных условий для развития речи детей, организовывать работу методического кабинета в детском саду, обобщать инструктивно-методический материал по развитию речи.

5. Изучать и обобщать передовой опыт по развитию речи, организовывать обмен опытом между воспитателями.

6. Содействовать повышению квалификации и самообразованию педагогов, росту их мастерства. Методист помогает росту эстетической культуры педагогов. Он -- организатор экскурсий на выставки книг, устраивает конкурсы чтецов внутри детского сада и на уровне городского мероприятия, различных литературных мероприятий, которые устраиваются при библиотеках, и т. д. С целью формирования эстетических интересов педагогов воспитатель-методист, посещение концертов чтецов, по возможности шире включает художественное чтение и рассказывание в программу детских утренников.

7. Организовывать работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей.

Формы методической работы в детском саду многообразны. Некоторые из них способствуют решению сразу нескольких задач. Одной из форм методической работы является посещение групп, ознакомление с работой воспитателя в области развития речи. Изучение письменных материалов. Содержание этой работы составляет проверка календарных планов. Совместно с воспитателями обсуждаются конспекты занятий, сценарии, доклады, которые время от времени готовят педагоги. Индивидуальные и групповые консультации для педагогов. Работа с методической литературой. Использование методистом устной и письменной информации о новинках литературы, обзор статей из журналов, обсуждение литературы лучше проводить с воспитателями дифференцированно, с учетом их образования, стажа. Открытые занятия проводятся не только для воспитателей данного детского сада, но и для педагогов методического объединения города.

Педагогический совет. Это постоянно действующая форма методической работы, коллективного контроля и коллективной помощи каждому.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: для успешного решения поставленных задач руководящие работники должны хорошо знать методику развития речи, постоянно обновлять свои знания, повышать профессиональный уровень каждого воспитателя, развивать их творческие способности. Необходимо знать каждого ребенка, уделяя особое внимание тем детям, у которых наблюдается отставание в развитии речи. Разделение методических обязанностей, постоянная опора на членов коллектива -- важнейшая предпосылка правильной работы заведующей. Так же, большую роль играет использование различных форм работы в плане развития речи дошкольников, формирования их коммуникативной компетентности.

3. Анализ годового плана ДОУ

Проанализировав годовой план дошкольной образовательной организации «Детский сад № 13» г. Нефтеюганска на предмет речевого развития мы выявили, что образование и развитие детей в детском саду осуществляется по программе «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, С.Г. Якобсон. Е.В. Соловьевой, Т.И. Гризик, В.В. Гербовой, содержательная часть которой, представлена в виде методических рекомендаций для воспитателей. Конкретных планов работы, критериев развития, диагностического материала развития детей в данной программе не представлено.

В связи с этим, для дифференцированного решения образовательных задач в учреждении возникла необходимость дополнить воспитательно-образовательный процесс парциальными программами, в том числе и региональными, позволяющие обеспечивать целостное развитие ребенка и преемственность в работе ДОУ и начальной школы, выстроенные с учетом принципа дидактики «от простого к сложному».

· «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим

недоразвитием речи» Филичива Т.Б., Чиркина Г.В.;

· «Программа коррекционного обучения и воспитания детей

дошкольного воспитания с фонетико-фонематическим недоразвитием

речи» Филичева Т. Б., Чиркина Г.В.;

· «Обучение дошкольников грамоте» Журовой Л.Е.;

· «Развитию речи детей 3-7 лет» Ушакова О.С

Решение задачи «Активизировать речь детей в различных видах деятельности, развивать речевое общение по речевому развитию воспитанников ДОУ» координировалось учителем - логопедом. Обогащение и совершенствование речи являлось важнейшей педагогической задачей в ДОУ. Для этого в ДОУ была создана благоприятная речевая среда, из которой дети могли черпать культурные речевые образцы. В группах имеются речевые уголки, оснащение которых соответствует возрастным особенностям детей. В речевых уголках представлен наглядный материал и дидактические игры по разным разделам программы. Воспитатели стали более ответственно подходить к организации речевых занятий, структура занятий стала продуманной и логичной, содержание занятий стало насыщенным по объёму и содержанию.

Особое внимание в подготовительных группах уделялось совершенствованию связной речи дошкольников. Дети научились на хорошем уровне составлять описательные и повествовательные высказывания, активно использовать в речи определения, метафоры, т.е. уделялось внимание развитию у детей образности речи. Детей также обучали использовать в речи синтаксические конструкции, фразеологизмы. В то же время выявлено, что отдельные дети испытывали затруднения в составлении творческих рассказов по произведениям изобразительного искусства. Этому аспекту работы в следующем году необходимо уделить больше внимания. Использование педагогами, работающими в группах детей 3-5 лет, сценариев активизирующего общения (диалоговые беседы, игры-инсценировки, игры-драматизации, имитационные игры и упражнения) позволили нам развиватьи совершенствовать диалогическую речь дошкольников, монологические высказывания.

Развитие речи детей осуществлялось педагогами в разных видах деятельности: по ознакомлению с окружающей действительностью, художественной литературой в игре, на всех занятиях, в повседневной жизни, труде, в общении с родителями.

С целью реализации приоритетного направления ДОУ воспитанникам также предлагалось дополнительное образование по авторским программам педагогов учреждения:

«Формирование словообразовательных умений и навыков у воспитанников с ОНР III уровня посредством дидактических игр и упражнений» учитель-логопед Голованова С.М.

Методическая работа, осуществляемая в течение учебного года, органично соединялась с повседневной практикой педагогов. Одной из главных задач в деятельности методической службы было оказание реальной, действенной помощи всем членам коллектива.

Формы методической работы:

· тематические педсоветы;

· семинары-практикумы;

· повышение квалификации;

· работа педагогов над темами самообразования;

· открытые мероприятия и их анализ;

· участие в конкурсах;

· мастер - классы;

· проектная деятельность

Результатом педагогического сотрудничества явились 2 семинара по речевому развитию: «Взаимодействие ДОУ и семьи по развитию речи» в рамках городского методического объединения. А так же семинар «Эффективность методической работы по речевому развитию в ДОУ. Диагностика педагогических кадров, как показатель профессионального роста педагогов». Здесь наши педагоги активно проявили себя и поделились своим педагогическим опытом с коллегами.

Методический кабинет нашего детского сада оснащен основной учебно-методическая литературой, комплектами наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписями, дидактическими материалами в достаточном количестве.

На базе методического кабинета проводятся как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки. Относящиеся к развитию речи являются такие, как «Новинки педагогической литературы», «Знакомим детей с природой», «Это интересно, прочти», «Методическая копилка» - это новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.

Вся методическая литература, дидактический материал, раздаточный материал для организации успешной работы по развитию речи детей дошкольного возраста находится в свободном доступе и востребован воспитателями и логопедами.

Заключение

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель помогает ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, от опыта и творческого подхода педагога. Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по развитию речи в детском саду уделяется большое внимание. Совместная деятельность заведующей, методиста, старшего воспитателя и коллектива, четкое и своевременное выдвижение задач и организационных форм работы по развитию речи, их постепенное усложнение, совместное подведение итогов -- вот залог успешной методической работы в детском саду.

От того как творчески, планомерно, и эффективно организуется деятельность по развитию речи, будет зависеть профессиональный успех педагогов, успех наших детей в формировании связной речи и становлении ребенка, как личности, как полноценного гражданина нашего общества.

Список литературы

1. Бородич А.М. Методика развития речи. - М., 1981.

2. Захарова В.М. методические указания к курсу «Методика преподавания педагогических дисциплин в дошкольном педучилище». М., 1977.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование и развитие связанной речи и словарного запаса у детей в ходе нормального развития. Словарная работа как один из эффективных методов работы по развитию связанной речи у умственно отсталых детей в специализированном дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2009

    Понятие и подходы к изучению диалогической речи, ее становление и специфика формирования у дошкольников. Сущность коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Система упражнений для обучения и развития диалогической речи в детском саду.

    дипломная работа , добавлен 21.02.2012

    Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста, методика и подходы к ее развитию, а также значение беседы в данном процессе. Содержание и принципы педагогической деятельности в направлении формирования диалогической речи дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2014

    Изучение подходов к развитию речи дошкольников в существующих программах воспитания в детском саду. Разработка новых подходов с учётом того, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Создания системы игр, направленных на развитие речи.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2010

    Понятие монологической речи и проблемы ее развития. Особенности нарушения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Направления коррекционной работы по развитию речевой деятельности дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка. Закономерности естественного процесса усвоения речи в дошкольном возрасте. Три функции речи ребенка: коммуникативная, познавательная, регулирующая. Программа воспитания в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Анализ особенностей развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися детьми. Разработка методических рекомендаций для преподавателей по развитию связной речи в процессе трудовой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2017

    Логопедическая работа в детском саду, ее методы, цели и задачи. Игры в логопедической работе. Выявление недостатков развития речи у детей. Недостатки письменной речи. Недостатки слово- и фразообразования. Нарушения темпа и ритма речи. Заикание.

    дипломная работа , добавлен 25.03.2006

    Исследование психологических особенностей развития речи детей дошкольного возраста. Диагностика уровня речевого развития и использование развивающих игр для формирования речи детей в условиях ДОУ. Методические рекомендаций по развитию речи дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2013

    Особенности обучения детей родному языку. Методика развития речи, ее функции и связь с другими науками. Язык как система знаков и средство воспитания. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. План занятия на тему "Деление слов на слоги".

Наименование учреждения: ГБДОУ детский сад №114 Фрунзенского района г.Санкт-Петербург

Использование

разнообразных форм и методов

в работе с детьми по развитию речи

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. Почти все дети дошкольного возраста - имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.

И только небольшая часть детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь .

На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как: речевой слух, речевое внимание, речевое дыхание, голосовой и речевой аппарат.

Формы работы по речевому развитию дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности воспитатель должен помочь развитию разных сторон речи ребенка во всех возрастных группах: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Педагог должен строить свою работу и применять формы образовательного процесса, соответствующие возрасту детей.

Формы работы с детьми могут быть различны. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра)

Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация . Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.

В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность . В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:

Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки).

Сюжетно-ролевые игры - Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» - зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.

Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.

«При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:

- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло - детской и детской совместности,

- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей» Поздеева С. И.

Таким образом, различные формы работы актуальны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Методы и приемы можно охарактеризовать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы).

Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методов по используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

-НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ .

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

-СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ . В детском саду используются в основном те словесные методы , которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей(чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

-ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД . Цель этих методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра - универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи .

Литература

  1. Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
  2. Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
  4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  6. Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб пособие для студ высш и сред, пед учеб заведений. 3-е изд (

Протокол

Районного методического объединения воспитателей в СП ГБОУ НШ

С. Красноармейское д/с «Огонёк»

Присутствовало 32 педагога.

«Применение современных педагогических технологий на занятиях по ФЭМП»

Повестка дня

1. НОД во второй младшей группе № 1 «Поиграем с поросятами» (воспитатель Никитина Е.В.)

2. НОД в средней группе «В поисках сказки» (воспитатель

Цыкина Г.А., музыкальный руководитель Татаринцева Л.Н.)

3.НОД в старшей группе «Сказка «Гуси-Лебеди» на математический лад» (учитель-логопед Пичужкина М.С., воспитатель Головкина М.В.)

4. Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» (методист Власкина В.В.)

5. Анализ занятий

1. Непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками в во второй младшей группе № 1 «Поиграем с поросятами».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»

  • упражнять в умении сравнивать предметы по длине, используя знакомые способы сравнения (наложения и приложения) и результат сравнения обозначать словами: длинный - короткий;
  • упражнять в умении отвечать на вопрос «сколько» и определять совокупности словами: один, много, мало, ни одного, по одному;
  • закреплять представления о свойствах предметов: цвет, форма;
  • упражнять в умении ориентироваться в пространстве, используя предлоги: В, НА, ПОД;
  • показать умение детей сравнивать две равные и неравные группы предметов способом приложения; пользоваться выражениями: « поровну – не поровну»; « больше – меньше»; «столько же – сколько»;
  • совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

«Речевое развитие»

  • активизировать словарный запас детей по теме;
  • развивать умение детей давать ответ на поставленный вопрос.

«Социально – коммуникативное развитие»

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми;
  • формирование позитивных установок к выполнению поставленной задачи.

«Физическое развитие»

  • воспитывать у детей стремление участвовать в подвижных играх с простым содержанием.

Методы и приемы: наглядные (рассматривание декораций, плоскостные элементы сказки - герои сказки, раздаточный материал); словесные (беседа, вопросы к детям, словесная инструкция к практическим заданиям, объяснение правил подвижной игры, решение проблемной ситуации «Почему поросята быстро убежали от волка?»); практические (игровая ситуация «Поможем героям сказки», практическое упражнение «Сколько яблок и листочков», подвижная игра «Найди свой домик»).

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Форма работы

Коммуникативная

Беседа, ответы на вопросы воспитателя.

Игровая

Игровая ситуация «Поможем героям сказки».

Двигательная

Подвижная игра «Найди свой домик»

Познавательно-

исследовательская

Решение проблемной ситуации «Почему поросята быстро убежали от волка?», практическое упражнение «Сколько яблок и листочков».

Музыкальная

Слушание музыкального сопровождения к подвижной игре.

2. Интегрированное занятие – квест по формированию элементарных математических представлений в средней группе «В поисках сказок».

Интеграция ОО: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Закреплять знания о величине и форме: продолжать формировать умение располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по высоте и обозначать результат словами «самый высокий, пониже, еще ниже, самый низкий»; а также - умение различать плоскостные и объемные геометрические фигуры (круг и шар), находить их сходство с окружающими объектами; учить выкладывать изображение из геометрических фигур по схеме;

Упражнять в счёте до 5 на слух, умении соотносить количество услышанных звуков с соответствующей цифрой;

Развивать навыки пространственной ориентировки, понимание предлогов «за», «перед», «около», «между», упражнять в их правильном употреблении;

Закреплять представления о сезонных изменениях в природе, способствовать развитию умения устанавливать причинно-следственные связи природных явлений;

Развивать логическое мышление, доказательную речь через игру «Кто лишний?»;

Учить строить сложноподчиненное предложение по образцу;

Формировать элементарные представления о назначении, чтении и применении карты - схемы для выполнения заданий;

Стимулировать желание двигаться под музыку различного характера, меняя движения в соответствии с музыкальными фразами;

Развивать ритмический и звуковысотный слух;

Поддерживать интерес к русским народным сказкам и их инсценировке.

Материал и оборудование: куклы - персонажи русских народных сказок, маски-шапочки козлят и волка, музыкальные инструменты, карта - схема «Как попасть в сказку», образец - схема «Теремок из геометрических фигур», клубочек, папка - передвижка, картинки с изображением сказок, предметы круглой формы, картинки с изображением птиц, бубен, декорация избушки, проектор, ноутбук, пианино, экран.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, карточки с цифрами от единицы до пяти.

Методы и приемы.

Словесный: беседа, загадки, инструкции. инсценировка сказки «Волк и семеро козлят», загадки, исполнение песни волка, .

Наглядный: схема выкладывания теремка из геометрических фигур, схема способов передвижения по сказочной стране работа со схемами, настольный кукольный театр, плоскостные изображения героев сказки "Репка", показ обучающего мультфильма.

Практический: музыкальная разминка «За клубочком на носочках», ходьба "змейкой", прыжки через кружки, с квадрата на квадрат, разучивание танцевальной зарисовки «Танец козлят», ритмическая игра «Сколько бубен нам сыграл», дидактические игры «Теремок из геометрических фигур», «Низкий - высокий», «Какая птица лишняя», «Что бывает круглое», "Кто за кем", музыкальная инсценировка - пантомима сказки "Волк и семеро козлят на новый лад".

Формы организации совместной деятельности.

Вид детской деятельности

Форма организации совместной деятельности

Отгадывание загадок

Чтение схем

Дидактические игры

Просмотр м/фильма "Времена года"

Познавательно-игровая

Дидактические игры:

"Сколько бубен нам сыграл"

«Низкий - высокий»

«Какая птица лишняя»

« Что бывает круглое »

"Кто за кем"

Продуктивная

Выкладывание из геометрических фигур изображения теремка

Коммуникативная

Вступительное слово, создание проблемной ситуации

Беседа, загадки

Комментарии выполнения своих действий

Двигательно-игровая

Разные виды ходьбы согласно схеме квеста

Инсценировка - пантомима музыкальной сказки

3. Непосредственная образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группе «Сказка «Гуси-Лебеди» на математический лад».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

1. Познавательное развитие: развивать умение детей составлять, записывать и читать математическую задачу; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить знания детей о геометрических фигурах, умение видеть их в символических изображениях; закрепить знания детей о днях недели; развивать умение детей работать со счетными палочками, развивать внимание, воображение, логическое мышление, умение обобщать.

2. Речевое развитие: активизировать словарь прилагательных, развивать умение согласовывать существительные с числительными, развивать умение употреблять существительные в творительном падеже. Обогащать словарь детей математическими терминами. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

3. Социально-коммуникативное развитие: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать умение выполнять правила в подвижной игре; воспитывать дружеские взаимоотношения.

4. Физическое развитие: развивать общую и мелкую моторику; координацию движений и умение ориентироваться в пространстве; развивать диафрагмальное дыхание; воспитывать любовь к русским народным подвижным играм, желание в них играть.

Методы и приёмы:

практические – подвижная игра «Заря-зарница», игры «Смотри, считай, записывай»; «Число, цифра, предмет»; задание со счетными палочками, решение задачи, «Не ошибись»; дыхательная гимнастика.

наглядные демонстрационный материал к русской народной сказке «Гуси-Лебеди» (Яблоня, печка, речка, видеосюжеты).

словесные – вопросы, речевка, игры: «Сосчитай пирожки», «Назови начинку», «Назови одним словом» (ТРИЗ).

Материалы и оборудование: демонстрационный материал к русской народной сказке «Гуси-Лебеди» (Яблоня, печка, речка, видеосюжеты);

проектор, ноутбук, ручки, счетные палочки, ленточка, пирожки, корзинка, клубок, русские народные костюмы, карточки-яблоки.

Формы организации совместной деятельности

Детская

деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

подвижная игра «Заря-зарница»;

Познавательно-исследовательская

решение проблемных ситуаций: «Как помочь Аленушке»; «Как перебраться через реку»; «Куда пойти дальше»;

Коммуникативная

беседа, вопросы, речевка, игры: «Сосчитай пирожки», «Назови начинку»;

Чтение художественной литературы

Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»;

Игровая

Дидактические игры: «Смотри, считай, записывай»; «Число, цифра, предмет»; задание со счетными палочками, решение задачи, «Не ошибись»; «Назови одним словом».

Трудовая

уборка рабочего места.

4. Консультация для педагогов «Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками» (материал прилагается).

5. Анализ занятий:

Ренева Е.Е. – занятие по математике прошли в игровой форме с использованием наглядных пособий. Была проведена большая подготовительная работа. Дети в игре и с помощью сказки развивали умение составлять, записывать математическую задачу, устанавливали соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети хорошо знают геометрические фигуры, умеют видеть в символических изображениях, хорошо работают со счетными палочками, умеют логически мыслить и обобщать. Педагог и учитель-логопед активизировали словарь детей прилагательными, развивали умение согласовывать существительные с числительными, употреблять существительные в творительном падеже. Дети выражают мысли математическими терминами. Занятие в старшей группе прошло содержательно и интересно. Дети работали с увлечением.

Цыкина Г.А. – занятие по математике во второй младшей группе № 1 Екатерина Вячеславовна провела в игровой форме. Задачи поставленные на занятии выполнила, использовала следующие методы и приемы: наглядный, словесный, практический. Дети умеют сравнивать предметы по длине и обозначать словами длинный и короткий, отвечают на вопрос «Сколько?», знают цвета, умеют ориентироваться в пространстве, используя предлоги: в, на, под. Сравнивают равные и неравные группы предметов способом приложения. Хорошие знания у детей геометрических фигур.

Махова С.В. – интересно и содержательно прошло интегрированное занятие-квест по ФЭМП в средней группе, воспитатель Цыкина Г.А. и музыкальный руководитель Татаринцева Л.Н. На занятии дети закрепляли знания о величине и форме, упражнялись в счете до 5 на слух. Дети хорошо ориентируются в понимании предлогов «за», «перед», «около», «между». Педагоги учили детей устанавливать причинно-следственные связи природных явлений, развивали логическое мышление, доказательную речь через игру «Кто лишний?». Дети хорошо владеют картами-схемами для выполнения заданий, двигаются под музыку различного характера, меняя движения в соответствии с музыкальными фразами. Педагоги поддерживали интерес детей к русским народным сказкам и их инсценировке.

Губарева С.В. – воспитатели показали интересные и содержательные занятия по ФЭМП в соответствии с ФГОС ДО. Использовали современные педагогические технологии. Развивали речь и знание детей. Между детьми были дружеские взаимоотношения во всех видах деятельности. Работа в детском саду по проведению НОД проходит на высоком уровне. Большое спасибо всем педагогам.


Заседание городского методического объединения

«Речевое развитие дошкольников»

Руководитель:

22.10.2015 г. педагогов-участников городского методического объединения встречала заведующий в основном здании МБДОУ ПГО «Детский сад № 51».

Программа заседания включала в себя:

8.45-9.00 – встреча участников ГМО, регистрация

9.00-9.15 – вступительное слово. Руководитель ГМО

9.15-9.25 – теоретическая часть «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники». Старший воспитатель МБДОУ № 51

9.25-9.45 – Презентация пособий и дидактических игр по речевому развитию, их использование в обучении детей. Доклад «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста». Старший воспитатель МБДОУ № 60 , воспитатели МБДОУ № 60 ,

9.45-10.10 - Презентация пособий и дидактических игр по речевому развитию, их использование в обучении детей. Мастер-класс по использованию данных пособий. Воспитатели МБДОУ № 51 , учитель-логопед А.

10.10-10.20 – знакомство с развивающей предметно-пространственной средой по развитию речи в группах МБДОУ № 51

10.20-10.30 – обмен мнениями. Подведение итогов заседания ГМО

https://pandia.ru/text/80/181/images/image002_66.jpg" width="594" height="334 src=">

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 51» в теоретической части заседания представила педагогам презентацию «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники».

Основные положения презентации:

· знакомство с понятиями «наглядное моделирование», «мнемотехника», «мнемотаблица»;


· знакомство с основными составляющими и содержанием каждого из этих понятий;

· знакомство с этапами работы в процессе пересказа текста, заучивания стихотворения, составления загадки, составления рассказа;

· результативность применения метода наглядного моделирования, использования мнемотехники и мнемотаблиц в развитии речемыслительной деятельности дошкольников.

https://pandia.ru/text/80/181/images/image004_37.jpg" width="603" height="339 src=">

Воспитатели МБДОУ № 51 , учитель-логопед А. представили вниманию педагогов ДОУ мастер-класс по использованию пособий и дидактических игр по речевому развитию в обучении детей.

Представленные пособия и дидактические игры соответствовали развивающей среде в области «Речевое развитие дошкольников», отличались качеством выполнения, эстетичностью. Во время проведения мастер-класса педагоги чётко формулировали задачи, назначение каждой из игр, объясняли особенности их проведения. Участникам ГМО были предложены памятки «Игры по развитию речи». Предложение: продолжать внедрение разнообразных дидактических пособий и игр в развивающую среду ДОУ (в том числе с использованием интернет ресурсов), способствовать созданию условий для эффективной организации работы по развитию речи детей.