Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Осенние изменения в живой природе. Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве Изменения в неживой природе в октябре

Осенние изменения в живой природе. Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве Изменения в неживой природе в октябре

Сезонные изменения в неживой природе осенью.

Цели: познакомить с такими понятиями как «золотая осень», «листопад», обобщить знания детей о признаках осени, осенних месяцах.

Задачи:

Отработка умения отвечать на поставленный вопрос полным предложением;

Дать такое понятие как листопад;

Коррекция мышления и памяти;

Осуществлять эстетическое и нравственное развитие детей;

Ход урока:

I Организационный момент:

Дежурный докладывает о погоде.

Число, месяц.

______________

II Введение в тему:

/слайд / Показ видеофрагмента об осени под музыку

- Как вы уже догадались, речь на сегодняшнем уроке у нас пойдёт о…..? (об осени)

- Запишите в тетради тему урока. /слайд /

Сезонные изменения в неживой природе осенью

III Работа по теме урока:

Вот и наступила осень. Назовите мне 3 осенних месяца. /слайд /

(Сентябрь, октябрь, ноябрь) - Запишите в тетради:

осень

сентябрь октябрь декабрь

Вот и кончилось веселое теплое лето, на смену ему прихо­дит осень. Первый осенний месяц - сентябрь. /слайд /

Зовут его «за­певалой осени» и «златоцветом». Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают се­ребристые нити паутины. /слайд /

Такие дни называют «бабьим летом». «Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит русская народ­ная пословица.

В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднима­ется в небе так высоко, как летом.

Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воз­дух холоднее, а потом и на нижних ветках. /слайд /

Первыми стано­вятся золотыми листья берез и лип.

Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю.

По утрам стелются над лесными полянами и речными луга­ми белые влажные туманы. /слайд /

В сентябре часто идут дожди, но не теплые летние, а холод­ные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

«Осень идет, и дождь с собой ведет». (Народная пословица.)

Октябрь - середина осенней поры. /слайд /

В старину этот месяц называли «листопадом», потому что с деревьев опа­дают увядшие, пожелтевшие листья. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою - к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх - к холодной зиме. В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо завола­кивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. В народе говорят: «От осени к лету поворота нету» . /слайд /

По ночам бы­вают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но ха­рактер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые сне­жинки запорхают.

Ноябрь - последний месяц осени. /слайд /

Листва с деревьев обле­тела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потем­нел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. /слайд /

Недаром зовут ноябрь в народе «чернотропом».

Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми обла­ками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напо­минает звездный шатер.

Серебряным звоном зима начинается. Звонко хрустит моло­дой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви де­ревьев. /слайд /

Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матуш­ке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».

* * *

Когда родимый край покинут гуси

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню-зиму.

Много стихотворений посвящено этому красивому времени года.

V Физкультминутка:

Раннюю осень называют «золотой» - золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебря­ные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки коротко­го «бабьего лета».

Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся ко­роче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по ут­рам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев жел­тые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья посте­пенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажают­ся.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становят­ся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По но­чам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звез­дочки - снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревь­ев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. /слайд /

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет .

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая - куст малины

В нитях белой паутины .

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река - .

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы ,

А потом уж, жди не жди,

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь - Значит, наступила ОСЕНЬ.

Сколько примет осени перечислено в стихотворении? /3/

- Что осень принесла с собой? / Признаки осени./ /слайд /

    Похолодало

    Листопад

    Иней

    Дожди

    Туманы

    Снег

    Отлёт птиц

- Запишите в тетради:

IV Дополнительный материал:

Дидактическая игра:

Правильно поставьте времена года под картинками: /слайд /

Весна

Лето

Осень

Занимательный материал:

Игра « Четвёртый лишний» /слайд /

Осенью день становится короче, погода уже не такая жаркая, как летом, природа как бы засыпает, все деревья одеты в золотой наряд. Многие птицы улетают в теплые края, некоторые животные засыпают.

Самостоятельная работа: / под музыку /слайд / /

Дети работают в тетрадях.

V Закрепление.

    Какие изменения происходят в неживой природе осенью?

    Назовите признаки осени?

VI Итог урока.

И в заключении хотелось бы закончить урок стихотворением А. С. Пушкина

/видео /

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Елена Зяблова
«Осенние изменения в природе» - обобщение и закрепление знаний об осени, явлениях природы.

Конспект занятия "Осенние изменения в природе "

Программное содержание :

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

Активизировать глагольный словарь по данной теме.

Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ.

Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Продолжать учить согласовывать движения с речью.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Демонстрационный материал : сюжетная картинка «Осень » , картинки с изображением осенних признаков , осенние листья , музыка «Звуки осеннего леса » , мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : чтение стихотворений об осени , разучивание стихотворений об осенних месяцах .

МЕТОДЫ :

Наглядные : рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные : образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения

Ход занятия

1. Организационный момент.

У нас сегодня необычное занятие, мы с вами сегодня будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы будем путешествовать.

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек . Я … (осень )

Правильно, мы отправляемся в Осень .

Звучит музыка осеннего леса .

Назовите какие осенние месяцы вы знаете ? (сентябрь, ноябрь, октябрь) .

Послушайте стихотворение о Сентябре. (рассказывает ребёнок)

В сентябре еще не грустно :

Теплый полдень, все в цветах.

Помидоры и капуста

Поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И еще зеленой шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

Ребята, сентябрь – это первый месяц осени , начало осени . Какие изменения в природе мы можем увидеть в это время? (Утро и вечер становятся прохладнее, выпадают росы, появляются утренние туманы)

осенними признаками .

Это время называют ранняя осень . Сентябрь - месяц ещё тёплый. Особенно в начале месяца. В это время паучки начинают летать на своих паутинках, а днём бывает даже жарко, как летом. Это время ещё называют бабьим летом. Но уже чувствуется по утрам и вечерам приближение холодов.

А сейчас послушайте стихотворение об октябре. (рассказывает ребёнок)

Сеет дождик в октябре

Лужи на дороге.

В желтой кружатся листве

Осени тревоги .

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.

Что же происходит в природе в октябре ? (Начинают лить холодные дожди, дуют холодные ветры, небо становится хмурым, туманы становятся густыми и продолжительными, листья на деревьях меняют свой цвет, начинают опадать, трава совсем засыхает, отцветают цветы, вода в реке становится очень холодной, солнце греет очень мало, пропадают насекомые, начинают улетать первые перелётные птицы, люди одеваются теплее, убирают в поле и в саду последний урожай)

На доску выставляются картинки с осенними признаками .

Это время называют средняя осень . Или золотая осень . Как вы думаете, почему так говорят (начинается листопад, с деревьев опадают листочки) А почему насекомые начинают пропадать (большинство насекомых питаются нектаром с цветов, а цветы уже отцвели, становится очень холодно и сыро)Почему птицы начинают улетать? (становится холоднее, пропадают насекомые, и те птицы, которые питаются насекомыми улетают в тёплые края икать себе пропитание и тепло)

А сейчас послушайте стихотворение о ноябре. (рассказывает ребёнок)

В ноябре и дождь и снег,

Лес стоит весь мрачный.

Знает каждый человек,

Что ноябрь - невзрачный.

В ноябре деревья спят

Прибит дождём осенний сад .

Дождик кончится. Потом,

Покроет снег своим ковром.

Что же происходит в природе в ноябре ? (опадают последние листья с деревьев, солнышко показывается очень мало, дожди продолжительные, иногда падают снежинки, становится заметно холоднее, по утрам вместо росы бывает иней, по ночам бывают первые заморозки, на лужицах появляется первый лёд, последние перелётные птицы собираются в стаи и отправляются в тёплые края, звери готовятся к зиме, некоторые уже прячутся в норки, некоторые меняют шубку, люди вспахивают поля, засевают озимые)

Это время называется поздняя осень .

Теперь вы знаете, то красавица-осень бывает разная . Давайте назовём, какая и когда она бывает.

Игра «Подбери действие» .

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер . Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге на работу, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный ,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний листочек .

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют , опадают и т. д.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают .

Птицы осенью - Птицы осенью улетают .

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья .

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Насекомые осенью- прячутся , исчезают.

Люди осенью – убирают урожай , утепляются, пашут поля.

Игра «Осенние листочки » .

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние ,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Под музыку дети имитируют действия «листочков» - музыка играет, листочки летают, музыка останавливается – листочки опадают.

Молодцы, ребята. А теперь давайте отгадаем загадки и вспомним осенние приметы и явления природы .

На деревья, на кусты

С неба падают цветы.

Белые, пушистые,

только не душистые.

(снег)

Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю - только хуже,

Потому что всюду - лужи!

(дождь)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Видно стало далеко.

(туман)

Неизвестно, где живёт.

Налетит, деревья гнёт.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник - и не уймешь.

(ветер)

По небесам ораваю

Бредут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течёт вода.

(туча)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем - не найдем.

(роса)

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался в стайки?.

(перелётные птицы)

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

(листопад)

Ранним утром во дворе

Лед улегся на траве.

И весь луг стал светло-синий.

Серебром сверкает.

Сезонные изменения в живой природе


Подготовила Нилова Анастасия ученица 10А класса

Научный руководитель: Соболева Татьяна Геннадьевна


Введение


«Осенняя пора, очей очарованье…» так отзывался А.С.Пушкин об осени. Об осени так же сложено много народных пословиц и поговорок, например: «Осень - это перемен восемь; сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сапит, сверху льет, снизу метет».

Сентябрь нехотя замыкает лето. Приметы осени видны повсюду: вянет трава, поостыл воздух, срывается с деревьев первый желтый лист. Этот месяц называли "листопадом", "летопродавцем", "вересень" - еще одно имя сентября. Это пора цветения вереска - вечнозеленого низкого кустарника, часто встречающегося в Полесье, в лесах и иногда в лесостепи. Действительно, с наступлением осени листья на деревьях окрашивают в золотые тона, становится холоднее, меняется длина дня. Все меньше светит солнышко и все больше льют дожди. Но почему же так происходит? Зачем происходят такие изменения в природе, жизни растений и животных?


1. Изменение погодных условий


Годовой ход температур. В течение года температура воздуха постоянно меняется. При переходе от лета к осени температура понижается. В первую очередь температура изменяется из-за изменения угла падения солнечных лучей. Чем больше угол падения солнечных лучей, тем больше солнечной энергии приходится на единицу площади земной поверхности, а значит, тем сильнее она нагреется, и сильнее нагреется воздух от нее. Осенью угол падения солнечных лучей меньше, чем летом, поэтому наблюдается заметное снижение температуры воздуха.

Однако на изменение температуры воздуха может повлиять и движение воздушных масс: приход теплых или холодных воздушных масс может существенно изменить типичный суточный ход температуры воздуха.

Так же изменение температуры воздуха при его нисходящих и восходящих движениях во многом зависит от того, сколько в нем содержится водяного пара.

Осадки. Атмосферные осадки - это содержащаяся влага в облаках, <#"227" src="doc_zip1.jpg" />


Иней - это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление легкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.

Длина светового дня. Осенью световой день становится короче, а ночь - длиннее. Это связано со скоростью движения Земли по орбите. Ось вращения Земли наклонена, поэтому в течение года меняется длина светового дня. Его продолжительность меняется также с изменением географической широты.

Вывод: Осень - время смены южных теплых и северных холодных потоков воздуха, отчего погода то ненастная и дождливая, то теплая и сухая. Уменьшается приток солнечного тепла. Погода осенью неустойчивая, часто случаются дожди, но в первой половине сентября нередки хорошие ясные солнечные дни.


Сезонные изменения в жизни растений


Травянистые растения: большая часть травянистых растений, а именно стебли и листья отмирают на зиму, реже остаются в виде подземных видоизмененных корней, клубней, корневищ, луковиц в которых находится, запас питательных веществ, и может быть использован растением на следующий год на новый вегетативный период.

Цветы: увядание цветка означает лишь переход к новой стадии жизни растения. В большинстве случаев это зависит от температурного режима осенью, а также от чрезмерной влажности воздуха, недостатка света.

Изменение окраски и опадение листьев: летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Однако, наряду с хлорофиллом, зеленые листья содержат и другие пигменты - желтый ксантофилл и оранжевый каротин. Летом эти пигменты незаметны, так как замаскированы большим количеством хлорофилла. Осенью же по мере затухания жизнедеятельности в листе хлорофилл постепенно разрушается. Тут-то и проявляются в листе желтые и красные оттенки ксантофилла и каротина. Разрушение хлорофилла интенсивнее происходит на свету, то есть в солнечную погоду. Вот почему в пасмурную дождливую осень листья дольше сохраняют свою зеленую окраску. Но если на смену затяжным дождям приходит "бабье лето", то кроны деревьев за 1-2 дня окрашиваются в золотистые краски осени. Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Выводы: Осень - переломное время года: за короткий срок с сентября по ноябрь в природе совершается переход от тепла к морозам, от зелени к снегу, от лета к зиме. Нужно всего 3 месяца, чтобы одетый зеленой листвой лес с пышным травяным покровом, принял вполне зимний вид - безлистные, голые деревья на белом фоне снега.


Сезонные изменения в жизни животных


Приспособления холоднокровных животных к зимовке. Холоднокровные животные переносят зиму в неактивном состоянии. В их организме происходят изменения, которые начинаются заблаговременно с лета. К осени у них увеличиваются запасы питательных веществ, за счет которых в замедленном темпе поддерживается обмен веществ. В их клетках уменьшается количество воды. Несмотря на такую подготовленность, многие холоднокровные животные зимуют в убежищах, в которых суровые условия зимы проявляются менее резко.

Приспособления теплокровных животных к зимовке. Теплокровные животные обладают меньшей способностью к переохлаждению, чем холоднокровные. Постоянная температура тела обеспечивается у них высокой интенсивностью обмена веществ. Для поддержания температуры на одном уровне у них возникают такие особенности, как теплоизолирующие покровы жировые отложения и др. Чтобы уменьшить теплоотдачу в зимних условиях, у них происходит осенняя линька - смена летнего меха у млекопитающих и оперения у птиц на более густое, зимнее. Теплокровные животные не впадают в состояние зимнего покоя, если они могут прокормить себя зимой. Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные накапливают в организме питательные вещества, в основном жиры до 40% массы тела, и устраиваются в убежище.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм.

Выводы: Весной, когда наступает тепло, прилетают перелетные птицы, пробуждаются от спячки млекопитающие, выходят из состояния оцепенения холоднокровные животные. Осенью с наступлением холодов у них происходит все наоборот. Установлено, что основным регулирующим фактором сезонных изменений в жизни животных является не смена температур, а изменения длины дня в течение года.

осадки животное зимовка сезонный



Осень - волшебное время года. Все дорожки в парке устланы листвой и хвоей. Капли дождя отстукивают по земле приглушенный ритм. И мы с осенью шаг за шагом приближаемся к переменам. Осень - предвестник зимы, время наступления первых холодов. Осень - время, когда небо становится тёмным, а день - коротким. Осень - время обучения. Осень - время дождей. Осень - время поэтов. И ещё осень - это первый снег. А, значит, зима близко…


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Познакомить учащихся с изменениями, которые происходят в природе осенью;

Показать связь изменений в природе, в мире животных, растений и в мире неживой природы;

Формировать умение анализировать, мыслить логически, обобщать и формулировать выводы по теме;

Расширить кругозор;

Воспитывать чувство красоты, любви к родному краю;

Воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное отношение к окружающему миру;

Развивать навыки работы в группе, индивидуально.

Планируемые результаты:

Знать о том, как меняется природа осенью, уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь анализировать явления, обобщать информацию, делать выводы.

Оборудование: таблицы, кластер, презентация, ПК, проектор, музыкальная запись (П. Чайковский "Времена года"), картины осенних пейзажей, раздаточный материал (слова, листики, картинки для кластера), изображение дерева (для рефлексии), рисунок кормушки, репродукция картины И. Левитана "Золотая осень")

Ход урока

I. Орг. момент

II. Актуализация

Послушайте стихотворения русских поэтов.

Учитель читает стихотворения под музыку П. Чайковского "Времена года".

1. А. Пушкин "Унылая пора! Очей очарованье!"

2. С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…"
Вопрос: О каком времени года идет речь?

А какие еще времена года вы помните?

Сколько осенних месяцев? Назовите их.

На проекторе слайды №№ 1, 2.

Ответы учащихся.

III. Объявление новой темы.

Тема урока сегодня - "Природа осенью". Нам предстоит выяснить, как меняется природа осенью, куда улетают птицы, чем заняты животные.

IV. Повторение пройденного материала. Составление кластера.

Класс делится на три группы (по рядам). Первой группе выдаются картинки с неживой природой, второй - картинки с изображениями животных, третьей - с растениями.

Задание: А что вы знаете об осени? Перед вами картинки с изображениями разных явлений природы. Выберите те, на которых изображены осенние явления.

При составлении кластера картинки распределить в три группы. (См. приложение)

V. Объяснение подраздела новой темы "Осень в неживой природе"

Для начала рассмотрим, что происходит осенью в неживой природе. Как меняется погода.

Класс разделить на три группы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.

Детям предстоит выбрать слова, которые относятся к погодным явлениям данного месяца и заполнить таблицу на доске. (См приложение, табл. № 1)

Итак, осенью температура воздуха постепенно понижается, дни становятся короче, потому что солнце поднимается уже не так высоко, как летом, и светит не так ярко. Небо все чаще заволакивают туч, а на лужах появляется первый ледок. Природа постепенно готовится к зиме.

V-A. Предварительно закрепление материала:

Класс разделить на три группы. Три иллюстрации разрезать на пазлы (См. приложение). Каждой группе предложить собрать пазл своей картины и объяснить, какая осень изображена: ранняя, золотая или поздняя. Что именно изменилось в природе. С чем это связано.

VI. Объяснение подраздела новой темы "Деревья осенью"

Что происходит с деревьями осенью? Вспомните, что вы наблюдаете в осенние месяцы?

(Работа с картиной И. Левитана "Золотая осень" .) Посмотрите на картину. Что меняется осенью? Что происходит с деревьями? (Слайды 3-5)

(На доске и в тетради записывают: 1. Листья желтеют. 2. Листья опадают. 3. Хвойные остаются зелеными)

1) Листья желтеют.

Вы знаете, что летом листья на деревьях зеленые, потому что в них содержится хлорофилл. А осенью солнце греет меньше, потому хлорофилл в листьях разрушается. Листья становятся желтыми, красными или фиолетовыми. Все зависит от того, какого красящего вещества в них больше.

2) Листья опадают.

Ветви деревьев зимой укутаны снегом. Но, если деревья не сбросят листву, им будет очень тяжело. Поэтому осенью начинается листопад. Деревья стремятся сбросить листву, чтобы зимой было легче выдерживать снег на ветках.

Чтобы листья были свежими и красивыми, им требуется питание, которое летом они получают из корней дерева. Но зимой мало солнца и мало воды. Потому и сбрасывает деревья листья, чтобы расходовать меньше питательных веществ.

Осенью деревья как бы засыпают. Они не дышат, не растут, а спят.

3) А вот хвойные деревья остаются зелеными. Им морозы не страшны, потому что вместо листьев у этих деревьев тонкие иголочки. Хвойные деревья меняют свои иголочки в течение всего года.

VI-A. Первичное закрепление. Игра "Угадай". Учитель перечисляет названия деревьев. Если дерево осенью сбрасывает листья, то ученики должны поднять руку. Если не сбрасывает, то руки не поднимают

VII. Объяснение подраздела новой темы "Как животные готовятся к зиме"

Мы уже выяснили, что осенью становится холоднее. А что же животные? Как они готовятся к тому, что скоро все будет усыпано снегом?

Мы знаем, что все животные делятся на группы. Давайте вспомним, какие животных вы знаете, и заполним таблицу.

(Это упражнение можно делать и в тетради) У доски работают либо 2 ученика, либо сам учитель после ответов детей распределяет животных по группам.

Заполняют таблицу № 2 (См. приложение)

Какая группа самая незащишенная? (Насекомые)

Насекомые по-разному готовятся к наступлению холодов. (Работа с презентацией)

Часть из них погибает (слайд № 5), часть забираются под кору деревьев, зарываются в землю, прячутся в ворохе опавших листьев и засыпает (слайд № 6).

VII-A. Первичное закрепление.

В тетради синим карандашом подчеркнуть названия тех насекомых, которые засыпают, а красным тех, которые умирают осенью.

Какая группа животных тесно связана с насекомыми? (Птицы)

Каких птиц вы знаете? (Слайд № 7)

Что вы знаете о птицах? Видели ли вы птиц осенью и зимой в родных краях? Почему летом птиц больше, чем осенью и зимой?

А почему птицы улетают на юг?

Выделить ответы:

1.замерзание водоемов

2. увядание трав

3. исчезновение насекомых

4. похолодание

VII-Б. Первичное закрепление.

Работа с презентацией .

Вы правы, не все птицы улетают осенью в теплые края. Те, которые улетают, называют перелетными (Слайд № 8), а те, которые остаются - это оседлые (Слайд № 9). Есть еще птицы кочующие (Слайд № 10). Они не улетают далеко, а просто кочуют по местности в поисках корма.

1) Найдите перелетных, оседлых и кочующих птиц. (слайд № 7)

2) Соедините названия групп птиц и понятия. (Таблица № 3 см. Приложение)

Те птицы, которые остаются, стараются быть поближе к человеческому жилью, селятся там, где теплее (на крышах домов, на чердаках). Как вы думаете, нужно ли помогать птицам осенью и зимой? Как мы можем помочь?

(Повесить рисунок кормушки или слайд № 11)

Физ. минутка.

А что же происходит с рыбами и земноводными?

VII-В. Работа с презентацией

Вода в водоемах осенью становится холоднее, поэтому рыбы плавают в нижних слоях, там, куда не добирается мороз.

Лягушки стараются поглубже закопаться в ил.

И, наконец, самая большая группа животных - млекопитающие. (Слайд № 13)

Каких животных можно встретить зимой в лесу? Как они подготовились? Что делали осенью?

1. Линька, запасы

Осенью эти животные запасают пищу. Например, белочка, всю осень припасает орехи, желуди, сушит грибы и прячет их в дупле. У каждой белочки по всему лесу много таких "кладовочек". Белочка очень трудолюбива.

Этим животным природа подарила мягкую и теплую шубку. Поэтому даже в сильные морозы этим животным не холодно. С наступлением осени животные начинают линять. Их летняя яркая шубка становится более густой, пушистой. (Слайд № 14)

Как вы думаете, почему заяц меняет шубку с серой на белую? (чтобы стать незаметным на снегу)

Линяют ли домашние животные?

2. Спячка, подготовка жилища, усиленный корм

А вот другие животные не могут разгуливать зимой. (Слайд № 15) Осенью они готовят себе жилище. Медведь, например, выстилает свою берлогу травой, листьями, корой деревьев. Ветки елок укрывают берлогу, подобно шатру. Уютная постелька готова! И как только наступят холода, медведь со своими медвежатами забирается в берлогу и засыпает до самой весны.

В спячку впадают медведи, ежи, барсуки. Осенью они не только готовят себе жилище, но и усиленно питаются. Ведь им предстоит провести много времени без пищи!

VII-Г. Первичное закрепление

Игра "Угадай-ка". Учитель перечисляет названия животных. Если животное на зиму впадает в спячку, то учащиеся изображают сон. Если нет, то учащиеся изображают как двигается это животное.

VIII. Закрепление темы

Итак, мы узнали, какие изменения происходят в природе с наступлением осени. Давайте вспомним, что нового вы узнали.

Блиц-опрос

(Работа проводится по выбору учителя. Можно зачитывать загадки, а можно занести их в презентацию. Во втором случае учащиеся сами читают загадку и дают ответы).

Задание: Не только отгадать загадки, но и объяснить свой ответ. По каким признакам дети угадали предмет или животное.

Подобрать загадки о дожде, листопаде, птицах, животных.

IX. Рефлексия и самооценка

Что нового вы узнали сегодня?

Если вам было интересно, то прикрепите к нашему дереву красные листочки. Если узнали много нового, но что-то осталось непонятным - то желтый листочек. Если вам было скучно на уроке, и вы ничего не запомнили - прикрепите зеленый листочек.

X. Выставление оценок

XI. Домашнее задание

Обязательное:

Нарисуйте осенний пейзаж и напишите маленький рассказ о том, что изменилось в природе осенью.

Творческое задание (на выбор):

1. Подготовьте сообщение о том, как готовятся к зиме животные и птицы.

2. Сочините сказку об осени.