Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Временное правительство в России (1917). В ходе февральской революции образованы новые органы власти

Временное правительство в России (1917). В ходе февральской революции образованы новые органы власти


«Февральский» и «Октябрьский» этапы революции

Нарастающий революционный кризис, завершившийся восстанием в Петрограде в феврале 1917 г., имел под собой солидные основания. Увеличивающийся разрыв в темпах экономического развития между динамично растущей промышленностью и замедленностью движения аграрного сектора приводил к нарушению баланса социальных сил, порождая острейшие социально-политические конфликты, усиленные, к тому же, участием России в войне. Разрешение этих крупнейших противоречий лежало в политической сфере – либо с помощью дальнейших реформ, проводимых самим государством, либо, в случае отказа последнего, – революционным путем.

Неспособность правительства понять эту дилемму сделала неизбежной Февральскую революцию, положившую начало длительному революционному процессу, растянувшемуся на целых четыре года. Стихийное восстание в Петрограде, завершившееся отречением Николая II, стало концом самодержавного строя в России. Тем самым, началась ликвидация и всей старой государственной системы управления.

Возникшая система власти была крайне неустойчивой, поэтому ее развитие перемежается постоянными кризисами. Первый такой кризис сложился в апреле 1917 г., когда Временное правительство попыталось открыто выразить свое отношение к войне. Было сформировано первое коалиционное правительство из представителей кадетов и социалистов, получившее поддержку на I съезде Советов в июне 1917 г.

Тенденция к созданию диктатуры в России явно набирала силу. Ее необходимость признавалась практически всеми, как левыми, так и правыми. С одной стороны, открытое стремление к власти, определяемой как диктатура пролетариата, продемонстрировали большевики, а с другой – о необходимости покончить с анархией все более громко начали говорить военные.

Октябрьские события 1917 г. – пожалуй, одна из самых дискуссионных тем во всей отечественной историографии. К сожалению, однако, споры часто имеют целью не столько выяснение истины, сколько доказательство правильности или неправильности избранного в результате Октября пути. Превращение темы в актуальный политический вопрос, ее использование в идеологическом противостоянии немало способствовало мифологизации проблемы. Отсюда одна из важнейших задач изучения событий октября 1917г. – освобождение ее от конъюнктурных политических наслоений и превращение в объект максимально строгого научного анализа.

Развитие революционного процесса в марте-октябре 1917 г. с закономерностью подводило страну к выбору между анархическим саморазрушением общества и жесткой диктатурой, независимо от того, какие именно лозунги будут написаны на ее знаменах. Неудача создания правой диктатуры Корниловым во многом предопределила последующую попытку установления левой диктатуры, предпринятой большевиками. Расстановка социальных и политических сил осенью 1917 г. весьма благоприятствовала радикальным тенденциям. Временное правительство и активно поддерживающие его партии социалистов к этому времени полностью лишились былой популярности в массах, потерявших всякое терпение от длительного ожидания обещанных улучшений жизни. Не вызывала их деятельность энтузиазма и в кругах правых, к тому же, ослабленных поражением корниловского переворота. Это, конечно, еще не означало перехода большинства населения на сторону большевиков, значительная часть его, прежде всего, крестьянство, оставалась весьма индифферентна по отношению практически ко всем политическим партиям.

Успех большевиков в октябре 1917 г. не только не завершил, но, напротив, усилил борьбу за власть в стране. Новый этап борьбы охватывает период с осени 1917 г. до весны 1918 г. и характеризуется неустойчивостью позиций большевиков, заставляющей их искать союзников и ради этого идти на компромиссы.

Важнейшим положением антикризисной программы большевиков, в прямую зависимость от выполнения которой они ставили саму устойчивость своей власти, был скорейший выход России из войны. Поэтому, начиная с декрета о мире, они предпринимают настойчивые и весьма последовательные попытки решить эту задачу.

Государственный аппарат, созданный Февральской революцией

25 февраля 1917 г. массовые демонстрации под лозунгами «Хлеба!» и «Долой самодержавие» переросли во всеобщую политическую стачку. На другой день к ней стали присоединяться войска.

27 февраля Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на «неофициальное» заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек.

Органы власти. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство. Великий князь Михаил, к которому перешла корона, отрекся от престола в пользу Временного правительства.

Правительство было сформировано из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, важные посты были отданы кадетам. Оно было тесно связано с буржуазными общественными организациями, которые возникли в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет). В своей Декларации правительство объявило амнистию политическим заключенным, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления.

Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образовано Совещание товарищей министров.

Временное правительство считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации в состав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций.

25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Демократическое совещание избрало постоянно действующий Временный совет республики – Предпарламент (сначала из 313, а позже из 555 членов). Предполагалось, что ему станет подотчетно правительство, но на деле Предпарламент сам стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и заметной роли в укреплении государственной системы не сыграл.

3 июля было нарушено неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским советом («двоевластие»), была расстреляна демонстрация под советскими лозунгами.

25 августа произошел неудачный мятеж генерала Корнилова, который вместе с рядом других генералов пытался свергнуть Временное правительство. После этого из правительства были удалены министры-кадеты и 1 сентября сформирована Директория из пяти человек во главе с Керенским. Она существовала до 24 сентября, когда было сформировано правительство.

Органы управления. Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, упразднив лишь Министерство императорского двора и уделов. В марте в МВД было образовано Особое совещание по местной реформе.

В мае было образовано Министерство труда, главными отделами которого были отдел взаимоотношений труда и капитала, отдел конфликтов, отдел рынка труда. Из отделов старых министерств выделились также Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения и Министерство почт и телеграфов.

Для выработки экономической политики в июне при Временном правительстве были учреждены Экономический совет и Главный экономический комитет.

В целях укрепления связи государства с церковью в августе было образовано Министерство исповеданий. 15 августа в Москве открылся церковный собор, который должен был обсудить вопросы взаимодействия православной церкви с новым государством.

Местные органы власти и самоуправления. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило два процесса – децентрализация (вследствие ослабления государственного аппарата и местнических устремлений буржуазии) и демократизация – под сильным давлением снизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления.

Значительно расширились полномочия земских и городских органов самоуправления. Были учреждены волостные земские собрания (с управами как исполнительными органами). Волостные и уездные земские учреждения стали избираться всеобщими прямыми и равными выборами с тайным голосованием.

В городах с населением свыше 150 тыс. человек были учреждены районные думы (и их управы) как органы самоуправления. 21 апреля был учрежден Главный земельный комитет, а также губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Основная задача этих комитетов состояла в том, чтобы предотвратить стихийное решение земельного вопроса крестьянами, затянуть процесс всякими проволочками и согласованиями.

Новым институтом местной власти стали учрежденные в июне комиссары труда, при которых действовали фабрично-заводские инспектора. В ведении комиссаров находились создаваемые на предприятиях примирительные камеры из представителей рабочих и администрации.

Армия и Карательные органы. Февральская революция нанесла сокрушительный удар по армии – важнейшему институту государства. 2 марта секретарь ЦИК Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов адвокат Н. Д. Соколов подготовил и принес в только что созданное Временное правительство известный «приказ N1». Приказ предусматривал выборы в войсках комитетов из нижних чинов, изъятие оружия у офицеров и передачу его под контроль комитетов, установление не ограниченной «ни в чем» свободы солдата. Этот приказ начал разрушение армии.

Взяв курс на продолжение войны «до победного конца», Временное правительство столкнулось с созданными им самим трудностями – армия стала неуправляемой, началось массовое дезертирство. В июле на фронте были восстановлены упраздненные во время революции военно-полевые суды, но это не поправило дела. Учрежденное Политическое управление Военного министерства безуспешно пыталось наладить в войсках пропаганду в пользу продолжения войны.

Система карательных органов Российского государства, которая складывалась в течение столетия, была разрушена революцией, а кадры деморализованы. Милиция находилась в ведении земского и городского самоуправления, была разношерстной и не обладала квалификацией.

Право и Судебные органы. Временное правительство стремилось сохранить основы старого права: Уголовное уложение 1903 г. и судебные уставы 1864 г., Свод законов Российской империи и Табель о рангах. В марте при правительстве было учреждено Юридическое совещание, в которое были назначены семь видных юристов. Оно должно было давать «предварительные юридические заключения» на решения Временного правительства.

Оставив определение общих принципов новой правовой системы будущему парламенту, Временное правительство ограничилось изданием большого числа временных законов и положений (о комиссарах правительства, о местных земельных комитетах, о волостном земстве и о введении земств в «неземских губерниях» и т.д.).

В октябре, уже полностью утрачивая контроль за ходом событий, правительство учреждает Особую комиссию Юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов. С 11 по 24 октября эта комиссия разрабатывала проект конституции. По этому проекту, Россия становилась президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом.

Самые большие изменения были внесены в систему мировых судов. Этот судебный орган, восстановленный законом 1912 г., к 1917 г. был введен лишь в 20 губерниях из 97. Повысилась уголовная юрисдикция мирового суда, был определен порядок рассмотрения особо важных гражданских и уголовных дел – особым мировым присутствием с добавочным мировым судьей и двумя членами.

30 мая был издан закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями.

Итоги деятельности Временного правительства

В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта-октября 1917 года в состав Временного правительства. Казалось, наступило время для реализации либеральных идей.

Позитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна из них состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон в отношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовало радикализации общественного настроения.

4 марта кабинет министров принял решение об организации Чрезвычайной следственной комиссии под председательством московского присяжного поверенного Н. К. Муравьева для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Члены Временного правительства во всех грехах обвиняли только царский режим. Утверждалось, что старая система управления основывалась на административных репрессиях, угнетении личности, подавлении его инициативы.

Настало время расстаться с легендой о том, что Февраль – «золотой век» в истории России. Именно Февраль, как это ни прискорбно, привел страну к Октябрю. Чувства ненависти, мщения, злобы выплеснулись на улицы, подогреваемые большевистской пропагандой вседозволенности.

Весь период с марта по октябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственного аппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям.

При спешной реорганизации местных органов на практике получилась пестрота и большая неразбериха. В условиях хаоса и необходимости в срочном порядке организации новой структуры власти у правительства, вероятно, не было иного выбора, кроме создания административных органов управления сверху, тем более что эта структура носила временный характер. Однако эти шаги кабинета министров шли вразрез с публично декларируемой позицией, основанной на обещании провести выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, т.е. с участием народа.

Отечественная историография в целом негативно оценивает результативность мероприятий Временного правительства в экономической и социальной сферах. Падение самодержавия вызвало взлет социальных ожиданий у большей части общества. Рабочие, солдаты, крестьяне многонациональной страны ждали немедленного удовлетворения своих требований. Это трагическое несоответствие между ожиданиями многомиллионных масс и возможностями разоренной войной страны порождало прямое революционное воздействие.

Ситуация в России усугублялась тем, что Временное правительство вынуждено было решать социально-экономические вопросы в условиях продолжавшейся войны. Кадетская партия выступала за продолжение непопулярной в народе империалистической бойни. К тому же российское государство имело вполне конкретные обязательства перед странами Антанты.

Критика правительства слева и справа и за авантюризм, и за бессилие, привела к его реорганизации. Министры Милюков и Гучков подали в отставку. Сформировалось коалиционное правительство с участием в нем представителей социалистических партий. Однако вхождение социалистов в кабинет министров несло в себе опасность не преодоления, а углубления кризиса власти с потерей авторитета и влияния уже самых умеренных социалистов и Советов, что и подтвердило дальнейшее развитие событий в стране.

Непросто складывались отношения Временного правительства с национальными районами России. Уже в марте 1917 года на Украине ряд политических партий и организаций созвал Центральную Раду, которая возглавила национально-освободительное движение. Серьезной остроты достигло противостояние Временного правительства с населением Финляндии после решения о роспуске сейма. К сентябрю накалилась обстановка в Туркестане.

Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьезными ошибками и просчетами, которые еще более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево – к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и такие понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.



Ход революции.

Февраля 1917 года произошла февральская революция.

Причины революции – рост цен, острая нехватка продовольствия, поражения на фронтах продолжавшейся мировой войны, крайнее недовольство масс действиями правительства.

Активное участие приняли в революции меньшевики, эсеры, кадеты. Роль большевиков в ней была невелика.

18 февраля на Путиловском заводе в Петрограде началась забастовка. Рабочие требовали повышения заработной платы. В ответ хозяева завода закрыли производство. Без работы остались 30 тысяч человек. Это стало поводом для массовых выступлений в столице.

25 февраля началась всеобщая политическая стачка под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!».

26 февраля Николай II приказал направить солдат Павловского полка на подавление демонстраций. Солдаты отказались выполнять приказ. Их поддержали другие полки. Начался массовый переход солдат на сторону рабочих.

27 февраля восставшие захватили Зимний дворец, важнейшие правительственные учреждения, вокзалы, арсеналы с оружием. Город оказался под их контролем. Для управления страной был создан временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. В этот же день был создан еще один орган власти – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Его возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе. Заместителями Чхеидзе были назначены эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

1 марта Временный исполнительный комитет Государственной думы и Петроградский Совет создали Временное правительство. Его задача – управлять страной до созыва Всероссийского Учредительного собрания, на котором планировалось установить форму правления и принять Конституцию России. Временное правительство возглавил князь Г.Е.Львов. Оно почти полностью состояло из кадетов и октябристов. В него вошел лишь один представитель социалистов – А.Ф.Керенский, получивший портфель министра юстиции.

2 марта Николай II отрекся от престола. Российское самодержавие прекратило свое существование.

Россия в период между революциями. Двоевластие (март-октябрь 1917 г.)

Сразу после Февральской революции в Петрограде созданы два органа власти, которые были фактически независимы друг от друга: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. В стране сложилось двоевластие.

Петроградский Совет был создан 27 февраля. Он состоял в основном из меньшевиков и эсеров. Исполком Совета возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе, его заместителями избраны эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

Временное правительство образовано в ночь на 2 марта 1917 года совместным решением Петроградского Совета и исполнительного комитета членов Государственной думы. В него вошли в основном кадеты и октябристы. Единственным представителем социалистов был в нем министр юстиции А.Ф.Керенский. Главой правительства назначен Г.Е.Львов.


3 марта опубликована согласованная с Петроградским Советом декларация Временного правительства. В ней объявлялись политическая и религиозная амнистия, свобода слова, печати, собраний, отменены сословные, религиозные и национальные ограничения. Кроме того, сообщалось о начале подготовки к созыву Всероссийского Учредительного собрания, «которое установит форму правления и конституцию страны».

6 марта Временное правительство объявило, что страна будет участвовать в мировой войне до победного конца. Поэтому было решено не вводить в стране 8-часовой рабочий день, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт всем необходимым. Был также отложен вопрос о разделе земли, который мог дезорганизовать фронт: солдаты, состоявшие из крестьян, могли возмутиться, что раздел земли прошел без их участия. Петроградский Совет поддержал эти решения.

Образование новых органов власти

Вечером 27 февраля опьяненная свободой толпа собралась у Таврического дворца. Уже с утра здесь находились не подчинившиеся царскому указу депутаты Государственной думы. В это же время в других помещениях Таврического дворца заседали освобожденные из тюрьмы рабочие-активисты, члены социал-демократической фракции Думы, представители левой интеллигенции. Было решено, как и в 1905 году, создать Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Председателем Исполнительного комитета Петроградского Совета избрали лидера социал-демократической фракции Думы меньшевика Н.С. Чхеидзе, его заместителями - трудовика А.Ф. Керенского и меньшевика М.И. Скобелева. Большинство членов Совета были меньшевиками и эсерами.

В ночь с 1 на 2 марта 1917 года Временный исполнительный комитет членов Государственной думы и Исполком Петроградского Совета договорились об образовании Временного правительства, состоящего из либералов, но проводящего в жизнь программу, одобренную Петроградским Советом. Его возглавил известный земский деятель князь Г.Е. Львов.

Пост министра иностранных дел получил лидер кадетов II.Н. Милюков. Октябрист А.И. Гучков стал военным и морским министром. Единственный представитель социалистов А.Ф. Керенский занял кресло министра юстиции. Нужно было решить вопрос о судьбе монарха и монархии.

Отречение Николая II от престола

28 февраля Николай II выехал из Ставки в Царское Село, но ночью 1 марта ему сообщили, что ближайшие железнодорожные узлы заняты восставшими войсками. Царский поезд повернул в Псков, где находился штаб Северного фронта.

В ночь с 1 на 2 марта М.В. Родзянко передал главнокомандующему Северным фронтом генералу Н.В. Рузскому телеграфное сообщение. Он просил убедить Николая II отречься от престола в пользу тринадцатилетнего сына Алексея, а регентом назначить брата - великого князя Михаила Александровича. Всем главнокомандующим фронтами и флотилиями была направлена телеграмма с просьбой спешно высказать свое мнение по вопросу об отречении Николая. "Обстановка, по-видимому, не допускает иного решения", - говорилось в телеграмме. Эта фраза фактически была подсказкой того ответа, который ожидали получить: согласиться с предложением Родзянко.

Позиция высших армейских чинов потрясла Николая II.2 марта в Пскове в 23 часа 40 минут в штабном вагоне императорского поезда в присутствии А.И. Гучкова, В.В. Шульгина, командующего Северным фронтом генерала от инфантерии Н.В. Рузского и начальника штаба Северного фронта генерала от инфантерии Ю.Н. Данилова царь Николай II отрёкся от престола за себя и своего сына наследника-цесаревича Алексея в пользу младшего родного брата великого князя Михаила Александровича. Михаил не рискнул вступить на престол, так как не располагал никакой реальной силой, и 3 марта передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления. При откладывании же вопроса о форме правления до Учредительного собрания возвращение монархии не исключалось.

Из Манифеста об отречении Николая II

В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России. все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою, признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть.

Российская монархия фактически прекратила свое существование. Вначале Николай II и члены его семьи находились под арестом в Царском Селе, а в августе 1917 года были сосланы в Тобольск.

А революционные события продолжались.3 марта начались убийства офицеров в Гельсингфорсе, на Балтийском флоте. Были зверски убиты главный командир Кронштадтского порта адмирал Вирен, начальник штаба Кронштадтского порта адмирал Бутаков.3 марта был убит командир второй бригады линкоров адмирал Небольсин, 4 марта - командующий Балтийским флотом адмирал Непенин (существует версия, что его убийство - адмирал был убит выстрелом в спину - было совершено не матросами, а переодетыми в матросские бушлаты германскими агентами). Были убиты также комендант Свеаборгской крепости генерал-лейтенант по флоту Протопопов, командиры первого и второго Кронштадтских флотских экипажей капитаны первого ранга Стронский и Гирс, командир линейного корабля "Император Александр II" капитан первого ранга Повалишин, командир крейсера "Аврора" капитан первого ранга М.И. Никольский и многие другие морские и сухопутные офицеры.

К 15 марта Балтийский флот "потерял" 120 офицеров, из которых 76 было убито (в Гельсингфорсе - 45, в Кронштадте - 24, в Ревеле - 5 и в Петрограде - 2). В Кронштадте, кроме того, было убито не менее 12 офицеров сухопутного гарнизона. Четыре офицера покончили жизнь самоубийством, и 11 пропали без вести. Всего, таким образом, погибло более 100 человек.

27 февраля 1917 г. для поддержания порядка Государственная дума сформировала Временный комитет Государственной думы, а 1 марта образовала Временное правительство, провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, равноправие солдат с гражданами, создание милиции (вместо полиции) и начало подготовки к Учредительному Собранию.

В начале марта от престола отреклись Николай II за себя и за сына и его брат Михаил, который Манифестом 3 марта предоставил решение вопроса о форме власти в России будущему Учредительному Собранию.

Были упразднены жандармерия, полиция и управление по печати (цензура). При Министерстве юстиции была создана Чрез-вычайная следственная комиссия по расследованию деятельности бывших министров. Вместе с тем сохранилась деятельность Особых совещаний (кроме Совещания по продовольствию). Были образованы новые органы: Экономическое совещание , Юридиче-ское совещание , Совещание по реформе местного самоуправ-ления , целью которых стала выработка основ управления новой социально-экономической системой страны.

Временное правительство возглавил председатель Г.Е. Львов . Правительство выдвинуло программу: политическая амнистия, отмена смертной казни, отмена ограничений в правах по социальным, религиозным и национальным признакам, демократизация учреждений земского и городского самоуправления.

27 февраля в Петрограде деятелями социалистических партий был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, издавший 1 марта “приказ № 1“, который упразднял дисциплинарную власть офицеров в воинских частях и передал ее выборным комитетам. В армии параллельно иерархии военного командования возникла иерархия военных комитетов.

В Петрограде возникло двоевластие : Временное правительство, имевшее мало реальной власти, и Совет, не имевший четко опре-деленных функций, но обладавший реальной властью благодаря своей опоре на рабочих и солдат. Между ними сразу же возникли разногласия по вопросу о целях и характере войны . Под давлением внепарламентской оппозиции ушли в отставку министр иностранных дел и военный министр.

Временное правительство готовило выборы в Учредительное собрание (назначенные на сентябрь), реформу местного самоуп-равления, земельную реформу. Создав в апреле систему земельных комитетов, утвердило права фабрично-заводских комитетов.

Будучи временной властью, правительство вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя вправе начинать какие-либо коренные реформы. На местах оно не имело надежного административного аппарата.

В июне 1917 г. около трехсот девяноста местных советов присла-ли своих делегатов на первых Всероссийский съезд советов, кото-рый избрал Всероссийский центральный исполнительный коми-тет (ВЦИК). Решающую роль в нем играли эсеры и меньшевики.

Летом 1917 г. перед Россией лежали два пути установления демократической власти: через Учредительное собрание или через Советы, свободно избранные населением .

Созыв Учредительного Собрания задержали двухмесячные переговоры с Петроградским Советом о составе Особого Совещания по выработке избирательного закона. Лишь в июне было решено назначить выборы Учредительного Собрания на 17 сентября, потом они были отложены на ноябрь (отсрочки объяснялись стремлением отнести выборы на период, когда рево-люционный энтузиазм уже спадет, что оказалось тактической ошибкой). Усиление власти Советов в массах не способствовали авторитету проводившихся правительством реформ в период подготовки Учредительного Собрания.

3 июля большевики предприняли попытку поднять вооруженное восстание в Петрограде, которая окончилась неудачей . Это заставило "умеренных социалистов" (меньшевиков и эсеров) из "советской демократии" вступить в коалицию с либеральными партиями. Во втором коалиционном правительстве социалисты оказались в большинстве. Правительство стало искать политиче-скую опору в умеренных кругах общества. Верховным главноко-мандующим был назначен генерал Л.Г. Корнилов, популярный в то время в патриотических кругах.

В августе в Москве было созвано Государственное совещание, в котором приняли участие члены четвертой Государственной думы, представители кооперативного движения, советов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления, крестьянского самоуправления, технических и иных организаций (всего более двух тысяч человек). На Совещании произошел раскол между умеренными и революцион-ными группами .

Генерал Корнилов выдвинул требование об укреплении дисциплины в армии и порядка в тылу , для поддержки требований он двинул на Петроград конный корпус. Глава Временного правительства А.Ф.Керенский воспринял эти действия как попытку военного переворота . Для защиты от Корнилова ВЦИК Советов создает при участии большевиков Комитет борьбы с контрреволюцией. Началось формирование Красной гвардии, которой руководила военная организация РСДРП (б ).

Временное правительство было сформировано 3 марта 1917 г. Однако правительственные кризисы привели затем к переформированию его состава: первое коа-лиционное правительство было образовано 5 мая, второе - 24 июля, третье - 25 сентября 1917 г.

1 сентября 1917 г. Россия провозглашается республикой. Затем 14 сентября происходит созыв Демократического Совещания из представителей Советов, кооперативов, земств и армейских организаций. Совещание поддержало коалицию социалистов с либералами в составе Временного правительства. Но уже на нем поднимался вопрос об однородной "социалистической власти", т.е. с большевиками. На совещании был сформирован Временный Совет Республики ("предпарламент"), предполагавшийся как орган контроля над правительством, но превратившийся в орган законодательных предположений.

«В начале революции Временное правительство, несомненно, пользовалось широким признанием всех здравомыслящих слоёв населения. Весь старший командный состав, всё офицерство, многие войсковые части, буржуазия и демократические элементы, не сбитые с толку воинствующим социализмом, были на стороне правительства…», — А. И. Деникин.

Плакат с портретами членов Временного правительства

В состав правительства вошли:


председатель Совета Министров и министр внутренних дел — князь Г. Е. Львов (бывший член 1-й Государственной думы, председатель главного комитета Всероссийского земского союза)


министр иностранных дел П. Н. Милюков (кадет)



министр юстиции — «трудовик» (с марта — эсер) А. Ф. Керенский (член Государственной думы от Саратовской губернии, товарищ председателя Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов)


министр путей сообщения Н. В. Некрасов (кадет)


министр торговли и промышленности А. И. Коновалов (прогрессист )


министр просвещения профессор А. А. Мануйлов (кадет)


военный и временно морской министр А. И. Гучков (октябрист)


министр земледелия А. И. Шингарёв (кадет)


министр финансов — крупный предприниматель М. И. Терещенко


обер-прокурор Святейшего Синода В. Н. Львов (центрист)


государственный контролёр И. В. Годнев (октябрист)

Овладеть ситуацией в стране Временное правительство так и не смогло. Потому уже в мае правительство впервые стало коалиционным. Однако все создававшиеся в дальнейшем коалиции оказались непрочными.

В состав правительственной коалиции вошли Г. Е. Львов, Керенский, Терещенко, Некрасов, Коновалов, Мануйлов, Шингарёв, В. Н. Львов, Годнев, а также:


министр юстиции П. Н. Переверзев (трудовик)


министр земледелия В. М. Чернов (эсер)


министр почт и телеграфов И. Г. Церетели (меньшевик)


министр труда М. И. Скобелев (меньшевик)


министр продовольствия А. В. Пешехонов (народный социалист)


министр государственного призрения князь Д. И. Шаховской

В начале июля в Петрограде начались антиправительственные выступления, в которых приняли активное участие большевики. Последовавшие за этим события нарушили неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским Советом, несколько министров покинула свои посты.

К концу месяца было сформировано второе коалиционное правительство. В него вошли Керенский в качестве председателя; заместитель министра-председателя и министр финансов Некрасов, министр иностранных дел Терещенко, министр земледелия Чернов, министр труда Скобелев, министр продовольствия Пешехонов, министр юстиции А. С. Зарудный (трудовик); министр государственного призрения И. Н. Ефремов (радикальный демократ), а также:


министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев (эсер)


министр народного просвещения С. Ф. Ольденбург (кадет)


министр торговли и промышленности С. Н. Прокопович (беспартийный)



министр почт и телеграфов А. М. Никитин (меньшевик)


министр путей сообщения П. П. Юренев (кадет)


обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв (кадет)


государственный контролёр Ф. Ф. Кокошкин (кадет)

Созданию третьего коалиционного правительства предшествовал провал корниловского мятежа. В условиях острого политического кризиса, когда Советы продемонстрировали свою реальную силу, кадетам, поддержавшим мятеж, пришлось покинуть правительство, а меньшевики и эсеры не решились поначалу вновь пойти по пути создания правительственной коалиции. 1 (14) сентября Керенский образовал новый орган власти из пяти основных министров — Директорию, которая под давлением Советов провозгласила Россию республикой.

25 сентября (8 октября) Керенский создаёт третье коалиционное правительство. В него вошли министр-председатель и Верховный главнокомандующий Керенский; министр иностранных дел Терещенко; заместитель министра-председателя и министр торговли и промышленности Коновалов; министр внутренних дел и министр почт и телеграфов Никитин; министр труда К. А. Гвоздев (меньшевик); министр продовольствия Прокопович; государственный контролёр С. А. Смирнов (кадет); обер-прокурор Святейшего Синода Карташёв, а также:


военный министр А. И. Верховский



морской министр Д. Н. Вердеревский


министр финансов М. В. Бернацкий


министр юстиции П. Н. Малянтович (меньшевик)


министр путей сообщения А. В. Ливеровский



министр народного просвещения С. С. Салазкин


министр земледелия С. Л. Маслов (эсер)


министр государственного призрения Н. М. Кишкин (кадет)


председатель экономического совета С. Н. Третьяков

Из семнадцати членов последнего Временного правительства восемь эмигрировали в 1918—1920 годах. Все они умерли своей смертью, за исключением Третьякова (завербован ОГПУ в 1929-м, в 1942-м арестован гестапо как советский агент и в 1944-м расстрелян в немецком концлагере).

Во время Большого террора 1938−1940 годов расстреляны Никитин, Верховский, Малянтович и Маслов. Ливеровский дважды арестовывался, но затем освобождался. Салазкин умер своей смертью. Гвоздев неоднократно арестовывался, был в ссылке, откуда вернулся домой за пару месяцев до кончины. Кишкин также неоднократно арестовывался; умер своей смертью.

Были расстреляны Некрасов, Скобелев и Шаховской. Кокошкин и Шингарёв были убиты в тюремной больнице. В. Н. Львов умер в тюрьме.