Меню
Бесплатно
Главная  /  Овуляция  /  Какое мясо не едят евреи и почему. Еврейская традиция

Какое мясо не едят евреи и почему. Еврейская традиция

Что такое кашрут
Слово кашер (כשר) означает в переводе с иврита на русский язык – "пригодный" для чего-либо. Сегодня это слово чаще всего употребляется в сочетании кашерная еда – так называют еду, приготовленную в соответствии с законами еврейской традиции. Совокупность этих законов называется наиврите – кашрут (כשרות).

Кашрут – довольно объемная система законов. Но в ее основе лежат всего несколько заповедей, известных из Торы, и некоторые дополнительные правила, установленные еврейскими мудрецами в более позднее время.
Еще раз отметим, что полная система правил кашрута довольно сложна. Поэтому мы даже не пытаемся дать "руководство" по кашруту, но только постараемся выяснить, что же имеет в виду традиция, говоря о кашерной пище.

Вопросы для повторения

Что означает слово "кашер"?
Что такое "кашрут"?
Что лежит в его основе?

Основные принципы

Можно коротко перечислить основные принципы кашрута:
- разрешается есть мясо только определенных (кашерных) видов наземных животных, птиц и рыб;
- животное, чье мясо используется в пищу, должно быть убито, приготовлено и разделано специальным образом;
- нельзя смешивать мясную и молочную пищу;
- есть определенные требования на употребление в пищу плодов, выращенных евреями в Эрец-Исраэль,
- существуют дополнительные ограничения на некоторые другие продукты.

Разберем эти принципы подробнее.

Вопросы для повторения

Каковы основные принципы кашрута?

Запрещенная едаПрежде всего, мясо каких животных, птиц и рыб в принципе можно использовать для приготовления кашерной еды?
Точные указания по этому поводу содержатся в Торе, в 11-й главе книги "Ваикра". И сформулированы они в виде запретов и разрешений, так что деление животных на разрешенных и запрещенных – это заповедь.
В соответствии с указаниями, разрешенные, кашерные, наземные животные (а также птицы и рыбы) называются в традиции чистыми, а неразрешенные – нечистыми.
Наверное, самое известное из нечистых (запрещенных в еду) животных – это свинья: почти все слышали, что евреи не едят свинину. Однако далеко не все знают, что точно так же еврейская традиция запрещает есть, например, кролика или крабов.
Далее, к нечистым относятся все насекомые, земноводные и пресмыкающиеся. И если в России такая еда практически не принята, то в некоторых других странах она весьма популярна (например, лягушки во Франции).
Следует еще иметь в виду следующий принцип: продукт нечистого животного также является нечистым. Что такое "продукт животного"? Это, например, молоко. Поэтому традиция запрещает использовать, скажем, верблюжье молоко (которое пьют в некоторых странах Средней Азии), так как верблюд – некашерное животное (см. дальше). По той же причине запрещены черепашьи яйца: ведь черепаха – пресмыкающееся, а значит, некашерна.
Есть только одно исключение из этого правила – мед. Он кашерен, хотя и является продуктом жизнедеятельности насекомых – пчел.
Нет такого понятия – "нечистые растения". Все виды фруктов, овощей, грибов, ягод – кашерны. Есть, однако, некоторые тонкости, связанные с плодами Эрец-Исраэль. О них мы еще будем говорить.
Рассмотрим теперь подробнее деление на чистых и нечистых среди животных, птиц и рыб.

Вопросы для повторения

Что такое "чистые" и нечистые" животные?
Где в традиции есть источник такого деления?
К каким типам живых существ относится это деление? Какие типы живых существ безусловно некашерны и какие – кашерны?

Мясо животных

Для животных критерий сформулирован в книге "Ваикра": "Животное можно есть, если оно – жвачное и парнокопытное".
Таким образом, "чистые" животные – это, например, корова, овца, коза, олень. Их мясо кашерно, если будет приготовлено соответствующим образом (см. дальше).
Нечистые же животные – это, например, как уже говорилось выше, свинья (не жвачное), кролик и верблюд (нет раздвоенных копыт). Другие примеры – лошадь, тюлень, все хищные животные. Мясо таких животных запрещено в пищу и не может стать кашерным ни при какой обработке.

Вопросы для повторения

Как и где сформулировано правило, разделяющее животных на чистых и нечистых?
Приведите примеры чистых животных.

Приведите примеры нечистых животных, объясните, почему они некашерны.

Птицы

Список птиц, чье мясо запрещено в еду, приведен в Торе в книге"Ваикра" (11:13-19). Это – все хищные птицы (орел, коршун, сова и т.п.), а также аист, ворона, чайка, пеликан, удод и некоторые другие. Запрещено, соответственно, есть и яйца этих птиц.
Возникает вопрос: почему только для птиц дан список "нечистых", но не установлены точные критерии, как для животных (о чем мы только что говорили) или для рыб (см. дальше), что считать чистым, а что – нечистым?
Ответ, видимо, такой: хотя этот список и длинный, но чистых птиц, видимо, было больше, чем нечистых.
К сожалению, за время, прошедшее с момента дарования Торы, евреи расселились по всему свету. Со временем стало иногда трудно определить точно, к какому виду птиц относится то или иное название, упоминаемое в ТаНаХе – какой птице оно соответствует? Поэтому еврейские общины выбирали в еду только те виды птиц, в определении вида которых были уверены.
Сегодня евреи считают чистыми всех домашних птиц: курица, гусь, индейка, утка.
Для того, чтобы стать кашерным, мясо птиц также должно быть подвергнуто специальной обработке.

Вопросы для повторения

Как и где сформулировано, какие птицы являются нечистыми?
В чем особенность этой формулировки? Как это можно объяснить?
Приведите примеры кашерных и некашерных птиц.
Почему сегодня так мало видов птиц употребляется евреями в пищу?
Является ли их мясо автоматически кашерным?

Кашерное мясо

Из того, что корова – кашерное животное, еще не следует, что любой кусок говядины в магазине кашерен. Тора запрещает также есть:
- мясо животного, умершего естественной смертью; такое мясо называется невела (נבלה – "падаль"); в это понятие включается также мясо животного, болевшего перед убоем;
- мясо животного, раненого или убитого другим зверем или на охоте; такое мясо называется тареф (טרף – "растерзанный"), и отсюда происходит часто употребляемое общее название для некашерной еды – трефная;
- мясо животного, в котором еще есть кровь;
- некоторые части туши (сальный жир и седалищный нерв).

К каким выводам приводят эти запреты?
Во-первых: животное (разумеется, разрешенное) должно быть убито лишь специальным образом, называемым шхита (שחיטה). Суть шхиты в том, что животное убивают одним ударом ножа, перерезающим сонную артерию. Так гарантируется, что животное умирает без мучений. Человек, умеющий производить шхиту, называется шохет (שוחט – "резник").
Если животное убито любым другим способом – его мясо евреям запрещено есть.
Во-вторых: после шхиты должна быть сделана проверка туши. Если выясняется, что в теле животного были серьезные повреждения – его мясо некашерно. Проверяющий тушу называется на иврите бодек (בודק).
В-третьих: из туши должны быть удалены сальный жир и седалищный нерв. Выполняющий эту работу называется менакер (מנקר).
Шохет, бодек и менакер – профессии, требующие специального обучения.

Вопросы для повторения

В каком случае мясо чистого животного является некашерным?
Что такое "невела" и "трефа"?
Как называется разрешенный кашрутом убой скота и в чем его суть?
Какие профессии связаны с ним?

Обработка мяса

И, наконец, в-четвертых: из мяса должна быть удалена кровь. Интересно узнать, в чем заключаются причины этого требования.
Тора категорически запрещает всем (не только евреям) есть часть тела еще живого существа: это – одна из семи заповедей сыновей Ноаха, то есть заповедей для всего человечества. Для евреев же это требование уточняется: так как кровь – признак жизни животных, Тора (Дварим, 12:23) запрещает евреям употреблять в пищу кровь, а, следовательно, нельзя есть и мясо, в котором осталась кровь.
Как же удалить кровь из разделанного мяса? Традиция разрешает два способа:
1) "просолка": свежее мясо промывают в воде, затем засыпают крупной солью на час; за этой время соль впитывает кровь, после чего мясо вновь промывают;
2) прожаривание мяса на открытом огне.
Напомним, что все эти требования относятся только к мясу животных и птиц. Но – не к рыбам.

Вопросы для повторения

Почему из мяса должна быть удалена кровь?
Какими способами можно удалить кровь?

Мясное и молочное

Существует запрет, который (уникальный случай!) упоминается в Торе трижды. Вот этот запрет: "Не вари козленка в молоке его матери" ("Шмот", 23:19, "Шмот", 34:26, "Дварим", 14:21). Повелительная форма фразы говорит о том, что это – заповедь. Традиция уточняет, что троекратное повторение фразы подразумевает три запрета:
- нельзя готовить вместе мясо и молоко;
- нельзя есть вместе мясо и молоко;
- нельзя никаким образом использовать мясо-молочную смесь.

Что означает слово "мясо" в этих запретах?
Это – любое мясо животных и птиц (но не рыб!), а также все, имеющее отношение к этому мясу – например, жир (говяжий, куриный и т. д.).
"Молоко" – это не только собственно молоко, но еще и любые молочные продукты: сыр, творог, сливочное масло, кефир, сметана, молочный маргарин и т. д.
Таким образом, согласно еврейской традиции, недопустимы не только варка мяса в молоке, но и вообще смешение мясных и молочных частей в любой еде.
Каждая составная часть пищевого продукта может быть или мясной, или молочной, или нейтральной (например, рыба, фрукты, овощи, грибы, яйца, мед, сахар, соль, мука, растительное масло и др.). Поэтому каждый кашерный продукт может принадлежать к одному из трех видов:
- "мясной" (бсари – בשרי): если в нем есть хоть какие-то мясные компоненты;
- "молочный" (халави – חלבי): если в нем есть хоть какие-то молочные компоненты;
- "нейтральный" (парве – פרווה): если в нем нет ни мясных, ни молочных компонентов, а только – "нейтральные".
Наример: бутерброд с колбасой – это мясная еда (мука+мясо), бутерброд с маслом – молочная (мука+масло), а бутерброд с медом – паревная.
Поскольку переваривание еды занимает какое-то время, традиция запрещает есть молочные продукты сразу после мяса – необходимо сделать определенный перерыв. Продолжительность этого перерыва (между мясной и молочной едой) в разных общинах установлена по-разному: от трех до шести часов.
А вот после молока ждать так долго не нужно: достаточно, например, прополоскать рот и можно есть мясо.

Вопросы для повторения

Сколько раз в Торе дается запрет на смешение мяса и молока?
Какие выводы делает из этого традиция?
На какие три вида делится вся кашерная еда?
Что такое "парве"?

Рыбы

Там же, в книге "Ваикра", сказано: "…из всех, обитающих в воде, можете есть тех, у кого имеются чешуя и плавники…" (11:9-12).
Таким образом, нечистыми являются все обитающие в воде "не рыбы": мидии, устрицы, кальмары, крабы, раки, креветки и т. д., а также некоторые рыбы (без чешуи): сом, осетр, акула, угорь и др. Соответственно осетровая (черная) икра – некашерна.
Подавляющее большинство рыб (кроме хищных) – чистые. В отличие от мяса животных и птиц, чистая рыба автоматически является кашерной: ее не надо подвергать никакой специальной обработке. Икра этих рыб – кашерна.
Еще раз напомним, что рыба – паревная еда; нет никакого запрета на рыбно-молочные блюда (например, в восточно-европейских общинах была весьма популярна щука в сметане). В то же время традиция не рекомендует есть рыбу одновременно с мясом – из медицинских соображений.

Вопросы для повторения

Где и как сформулировано в Торе определение кашерности для обитающих в воде существ?
Приведите примеры некашерных.
Требуется ли для рыбы, как для мяса животных и птиц, дополнительная обработка?
Запрещено ли смешивать рыбную и молочную еду?

Фрукты и овощи в Эрец-Исраэль

Фрукты и овощи, выращенные евреями в Эрец Исраэль, заслужили нескольких отдельных заповедей в Торе. Суть этих заповедей сводилась к:
- обязанности отделять часть урожая в пользу бедных;
- обязанности отделять часть урожая для Храма;
- запрету использовать плоды первых трех лет урожая деревьев;
- отдыху земли в каждый седьмой год.

Часть из этих требований можно перенести на сегодняшний день без изменений (например, запрет на использование плодов первых трех лет), часть теперь невозможно выполнить буквально (например, отделять часть урожая для Храма, так как Храма сегодня нет), и поэтому они выполняются только символически. Полная система законов, связанных с выполнением этих заповедей в наши дни, совсем не проста, и рядовому человеку трудно в ней разобраться. Поэтому в Государстве Израиль сегодня этими вопросами занимается Раввинат. Каждый, кто хочет соблюдать эти заповеди, полагается на инспекцию какого-либо раввината и покупает фрукты, проверенные данной инспекцией.
Еще раз напомним: речь идет только о плодах, выращенных евреями в Эрец-Исраэль! К подмосковным яблокам, например, эти заповеди не имеют никакого отношения.

Вопросы для повторения

Какие заповеди ведут к ограничениям кашрута на растительную пищу?
Все ли они буквально выполнимы сегодня?
К каким плодам они относятся?

Особые продукты

Кроме вышесказанного, существуют особые требования кашрута по отношению к некоторым особым продуктам. Эти требования не являются заповедями, но – ограничениями, в разное время установленными еврейской традицией. Такие ограничения называются на иврите гзерот (גזירות).
Наиболее существенные из гзерот установлены на:
- нееврейское виноградное вино или любой другой виноградный напиток (на напитки не из винограда этот запрет не распространяется);
- сыр, изготовляемый обычным способом (при этом используются специальные ферменты, способствующие створаживанию молочной массы, и эти ферменты могут оказаться некашерными).

Вопросы для повторения

Что такое "гзерот"?
Являются ли они заповедями?
Привести виды гзерот для кашрута.

Посуда

Еврейская традиция требует, чтобы посуда, в которой готовится еда, также была кашерной. Что это значит? Как посуда вообще может стать некашерной?
Во-первых, это может случиться, если в посуде находилась горячая некашерная еда. Понятно, что в доме, где соблюдается правила кашрута, скорее всего, такой еды и не окажется. Однако в случае, если приходится есть в гостях, в ресторане и т. д. – это становится серьезным требованием.
Во-вторых, так как традиция запрещает любое смешение мясного и молочного, в еврейских домах существует разные комплекты посуды – для мясной и молочной, а иногда и для паревной еды. Мясная и молочная еда не только не готовится вместе – нельзя даже подавать ее одновременно на один стол.
Эти требования кашерности относятся ко всем видам посуды: кастрюли, тарелки, чашки, ложки, ножи, сковородки, противни для печей, мясорубки и т. д.

Вопросы для повторения

Что такое "кашерная посуда"?
В каком случае посуда становится некашерной?
Как решают эту проблему в еврейских домах?

Кашерная еда

Подведем итоги тому, что мы уже знаем о правилах кашрута: еда является кашерной, если она:
- приготовлена из разрешенных правилами кашрута продуктов и в кашерной посуде;
- ее мясные компоненты (части) прошли специальную обработку;
- при ее приготовлении не смешивалась молочная и мясная пища.

Вопросы для повторения

Что такое "кашерная еда"?

Кашрут сегодня

Сложно или легко стало выполнять правила кашрута сегодня? Ответ на этот вопрос неоднозначен.
С одной стороны, в Израиле и в других странах Запада со значительными еврейскими общинами существует современная пищевая промышленность, которая в состоянии производить любые количества любых кашерных продуктов. В Израиле, например, подавляющее большинство предприятий пищевой промышленности выпускают только кашерную еду, есть много кашерных ресторанов, кафе и т. д. Большое количество кухонных приспособлений упростили процесс приготовления пищи и в домашних условиях.
С другой стороны, ритм жизни заметно вырос по сравнению с тем, каким он был еще сто-двести лет назад. Если раньше, например, покупая мясо в лавке, еврей лично знал шохета и мог положиться на его шхиту, – сегодня тонны такого мяса ежедневно отправляются в каждый израильский супермаркет. Трудно представить себе, что произойдет, если каждый покупающий это мясо в супермаркете захочет лично познакомиться с шохетами данной фирмы! А как быть тому человеку, кто живет в общине, где нет своего шохета?
Кроме того, при использовании разных продуктов приходится следить: нет ли в яйцах крови, а в фруктах – червей (и то, и другое автоматически делает продукты некашерными). Сегодня каждая домохозяйка использует у себя на кухне массу полуфабрикатов: консервы, майонез, мороженное тесто и т. д. Как узнать, были ли все эти полуфабрикаты изготовлены с учетом требований кашрута?

Для этого в еврейском мире существуют сегодня специальные организации, занимающиеся вопросами кашрута. Если какая-либо фирма хочет, чтобы соблюдающие кашрут евреи ели ее продукцию – она заключает договор с одной из таких организаций. Согласно этому договору организация осуществляет инспекцию (на иврите hашгаха – השגחה) соблюдения требований кашрута в течение всего производственного процесса. И если все требования фирмой выполнены, организация ставит свою печать на ее продукции – hэхшер (הכשר – "удостоверение кашерности). А так как руководят такими организациями обычно известные и уважаемые люди, то полагающиеся на их мнение евреи знают: этот продукт кашерен.
А как же быть в ресторане, где еду изготовляют не автоматическим потоком, а по мере поступления заказов посетителей? Для этого нужно постоянно следить за выполнением требований кашрута, так что только hэхшера недостаточно. и ресторан нанимает разбирающегося в кашруте инспектора (машгиах – משגיח), который контролирует всю работу.
В Государстве Израиль вопросами кашрута занимается в основном Главный Раввинат и некоторые другие организации. Во всех государственных учреждениях (в том числе, и в армии) соблюдение кашрута обязательно, что оговорено израильскими законами.

Вопросы для повторения

Почему можно сказать, что сегодня легче выполнять требования кашрута, чем раньше?
Какие новые проблемы возникли в наши дни?
Как они решаются в еврейских общинах?
Что такое "hашгаха" и "машгиах"?
Что такое "hэхшер"?

Значение кашрута

Получив основные сведения о кашруте, полезно остановиться и спросить: в чем смысл всех этих правил?
На этот вопрос можно дать разные ответы.
Прежде всего, прав тот, кто скажет: заповеди, лежащие в основе кашрута, – это хуким. Напомним (см. раздел 2), что найти логическое обоснование хуким невозможно; традиция передает еврейскому народу эти законы. Еврей, для которого "Тора – путь жизни", соблюдает кашрут по той же причине, по которой он соблюдает Шаббат: потому что это – заповеди. И другого объяснения законам кашрута нет.
Впрочем, многие склонны искать законам кашрута объяснения в медицине, диетологии и биологии. Возможную связь между этими науками и требованиями кашрута подчеркивал еще РаМБаМ. Сегодня же появились многочисленные новые теории, согласно которым смешение мяса и молока, употребление в пищу остатков крови, мясо хищных животных, птиц и рыб, – вредны для здоровья. Возможно, эти теории верны – ведь само многотысячелетнее существование еврейского народа показывает, что Тора, во всяком случае, не требовала ничего, что могло бы повредить здоровью человека. Однако уже РаМБаН (крупнейший еврейский мыслитель 13-го века; жил в северной Испании и был, в частности, знаменитым врачом) полемизировал с этой точкой зрения, указывая, что в таком случае эти заповеди должны быть адресованы всему человечеству, а не только евреям. Так что вряд ли эти теории объясняют подлинный, внутренний смысл заповедей кашрута.
Намек на иррациональный (то есть недоступный человеческому разуму) смысл связанных с кашрутом заповедей еврейские мудрецы находили в Торе. Там же, в книге "Ваикра", после перечисления заповедей, называющих "нечистых" животных, Тора добавляет: "Не оскверняйте душ ваших… и не станете нечистыми, как нечисты они [запрещенные животные]" (Ваикра, 11:43). Отсюда мудрецы делали вывод, что понятие "нечистого" животного имеет глубокий внутренний смысл: такое животное несет в себе нечто, способное повредить не телу, а душе человека. Так, например, РаМБаН считает, что запрет на мясо хищников связан именно с тем, что они – хищники, и поэтому их мясо может передать человеку такие качества, как жестокость.
То же относится и к другим требованиям кашрута: даже те, кто далеки от традиции, согласятся, что на еврейскую психологию повлияли как запрет на добытое на охоте мясо, так и то, что на протяжении сотен поколений ни один еврейский ребенок не видел, чтобы его мать убивала курицу.
В более широком смысле можно сказать так: человек – несомненно, существо биологическое. Для того, чтобы жить, он должен выполнять множество функций, свойственных и остальным биологическим существам (то есть животным) – в частности, есть. Но если человек хочет подняться над уровнем животного, он должен внести нравственные соображения даже в такое "животное" действие, как еда: чтобы быть чистым морально, ему надо быть чистым и физически. В разных нравственных системах это пытаются делать по-разному: скажем, во всей западной (и не только западной) цивилизации запрещен каннибализм (поедание человеческого мяса); в России вряд ли кто-нибудь станет есть змей – и не по соображениям диеты, а потому что это – змеи; наконец, существуют вегетарианцы и т. д. Источником же еврейской (в том числе и нравственной) традиции является Тора. Поэтому кашрут – еврейская система ограничений на еду – построена на заповедях Торы.
И еще одно соображение: нет сомнения в том, что кашрут действительно помогает единству еврейского народа. Что делает соблюдающий традицию еврей, когда он приезжает в новое место? Чтобы найти кашерную еду, он должен прежде всего найти местных евреев. Если он остановился в гостинице, то скорее всего предпочтет такое место, поблизости от которого есть еврейский ресторан; сможет пообедать только в доме придерживающихся традиции евреев и т. д. В результате кашрут автоматически приводит к тому, что еврей в каждом месте укрепляет связи с другими евреями.

Ни в одной стране мира нет таких строгих ограничений на употребление некоторых продуктов, как в Израиле. Разговор пойдет о том, едят ли евреи свинину, какую птицу и рыбу можно кушать на Святой Земле.

Как мясо оказалось под запретом

Известно несколько историй и версий, почему евреи не едят свинину. Первая и основная причина запрета – религиозная, она же и законодательная. В Торе и Коране изложено, что свиное мясо нельзя есть иудеям (евреям) и мусульманам (арабам).

Более правильная версия связана с термином «кашрут» в иудаизме. Слово это означает дозволенность чего-либо на основании Галахи (своеобразного свода религиозных и правовых установок для верующих евреев, содержащихся в святом писании Торе).

Евреи, обосновавшиеся в Центральной Европе, произносят слово не «кашрут», а «кашер». От него образовалось и прилагательное «кошерный».

Именно правилами кашрута определяются для израильского народа. Разберемся подробнее, какое мясо едят евреи, а что у них под строгим запретом.

Мясо животных

Разрешается есть мясо только тех животных, которые питаются травами и при этом имеют «парные» копыта. Это – лоси, олени, козы, овцы, коровы.

В природе существует несколько видов животных, отвечающих лишь одному из названных требований: свиньи, лошади, зайцы, верблюды, даманы. Их мясо употреблять запрещено. Свиньи с верблюдами относятся к парнокопытным, но не жвачным животным. Зайцы с даманами траву жуют, но их лапки не раздваиваются. Вот почему евреям нельзя есть свинину, а также мясо верблюдов и кроликов. Но на этом ограничения не заканчиваются.

Чтобы мясо считалось разрешенным, животное необходимо забить с соблюдением определенных правил. Например, оно не должно испытывать боли и страданий, а мясо – содержать кровь. Такая деликатная и ответственная миссия доверяется только специалистам. После забоя мясо помещают в воду для вымачивания, затем солят, раскладывают на решетки для стекания остатков крови и через час тщательно промывают.

Есть еще несколько нюансов, касающихся того, какое мясо не едят евреи. Например, вам никогда не приготовят животных, болевших или умерших своей смертью, – этого можно не опасаться. Печень кошерных животных готовят только на открытом огне: варка и обжаривание запрещены. А такие «деликатесы», как околожелудочное сало или мясо с не удаленными седалищными нервами, вообще есть в Израиле нельзя.

Мясо птиц

Аналогично и с птицами, евреи кушают только одомашненных утку, курицу, перепелку, голубя, гуся, индейку. Употреблять в пищу их яйца тоже дозволяется.

Главный признак кошерного яйца – заостренный и округлый кончики. Запрещено кушать птичьи яйца с одинаковыми кончиками (тупыми либо острыми с двух сторон), потому что они принадлежат падальщику либо хищной птице.

Морепродукты

Причиной того, почему евреи едят не все морепродукты, является все тот же кашрут. Согласно его законам, к «разрешенным» относятся рыбы, у которых обязательно есть чешуя и плавники. Чешуя при этом должна легко отделяться от туловища при проведении по ней ногтем. К некошерным видам рыбы в Израиле относят речных угрей, осетровых и акуловых, хищного европейского удильщика и сома.

Согласно такому распределению в Израиле можно есть красную лососевую икру, а черную осетровую – нет.
Вот почему евреи не едят также креветок, омаров, устриц, раков, кальмаров, крабов, лангустов и осьминогов. У этих представителей моря просто-напросто нет плавников с чешуей.

Теперь понятно, почему евреи не едят свинину, крольчатину, некоторых птиц и морских обитателей. Но оказавшись в Израиле, туристу надо знать еще одну важную традицию.

Законы кашрута запрещают употреблять одновременно мясные и молочные продукты. Считается, что это вредит духовному здоровью, поэтому они не подаются вместе на один стол и в одном рецепте не встречаются. После мяса молочный продукт разрешается съесть только через 6 часов. А посуда, в которой готовят молочные и мясные блюда, должна быть разной и храниться в отдельных шкафчиках. В обеспеченных еврейских семьях для этой цели даже предусмотрены отдельные кухни.

Когда рухнула советская власть огромное количество присяжных атеистов вдруг ушло в религию. Столь быстрая и легкая перемена убеждений свидетельствует о том, что и прежний атеизм был поверхностным, да и новая вера не глубока. А еще о том, что от религии ждут чудес, здесь и сейчас.

Между тем, религия – это всего-навсего иной взгляд на жизнь. Этот взгляд не лучше и не хуже всякого другого. Разве что в основе религии всегда лежит абсолютная вера в Бога и его слова. В иудаизме и христианстве это называется «страхом Господним» и считается основой мудрости. Об этом говорится и в Псаломе 110:10, и в Книге Притч 1, 7.

То, что такой взгляд на жизнь иной раз проще взгляда, например, атеистического, апеллирующего к науке, легко увидеть как раз на примере вопроса о том, почему евреи и мусульмане не едят свинину. Так вот, для человека, искренне верующего, ответ прост и очевиден. Потому что Бог, в существовании которого этот человек безусловно не сомневается, приказал не есть мясо свиньи и еще некоторых животных.

То, что запрещено есть евреям (не кошерно), перечислено в книге Левит, гл. 11. (На иврите эта книга называется «Вайикра»)

Согласно написанному в этой главе к еде пригодны только животные, которые жуют жвачку и имеет раздвоенные копыта. Поэтому нельзя есть мясо верблюда: он жует жвачку, но не имеет раздвоенных копыт. Зайцы и кролики тоже не пригодны для еды. Они, хотя и жвачные животные, но не имеют копыт. По той же причине не съедобна лошадь.

Ну, теперь понятно, почему по Божьему слову нельзя есть свинину. У нее есть раздвоенные копыта, но она не жует жвачки, и потому считается животным нечистым.

Непригодным к еде считается не только свиное мясо и сало, но также свиная кожа и щетина.

Кроме того в 11 главе книги Левит перечислены и другие животные, не пригодные в пищу для евреев. Например, из всех рыб можно есть только тех, у которых имеется чешуя. Поэтому и осетровые рыбы, и добываемая из них черная икра для евреев - запретное лакомство. Красную икру есть можно, поскольку она добывается из рыб с чешуей. По той же причине на еврейском столе нельзя увидеть кальмаров, криветок или осьминогов.

Надо сказать, правило по определению пригодного к еде мяса достаточно краткое и всеобъемлющее. К тому же в первой строке сказано, что это – слова Бога. Как же истинно верующему его не исполнить?

Мусульмане руководствуются словами пророка Мухаммада, записанными в Коране (сура 2). Сура эта запрещает есть мертвечину, кровь, свинину, а также мясо животных, которых приносили в жертву другим богам, то есть которые не были заколоты с именем Аллаха. Заметим, что поскольку правила еврейского кашрута включают в себя правила халяльности мусульманской пищи, а Аллах - тот же единый Бог, которого почитают и евреи, мусульманам не запрещено есть еду, разрешенную для евреев и забитую евреями.

Ответ же на вопрос, почему евреи не едят свинину, для атеистов гораздо более запутан. Вернее, имеется несколько ответов, каждый из которых можно рассматривать, как верный, а можно в его правильности сомневаться. Так что каждый волен выбирать (или не выбирать) любое из нижеследующих объяснений.

1. Свиной жир тяжело переваривается организмом в жарком климате и требует для этого много воды.

2. Свиньи часто заражены трихинами – мелкими круглыми червями, которые через свиное мясо попадают в организм человека. Заражение трихинами трудно вывести, поэтому лучше избегать употребления свинины, особенно дикой.

3. Свинья – всеядное животное, находит пищу в любой грязи и даже пожирает собственные экскременты.

4. Наконец, этнографы объясняют запрет на поедание свинины евреями и арабами тем, что дикий кабан был тотемным животным (покровителем) семитских племен, а тотемное животное в пищу не употребляют.

Как видим, и в религиозной, и в атеистической системе взглядов можно объяснить любой вопрос, хотя и по-разному. Так что исповедание религии не делает жизнь легче. Как, впрочем, и атеизм. Это – дело воспитания, традиций, осознанного выбора, наконец. Только не навязывайте другим найденный Вами ответ, как «единственно правильный». У Вашего собеседника может быть совсем другой ответ на тот же вопрос.

Почему евреи не едят свинину? На самом деле, евреи не едят не только свинину, но и, например, кролика. Кроме того, они не употребляют некоторые виды рыб и морепродукты, такие как крабы, раки, устрицы, кальмары. Так в чём же причина?

Давайте разберемся, почему евреи не едят свинину:

Ещё древнегреческие учёные обратили внимание, что евреи живут дольше и активнее, чем окружающие их народы. На протяжении веков ситуация не изменилась. Сегодня средняя продолжительность жизни израильских мужчин составляет 76,6 года, женщин - 80,4 года, а рождаемость в Израиле выше, чем в любой развитой западной стране.

Причины такой «живучести» израильтян можно было бы свести к высокому качеству медицинских услуг в Земле Обетованной, но это только одна сторона медали. Другая, и не менее важная, - это древняя духовно-диетарная система иудеев, именуемая кашрутом.

Уже три тысячелетия отбор и приготовление продуктов питания для евреев являются серьёзнейшим ритуалом. На первый взгляд, этот ритуал с множеством догм и запретов неприемлем для современных людей, не исповедующих иудаизм. Но вот в чём парадокс: наука о питании - нутрициология - доказывает практическую пользу законов кашрута.

Так почему евреи не едят свинину? Считается, что критерии кошерности («пригодности») пищи восходят от заповедей Торы (первых пяти книг Библии), созданной пророком Моисеем после общения с Богом на горе Синай. С тех пор древние еврейские мудрецы учили свой народ понимать приём пищи не только как пополнение физической энергии, но и как духовный процесс превращения даров природы в часть человека.

Начнём с того, что евреи - одна из немногих наций, не знавших массовых эпидемий. И причина такой удачливости проста: Тора учит мыть руки перед едой, а это правило в древности сильно недооценивали другие народы. Кроме того, иудаизм обязывает добиваться идеальной чистоты посуды и продуктов, которые готовятся, - они не должны содержать насекомых, личинок, червей и прочих посторонних организмов.
Среди животных кошерными считаются только жвачные парнокопытные: козы, овцы, коровы и все их дикие родственники, практически все виды оленей и даже жирафы. Существа с цельными копытами, как осёл или лошадь, - некошерные (трефные), что у большинства наций не вызывает возражений, ведь эти животные предназначены для транспортных, а не пищевых нужд. А вот свиньи - это отдельная тема. Со свиньями получается особая диалектика. Копытца у них раздвоены, зато кормятся они всем подряд и жвачку не жуют (т. е. глотают пищу, многократно не пережёвывая). Но, видимо, в Торе свиньи заклеймены как «нечистые» не только по причине всеядности.

Дело ещё и в том, что свинина в жарком климате портится быстрее любого другого вида мяса, поэтому несёт риск отравлений. Можно до драки спорить о том, «чистое» это животное или нет, но факт остаётся фактом: если в 100 г говядины - 20 г белков и 9 г жиров, то в свинине - 13 г белка на 39 г жира. При этом свиное сало - мощный источник холестерина, вызывающего «самоудушение» артерий, иными словами, инфаркт. А инфаркты - основная причина смерти мужчин в возрасте от 40 до 60 лет.

Не нужно быть религиозным евреем, чтобы понять, почему евреи не едят свинину и почему законы кашрута запрещают употребление в пищу хищных животных - волков, медведей, лисиц, собак и т. д. Плотоядные часто питаются падалью, их ткани не только не содержат многих полезных веществ, которые есть в мясе травоядных, но и накапливают токсины. То же самое с некошерными хищными птицами - воронами, орлами, совами, пеликанами. Они, ко всему, ещё и невкусны. Иудейское табу на крабов, раков и омаров тоже оправдано с научной точки зрения: в мясе ракообразных из-за их неразборчивого рациона питания оседает птомаин (трупный яд).
Большинство тысячелетних правил питания иудеев созвучны нынешней нутрициологии. Известный израильский писатель и журналист Пётр Люкимсон в своей книге «Еврейская диетология, или расшифрованный кашрут» утверждает, что «просмотрев в различных книгах сотни диет, призванных помочь человеку вести здоровый образ жизни, не нашёл ни одной некошерной диеты». Все диеты, разработанные как западными, так и постсоветскими специалистами, по его словам, абсолютно кошерны с точки зрения иудаизма.

Я думаю, мы разобрались с вопросом: Почему евреи не едят свинину.

По материалам сайта www.boruh.info

2 признака чистых животных, мясо которых Библия разрешает употреблять в пищу:

Библия говорит: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у неё раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жуёт жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас» (Левит 11:3 – 8).


«..И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которых можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте».
Левит. 11:2-3

Достаточно хорошо усвоить эту фразу из Библии, и у вас не будет проблем с пониманием того, какая пища считается дозволенной евреям и какую им не стоит предлагать. Для этого нам предстоит познакомиться с понятием «кошерности» . Пища, разрешенная евреям, называется кошерной. Слово это означает «подходящий», «верный». Родственное ему слово «кашрут» означает состояние кошерности. Противоположное по значению понятию «кошер» обозначается словом "трефа", то есть «трефовые блюда».

Некоторые полагают, что кошерная еда - этo та, которую благословил раввин. Это неверно, ведь в таком случае в каждом еврейском ресторане и гастрономе должен был бы работать раввин... Кошерными в еврейской кухне считаются абсолютно все растения, но не все животные, птицы, рыбы. Кроме того, прежде чем мясо станет пригодным в пищу еврею, животное должно быть забито определенным образом, и из него должна быть удалена вся кровь.

Безусловно, пища, приготовленная по строгим правилам ритуальной чистоты, достаточно далека от кухни других народов. К примеру, поскольку запрещена свинина, невозможно и любое блюдо из нее, а значит, в традиционной еврейской кухне не может быть ни поросенка, ни жаркого на свином жиру и вообще ничего подобного (такая нелепость не может прийти в голову даже самому европеизированному еврею, может быть, даже и спокойно поедающему «запретное» в обычный день).

Как известно, кухня любого народа включает в себя прежде всего те исходные продукты, которые дает ему природа страны, где он проживает. Скажем, бананы и кокосы в России не произрастают, и, хотя сейчас они у нас широко распространены, трудно представить себе русское национальное блюдо из бананов с кокосом, как и оленину с брусникой у жителей Сицилии. Но евреи проживают в самых разных странах и почти по всему миру. А значит, и исходные продукты у них разные.

Но правила кашрута везде одинаковы. Напомним, что евреям категорически запрещено смешение молочных и мясных продуктов; рыбу можно есть лишь покрытую чешуей; мясо только жвачных парнокопытных. Домашнюю птицу есть можно, но и она, и упоминавшиеся выше жвачные парнокопытные должны быть зарезаны специальным резником («шойхетом»), который должен убить животное специальным очень острым ножом, одним движением, чтобы причинить минимум страданий. (Эти правила мы привели в самом кратком и упрощенном виде; вообще-то они куда сложнее и обширнее!) На праздник Пасхи нельзя есть дрожжевой хлеб. Вместо него едят мацу - хрустящие тонкие листы, замешанные только на муке с водой.

При соблюдении кашрута можно готовить любые блюда, принятые в той или иной стране. Но будут ли они еврейскими? Скорее они будут кошерными, т.е. ритуально позволенными.

КОШЕРНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Кошерные животные легко распознаются по двум признакам. Они имеют раздвоенные копыта и являются жвачными, т.е. обладают двумя обязательными условиями «чистоты». К ним относятся крупный рогатый скот, овцы, козы, дичь. Но евреям разрешено есть мясо только передней половины этих животных. Таким образом, шея, бочок допустимы в пищу, филей, к сожалению, - нет. К трефовым животным относятся свиньи, кролики, лошади, медведи, собаки, кошки и... киты.

Кошерные животные жуют жвачку. Жвачкой называются маленькие шарики пережеванной травы, которые у некоторых животных (называемых жвачными) образуются в желудке после заглатывания. Позже эта трава отрыгивается, т.е. возвращается в рот и вновь пережевывается перед перевариванием. Оба эти признака есть у коров, овец, коз и оленей, следовательно, они кошерны. У свиней копыто разделено, но они не жуют жвачки; верблюды жуют жвачку, но их копыта лишь частично разделены. Таким образом, эти животные некошерны.

КОШЕРНАЯ ПТИЦА

Не существует способа определения кошерности птицы. В Библии нет описания кошерности птиц, но Мишна (Mishnah) утверждает, что «птица, которая хватает пищу когтями, является нечистой, а та птица, у которой есть дополнительный коготь и второй желудок, является чистой» (Hulin 3:6). К кошерной птице относятся куры, утки, гуси, голуби, фазаны, перепелки и индюки. В Торе приводится длинный список некошерных птиц (Левит 11:13- 19), включающий множество диких птиц. Теоретически евреи могут есть любую птицу, не упомянутую в этом списке, на практике, однако они едят в основном кур, индеек и уток. Даже животные и птицы кошерного вида могут оказаться трефовыми, если у них обнаружатся дефекты внутренних органов. Иногда, если что-то во внутренностях курицы вызывает сомнение, ее несут к раввину, который в состоянии определить, кошерна ли она.

Цыпленок, если его умертвить неправильно, становится трефовым. Говядина, даже несмотря на то, что она является кошерной, если ее приготовить с молочными продуктами, станет трефовой.

КОШЕРНАЯ РЫБА

В еврейской кухне в отношении к рыбе и морепродуктам гораздо больше ограничений, чем в китайской или японской кухнях.

Рыба в соответствии с Библией годится в пищу только та, у которой есть плавники и чешуя, - она считается «чистой». К такой рыбе относятся килька, окунь, голубая рыба, сазан, треска, плоская рыба, камбала, морской окунь, палтус, сельдь, макрель, щука, сардина, лосось, тунец и белая рыба. Зубатку, угря и дельфина есть нельзя. Все ракообразные считаются трефовыми. Таким образом, такие любимые многими морские продукты, как моллюски, омары, кальмары, креветки, улитки и устрицы, запрещено принимать в пищу. Существует спор о том, можно ли есть такую рыбу, которая часть своей жизни имеет плавники и чешую, а другую часть - не имеет. Ортодоксальные евреи запрещают есть осетра и меч-рыбу. Консервативные евреи и реформаторы допускают прием в пищу этих рыб.

В КОШЕРНОЙ КУХНЕ

Евреи, соблюдающие кашрут, основываются на библейском стихе: «Не вари козленка в молоке матери его» (Исход 23:19 и в других местах) и потому не совмещают мясную и молочную пищу вместе.

Этот запрет настолько строг, что даже на еврейских кухнях для мясного и для молочного есть отдельные столы, фаянсовая посуда, ножи и другие принадлежности. Посуда для мясного и молочного хранится в ящиках и шкафах на разных частях кухни.
Процесс приготовления пищи требует определенной осторожности и хорошей организации. Электроплиты предпочтительнее газовых, поскольку конфорка может быть раскалена докрасна и при этом вся «сбежавшая» пища сгорает. Те, кто может себе это позволить, имеют две плиты, а также две раковины. Если же есть только одна раковина, она, безусловно, трефа (некошерная), поскольку в нее сливается все. Если на кухне одна раковина, посуду моют в тазиках. Впрочем, нет никакой необходимости в двух холодильниках или морозильных камерах, поскольку холодные продукты не влияют друг на друга так, как горячие.

Продукты, не содержащие ни мясных, ни молочных элементов (например, овощи, яйца) и приготовленные не в мясной или молочной посуде, называются «парев» или «парве». Паревные продукты можно есть как с мясом, так и с молоком.

Иногда даже при самой тщательной организации работы на кухне мясная и молочная еда смешивается или проливается одна в другую. Если такое случилось, обращаются к раввину, который решает, остались ли продукты и посуда кошерными.

Смотрите также