Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Конспект занятия «Дикие животные зимой. «Дикие животные и их детёныши»

Конспект занятия «Дикие животные зимой. «Дикие животные и их детёныши»

Анна Прокопьева
Конспект занятия «Дикие животные зимой»

ТЕМА «Дикие животные зимой »

Задачи :

Обогащать представления детей о диких животных ;

Учить выделять характерные признаки представителей диких животных ;

Учить различать диких животных ;

Развивать речь детей;

Развивать двигательную активность, умение прыгать на двух ногах с продвижением вперёд

Развивать творческое воображение.

Формировать интерес к живой природе , эмоциональную отзывчивость.

Отгадайте загадки вместе с детьми :

Я весёлый попрыгайка,

А зовут меня все… (зайка)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

Кто же это? (лиса) .

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. Кто же это? (волк) .

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка) .

На спине его иголки,

Длинные и колкие.

А свернётся он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

Побеседуйте с ребенком о диких животных :

Белка, заяц, лиса, медведь, еж – какие это животные ? (дикие ) Почему вы так думаете? (потому что они живут в лесу и сами добывают пищу) . Где живут эти животные ? (В лесу) Люди о них не заботятся, и домики они сами себе строят. Как называют таких животных ? Дикие животные .

ПОИГРАЙТЕ :

Упражнение «Лисичка крадётся» : дети идут на носках, руки на поясе.

Упражнение «Идёт медведь» : дети идут вперевалочку

Упражнение «Зайчишка прыгает» : дети прыгают на двух ногах с продвижением вперёд.

Игра «Кто живет в лесу?»

Еж или нож? Лиза или лиса? Булка или белка? Мишка или миска? Майка или зайка? (на стол ставятся игрушки диких животных по ходу отгадывания ).

Игра «Кого не стало?» (с фигурками животных )

Каких животных вы видите на столе ? (перечисляют) Посмотрите внимательно, запомните их. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одно животное , а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало.

Кого не стало? (не стало зайца) и т. д.

Расскажите, чем питаются дикие животные :

Чем питаются дикие животные , давай подберем угощения для них. Что любит еж? (яблоки, грибы) . Что любит заяц? (морковь, капусту) . Что лиса? (рыбу) . Что медведь? (малину, мед) . Что белка? (орехи, грибы) .

Рассмотрите картинку с изображением дикого животного зимой и попробуйте составить описательный рассказ по этой картинке, вместе с ребенком. 3-4 предложения.

Вспомните скороговорки о животных : у ежа - ежата, у ужа - ужата.

Медвежонок бежит и от холода дрожит.

Произнесите : шепотом и громко, медленно и быстро.

Изобразительная деятельность : вместе с ребенком вспомните, чем питаются дикие животные и нарисуйте или вылепите из пластилина угощение для животных .

Публикации по теме:

Итоговое занятие «Дикие животные зимой» Программное содержание: Формировать представления о лесе, как среде обитания диких животных, и об экологической пирамиде; закрепить понятия:.

Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Чтение художественной литературы. " Цель: Продолжать формировать.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные зимой» Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Дикие животные зимой». Цель: Дифференцировать.

Конспект НОД по речевому развитию для средней группы «Дикие животные зимой» Возрастная группа: средняя. Тема НОД: «Дикие животные зимой». Цель: Создать условия для развития связной речи, уточнения и расширения словаря.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Дикие животные зимой» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные зимой» Цели: Задачи: Коррекционно-развивающие: 1. Развивать словарный запас детей по теме «Дикие животные», навыки словообразования и словоизменения;.

Литвинова Юлия
Конспект занятия: «Дикие животные и их детеныши».

Конспект занятия : «Дикие животные и их детеныши » .

Цель : Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах .

Задачи :

Коррекционно - образовательные :

1. Учить образовывать притяжательные прилагательные.

2. Упражнять в согласовании числительных с существительным, в делении слов на части.

3. Закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, понимание значения предлога ЗА.

Коррекционно - развивающие :

1. Расширять, обогащать и активизировать словарь по теме.

2. Способствовать развитию фонематического восприятия.

3. Развивать навык составления рассказа по цепочки с опорой на картинки.

4. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Коррекционно - воспитательные :

1. Воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : посылка, маски животных , демонстрационный материал : презентация по теме «Дикие животные и их детеныши »

Предварительная работа :

1. Чтение сказки “Теремок”.

2. Рассматривание иллюстраций о животных .

3. Беседа о бережном отношении к животным нашего края .

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент

К нам в садик прилетел сегодня шарик, с загадочным конвертом.

Но прежде чем заглянуть в конверт, давайте разомнем пальчики.

1.1. Пальчиковая гимнастика

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся : (зевают и потягиваются)

Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

Здравствуй, белочка-сестричка!

Здравствуй, серенький волчонок!

Здравствуй, беленький зайчонок!

Здравствуй, брат-ежонок.

1.2. Загадывание загадок.

А теперь давайте посмотрим, что лежит в конверте. Ой, а тут письмо, а оно не простое, с загадками. Давайте отгадаем их.

Живёт в норке, грызёт корки

Короткие ножки, боится кошки

(мышь)

Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой

(медведь)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный

(волк)

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы?

(заяц)

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней

(лиса)

Скачет зеленая зверушка

Не рот, а ловушка

Попадут в ловушку

И комар и мушка

(лягушка)

2. Сообщение темы занятия

Из какой сказки эти герои? (Теремок.)

Сегодня мы расскажем эту сказку на новый лад.

(Логопед берет маски и одевает детям) .

Раз – два – три – сказка оживи.

Всех ребят в зверят преврати.

Стоит в поле теремок. Он не низок не высок.

Бежит мимо мышка-норушка, увидела теремок и спрашивает :

МЫШКА :

Терем, теремок! Пусти меня к себе жить?

ЛОГОПЕД за теремок.

Пущу, если ты скажешь, где в лесу живет медведь, лиса, белка.

Медведь живет в берлоге. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле.

Вошла мышка и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка. Увидела Теремок и проквакала :

Р : - Ква-ква-ква, Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Л : Пущу, если ты назовешь детёнышей диких животных .

У медведя – медвежата, у волка – волчата, у зайца – зайчата.

Вошла лягушка и стала там жить.

Бежит мимо терема зайчик-побегайчик, остановился и спрашивает :

Р

Л : Пущу, если ты назовешь диких животных ласково .

Ёж-ежик, заяц- зайчик, лиса-лисонька.

Вошёл зайчик и стал там жить.

Бежит мимо терема лисичка-сестричка, остановилась и спрашивает :

Р : - Кто в тереме живет? Пусти меня, теремок, к себе жить.

Л : Пущу, если ты назовешь, чьи это уши, чей хвост, чьи лапы?

Уши зайца – заячьи, хвост волка – волчий, лапы - медведя

Вошла лисичка и стала там жить.

Бежит мимо терема волчок-серый бочок, остановился и спрашивает :

Р : - Кто в тереме живет? Пусти меня теремок к себе жить.

Л : Пущу, если ты посчитаешь детенышей диких животных

1 бельчонок, 2 бельчонка, 5 бельчат.

1 медвежонок, 2 медвежонка, 5 медвежат.

1 лисенок, 2 лисенка, 5 лисят.

Вошел волк и стал там жить.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где искать – не знал.

Увидел теремок и прорычал :

Р : - Кто в тереме живет? Пустите меня к себе.

Л : Пущу, если ты разделишь слова на части.

Лиса, волк, кабан, лось.

Вошёл медведь в теремок и стал там жить поживать и добра наживать.

А теперь мы с вами немного отдохнем.

3. Физминутка

Ну- ка, дружно все присели,

Друг на друга поглядели

И похлопали в ладошки :

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайца на макушке?

Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок.

4. Составление рассказа-описания

Ребята, какое самое большое дикое животное вы знаете ? (Медведь)

Давайте расскажем о медведе поподробнее. (Дети рассказывают цепочкой) .

Медведь дикое животное .

Медведь живет в берлоге.

У медведя детёныши – медвежата.

Медведь питается ягодами, медом и любит ловить рыбу.

5. Итог занятия

Какую сказку мы сегодня показали?

О каких животных рассказали ?

Молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, отвечали, выполняли задания.

А сейчас я попрошу вас всех встать, повернуться направо, еще раз направо. Теперь загляните все за спинку стула. Там вас ждут сюрпризы (Дети забирают приготовленные заранее конфеты) .

Цель: Уточнить знания о диких животных и их детёнышах.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью;
    • учить называть диких животных и их детёнышей.
  • Коррекционно-развивающие:
    • закрепить терминологию: слово, предложение;
    • активизировать словарь учащихся за счёт слов, обозначающих названия диких животных и их детёнышей;
    • закрепить в речи слова, обозначающие пространственные представления (после, перед); временные представления (ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО);
    • совершенствовать грамматический строй языка (согласовывать имя существительное и имя числительное, изменять имена существительные по числам и родам).
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к окружающему миру.

Материал и оборудование: таблица «Время», мнемотаблица «Осень», иллюстрации «Дикие животные», «Дикие животные и их детёныши», карточки «папа-мама», «один-много»; цифры 1, 3, 5; игра «Парочки».

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа о диких животных наших лесов, чтение рассказов о диких животных; работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Сейчас у нас урок развития речи и окружающего мира.
– На уроке мы научимся называть диких животных и их детёнышей, повторим о сезонных изменениях в природе осенью.

2. Проверка домашнего задания

2.1. Актуализация знаний. Отработка пространственных представлений, употребление слов после, перед.

– Какое сейчас время года?
– Сейчас время года осень.
– Какое время года было перед осенью?
– Перед осенью было лето.
– Какое время года наступит после осени?
– После осени наступит зима.

2.2. Проверим домашнее задание.

– Рассказать какие сезонные изменения происходят в природе осенью?

Рисунок 1

– Наступила осень. Солнце светит мало. День короче, ночь длиннее. На небе тучи, идёт дождь. На земле лужи. Дует ветер. Деревья пожелтели. Опадают листья. Хвойные деревья остаются зелёными. Птицы улетают в тёплые края. Звери готовятся к зиме.
У.: Вы всё рассказали правильно. Уточним, какая сейчас осень?
Д.: Сейчас ранняя осень.

2.3. Артикуляционная гимнастика.

  • Язычок на прогулке.
  • Белочка грызёт орешки.
  • Грибок.

3. Минутка календаря

Отработка временных понятий.

– Расскажите о сегодняшнем дне по плану.

ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, МЕСЯЦ, ДЕНЬ НЕДЕЛИ, ВРЕМЯ СУТОК, ЧИСЛО

4. Подготовка к изучению темы урока

4.1. Сезонные изменения в жизни зверей.

– Как звери готовятся к зиме? Линька, окраска, делают запасы, ищут место для зимней спячки.
Обобщение учителя.

4.2. Вступительное слово учителя.

– Все животные готовятся к зиме одинаково. У одного животного осенью происходит особенное событие. Какое особенное событие и у кого вы узнаете позже. А теперь догадайтесь, о каких животных будем говорить на уроке.

4.3. Узнай животное. Какие слова помогли узнать животное? (Учитель голосом выделяет слово-подсказку) . Ученики объясняют, какое слово помогло узнать животное.

Пальчиковая зарядка (заяц, волк, ёж, белка, лисица).

– Серый, пугливый, короткохвостый, длинноухий , петляет … (Заяц)
– Серый, хищник, злой, воет , рыщет … (Волк)
– Серый, колючий , бегает, фыркает … (Ёж)
– Ловкая, шустрая, прыгает , делает запасы … (Белка)
– Лукавая, пушистая, рыжая, крадётся (Лисица)
– Мохнатый, неуклюжий, переваливается , спячка … (Медведь)

4.4. Закрепление образа диких животных. Работа с иллюстрациями.

– Прочитаем слова, называющие животных. (Пропедевтика чтения, чтение с использованием подстрочных знаков). Хоровое чтение.
– Какие слова мы прочитали?
– Слова, называющие животных.
– Какие это животных?
– Это дикие животные.
– Что знаем о диких животных?
– Дикие животные живут в лесу, человек не заботится о них.

4.5. Рассказ учителя о зайце

– Сейчас вы узнаете, у какого животного осенью происходит особое событие.
Заяц особый зверь. Три раза в год у него бывают зайчата: первые в апреле, последние в августе, сентябре. И называют их – листопаднички.

5. Сообщение темы и цели урока

Тема урока:

– Дикие животные и их детёныши. (Интонационное проговаривание предложения).
– Перед изучением наберёмся сил, выполним физкультминутку.

6. Физкультминутка (имитация)

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал
Зайка – прыг – и убежал.
Взялись зайцы за бока,
Заплясали гопака.
Прилетели утки,
Заиграли в дудки,
Ах, какая красота,
Заиграли в дудки.

7. Работа по теме

– Дикие животные очень заботливые родители. Они строят жилища, выкармливают детёнышей, учат их, оберегают. Как в любой семье у детёнышей диких животных есть папы и мамы. Как называют родителей детёнышей диких животных?

7.1. Называние самки и самца диких животных.

– Будем учиться называть диких животных.

Рисунок 2

Работа с карточкой. ПАПА – МАМА.

Модель: папа заяц мама зайчиха.

Индивидуальное проговаривание.

Заяц – зайчиха. Медведь – медведица.
Еж – ежиха. Лис – лисица (лиса).
Волк – волчица.

Закрепление, хоровое проговаривание.

– Кого мы учились называть?

7.2. Формирование зрительного образа взрослого животного и детёныша.

Иллюстрации «Дикие животные и детёныши».

– Рассмотрите иллюстрации мамы и детёныши.
– На кого похожи детёныши?
– Детёныши похожи на маму.

Иллюстрации частей тела

– Назовём части тела взрослого и детёныша.
– Модель. У взрослого уши. У детёныша ушки.
– Хоровое проговаривание.

Рисунок 3

– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.

8. Называние детенышей животных

8.1. Работа с карточкой. Один – много

– Как называют детёнышей диких животных? Показ на картинке и карточке.

……..

– Это зайчонок. Это зайчата.
– Это волчонок. Это волчата.
– Это ежонок. Это ежата.
– Это бельчонок. Это бельчата.
– Это лисёнок. Это лисята.
– Это медвежонок. Это медвежата.

Хоровое проговаривание.

– Кого учились называть?
– Учились называть детёнышей диких животных одного или много.

8.2. Согласование имени существительного и имени числительного.

Игра «Число и слово». Пальчиковая гимнастика. Пальчики здороваются.

У диких животных бывает не один, а много детёнышей.

– Один... волчонок.
– Три … волчонка.
– Пять … волчат.

9. Физкультминутка

Жарким днем лесной тропой (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)
Звери шли на водопой.
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой прыгали бельчата, (прыгают вприсядку.)
За мамой-зайчихой скакали зайчата, (перескакивают на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (шагают на месте.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)

10. Закрепление

10.1. Игра "Потерялись малыши"

– Родители заботятся о малышах. А вот дети не всегда бывают послушными, часто балуются и даже иногда убегают далеко от родителей, не понимая какой опасности сами подвергаются. Во время игры проверим, как усвоили материал урока.

Помогите малышам
Потеряли дети мам.
Без родителей, одни
Попадут в беду они.
Помогите малышам!
Поскорей найдите мам!

10.2. Задание. Образуй пары мама – детёныш. Проговори ответ двумя способами.

10.3. Работа в парах. Проверка.

Рисунок 4

Ответы пар.

Модель. Отвечать предложением. У лисицы лисёнок. Детёныш лисы лисёнок.

1-й. У зайчихи зайчонок.
2-й. Детёныш зайчихи зайчонок.

1-й. У медведицы медвежонок.
2-й. Детёныш медведицы медвежонок.
1-й. У волчицы волчонок.
2-й. Детёныш волчицы волчонок.

Малыши и мамы рады –
Снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят
Малыши благодарят!

11. Итог урока

– Назовите тему урока.
– Дикие животные и их детёныши
– Чему учились на уроке?
– Учились называть детёнышей диких животных.
– Как выглядят детёныши диких животных?
– Детёныши похожи на своих родителей, только меньшего размера.
– У какого животного осенью появляются детёныши?

12. Домашнее задание

– Листы с силуэтами детёнышей диких животных.
– Повторить название взрослого и детёныша, разукрасить.

Цель и задачи:

Коррекционно-образовательные

1. Совершенствовать навыки словообразования.

2. Совершенствовать навыки определения количества слогов в слове.

3. Совершенствовать навыки согласования существительных с глаголами, с числительными, с прилагательными.

4. Совершенствовать навыки составления словосочетаний, предложений, коротких описательных рассказов.

Коррекционно-развивающие

1. Развивать фонематические процессы.

2. Развивать зрительно-моторную координацию.

3. Развивать связную речь.

4. Развивать, обогащать, активизировать словарь.

5. Развивать речевой слух, зрительное внимание.

6. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

7. Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные

1. Формировать положительную установку на участие в учебном процессе.

2. Формировать доброжелательное отношение к природе, животным.

3. Воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, толерантности.

Оргмомент

Он осенью пахнет листвой и грибами,

Зимой – шапкой снежной надёжно укрыт.

Весной встретит трелью, полянкой с грибами,

И ягодой летом тебя угостит.

Он полон тайн, загадок и чудес…

Нас в гости ждёт волшебный лес.

Артикуляционно-дыхательная гимнастика

Л.: Вот мы в лесу. Вспомним песенки зверей.

Дидактическая игра. «Песенки зверей». Цель: пропевание гласных с контролем силы голоса, укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

Как воет волк – у-у-у; как зайчиха укачивает зайчонка – а-а-а-а;

У медведя зуб болит – о-о-о-о.

Логопед: Дует ветерок.

Дидактическая игра. «Ветерок».

Цель: направить воздушную струю через «желобок», («трубочку»), укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

Логопед: Согреем ладошки дыханием.

Дидактическая игра. «Ладошки замерзли».

Цель: направить тёплую воздушную струю на ладошки, укрепление и развитие мышц речевого аппарата.

Беседа и показ слайдов по теме «Дикие животные»

Логопед: Мы в волшебном лесу и пора познакомиться с лесными жителями – дикими животными.

Беседа и показ слайдов («Дикие животные»).

Цель: расширение и уточнение словаря по теме, обогащение знаний, зрительных образов.

Логопед: Это ЛОСЬ – дикое животное. Тело покрыто коричневой шерстью. На голове – большие красивые рога. Ноги – длинные, сильные. Детёныша лосей называют ЛОСЁНОК.

Это МЕДВЕДЬ – тоже дикое животное, ХИЩНИК. Медвежья шерсть коричневого цвета, так же в природе живут медведи шерсть у которых белая, чёрная. Тело у медведя большое, мощное с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы у медведя короткие и толстые. Всю зиму медведь спит в БЕРЛОГЕ. В медвежьей семье появляются детёныши –МЕДВЕЖАТА.

Это ВОЛК – дикое животное, ХИЩНИК. Волк похож на крупную собаку, Тело волка покрыто серой шерстью, но в природе встречаются и белые, и чёрные волки. Живут волки в логове, а детёныши волков – ВОЛЧАТА.

Это –РЫСЬ – дикое животное, ХИЩНИК. Тело рыси покрыто пятнистой шерстью. Рысь очень похожа на крупную кошку. Только хвост у неё короткий, а на ушах – кисточки. Детёныша рыси называют – РЫСЁНОК.

Это ЛИСА – дикое животное, ХИЩНИК. Лисья шерсть оранжевого цвета, а грудка и кончик пушистого длинного хвоста – белые. Живут лисы в норах. Детёнышей лисы называют – ЛИСЯТА.

Это – ЗАЯЦ – дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвостик – короткий. Задние лапы длиннее и сильнее передних. Летом заячья шерсть серая. А зимой – белая. В семье зайцев тоже появляются детёныши – ЗАЙЧАТА.

Это ЁЖ –дикое животное. У ежа маленькая острая мордочка, маленькие ушки, короткие ножки. Тело ежа покрыто серыми иголками (колючками) – для защиты от хищников. Детёнышей ежа называют – ЕЖАТА.

Это БЕЛКА –дикое животное. Тело белки покрыто шерстью. На голове у белки ушки с кисточками на концах. Беличий хвост длинный, пушистый. Белка живёт в дупле дерева. Там же у неё появляются детёныши – БЕЛЬЧАТА.

Дидактическая игра «ОтгадайКА»

Логопед: Посмотрите, на нашем «загадочном дереве» появились новые загадки.

Дидактическая игра. «ОтгадайКА». Цель: развивать логическое, образное мышление, общее и речевое внимание, учить отгадывать загадки.

Логопед: - Коротышка, слабый с виду,

но себя не даст в обиду.

Лучше ты его не трожь, в колкой шубе ходит… (ёж)

Ушки на макушке,

И кисточки на ушках.

Большая кошка – страшный зверь,

И когти острые, поверь.

И ей уже не скажешь «Брысь!».

Ведь это –хищник, это - …..(Рысь).

Как из маленького лука пущенная стрелка.

Рыжим огоньком в ветвях промелькнула… (Белка.)

Шуба с маленьким хвостом.

Уши – длинные притом.

Вот какой красавец

Настоящий … (Заяц.)

На овчарку он похож,

Что ни зуб – то острый нож.

Он в поросятах знает толк,

Он серый хищник, он же … (Волк.)

Косолапые ноги,

Зимой спит в берлоге.

Догадайся – ка, ответь,

Это хищный зверь …(Медведь.)

Хитрая плутовка.

Рыжая головка.

Хвост длинный - краса!

Это хищница …(Лиса.)

Что за чудище такое в чаще леса завелось?

Словно вешалка рога. Догадались? Это…(Лось.)

Дидактическая игра. «Кто это?»

Логопед: Лесным жителям очень нравится, когда о них рассказывают дети.

Дидактическая игра. «Кто это?». Цель: составление предложений и короткого описательного рассказа (по таблице), активизация мыслительных процессов, словаря. (Например: «Это лось. Лось – дикое животное. Шерсть у лося коричневая. Ноги сильные, длинные. Детёныша лося называют – лосёнок».)

Дидактическая игра. «Путаница»

Логопед: Замечательные рассказы у вас получились. Посмотрите - как изобразил диких животных один рассеянный художник.

Дидактическая игра. «Путаница». Цель: развитие зрительного внимания, логики, мышления, расширение словаря, закрепление навыка словообразования (прилагательных «лисий», «медвежьи» и т.д.).

Дидактическая игра. «Заморочки на кочке»

Логопед: Слышите? На той полянке смех и веселье. Чтобы туда попасть нужно - сперва правильно ответить на вопросы. А затем – осторожно перейти по кочкам.

Дидактическая игра. «Заморочки на кочке». Цель: расширение и обогащение словаря, развитие слухоречевого внимания, определение слоговой насыщенности слов (определение количества слогов в слове), развитие памяти, мышления.

Логопед: - у белки детёныш…- бельчонок; - у лисы…- детёныш - лисёнок; у ежа…- детёныш - ежонок; и тд.; сколько слогов в слове ЁЖ; сколько слогов в слове ЛИСА…

Психотренинг «Вместе – не страшно»

Логопед: Ребята, крепко держитесь за руки, пойдём по «кочкам» к нашей полянке.

«Вместе – не страшно» психотренинг. Цель: развивать толерантность, доброжелательность.

Подвижная игра «Ребятки-зверятки»

Цель: развитие общей моторики, координации движений со словами, вызвать положительные эмоции.

Логопед: Медвежонок-топ-топ (топают)

А лосёнок – хлоп-хлоп (хлопают)

А волчонок щёлк-щёлк (руками изображают пасть волка)

А зайчонок –скок-скок (скачут)

А рысёнок –прыг-прыг (прыгают)

И бельчонок – прыг-прыг

А лосёнок –дрыг-дрыг (дрыгают ногами поочерёдно)

А ежонок шмыг-шмыг (шмыгают носиком)

Вот как весело играть с ребятками-зверятками.

Логопед: Детёныши животных так разыгрались, что забыли – кто кем будет, когда вырастет. Мы им подскажем.

Дидактическая развивающая подвижная игра. «Кто кем будет?»

Цель: расширение и уточнение словаря, составление словосочетаний, словообразование (падежное изменение существительных)

Ежонок - будет ежом; лосёнок - будет лосем, рысёнок будет рысью и т.д.

Дидактическая игра. «Трафареты»

Цель: развитие зрительного внимания, мышления.

Логопед: Дикие животные любят поиграть в прятки. Кто же из животных изображён здесь? (Контурные изображения животных, наложенные друг на друга.)

«Звери спрятались в лесу».

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, мышления.

Логопед: Посмотрите внимательно, какие животные спрятались в этом лесу? (Изображены фрагменты животных - заячьи уши из-за пенька, беличий хвост в ветвях и т.д.)

Дидактическая игра. «Сколько?»

Цель: развитие внимания, навыка счёта, умения согласовывать существительные с числительными.

Логопед: Ребята, а за кусточком спрятались детёныши животных, давайте их назовём и сосчитаем.

Психогимнастика «По кочкам» (этюд на выразительность жестов, движений)

Логопед: Молодцы, всех животных нашли и их детёнышей отыскали. А теперь пора уходить с этой замечательной полянки.

Этюд «По кочкам»

Логопед: На носочках осторожно

Перейти по кочкам можно.

Тише, тише, не спешите,

Ножки вы не промочите.

Этюд «Пугливый ёжик»

Цель: психомышечная тренировка мышц мелкой моторики, мимических мышц.

Логопед: Посмотрите ребята, какой грустный еж. Оказывается у его маленьких ежат не выросли иголки, ежата стали беззащитными. Ведь только иголки-колючки отпугивают хищников. Помните историю про пугливого ёжика?

Этюд «Пугливый ёжик»

Бежал ёж по дороге (пальцы рук в «замке»)

Встретился ему косолапый, бурый…(медведь)

Испугался еж (пальцы вверх, мимика выражает испуг)

А медведь испугался колючек. Не тронул ежа.

Творческая работа

Логопед: Всегда надо помогать друг другу, а особенно тем, кто меньше, слабее тебя. А ежатам мы поможем?

Дидактическая игра. «Иголки для ежат»

Цель: развитие мелкой моторики, точности и аккуратности движений, воспитание желания помогать слабым.

Итог

Логопед: Молодцы! Какие колючки у ежат! Теперь им никто не страшен. Очень хорошо в лесу. С какими дикими животными мы познакомились? А детёнышей как зовут? Ребята! За вашу помощь от всех ежей волшебного леса подарок –лукошко с грибами.

А нам пора возвращаться в сад.

На прощанье помаши ладошкой.

Лес в ответ зашелестит листвой.

Возвращаемся с грибным лукошком.

Возвращаемся домой.

Оборудование:

Слайды (дикие животные, дикие животные с детёнышами, детёныши);

- «загадочное дерево», карточки с загадками;

Предметные игрушки «дикие животные и их детёныши»;

Изображения животных, их детёнышей;

Контурные изображения животных, картина с изображением фрагментов животных (из-за пенька видны ушки, среди ветвей хвост и т.д.);

Неверное изображение животных (к игре «путаница»);

Массажные коврики («кочки»);

Игрушка (чучело) ЁЖ;

- «кусточек»;

Таблица (для составления короткого описательного рассказа);

Лукошко с угощением;

Пластилиновые ежата, спинки которых станут колючими при помощи семян подсолнечника;

Семена подсолнечника;

Музыкальное сопровождение (И.Грибулина «Рыбы, птицы, звери» - в процессе творческой работы).

Животный мир, безусловно, очень огромен и разнообразен. Он манит своей неизведанностью и красотами. Очень интересны домашние и дикие животные для детей. Малышам, несомненно, нужно рассказывать о жизни зверей, их повадках и особенностях, о том, как им живется в условиях дикой природы. Немаловажным и очень актуальным вопросом является правильное содержание животных в домашних условиях, а также их роль в нашей с вами жизни.

Окружающий мир: домашние и дикие животные

Мир огромен и богат разнообразными животными. Среди них есть как милые домашние пушистики, с которыми мы знакомы с детства, так и злые дикие хищники. Жизнь домашних животных, безусловно, интересна, но гораздо более познавательна информация о диких представителях фауны, о которых мы так мало знаем.

Большая часть зверей проживает в лесах. Именно они и получили название - дикие животные. Многие из них являются очень опасными хищниками. А другие - вполне милые и безобидные зверушки, которые обитают во всех уголках земного шара. Можно сказать, что их всех объединяет одна единственная цель - выживание.

Домашние животные

Как вы понимаете, домашние - это те животные, что проживают рядом с человеком. Люди их содержат, заботятся, давая им пищу и дом. Некоторые разновидности домашних питомцев приносят своим хозяевам вполне конкретную пользу. Например, дают пищу (молоко, творог, мясо, яйца), материалы (кожу, шерсть) или же выполняют работу (охраняют, перевозят грузы, помогают в сельском хозяйстве). С другой же стороны, домашние животные - это друзья, которые издавна обитают бок о бок с человеком и разделяют его жилище, помогают проводить вместе досуг.

Для жителей мегаполисов домашние питомцы - это, скорее, члены семьи, о которых заботятся, с которыми играют, ездят отдыхать. Так что жизнь домашних животных в городских условиях совершенно не связана с принесением какой-то пользы для человека. Скорее, наоборот, люди заботятся о комфортном проживании зверюшек, перед которыми не стоит сложная задача добычи пропитания.

Роль домашних животных в жизни человека

Надо сказать, что дикие и домашние животные достаточно разные. Тем не менее все они играют немаловажную роль в Начнем, например, с домашних зверей.

Их роль в нашей с вами жизни зависит от того, какие мы перед собой ставим задачи, заводя для себя или для ребенка питомца. Собаки нас охраняю и являются нашими друзьями. Коты и другие пушистики - это наши любимцы. Мы их берем в дом для собственного удовольствия. Другое дело, которые К таким видам можно отнести коров, верблюдов, пони, овец, лошадей, свиней, волов, коз и многих других.

Однако было бы несправедливо, если бы мы не вспомнили о том, что абсолютно все домашние животные произошли от диких. Но в процессе своей целенаправленной деятельности человек отбирал среди них самые лучшие экземпляры с нужными характеристиками, пока не добился выведения определенных сельскохозяйственных пород. Таких домашних животных обычно содержат в специальных постройках (коровниках, курятниках, свинарниках, конюшнях, сараях, вольерах). Как правило, их продуктивность зависит от того, насколько хорошо за ними ухаживают и кормят.

Дикие и домашние животные в питании очень отличаются. В отличие от домашних, диким каждый раз приходится заботится своем "обеде" самостоятельно. Сельскохозяйственные же виды находятся на полном содержании человека. Однако даже такие породы люди разводят не только для пользы, но и для удовольствия. Например, лошадей приобретают для конного спорта и верховой езды, кроликов используют в декоративных целях.

Исторический экскурс

Начали еще десять-пятнадцать тысяч лет назад, в тот период, когда люди стали переходить к оседлому образу жизни и земледелию. После охоты нередко прибивались раненные, слабые особи, отставшие от стада. Такие животные оставались рядом с людьми, которые за ними ухаживали, обеспечивая защиту и еду. А те, в свою очередь, давали продукты питания. Случалось и так, что волчата, выросшие возле человеческих селений, настолько привыкали, что навсегда оставались с людьми и даже ходили с ними на охоту. Так постепенно человек и обзавелся домашними животными, которые впоследствии стали приносить ему пользу.

Приручение зверей было нелегким делом. Ведь когда-то в домашних условиях человек содержал антилоп, гепардов, журавлей, туров, кабанов, муфлонов и архаров. Люди смотрели за ними и ухаживали. Животные постепенно менялись. Конечно, процесс был очень долгим.

Дикие животные

Дикие животные обитают в условиях дикой природы. В отличие от домашних видов, о них никто не заботится. Они сами добывают себе еду, защищают себя, выводят потомство и растят его. Безусловно, такая жизнь намного сложнее и более опасна. Необходимо ежедневно вести борьбу за выживание. Сравнение диких и домашних животных в этом смысле вряд ли возможно, настолько разные условия их жизни.

Дикие животные очень разнообразны, их обитает большое количество по всему миру. Приведем пример лишь некоторых из них: медведи, лисы, рыси, лоси, зайцы, тюлени, тигры, гепарды, слоны, жирафы. Всех просто не перечесть.

Жизнь диких животных зимой

Особенно страдают дикие животные зимой. В этот период им приходится достаточно сложно. Связано это, прежде всего, с тем, что становится намного меньше еды, да и добывать ее сложнее, когда земля укрыта толстым слоем льда и снега. Конечно, все звери приспособлены к таким природным условиям. Тем не менее все равно им очень сложно порой выживать. В зимнее время часть животных меняет цвет шерсти (лисы и зайцы), другие впадают в спячку, как барсуки и медведи, третьи делают себе запасы на холодный период, как белка. Каждый готовится к приходу холодов по-своему.

Дикие животные зимой живут очень по-разному. Одних спасают запасы еды и теплые домики (белка), другие спят, расходуя летние жировые запасы (медведи), а третьи добывают еду даже в холодное время.

Значение диких зверей в жизни людей

Дикие и домашние животные однозначно приносят пользу для людей. Роль домашних видов мы уже обсудили ранее. Давайте теперь поговорим о диких зверях.

Надо сказать, что они тоже полезны для нас, поскольку дают нам:

  • Пищу. Во многих регионах земного шара мясо диких зверей используют в пищу. Дело в том, что дикие представители животного мира более приспособлены к жизни, а значит, более продуктивны. Например, к охотничьим видам можно отнести кабанов, косуль, зайцев, бобров, ондатр, лисиц, волков и многих других. Не стоит забывать о рыбе и птицах. Рыбный промысел вообще широко используется людьми. Кроме разведения рыбы в специализированных хозяйствах, занимаются отловом в морях, реках и океанах.
  • Кожу и мех. Дикие животные - источник красивого натурального меха. Искусственными изделиями их никак не заменить ни по теплоте, ни по красоте. Есть также специальные фермы, где выращивают на мех таких представителей диких видов, как лиса, ондатра, кролик, песец. Все они ценятся за красивый и теплый мех. А количество животных в дикой природе не в состоянии обеспечить нас нужными шкурками. Потому люди стали разводить некоторые виды в искусственных условиях.
  • Лекарственные и парфюмерные вещества, которые используется в фармацевтике и парфюмерии.

Кроме того, дикие животные в любом случае остаются, так сказать, генофондом животноводства. Скрещивая их с домашними видами, можно получить новые породы, обладающие лучшими показателями.

Люди пользуются животными для борьбы с загрязнениями природы. Звери выступают в роли своеобразных индикаторов. Ведь не секрет, что животные очень чутко реагируют на малейшие изменения в окружающей среде, а значит, по их поведению можно судить о загрязнении окружающей среды.

Кроме того, животные помогают человеку в поисках некоторых видов полезных ископаемых, прогнозировании погоды и землетрясений. Можно привести множество примеров. Абсолютно все животные заранее знают о предстоящем землетрясении. Рыбы и медузы, например, могут чувствовать приближение шторма.

И не стоит забывать о том, что звери являются переносчиками семян растений в природе. А это очень важно в круговороте биологических процессов.

Дикие домашние животные

Возрастающие темпы урбанизации привели к тому, что у людей все больше возникает желания общения с дикой природой. Если сто лет назад принято было дома держать только кошек и собак, то сейчас в моде хомяки, зайцы, тушканчики, шиншиллы, выдры, обезьяны, ежи и многие другие представители дикой природы. В достаточной мере реализован проект "Дикие домашние животные". По сути, многие дикие звери стали жить в наших домах, как домашние. И это уже не кажется чем-то необычным и экзотическим. Безусловно, это не совсем те виды, что существуют в условиях дикой природы. Ведь некоторые из них были подвержены скрещиванию для выведения лучших пород. Тем не менее это не те домашние животные, которые жили рядом с человеком ранее.

Вместо послесловия

Дикие и играют большую роль в жизни человечества. В нашей статье мы привели лишь некоторые примеры полезности и необходимости зверей. На самом деле, сфера их влияния на нашу жизнь намного больше. Просто мы не всегда об этом задумываемся и порой наносим природе непоправимый урон своими действиями.