Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Энциклопедический справочник "латинская америка" организация американских государств. История выхода венесуэлы из организации американских государств Раскрытие понятия "всестороннее развитие" в рамках ОАГ

Энциклопедический справочник "латинская америка" организация американских государств. История выхода венесуэлы из организации американских государств Раскрытие понятия "всестороннее развитие" в рамках ОАГ

Организация Американских государств

§ 1304. Организация американских государств (ОАГ) является старейшей региональной международной организацией в мире. В 1826 году после освобождения половины Южной Америки Боливар созвал в Панама-Сити конференцию американских республик. Хотя конференция, учрежденная Панамским конгрессом, так и не стала реальностью, основная идея продолжала жить.

В 1890 году Первая международная конференция американских государств, состоявшаяся в Вашингтоне, провозгласила создание Международного союза американских республик и в качестве его центрального органа Коммерческое бюро. В 1910 году это бюро было переименовано в Панамериканский союз, в результате чего его деятельность расширилась. В 1948 году девятая международная конференция американских государств, проходившая в Боготе, приняла устав, который придал межамериканской системе ее нынешнюю юридическую форму и структуру. Вместо Союза американских республик она стала называться Организацией американских государств, а Панамериканский союз стал ее генеральным секретариатом. Эта конференция также приняла Американскую декларацию прав и обязанностей человека.

В феврале 1967 года в Буэнос-Айресе состоялась Третья специальная межамериканская конференция, принявшая новый Устав ОАГ.

§ 1305. Статья I Устава ОАГ гласит: "В рамках Организации Объединенных Наций Организация американских государств является региональной организацией", хотя ОАГ функционирует совершенно независимо. Членами Организации состоят 22 независимых и суверенных государства западного полушария * . Нынешнее правительство Кубы было исключено из межамериканской системы ввиду того, что ее форма правления не совместима с принципами и целями межамериканской системы ** .

* (ОАГ в течение всего периода своей деятельности находилась и в значительной мере продолжает находиться под сильным военным, политическим, идеологическим и экономическим влиянием США и американских монополий.

В прямое нарушение Устава ООН. ст. 25 и 26 Устава ОАГ запрещают государствам - членам ОАГ обращаться в Совет Безопасности ООН. Это признают Вуд и Серре, указывая, что "Организация функционирует совершенно независимо" (от ООН.- Прим. ред).

Следует также заметить, что территориальная сфера действия ОАГ выходит далеко за рамки американского региона и в нарушение ст. 52 Устава ООН охватывает даже Гренландию, Канаду и обширную зону Мирового океана, так называемую "зону безопасности", произвольно установленную его создателями.)

** (В 1962 году под давлением США, ссылавшихся на доктрину идеологической "несовместимости", революционная Куба была незаконно исключена из ОАГ на VIII консультативном совещании этой организации в Пунтадель-Эсте (Уругвай). Для такого исключения Кубы ОАГ не имела никаких международно-правовых оснований. )

§ 1306. Цели ОАГ состоят в укреплении мира и безопасности на континенте * ; обеспечение мирного разрешения всех споров, которые могут возникнуть между государствами-членами; организации совместных действий в случае агрессии; поиске разрешения политических, юридических и экономических проблем, которые могут возникнуть между ними; содействии путем совместных действий их экономическому, социальному и культурному прогрессу (ст. IV Устава).

* (Вопреки своим официальным целям на практике ОАГ часто являлась инструментом сил реакции в борьбе с демократическими, национально-освободительными движениями латиноамериканских народов в период революционных подъемов и восстаний в Гватемале, Колумбии, Доминиканской Республике, на. Кубе и других странах пробуждающегося Латиноамериканского континента. )

Расходы ОАГ распределяются между всеми государствами-членами через систему квот, определяемых для каждого правительства в той же пропорции, в какой они делают свои взносы в Организацию Объединенных Наций.

§ 1307. Главные органы ОАГ:

IV Панамериканский союз;

V Специализированные конференции;

VI Специализированные учреждения.

§ 1308. Высший орган ОАГ- Межамериканская конференция. Она созывается через каждые пять лет на территории одного из государств-членов, каждое из которых имеет только один голос. При возникновении особых обстоятельств в период между очередными сессиями могут созываться специальные сессии Межамериканской конференции. Конференция определяет общую деятельность и политику ОАГ, структуру и функции ее органов и полномочна рассматривать любой вопрос, касающийся дружественных отношений между американскими государствами.

§ 1309. Консультативное совещание министров иностранных дел ОАГ рассматривает проблемы, носящие срочный характер и представляющие общий интерес, а также выполняет функции консультативного органа в случае вооруженного нападения и возникновения угрозы миру.

§ 1310. Совет ОАГ - постоянный орган, выполняющий многочисленные обязанности. В его состав входит по одному представителю от каждого государства-члена в ранге посла, специально назначаемого соответствующим правительством.

Председатель и вице-председатель Совета избираются ежегодно. Как правило, Совет собирается на заседание раз в две недели и часто проводит специальные сессии. Многочисленные функции и обязанности Совета осуществляются через различные комитеты, заседающие ежедневно.

§ 1311. Совет ОАГ имеет следующие три органа:

I Межамериканский экономический и социальный совет;

II Межамериканский совет юристов;

III Межамериканский совет по культуре.

Эти три органа практически автономны в своих сферах деятельности. В их состав входят представители государств-членов.

Органы Совета ОАГ оказывают технические услуги правительствам, консультируют Совет по вопросам, входящим в их компетенцию, и ведут разнообразную деятельность в своих областях. Межамериканский экономический и социальный совет осуществляет, кроме того, важную программу, называемую Союзом ради прогресса.

§ 1312. Панамериканский союз представляет собой центральный и постоянный орган ОАГ, а также ее генеральный секретариат. Генеральный секретарь и помощник генерального секретаря избираются на 10 лет. Первый руководит генеральным секретариатом и является его юридическим представителем, а второй исполняет также функции секретаря совета организации.

Панамериканский союз оказывает через свои технические и информационные службы технические услуги и услуги по предоставлению информации, содействует развитию экономических, социальных, юридических и культурных отношений между всеми государствами-членами.

§ 1313. Специализированные учреждения созданы многосторонними соглашениями и выполняют конкретные функции в отношении технических вопросов, представляющих общий интерес для государств-членов. В настоящее время существует шесть специализированных учреждений:

I Панамериканская организация здравоохранения;

II Панамериканский институт географии и истории;

III Межамериканский институт сельскохозяйственных наук;

IV Межамериканский детский институт;

V Межамериканская женская комиссия;

VI Межамериканский институт по делам индейцев.

§ 1314. Кроме того, существует ряд специальных агентств и комиссий, преследующих конкретные цели в пределах установленных областей, представляющих общий интерес. К ним относятся:

I Межамериканский совет обороны;

II Межамериканский статистический институт;

III Межамериканская.комиссия по правам человека;

IV Межамериканский комитет мира;

V Межамериканская комиссия по ядерной энергии;

VI Специальный консультативный комитет по вопросам безопасности.

§ 1315. Специализированные конференции созываются для обсуждения технических вопросов или разработки конкретных аспектов межамериканского сотрудничества.

§ 1316. В 1967 году во изменение Устава ОАГ был принят протокол, который вступит в силу после ратификации его двумя третями подписавших его государств. Когда это произойдет, то межамериканские конференции, в частности, будут заменены генеральной ассамблеей, которая будет собираться ежегодно * . Совет ОАГ превратится в постоянный совет, а межамериканский экономический и социальный совет и межамериканский совет по культуре получат новый статус в рамках ОАГ, причем последний будет переименован в межамериканский совет по вопросам просвещения, науки и культуры. Межамериканский совет юристов будет заменен межамериканским юридическим комитетом и будет наделен аналогичными функциями.

* (В феврале 1970 г. новый Устав ОАГ вступил в силу. Он отражает две тенденции: с одной стороны, стремление США придать этой организации еще более замкнутый характер, усилить влияние американских монополий и Пентагона, а с другой -стремление демократических и патриотических сил латиноамериканских стран привлечь большее внимание ОАГ к социальным и экономическим проблемам этих стран.

Новый Устав ОАГ значительно расширил полномочия исполнительных и административных ее органов в ущерб более представительным общим собраниям ОАГ. Под влиянием растущего национально-освободительного движения в странах Латинской Америки, в частности в Перу и Аргентине, ОАГ переживает серьезный кризис. В повестке дня стоит вопрос о новом пересмотре Устава ОАГ.)

Привилегии и иммунитеты

§ 1317. В статьях 102-108 Устава ОАГ, подписанного в Боготе, приводятся в общих чертах привилегии и иммунитеты, которыми ОАГ, представители государств-членов и генеральный секретариат данной организации в лице Панамериканского союза пользуются на территории государств-членов.

§ 1318. Совет ОАГ одобрил многостороннюю конвенцию о привилегиях и иммунитетах Организации, представителей и секретариата, а также двустороннее соглашение между Организацией и американским правительством. Конвенция была открыта для подписания 15 мая 1949 года, а двусторонее соглашение было подписано в Вашингтоне 22 июля 1952 года.

§ 1319. Многосторонняя конвенция, как и двустороннее соглашение, были намеренно составлены в тех же выражениях, как и аналогичные документы, принятые ООН, с тем чтобы привилегии и иммунитеты, предоставляемые государствами - членами ОАГ самой Организации, а также представителям государств-членов и секретариату, практически были идентичными привилегиям и иммунитетам, признаваемым за ООН, членами постоянных представительств при ООН и за ее секретариатом. Мы не останавливаемся подробно на этих привилегиях и иммунитетах в данной работе, поскольку читатель может ознакомиться с этими правилами и практикой в § 1186-1208.

В практическом плане эти правила следует дополнить конкретными соглашениями в порядке уточнения некоторых деталей, которые были бы приняты в каждом государстве-члене.

§ 1320. Мы не имеем возможности подробно остановиться на многочисленных конвенциях об иммунитетах и привилегиях органов, упомянутых в § 1311, 1313, 1314, или их учреждений, размещенных на территории какого-нибудь определенного государства. Основу всех их составляют следующие положения: признание юридического лица; беспрепятственное распоряжение имуществом и фондами; свобода действий и сношений, а также личные иммунитеты, необходимые для свободного передвижения и осуществления деятельности представителей правительств-членов, экспертов и персонала каждой организации. Предусматривается, что эти привилегии предоставляются только для осуществления обычной деятельности и в интересах справедливости могут быть аннулированы.

Старшинство

§ 1321. Внутреннее старшинство ОАГ. В статье 32 Устава Организации устанавливается следующая иерархия ее органов:

I Межамериканская конференция;

II Консультативное совещание министров иностранных дел;

IV Панамериканский союз;

V Специализированные конференции:

а) Межамериканский экономический и социальный совет, взаимодействующий с:

1 Межамериканским комитетом по делам Союза ради прогресса;

2 Организацией американских государств (ОАГ);

Межамериканским советом обороны (МСО); Экономической комиссией для Латинской Америки (ЭКЛА); и Координационным комитетом (КК);

3 группой экспертов;

б) Межамериканский совет юристов;

в) Межамериканский совет по культуре;

VI Специализированные учреждения, перечисленные в § 1313;

VII Специализированные агентства и комиссии, перечисленные в § 1314.

Сессии Совета ОАГ

I. Сессии Межамериканской конференции. Старшинство делегатов на этих сессиях устанавливается же ребьевкой; путем жребия определяется старшинство стран. Выпавшее по жеребьевке старшинство сохраняется в течение всей сессии.

Наблюдатели имеют старшинство перед специальными гостями.

II. На очередных сессиях, созываемых, как правило, дважды в месяц, применяется система ротации. Представитель каждой страны передвигается на одно место от того, которое он занимал на предыдущей сессии.

III. Протокольные сессии проводятся, когда принимается глава государства или министр или когда отмечается важное событие. Эти сессии, на которых произносится речь, но не принимаются какие-либо законодательные акты, можно назвать церемониальными. Старшинство делегатов на таких сессиях определяется по дате их назначения.

Организация американских государств (ОАГ)

Первую попытку объединить государства региона в конфедерацию или межправительственный союз предпринял Симон Боливар, инициировавший проведение Панамского конгресса 1826 г., который принял Договор о вечном союзе, лиге и конфедерации. Начало второму этапу объединения американских государств положили США, сформулировавшие доктрину панамериканизма, практическая реализация которой началась с проведения I Панамериканской конференции (1889–1890 гг.). Конференция учредила Международный союз американских республик, а при Союзе – постоянное Коммерческое бюро американских республик, впоследствии переименованное в Панамериканский союз (ПАС). Целью ПАС провозглашалось укрепление политической и экономической координации с государствами Латинской Америки . Третьим этапом процесса интеграции стала IX Панамериканская конференция (г. Богота, Колумбия, 1948 г.), на которой был принят Устав ОАГ и Американский договор о мирном урегулировании споров ("Пакт Боготы").

Согласно ст. 1 Устава ОАГ американские государства учредили "международную организацию в целях достижения мира и справедливости, укрепления их солидарности и сотрудничества, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости". Задачи ОАГ конкретизированы в ст. 2 Устава ОАГ, а принципы, которых придерживаются в своих отношениях американские государства, – в ст. 3 Устава ОАГ. Главу IV Устава ОАГ (ст. 10–22) отличает ряд перечисленных в ней общепризнанных принципов международного права. Членами ОАГ являются американские государства, ратифицировавшие Устав ОАГ. В состав ОАГ входит 35 государств. Статус постоянного наблюдателя предоставлен 62 государствам, в том числе России и Украине, а также ЕС.

Согласно ст. 5 Устава к ОАГ может присоединиться любое новое политическое объединение – союз нескольких государств-членов ОАГ, – которое ратифицирует Устав ОАГ. Вступление в ОАГ такого объединения будет означать для каждого из его участников потерю членства в ОАГ.

Особое внимание в Уставе ОАГ уделяется мирному урегулированию региональных споров (гл. V), поддержанию региональной коллективной безопасности (гл. VI, дополняемая "Пактом Рио" ) и комплексному развитию (гл. VII), которое включает в себя экономическую, социальную сферы, а также образование, культуру, науку и технологии (ст. 30). Устав ОАГ заключен на неопределенный срок и зарегистрирован в Секретариате ООН. Согласно Уставу, ОАГ – региональный орган ООН.

Высшим органом ОАГ является Генеральная ассамблея, в которой государства представлены делегациями, каждая из которых имеет один голос. Согласно ст. 57 Устава ОАГ сессии Генеральной ассамблеи проводятся ежегодно. Генеральная ассамблея определяет общую политику и направления деятельности ОАГ; выносит решения по координации взаимодействия между органами, учреждениями и подразделениями ОАГ; определяет структуру и функции органов ОАГ; рассматривает любые вопросы, касающиеся отношений между американскими государствами, а также вопросы, приоритетные для членов ОАГ; координирует сотрудничество ОАГ с ООН и др.

Консультативное совещание министров иностранных дел (гл. X Устава ОАГ) рассматривает проблемы неотложного характера, представляющие общий интерес для американских государств. Консультативное совещание созывается по инициативе любого члена ОАГ, а в случае вооруженного нападения на территорию члена ОАГ или в пределах зоны безопасности, границы которой определяются действующими договорами, – председателя Постоянного совета ОАГ. Консультативное совещание, созванное для рассмотрения вопросов коллективной безопасности, выступает как орган для проведения консультаций между государствами-участниками "Пакта Рио". Окончательное решение о созыве Консультативного совещания принимает Постоянный совет абсолютным большинством голосов.

Постоянный совет – консультативный орган ОАГ (ст. 83 Устава ОАГ), который занимается вопросами, переданными ему на рассмотрение Генеральной ассамблеей ОАГ и Консультативным совещанием министров иностранных дел. Приоритетная сфера деятельности Постоянного совета – мониторинг поддержания дружественных отношений между государствами-членами ОАГ и оказание им помощи в мирном урегулировании споров. Функции Постоянного совета детализированы в ст. 91 Устава ОАГ. Каждое государство- член ОАГ представлено в Постоянном совете одним делегатом.

Межамериканский совет по комплексному развитию (МСКР) принимает решения по вопросам сотрудничества между государствами-членами ОАГ для содействия их всестороннему развитию. МСКР работает в формате очередных, специальных, специализированных или секторальных совещаний. В рамках МСКР действуют Исполнительный секретариат по комплексному развитию, Постоянный исполнительный комитет, межамериканские комитеты, Межамериканское агентство по сотрудничеству и развитию, непостоянные специализированные комитеты и другие вспомогательные структуры.

Межамериканский юридический комитет (МЮК) выступает в качестве консультативного органа ОАГ по вопросам права, содействует прогрессивному развитию международного права и занимается изучением юридических проблем, касающихся интеграции развивающихся стран континента и возможности, а также целесообразности унификации их законодательства (ст. 99 Устава ОАГ). В состав МЮК входят 11 юристов – граждан государств-членов ОАГ, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ сроком на четыре года.

Межамериканская комиссия по правам человека (МКПЧ) является одновременно и одним из основных органов ОАГ, и органом межамериканской системы поощрения и защиты прав человека. МКПЧ занимается вопросами правозащитной направленности.

Генеральный секретариат – центральный орган ОАГ, возглавляемый Генеральным секретарем, который избирается Генеральной ассамблеей сроком на пять лет с правом однократного переизбрания. Генеральный секретарь информирует Генеральную ассамблею или Постоянный совет обо всем, что, по его мнению, может угрожать миру и безопасности на континенте или развитию государств-членов. Генеральный секретарь способствует развитию сотрудничества между государствами-членами ОАГ в экономической, социальной, правовой сферах, в области просвещения, науки и культуры. Генеральный секретариат выполняет многочисленные функции административно-технического характера (ст. 112 Устава).

Организация американских государств (ОАГ) - международная организация государств Зап. полушария. Объединяет (на 1.II 1990 г.):

Антигуа и Барбуду, Аргентину, Багамские острова, Барбадос, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Гренаду, Доми­нику, Доминиканскую Республику, Канаду, Колумбию, Коста-Рику, Мексику, Никарагуа, Панаму, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Вин­сент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсию, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайку. До 1962 г. в работе ОАГ в качестве члена участвовала Куба. В 1971 г. учрежден институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали 24 государства Европы, Америки и Азии.

Создана в 1948 г. на IX Межамер. конференции в Боготе (Ко­лумбия) на базе существовавшего с 1890 г. Панамер. союза.

Уставными целями ОАГ являются: поддержание мира и безо­пасности на континенте; мирное урегулирование споров между госу­дарствами-членами; организация совместных действий против агрес­сии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран - уча­стниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ опре­делялись уставом 1948 г., в основу которого был положен Межаме­риканский договор о взаимной помощи 1947 г. Однако недовольство лат.-амер. стран гипертрофированностью военно-политической сторо­ны деятельности ОАГ привело в сер. 60-х гг. к пересмотру ее устава. На III чрезвычайной Межамер. конференции (Буэнос-Айрес, 1967 г.) был подписан «Протокол Буэнос-Айреса» (вступил в силу 27.11 1970 г.), который существенно дополнил старую редакцию устава по­ложениями об усилении социально-экономической деятельности орга­низации, равноправном сотрудничестве, интеграции и др., внес из­менения в структуру ОАГ.

Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамб­лея (ГА), которой поручено определять общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах - участницах ОАГ по­очередно. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2 /з голосов. Консультативное совещание ми­нистров иностранных дел созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует консульта­тивный комитет обороны, состоящий из высших военных представи­телей государств - членов ОАГ. Основные органы ОАГ, пользующиеся одинаковыми правами: Постоянный совет (ПС), Меж­амер. экономический и социальный совет (МЭСС) и Межамер. совет по образованию, науке и культуре (МСОНК). Межамер. юридиче­ский комитет координирует деятельность по разработке и кодифи­кации норм международного права, изучению юридич. проблем ин­теграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации законо­дательства. Генеральный секретариат - постоянный центр, орган ОАГ - осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания и советов ОАГ. Возглавляется ге­неральным секретарем, избираемым ГА сроком на 5 лет (с марта 1984 г. им является бразилец Ж. К. Баэиа Соарис, заместитель гене­рального секретаря - В. Мак-Коми, Барбадос). В рамках ОАГ функ­ционирует Межамер. комиссия по правам человека.

При ОАГ созданы специализированные учрежде­ния, осуществляющие свою деятельность на основе многосторонних межправительственных соглашений. Среди них: Межамер. институт кооперации в области сельского хозяйства, Панамер. организация здравоох­ранения, Межамер. комиссия женщин, Межамер. институт защиты детей, Панамер. институт географии и истории, Межамер. индеанистский институт. Специализированные агентства, ко­миссии; Межамер. совет обороны (МСО), Межамер. статистиче­ский институт, Межамер. комиссия по ядерной энергии, специальная межамер. комиссия по борьбе с контрабандой наркотиков. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (св. 60% бюджета покрывают США).

В истории ОАГ хронологически можно выделить три этапа. Пер­вый - с 1948 г. до сер. 60-х гг.,- когда США удавалось, пользуясь разобщенностью лат.-амер. государств и прибегая к методам поли­тического и экономического давления, навязывать им любое выгод­ное для себя решение в этой организации. Именно в эти годы в межамер. системе получили распространение антикоммунистические доктрины «несовместимости» (пропагандировавшая несовместимость марксизма-ленинизма с принципами межамер. системы) и «перво­очередности» (отстранявшая Совет Безопасности ООН от рассмот­рения спорных вопросов, возникавших между государствами - чле­нами ОАГ). На основе этих доктрин Соединенные Штаты с помощью ОАГ осуществили интервенцию в Гватемале (1954 г.), добились исключения из ОАГ Кубы (1962 г.) и впоследствии объявления незаконных с точки зрения международного права «санкций» ОАГ против этого государства (1964 г.). Наконец, вооруженная интер­венция США в Доминиканскую Республику (1965 г.), осуще­ствленная Вашингтоном под флагом ОАГ, наглядно показала бес­почвенность упований правящих классов стран региона на прин­ципы «невмешательства» и «самоопределения», зафиксированные в уставе ОАГ.

Второй этап развития ОАГ связан с проведением первой рефор­мы этой организации (1964-70 гг.). Реформа устава ОАГ, прове­денная в эти годы, отразила новое качественное состояние межамер. системы, зафиксировав примерное равенство сил США и большин­ства лат.-амер. государств внутри нее. Соединенные Штаты не смог­ли добиться создания в ОАГ т. н. «межамер. вооруженных сил» на постоянной основе, но в то же время латиноамериканцам не удалось обеспечить каких-либо гарантий положений о необходимости осу­ществления равноправного экономического сотрудничества, фор­мально закрепленных в уставе.

Начало новому, третьему этапу развития межамер. системы, про­ходившему под знаком активизации деятельности лат.-амер. стран, положила III сессия ГА ОАГ, проходившая в апреле 1973 г. в Ва­шингтоне. На сессии была принята резолюция, призвавшая к пере­смотру не только структуры, но и доктрин межамер. системы, при этом сделан упор на необходимость усиления социально-экономиче­ской активности организации, США, пошедшие на новую реформу лишь под влиянием совместной позиции лат.-амер. государств, с са­мого начала прибегли к обструкции и игре на противоречиях, стре­мясь не допустить принятия выработанных документов. Юридиче­ская сторона реформы ограничилась лишь принятием поправок к Межамер. договору о взаимной помощи («Протокол Сан-Хосе»), Однако в практическом плане период 1973-79 гг. во многом спо­собствовал демократизации ОАГ. В этот период было покончено с доктринами «несовместимости» и «первоочередности» и с новой силой подтверждены принципы невмешательства и самоопределения в межамер. отношениях. В июле 1975 г. в ОАГ была отменена обя­зательность соблюдения ее членами санкций, принятых против Кубы, а в декабре того же года распущена ставшая печально из­вестной Специальная консультативная комиссия по вопросам безо­пасности при ОАГ, в течение ряда лет занимавшаяся выявлением «происков международного коммунизма» в Зап. полушарии. В июне 1979 г. на Консультативном совещании министров иностр. дел про­валилась попытка США совершить руками ОАГ интервенцию против Никарагуа, что объективно способствовало укреплению внешнепо­литических позиций этой страны.

В нач. 80-х гг. администрация Рейгана вновь взяла на воору­жение методы «традиционного панамериканизма», одновременно активно занимаясь поиском новых союзников в ОАГ. Новая расста­новка сил в ОАГ впервые резко обозначилась на XX Консультатив­ном совещании в июле 1982 г., когда Кариб. государства отказались присоединиться к абсолютному большинству лат.-амер. стран и осу­дить агрессию Великобритании против Аргентины во время т. н. Мальвинского кризиса. Совершив агрессию против Гренады в ок­тябре 1983 г., Вашингтон попытался тем самым еще крепче привя­зать к себе в политическом плане островные Кариб. государства, под­державшие это вторжение.

На XIV специальной сессии ГА ОАГ, состоявшейся в декабре 1985 г. в г. Картахене (Колумбия), лат.-амер. страны приняли ряд изменений в уставе ОАГ, свидетельствующие об их желании усилить политический аспект ее деятельности и повысить роль организации в разрешении международных споров. Так, были расширены поли­тические полномочия генерального секретаря ОАГ, получившего права, близкие к тем, которыми пользуется генеральный секретарь ООН, и усилены функции Постоянного совета, который был наделен правом предлагать свое посредничество по просьбе одной стороны - участницы международного спора.

В настоящее время в ОАГ сложилась своеобразная ситуация, когда ни лат.-амер. страны пока еще не могут наполнить реальным содержанием многие новые положения ее устава, ни США уже не способны использовать эту организацию в качестве инструмента своей политики в регионе, как ранее. На XVIII сессии ГА ОАГ (но­ябрь 1988 г.) страны региона выразили обеспокоенность в связи с бюджетным дефицитом организации, образовавшимся из-за задол­женности США по взносам (на 1.1 1989 г.- ок. 30 млн дол.).

Местопребывание осн. органов ОАГ - г. Вашингтон.

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 апреля 2019 года власти Венесуэлы объявили, что страна больше не является членом Организации американских государств.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об организации и причинах решения, принятого Венесуэлой.

Об организации

Организация американских государств (ОАГ, исп. Organizacin de los Estados Americanos, англ. Organization of American States) - ведущий межправительственный форум стран Западного полушария. Была основана 30 апреля 1948 года в ходе 9-й межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе Панамериканского союза, учрежденного в 1889-1890 годах (первое межгосударственное объединение в регионе). После создания ОАГ Союз стал ее постоянным административным органом, в 1970 году переименован в Генеральный секретариат. С 2015 года его возглавляет Луис Альмагро (Уругвай).

Основные задачи ОАГ - поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, защита территориальной целостности и организация совместных действий в случае агрессии, а также развитие сотрудничества в политической, экономической и культурных сферах.

Рабочие языки организации испанский, английский, французский и португальский. Штаб-квартира ОАГ находится в Вашингтоне (округ Колумбия, США).

Участниками организации являются 35 государств Северной, Южной и Центральной Америки.

По статье 6 Устава ОАГ любое независимое американское государство, желающее вступить в организацию, должно направить соответствующую ноту генеральному секретарю. Это государство обязуется выполнять все условия ОАГ, прежде всего, касающиеся коллективной безопасности. Согласно статье 148, Устав может быть денонсирован любым из государств-членов посредством письменного уведомления секретариата. Через два года после этого он теряет свою силу в отношении денонсирующего государства.

Кризис в Венесуэле

В связи с резким ухудшением экономического положения на фоне падения цен на нефть (ее экспорт приносит более 90% валютных доходов бюджета) в 2014 году по стране прокатилась волна массовых антиправительственных протестов. В декабре 2015 года на выборах в Национальную ассамблею (НА, однопалатный парламент) победила коалиция оппозиционных президенту Николасу Мадуро (на посту с 2013 года) партий - "Блок демократического единства". После этого в стране разразился внутриполитический кризис.

В 2017 году Мадуро учредил Конституционную ассамблею, орган, фактически заменивший парламент. Это привело к новому витку противостояния исполнительной и законодательной властей и второй волне массовых протестов (апрель-август 2017 года). Жертвами противостояния стали более 120 человек.

В условиях острого институционального кризиса в стране были проведены выборы президента, по итогам которых Мадуро был переизбран на второй срок. Это не устроило оппозицию, которая не признала результатов голосования. В итоге после инаугурации Мадуро в январе 2019 года лидер оппозиции и спикер НА Хуан Гуайдо провозгласил себя исполняющим обязанности президента (в этом качестве его признали более 40 стран). Эти события также сопровождались массовыми выступлениями как сторонников, так и противников Мадуро. По данным Управления комиссара ООН по правам человека, в ходе протестов погибли не менее 40 человек, задержано не менее 850.

Венесуэла и ОАГ

События в Венесуэле вызвали критику со стороны стран региона. 26 апреля 2017 года ОАГ приняла решение провести заседание глав МИД стран-участниц "по ситуации в Боливарианской Республике" без ее согласия. В ответ на это Николас Мадуро распорядился начать процедуру вывода страны из блока.

В 2018 году ОАГ признала нелегитимным новый срок Николаса Мадуро на посту президента. В поддержку этого решения высказались 19 стран - участниц ОАГ, 6 - были против, 8 - воздержались, представитель еще одной не присутствовал на голосовании. 14 сентября 2018 года генеральный секретарь ОАГ Луис Альмагро заявил, что нельзя исключать возможности проведения военной интервенции в отношении Венесуэлы для разрешения кризиса в этой стране.

9 апреля 2019 года ОАГ признала в качестве постпреда Венесуэлы назначенного Национальной ассамблеей Густаво Тарре Брисеньо. Министерство иностранных дел Боливарианской Республики осудило это решение, назвав его "грубым манипулированием, шантажом и давлением на государства-члены, способствующим реализации целей Вашингтона", признавшего Гуайдо законным и.о. президента. Вместе с тем было заявлено о намерении страны 27 апреля 2019 года ратифицировать документ о выходе из ОАГ, "учитывая, что Боливарианская Республика Венесуэла не может оставаться в организации, стоящей на коленях перед имперскими и господствующими интересами администрации США".

Сегодня дозволительно причислить ОАГ. Объединение, именуемое Организацией американских государств, имеет четкие цели и принципы своей деятельности, официально утвержденный Устав, разветвленную структуру и внушительный ряд государств-членов. Нашей задачей будет подробно познакомиться с вышеперечисленным.

Что такое ОАГ

Организацией американских государств (англ. Organization of American states, фр. Organisation des États américains, исп. Organización de los estados americanos, порт. Organização dos Estados Americanos) , ОАГ (OAS) именуется международное объединение государств, образованное в 1948 г. на 9-й Межамериканской конференции в колумбийском городе Боготе. Его базой стал Панамериканский Союз (1889 г.) - консультативное объединение ряда американских республик.

В составе ОАГ 35 (33 в настоящее время) стран-членов. Рабочих языка четыре - английский, португальский, испанский и французский. Управляющий орган организации - это Генеральная Ассамблея. Штаб-офис объединения расположился в США - Вашингтоне.

Образование организации американских государств. ОАГ: история

ОАГ в форме Панамериканского союза начала свою работу в 1889 году - с Первой американской международной конференции, проходившей в Вашингтоне. Именно тогда была подготовлена база для ее учреждений и положений, а также было одобрено основание этого объединения. Годом создания Организации американских государств считается 1948 - год подписания ее Устава. В силу он вступил в 1951 г.

Для большинства стран-членов была характерна практика вступления в ОАГ сразу же после получения или отвоевания независимости. Исключением стали Канада (1990 г.) и Гайана (1991 г.) Вторая стала последней страной, принятой на сегодня в этот американский союз.

До 1962 г. Куба считалась полноправным членом ОАГ, однако после выбора ею пути социализма Генеральная Ассамблея в целях обеспечения безопасности своих членов решила исключить это государство из числа своих участников. Организация американских стран также обязала своих членов разорвать все дипломатические отношения с Кубой, хоть некоторые из них и голосовали против этого. Только 3 июля 2009 г. приостановка участия этой страны в ОАГ была отменена, однако кубинское правительство не поспешило принять решение вернуться в союз.

В 1971 г. было решено ввести институт наблюдателей ОАГ. В 2015 г. этим статусом обладают уже 70 государств, в число которых входит и Российская Федерация. В настоящее время авторитет и позиции Организации американских государств существенно ослабили сугубо латиноамериканские объединения без участия Соединенных Штатов - UNASUR (Союз южноамериканских наций), CELAC (Сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна).

В апреле 2017 г. Николас Мадуро отправил в Генеральный секретариат ОАГ послание, в котором сообщил, что его государство немедленно покидает союз.

Страны-участники объединения

Итак, кто входит в Организацию американских государств:

  • Доминика;
  • Перу;
  • Уругвай;
  • Барбадос;
  • Гондурас;
  • Антигуа и Барбуда;
  • Мексика;
  • Сальвадор;
  • Парагвай;
  • Гайана;
  • Тринидад, Тобаго;
  • Сент-Люсия;
  • Колумбия;
  • Никарагуа;
  • Боливия;
  • Суринам;
  • Панама;
  • Чили;
  • Сент-Винсент, Гренадины;
  • Коста-Рика;
  • Доминиканская республика;
  • Гватемала;
  • Сент-Китс, Невис;
  • Багамские о-ва;
  • Аргентина;
  • Белиз;
  • Канада;
  • Эквадор;
  • Гренада;
  • Мексика;
  • Бразилия;
  • Ямайка.

Ранее в составе союза также числилась Куба и Венесуэла.

Цели ОАГ

Цели Организации американских государств, исходя из Устава, следующие:

  • и безопасности на двух американских континентах.
  • Первоочередное соблюдение принципа невмешательства, укрепление в странах-участниках представительной демократической власти.
  • Способствовать мирному решению споров между странами-членами, а также предупреждать возможное назревание конфликтов.
  • Объединять свои силы в случае внешней агрессии.
  • Способствовать решению ряда проблем стран-участников - экономических, социальных, юридических.
  • Способствовать общему социальному, культурному и экономическому развитию.
  • Сделать направлением своего развития ограничение числа вооружения, пустив все ресурсы на социальное и экономическое развитие.

Основные принципы деятельности союза

Создание Организации американских государств подразумевало неукоснительное соблюдение ее участниками ряда принципов:

  • Нормой взаимодействия участников служит международное право.
  • Отношения стран-участников выстраиваются на уважении прав суверенитета государств и личностей их граждан, а также на основе неукоснительного соблюдения предписанных международными договорами обязательств.
  • Отношения между участниками ОАГ складываются на принципах доброй воли и взаимодоверия.
  • Каждое государство-участник своей главной целью должно выбрать устройство эффективной представительной демократии.
  • Сотрудничество стран ОАГ строится на принципах невмешательства в политику друг друга, независимости государственных систем.
  • Страны-участники выступают против агрессивных войн.
  • Агрессия против одного государства-члена расценивается как агрессия против всей ОАГ.
  • Все споры между участниками должны решаться только мирным путем.
  • Экономическое сотрудничество должно приводить к общему благосостоянию граждан стран-членов.
  • Основой мира выступает социальная безопасность и справедливость.
  • Личные права всех граждан равны - вне зависимости от их пола, расы и возраста.
  • Духовное единство стран ОАГ строится на взаимоуважении национальных культур друг друга, стремлении к высоким идеалам общечеловеческой культуры.
  • Работа образовательных учреждений государств ОАГ должна строиться на пропаганде всеобщего мира, свободы и равенства.

Структура ОАГ

Организация американских государств (ОАГ) осуществляет свои цели следующей иерархией органов:

  • Генеральная Ассамблея;
  • консультативный совещательный орган министров иностранных дел государств-участников;
  • Советы;
  • Межамериканский комитет по юридическим вопросам;
  • специальная Межамериканская комиссия по правам человека;
  • Генеральный секретариат;
  • специализированные учреждения и конференции.

Возможно дополнительное создание по конкретным вопросам вспомогательных учреждений и органов.

Устав Организации американских государств

Устав ОАГ был принят 30.04.1948 г. в Боготе (Колумбия). Он состоит из 3 частей, 23 глав и 151 статьи. Его структура такова:

  • Часть 1:
    • Природа документа, перечисление основных целей организации.
    • Принципы ОАГ.
    • Положения, касаемые членов организации.
    • Раскрытие понятия "всестороннее развитие" в рамках данного союза государств.
  • Часть 2:
    • Структура организации.
    • Положения о Генеральной Ассамблее.
    • Принципы работы Консультативного Совещания министров внутренних дел.
    • Советы организации: общие положения; статьи, разбирающие работу Постоянного совета.
    • Межамериканский социальный и экономический совет.
    • Совет по образованию, науке и культуре.
    • Юридический комитет Организации американских государств.
    • Комиссия по правам человека.
    • Генеральный секретариат.
    • Статьи о специализированных конференциях.
    • Пункты о специализированных учреждениях.
  • Часть 3:
    • Различные положения документа.
    • Ратификация и время действия.
    • Перечисление временных положений.

О Генеральной Ассамблее

Высшим управляющим органом Организации американских государств признана Генеральная Ассамблея. Она выполняет внутри структуры ряд важных функций:

  • Определяет общие векторы деятельности и политики всей системы.
  • Рассматривает все вопросы, касающиеся взаимоотношений между членами.
  • Координирует деятельность всех нижестоящих органов и учреждений.
  • Укрепляет и развивает сотрудничество с ООН.
  • Активно содействуют сотрудничеству с другими международными организациями в социальной, экономической и культурной сфере, отдавая предпочтение союзам со схожими целями.
  • Одобряет бюджетную программу Организации американских государств, устанавливает размер квот участников.
  • Заслушивает все годовые доклады и отчеты подконтрольных органов и учреждений.
  • Принимает общие нормы, на которых работает Генеральный секретариат.
  • Принимает полностью свой регламент и 2/3 повестки дня.

Абсолютно все страны ОАГ представлены в Генеральной Ассамблее; каждая имеет право только на один голос. Данный высший совет собирается ежегодно в городе, который выбирается по принципу чередования. Все резолюции одобряются большим числом голосов. Исключение - проекты, прописанные в Уставе, для принятия которых необходимо 2/3 "за".

О членах ОАГ

Приведем наиболее значимые положения о членах Организации американских государств:

  • Вход в объединение открыт для любой американской страны или союза государств, согласных принять все обязательства Устава и ратифицировать его.
  • Решение о принятии нового члена определяется голосованием всех участников - для положительного вердикта необходимо 2/3 голосов.
  • Все входящие в ОАГ государства обладают равными правами и обязанностями.
  • Каждый из участников не должен быть ограничен в самобытном пути развития своей политической, экономической и социальной жизни.
  • Никто из членов не имеет права даже косвенно вмешиваться во внутренние государственные дела другого.
  • Территория каждого из государств-членов неприкосновенна.
  • Все споры решаются только мирным путем - это арбитраж, примирение, прямые переговоры, судебная процедура и т. д.
  • Если неприкосновенность и целостность одного или нескольких государств-участников будет нарушена, то другие члены ОАГ должны встать на защиту его/их суверенитета.

Раскрытие понятия "всестороннее развитие" в рамках ОАГ

Всестороннее развитие участников Организации американских государств (ОАГ), оговоренное в его Уставе, означает следующее:

  • Постоянное увеличение ВВП, справедливое распределение национального дохода, адекватные налоговые системы, модернизация сельского хозяйства, стабильный уровень цен, справедливые з/п, внедрение современных достижений в медицину, создание достойного уровня жизни для населения и т. д.
  • Предоставление доступа на мировые рынки своим регионам, создание благоприятных условий для заключения международных бизнес-соглашений, расширение возможностей для экспорта и т. д.
  • Уважение личных прав своих граждан, предоставление им экономической стабильности, социальной защищенности, свободы духовного развития; создание юридической системы, защищающей права каждого без исключения гражданина; создание профсоюзов; обеспечение всеобщего начального и среднего образования и свободный доступ к получению высшего и т. д.

ОАГ является одним из старейших американских международных объединений. Организация объединяет на сегодня 33 страны, имеет разветвленную структуру, собственный Устав с четко обозначенными целями и принципами деятельности.