Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Святыни греции. Паломнические туры в грецию

Святыни греции. Паломнические туры в грецию

Приветствуем вас, дорогие гости блога! Греция – вторая страна, посещаемая паломниками после Израиля. И этому есть объяснение. Именно сюда приплыли апостолы, чтобы поведать миру истину, полученную от Иисуса Христа. Первые христианские мученики также греки.

Христианство и христианские святыни в Греции всегда бережно оберегались. Даже во время Османского гнета, люди продолжали хранить веру в Христа. Церковь и государство здесь неразрывно связаны. Религиозные праздники отмечаются на уровне государства.

Паломнический отдых в ежегодно привлекает множество туристов и глубоко верующих людей.

Люди, приезжающие в Грецию для посещения святых мест, руководствуются различными целями. Кто-то ищет способ разрешения жизненных проблем. Другие хотят сказать спасибо за помощь. Третья категория людей ищет смысл жизни.

Каждое посещение подобных мест является для них следующей дверью к пониманию устройства земной жизни.

Салоники

Стандартное паломническое путешествие начинается из города Салоники. Именно в Салоники впервые прибыл Апостол Петр рассказать людям о вере. Также здесь родились Кирилл и Мефодий – основоположники славянской азбуки и известные проповедники.

Первым мучеником за христову веру стал градоначальник города Димитрий Солунский. Местные жители почитают святого и считают его покровителем города. На месте, где Димитрия замучили, стоит храм его имени. К сожалению, в первозданном виде храм не сохранился.

То, что мы видим, это результат реставрации и местами нового строительства. Не сохранились старинные фрески и роспись.

Мощи Димитрия мироточили до 15 века. Сохранилось достаточное количество историй о чудесных исцелениях после поклонения святым мощам.

Своим внутренним устройством греческие церкви отличаются от российских. Например, во время службы в них сидят, вставая только в самые значимые моменты проповеди. Женщины не покрывают голову платком.

В пригороде Салоников в местечке Суроти ведут тихую жизнь монахини женского монастыря, основанного в прошлом веке старцем Паисием Святогорцем. Еще при жизни к старцу обращались люди для исцеления, причем даже мусульмане.

Никому не было отказа в помощи. Сейчас монахини с удовольствием рассказывают паломникам истории из жизни старца, а также показывают его рукописные труды, пронизанные божественной мудростью.

Гора Афон

Это место представляет собой скопление мужских монастырей на одном полуострове. Первые монахи здесь появились в 4 веке. После нашествия турок, христианские монахи ушли из захваченных местностей и обосновались на Афоне. К тому времени здесь было уже 40 монастырей. В настоящее время осталось 20.

Со времен первого монаха на Афоне ничего не поменялось. Эта местность кроме религиозной ценности является еще памятником Византийской эпохи.

Лучшее время для посещения Афона весна и середина осени. Правда весной на вершине горы может еще лежать снег, и она будет недоступна для посещения. Основная часть паломников приезжает летом.

Летом температура поднимается до + 40 градусов и это не всегда способствует комфортному ознакомлению со святынями и бытом монахов.

На Афонскую землю запрещено ступать женщинам. Это правило было едино для всех древних византийских церквей. В некоторых его до сих соблюдают, в том числе на Афоне. Интересно, что при вступлении в Евросоюз, сохранение этого правила было главным требованием Греции.

До сих пор периодически кто-нибудь из Евросоюза пытается поднять тему равноправия при посещении Афона, но безрезультатно. Юридически земля находится в частной собственности у находящихся здесь монастырей.

Максимум на что могут рассчитывать женщины — подплыть на полкилометра к берегу Афона и послушать рассказ экскурсовода. Даже с катера видно какое это красивое и светлое место.

Для посещения Афона мужчинам нужно специальное разрешение. Выдает его бюро Святой горы Афон. Оно находится в Салониках. Количество человек для ежедневного посещения строго лимитировано. Во время пикового числа паломников в летний период желательно заказывать пропуск заранее.

На Афоне необходимо придерживаться дресс-кода. Одеваться в брюки, входить в здания в одежде с длинным рукавом. Запрещается купаться в море и делать фото или видеосъемку. Таможня проверит вас на наличие камеры до поездки и после. Если что-то найдут, то имеют право конфисковать.

Посещение Афона для христианина по важности соответствует посещению Мекки мусульманином. Считается, что каждый должен хоть раз в жизни сюда приехать.

Остров Корфу

У паломников остров знаменит Собором Святого Спиридона. В нем хранятся мощи Спиридона.

По преданию этот Святой при жизни и после много раз творил чудеса, которые люди помнят и пересказывают друг другу. Местные жители, считают его хранителем острова.

Раз в год раку открывают и можно наблюдать воочию чудо – подошвы тапочек Святого оказываются стертым и иногда бывают мокрыми. Это дает веру жителям, что Спиридон продолжает обходить остров и хранить его покой.

Остров Андрос

На острове несколько храмов, каждый имеет интересную историю.

Один из них знаменит чудесами исцеления далеко за пределами Греции – Церковь Святого Пантелеимона.

История эта началась в 1 веке, когда два монаха несколько ночей подряд видели свечение на горе. В одну из ночей они поднялись на нее. В пещере находилась икона Богородицы, которую монахи захватили с собой.

Но на утро икона пропала, а следующей ночью свечение на горе повторилось. Икона вновь оказалась в пещере. Стало ясно, что свет дает икона. С тех пор местные жители поднимались на гору и молились ей.

Молился Богородице и константинопольский военачальник перед битвой с арабами за остров Крит. Приехав с победой, он поручил воздвигнуть на этом месте церковь.

Сейчас кроме иконы в храме хранятся мощи Святого Пантелеимона. Люди приезжают к мощам с верой в их чудодейственную силу.

А вы когда-нибудь ездили в такие поездки?

Для онлайн бронирования авиа- и железнодорожных билетов, а также гостиниц и туров, вы можете воспользоваться сайтом «Ozon.Travel» .

Здесь же вы получите информацию об оплате заказа и доставке билетов, тарифах, наличии мест.

Паломнические туры Греции предлагают широкое разнообразие экскурсионных программ. В зависимости от личных целей, паломники могут выбрать поездку, соответствующую их потребностям. До скорой встречи!

«Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь…» (Деяния 16: 11).

Согласно преданию, сохранившемуся на острове, апостол Павел пристал к берегу в порту античного города, современном Пальяполи. В память об этом событии впоследствии на этом месте была построена трехпридельная раннехристианская базилика, при сооружении которой были также использованы фрагменты архитектурных деталей зданий античности. Палеополь находится в 7 км к северо-востоку от совр. порта Камариотисы. Главный курорт острова - Терма - использовался еще с римских времен. Здесь бьют горячие источники.

Кавала (древний Неаполь). Храм свят. Николая, который находится около порта на том месте, где впервые ступил на берег апостол Павел. Позади него стоит низкая цилиндрическая колонна в честь высадки апостола Павла. «Итак, отправившись из Троады, мы прямо прибыли в Самофракию, а на другой день в Неаполь» (Деян. 16: 11).

Древний город Филиппы — археологический заповедник. «Оттуда же в Филиппы: это первый город в той части Македонии, колония. В этом городе мы пробыли несколько дней» (Деян. 16: 12). Из Неаполя апостол Павел шел в Филиппы по античной дороге Виа Игнатия и, скорее всего, заходил в город с восточной стороны. Эта дорога представляет собой крупные каменные блоки.

Часовня св. Лидии стоит у реки, в которой ее крестили. Эта река называется Гаггити. На месте молитвенного дома сейчас стоит храм. Место, которое по традиции считают домом Лидии, сейчас встроено в Гостиницу Лидии, которая находится при входе. «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися там женщинами. И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас» (Деян. 16: 13-15).

Место, где апостол Павел исцелил служанку, одержимую прорицательным духом, находится недалеко от античной площади. Молодая служанка прорицательница своей силой обязана была духу Змея, овладевшего ею. Змей этот, связан с древним греческим Мантием в Дельфах, известных во всем древнем мире благодаря пророчествам бога Аполлона, говорящего голосом Пифии. «Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: Сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам» (Деян. 16: 16-19).

Развалины тюрьмы, где были заточены апостолы Павел и Сила — это небольшая постройка, похожая на пещеру, недалеко от входа на античную площадь. Именно на античной площади апостолов Павла и Силу били палками. «Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками. И, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их» (Деян. 16: 22-23).

«Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога» (Деян. 17: 1)

Апостол Павел проходил эти города, когда шел в Фессалоники во втором путешествии.

Монастырь Влатадон в старом городе. На территории монастыря находится древняя часовня св. Павла. Согласно первой версии на этом месте была синагога, где проповедовал апостол Павел «…они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я проповедую вам. И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деян. 17: 1-4).
Согласно второй здесь стоял дом Иасона, где останавливался апостол Павел и во дворе которого молился «Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу» (Деян. 17: 5).

Район Айос Павлос за стенами Старого города. Самый древний храм стоит на пересечении улиц Кастрон и Леофорос Охи в зеленой зоне, рядом находится часовня, святой источник и пещера, в которой останавливался апостол Павел, покидая Салоники. Согласно преданию, святой источник возник от слез апостола Павла – он ночевал здесь, за городскими стенами, и молился со слезами. Новая церковь возвышается над всей этой местностью, располагаясь за старым парком. В ней хранится часть мощей апостола Павла.

Верия. В Верии, недалеко от площади Платиа Орология, за зданием школы на улице Майромиксали, стоит открытая часовенка в память св. апостола Павла. К главной иконе ведут четыре древние мраморные ступени, на которых стоял апостол Павел, проповедуя. «Братия же немедленно ночью отправила Павла и Силу в Верию, куда они прибыв, пошли в синагогу Иудейскую. Здешние были благомысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. И многие из них уверовали, и из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало» (Деян. 17: 10-12). «Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ. Тогда братия тотчас отпустили Павла как будто идущего к морю…» (Деян. 17: 13-14).

Согласно местному преданию, его отправили из Верии на корабле сначала на Эгиньон (нынешний Калиндрос), а потом в прибрежный город Метони (в наши дни он называется Элевферохори). Оттуда он отплыл на корабле в Афины.

Афины. К тому времени, как апостол Павел оказался в Афинах, жизнь этого города была далека от былого великолепия. Здесь он впервые проповедовал язычникам на их территории. В Антиохии он обращался к ним в синагоге, а в Афинах, которые давно перестали играть роль крупного процветающего торгового центра, еврейской общины не было, она переселилась в новые колонии: Патры, Никополь и Коринф. Апостол Павел был первым христианским миссионером, пришедшим с проповедью в этот прославленный город, интеллектуальный оплот греко-римского мира. И в самом деле, Афины все еще были главным университетом империи; они пользовались заслуженной славой города философов, на улицах которого можно было услышать споры платоников, стоиков и эпикурийцев. Уже возникли и другие интеллектуальные центры — в Риме, Александрии, Антиохии и Тарсе, — но Афины удерживали пальму безусловного первенства. Несмотря на упадок духа, внешне город был прекрасен как никогда. Он крепко держался за свои древние традиции и памятники, праздники и жертвоприношения. Ожидая в Афинах приезда апостолов Силы и Тимофея, апостол Павел, должно быть, успел насмотреться на храмы, сверкающие золотом и богатыми красками, и на статуи сонма греческих и иноземных богов, воздвигнутые на высоких пьедесталах в храмах, во дворах богатых и знатных горожан, в общественных зданиях и на улицах. Свое знаменитое обращение к афинянам он начинает словами: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны: ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «НЕВЕДОМОМУ БОГУ…» .

Х.В. Мортон отмечает, что, упомянув об алтарях, посвященных Неведомому Богу, апостол Павел, как всегда, приспосабливает форму выражения христианского учения к особенностям восприятия своих слушателей. В данном случае он не стал цитировать еврейские тексты, мало что значившие для афинян, а предложил им нечто понятное им. Это было прекрасное начало, пронизанное местным колоритом и обещавшее необычное продолжение. Для всех, кто слушал его в тот день, алтари с надписью НЕВЕДОМОМУ БОГУ были частью их повседневной жизни. Каждый знал историю чумы, поразившей Афины за шесть веков до Рождества Христова. Тогда, принеся жертвы всем известным богам и видя, что чума не отступает, афиняне попросили помощи критского пророка Эпименида. Он пригнал к Ареопагу стадо белых и черных овец и позволил им бродить там, где пожелают. Он подождал, пока овцы улягутся отдыхать на выбранных ими самими местах, и на этих местах они были принесены в жертву «подходящему богу». Чума прекратилась, после чего стало традицией воздвигать алтари неведомым божествам, и не только в Афинах.

Спускаясь с храмовой горы по развалинам Пропилей (древних ворот), внизу справа виден большой скалистый выступ (от храмовой горы его отделяет тропа, начинающаяся в районе Плака и вьющаяся по северной стороне Акрополя). Древняя, высеченная в скале лестница из пятнадцати или шестнадцати ступеней, ведет к вершине скалы с гладкой, будто отполированной, поверхностью, испещренной похожими на кратеры отверстиями. Эту вершину специально выровняли много веков назад. Это Apec (или Ареопаг) , древнее место проведения знаменитых собраний афинян, которым апостол Павел и проповедовал Евангелие Иисуса Христа. По мнению некоторых, он мог обращаться к собранию с агоры (рыночной площади), расположенной ниже, однако согласно местному православному преданию и утверждению многих историков, он стоял на самом Ареопаге. Если так, то апостол Павел поднимался по этим каменным ступеням и, стоя на выступе скалы над раскинувшимися под ногами Афинами, говорил своим слушателям, что Бог «не в рукотворенных храмах живет» (показывая при этом на мраморные храмы, венчающие Акрополь у него за спиной, и на тридцатифутовую статую Афины, чье золотое копье так ярко сверкало наконечником, что было видно даже морякам у берегов южной оконечности Аттики).

Паломнику, желающему вспомнить слова апостола Павла, находясь на вершине Ареопага, лучше всего придти сюда рано утром или поздно вечером, когда солнце садится за Акрополем, сияя великолепием красок — совершенно особенными, так характерными именно для Греции оттенками красного и золотого — и кажется, будто здесь все еще звучат слова Апостола. «В ожидании апостолов Силы и Тимофея в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися. Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов? «, а другие: «кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и Воскресение. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши; посему хотим знать, что это такое? Афиняне же и все живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

И, став среди ареопага, Павел сказал: Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны; Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все; От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и не далеко от каждого из нас: Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род». Итак мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла человеческого. Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак Павел вышел из среды их. Некоторые же мужи, приставше к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ним. (Деяния 17, 16-34).

Из всех этих тысяч идолопоклонников, философов и ораторов набралась лишь горстка людей, поверивших его словам. Лишь троих из них мы знаем по именам: свяшенномученик Дионисий Ареопагит, по преданию бывший судьей совета Ареопага, состоявшего всего из девяти членов; св. Иерофей (возможно, он тоже являлся членом этого Совета), который впоследствии стал первым афинским епископом, и женщина по имени Дамарь.

Коринф. После проповеди в Афинах и знаменитой речи на вершине Ареопага апостол Павел отправился прибрежной дорогой в Коринф. Коринф времен апостола Павла был уникальным городом, входившим в состав римских колоний в Греции. В Коринфе святой апостол Павел остановился в доме одной еврейской четы, Акилы и Прискилы. Они, как и он, занимались изготовлением палаток и парусов, и святой апостол стал работать вместе с ними, добывая себе пропитание. Акила и его жена лишь недавно прибыли в Коринф в связи с приказом Клавдия «всем евреям покинуть Рим». Римские историки объясняют это изгнание стремлением положить конец выступлениям евреев «по наущению некоего Крестуса», что невольно наводит на мысль о том, что уже на этом этапе мы имеем дело со спорами в среде евреев, касающимися Евангелия.

Весной к Павлу, наконец, присоединились Сила и Тимофей. Они увидели, что он с великим воодушевлением проповедует в синагоге, и его успех, как и следовало ожидать, всколыхнул евреев. Их враждебность достигла такого накала, что они богохульно поносили Христа посреди синагоги. В ответ Павел «отряс прах со своих одежд» (символический жест отвержения у израильтян, известный со времен пророка Неемии) и воскликнул: «Кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам». И навсегда покинул эту синагогу. С того дня коринфские христиане собирались в доме римлянина Тита Иуста. В числе евреев, последовавших за апостолом, были Акила, Прискила и Крисп, начальник синагоги, которого крестил сам Павел и который впоследствии стал главой местной Церкви. Обратившись к проповеди среди язычников, Павел проповедовал с не меньшим подъемом духа, чем в синагоге, и именно в языческой среде он собрал обильный урожай. Приветствия в его посланиях к коринфянам звучат скорее как списки граждан римского города-государства, нежели обращение к жителям греко-еврейской колонии: Тит, Гаий, Фортунат, Терций.

В ту ночь, когда апостол Павел навсегда покинул синагогу, Господь говорил с ним в видении: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня — много людей в этом городе» (Деян. 18,9-10). Возможно, предвидя начало мстительного противостояния, пре-следовавшего его на всем пути по земле Малой Азии и большей части Греции, святой Павел думал уйти из Коринфа так же, как он ушел из Салоник, Филипп и Верии. Однако он остался здесь на полтора года, что оказалось самым длительным сроком его пребывания, где бы то ни было со дня начала его миссионерских путешествий. Евреи же, отвергшие благую весть Христианства, в это время выжидали, выискивая подходящий момент, чтобы задушить новорожденную Церковь и изгнать апостола из Коринфа. Наконец, с прибытием нового проконсула Ахайи Иуния Галлиона, они решили, что теперь у них появилась такая возможность. Они понимали, что вряд ли удастся повлиять на проконсула, выдвинув обвинения в нападках на еврейские традиции, и решили выступить против Павла. Галлион был не просто правителем римской колонии, но братом Сенеки, знаменитого философа и учителя Нерона, а также дядей римского поэта Лукиана. Прекрасно образованный, выходец из хорошей семьи, замечательный оратор, Галлион считался среди своих современников обаятельным, дружелюбным человеком и проницательным руководителем. В отличие от правителей Филипп и Салоник, его не могла напугать толпа, затеявшая религиозные распри. Евреи же, приведя Павла к нему на суд с криками: «Он учит людей чтить Бога не по закону», надеялись, что закон, официально защищающий иудаизм, будет на их стороне. К тому же они рассчитывали, что устроенный ими спектакль произведет большое впечатление на Галлиона как на нового человека на новом месте. Однако он ответил холодно: «Если бы какая-нибудь была обида или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас; но когда идет спор об учении и об именах и о законе вашем, то разбирайте сами: я не хочу быть судьей в этом». И прогнал их от судилища. Они не успели покинуть зал суда, когда собравшиеся там греческие язычники, разгневанные этими выдуманными обвинениями, окружили начальника синагоги Сосфена и основательно побили его. Галлион не обратил на это внимания.

Рядом с храмом, построенном в честь святых апостолов Петра и Павла в Коринфе, стоит мраморный памятник, на котором на четырех языках, в том числе и на русском, начертан так называемый «Гимн Любви» . Также необходимо посетить рыночную площадь – место проповеди апостола Павла. Первое послание к коринфянам было написано им через три года после того, как он вместе с Акилой и Прискиллой ушел оттуда в Эфес; второе — спустя еще примерно год, когда он нахо¬дился в Македонии, перед последним посещением Коринфа.

После посещения Коринфа апостол Павел продолжил свой миссионерский путь и пришел в восточный порт Коринфа (он сохранился), который называется Кехреон (Кенхреи), где остриг голову по обету (Деян. 18, 18). Здесь же, сделав остановку на Коринфском канале, который был построен в конце 19 века, чтобы соединить два моря Эгейское и Ионическое, следует обязательно вспомнить о святой мученице Галине Коринфской, которая пострадала в 258 году при императоре Декии. Её утопили с камнем на шее в древнем порту старого города Коринф. Потом апостол Павел вернулся в Малую Азию, в Иерусалим, снова в Македонию. В Иерусалиме он был взят под стражу и отправлен в Рим. Евсевий пишет, что после двух лет заключения в Риме святого Павла освободили, и он еще десять лет проповедовал Евангелие Иисуса Христа. Потом он вернулся в Рим. Здесь апостол Павел и принял мученическую кончину. Это произошло 29 июня 67 или 68 года от Рождества Христова.

Античный Никополь, где проповедовал апостол Павел после своего освобождения в Риме «Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши прийти ко мне в Никополь, ибо я положил провести там зиму» (Тит 3, 12). Деятельность апостола Павла превратила Никополь в крупнейший христианский центр своего времени. Живописные руины Никополя расположены недалеко от Превезы.

Исследование Алексея Мишина.

Сегодня мы оставим неугомонные Салоники и отправимся по окрестностям. Кроме того, Grekoblog специально акцентирует внимание на тонкостях поведения в местных храмах, с которыми Вы почти наверняка столкнетесь при посещении Святых мест не только в Северной Греции, но и по всей Элладе.

Первое место, в которое мы хотели бы сегодня отправиться находится недалеко от Салоник — в местечке Суроти. Здесь расположен женский монастырь Св. Иоанна Богослова . Паломники со многих стран стекаются сюда, чтобы поклониться могилке старца Паисия Святогорца, почившего в 1994г и пока ещё не канонизированного. Невзирая на это, верующие приходят на его могилу с глубокой благодарностью в душе за то утешение, просветление и любовь, которые они получили от старца. Во многом это заслуга монахинь монастыря, записывавших слова старца в своего рода рассказы или проповеди, простые и доступные, которых со временем накопилось на несколько книг, изданных и переведённых в том числе и на русский язык.

Найти монастырь без карты или навигатора не очень легко, но, найдя, уезжать отсюда не хочется. Необыкновенно ухоженный, просторный, но скромный, своему опрятному виду, радующему глаз, он обязан стараниям проживающих в нём монахинь. То там, то здесь увидите нарядные цветочные клумбы, а общий горный пейзаж идеально дополняет традиционная для Греции поствизантийская монастырская архитектура. Во дворе для гостей всегда выставлено угощение: рахат-лукум и чистая вода из святого источника.

Монастырь Св. Иоанна Богослова находится недалеко от Салоник в местечке Суроти

В этом месте самым удивительным образом сочетаются приветливость и молчаливость, радушие и уединение.

Недалеко от монастыря Иоанна Богослова, в горах Хортиатис более тысячи лет назад был основан монастырь Св. Анастасии Узорешительницы , который функционирует и сейчас как действующий мужской монастырь, где хранятся мощи самой Святой Анастасии. Он совершенно не похож на радушный и ухоженный монастырь Иоанна Богослова, но завораживает особенной, чуть суровой и очень древней атмосферой, повествующей о тысячелетней истории монастыря. Со стен его, как и сотни лет назад, открывается вид на македонскую долину, даже и теперь почти не тронутую цивилизацией.

Для тех, у кого в запасе есть ещё один день, незабываемой станет , к древнему монастырю Св. Дионисия (XVI век). Монастырь запрятан в горах на склонах ущелья и найти его даже в наше время нелегко, а уж раньше, пока не провели дорогу, было и вовсе почти нереально: в период турецкого ига монахи, ища покоя и безопасности, уходили подальше от мусульман далеко в горы. Монастырь был взорван оккупантами во времена Второй Мировой Войны, и до сих пор в нём ведутся восстановительные работы, но сам храм и трапезная уже открыты для посещений. До того, как основать монастырь, Св. Дионисий жил в отшельничестве в одной из пещер горы Олимп, где и скончался в 1541г. От монастыря ведёт тропинка к пещере, где сейчас устроена миниатюрная церквушка — место постоянного паломничества христиан. Поход к пещере по горной тропке для людей, не привыкших к физическим нагрузкам, можно расценивать как небольшой подвиг веры… путь в одну сторону занимает около получаса.

Монастырь Святого Дионисия на Олимпе найти очень непросто

Мощи Святого Дионисия были перенесены в основанный им монастырь, где они и покоятся сейчас, в левом притворе храма.

Во дворе храма Вы найдёте освящённый горный источник с холодной питьевой водой, которая как в жару, так и в холод даёт паломникам новые силы…

Последняя наша цель — это ущелье Темби с небольшим скальным храмом Св. Параскевы . Проезжая Темби, будьте внимательны, чтобы не пропустить ту единственную стоянку машин в местечке Агиа Параскеви, от которой Вы можете перейти по подвесному мосту на другую сторону ущелья к храму. Согласно Преданию, именно в этом ущелье была арестована Святая Параскева Римская — христианская мученица II века, считающаяся целительницей глазных недугов. Здесь же в начале XX века при строительстве железной дороги чудесным образом была обретена икона святой. Ищущие исцеления, а также все верущие, пришедшие поклониться Святой Параскеве, идут приложиться к источнику. Для этого им нужно пройти буквально внутрь скалы по недлинному, но узкому проходу. Разойтись там могут только два человека, поэтому лучше тихо и терпеливо соблюдать очередь.

Если Вы раньше не бывали в Греции и готовитесь отправиться в тур по Святым местам, то Вам полезно будет ознакомиться с некоторыми особенностями греческих православных традиций:

  • Свечи в греческих храмах лежат в свечных ящиках в свободном доступе. Вы можете взять необходимое количество, а в специальную щёлку кинуть монету соответствующей стоимости. Если у Вас с собой нет мелочи в местной валюте, это не причина не зажигать свечу: ничего страшного, при возможности в следующей церкви восполните.
  • Цыгане при входе в церковь могут уговаривать Вас приобрести свечи у них. Они, в свою очередь, пачками берут их из свечных ящиков — поступайте, конечно, как Вам велит совесть, но учтите, что церковь этих денег точно не увидит.
  • В греческую православную церковь женщины могут заходить с непокрытой головой и в брюках — главное, чтобы были прикрыты плечи и колени. При входе в монастырь правила строже: поэтому у дверей, как правило, для посетительниц лежат длинные юбки и наплечные платки. Мужчинам в шортах выше колена также проходить нежелательно, но запасов длинных брюк для них, к сожалению, не предусмотрены.
  • Фотографировать разрешено сколько угодно за пределами храма, но внутри в 90% случаев попросят спрятать фотоаппарат — отнеситесь к этому с пониманием. Открыто фотографировать монахов также не совсем этично.
  • Греческие православные храмы, в отличие от русских, почти всегда имеют плотные ряды стульев, разделённые посередине проходом. Слева сидят женщины, справа — мужчины. Но определённые части службы все прихожане слушают стоя.
  • Почти при каждом монастыре и во многих церквях есть небольшой источник освящённой воды, которую Вы можете без стеснения пить и, при желании, налить в бутылочку, чтобы взять с собой.
  • Большинство греков, и стар и млад, крестятся всякий раз, как видят церковь. Пользуясь местным общественным транспортом, не пугайтесь, если пол-автобуса вдруг начнёт осенять себя крестным знамением — это не связано с каким-то происшествием на дороге, просто Вы проезжаете мимо храма.
  • Почти каждый храм обладает маленькой пристройкой, своего рода молельней со святым изображением и свечным ящиком; даже если Вы очень торопитесь, легко одеты и зайти в церковь нет времени, всегда можно по пути заглянуть в такую молельню, поставить свечку и прочесть короткую молитву.
  • Прежде чем отправиться монастырь, узнайте о режиме его работы.

12 мест православной Греции, которые захочет увидеть каждый христианин!

1. Афон

Святая гора Афон, расположенна на полуострове Халкидики - это одно из самых почитаемых православными всего мира святых мест и единственная в мире монашеская республика. На Афоне в каждом монастыре, в каждом скиту хранится множество чудотворных икон и мощей величайших православных святых, но посетить это место могут лишь мужчины, по традиции женщины - не допускаются на Святую гору, чтобы не нарушать аскетической строгости ее мужских монастырей.

2. Суроти


Монастырь Иоанна Богослова в Суроти называют «Женским Афоном». Здесь монахини живут по строжайшим правилам, приближенным к существующим на Святой Горе: подвизаются в безмолвии, уединении и непрестанной молитве. Большинство дней в году монастырь закрыт для посещений. Однако всё равно сюда ежегодно приезжают тысячи паломников, чтобы посетить могилу основателя этой святой обители - преподобного старца Паисия Святогорца, который широко почитается не только в Греции, но во всём православном мире.

3. Салоники


В этом большом греческом городе - сразу несколько важных для православного паломника мест. Во-первых, это базилика великомученика Димитрия Солунского, который с первых лет крещения Руси особо почитался в нашей стране как покровитель воинства. Согласно житию, после казни язычниками тело воина Димитрия было брошено на съедение зверям, но те не тронули его, и останки были погребены христианами. Базилика, построенная на месте его погребения - одна из главных христианских святынь Греции. Другое важное место в Солониках – Митрополичий собор, где хранится рака с мощами святителя Григория Паламы, одного из величайших Отцов Церкви.

4. Корфу


Столица острова Корфу, город Керкира, по преданию, находится под небесным покровительством святого Спиридона Тримифунтского, чьи мощи хранятся в главном храме города. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения: по его слову пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. На севере острова Корфу, высоко на горе находится обитель Пантократор– «Вседержитель». Этот женский монастырь в день своего престольного праздника становится центром всего острова, ежегодно сюда приезжают тысячи паломников. В монастыре хранятся частицы мощей праведной Анны, великомученицы Евфимии, святителя Арсения Керкирского, апостолов Иасона и Сосипатра и священномученика Игнатия Богоносца.

5. Метеоры


«Парящие в воздухе» - так переводится с греческого Μετέωρα. Построенные в невероятных условиях, не имеющие подъездных дорог, монастырские постройки на отвесных скалах сохранились здесь с XIV века. Почти на 400 метров над долиной реки Пинеос и Фессалийской равниной возвышаются монастырские храмы, как символ воспарения монашеской жизни над мирскими страстями. Сегодня действующими являются только четыре из монастырей Метеор - Святого Стефана, Святой Троицы, Святого Варлаама и Преображения Господня.

6. Спарта


Этот город ассоциируется у нас в основном с античной историей, но и в истории христианства он также сыграл свою роль. Сюда, в Голский монастырь в годы набегов османов стекались беженцы-христиане, ища укрытия в горах, поэтому места эти исполнены особенной любовью к сохранению традиций веры. В монастыре также хранится одна из наиболее известных православных святынь Греции - икона Божией Матери «Живоносный источник». Появление этого образа связано с чудесным исцелением воина-слепца, произошедшим в середине V века у источника близ Константинополя.

7. Крит


Крит - самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. Христианство пришло сюда еще в первом веке, трудами ученика апостола Павла по имени Тит. Он основал на Крите девять епархий и умер в глубокой старости. После опустошения острова сарацинами в IX веке от мощей апостола Тита осталась одна Честная глава- главная святыня Крита. Она была возвращена на остров из Венеции лишь 50 лет назад, и хранится в главном апостольском соборе. За свою историю этот собор и святыня много раз переходили от православных к католикам и мусульманам, страдали от пожаров и набегов, но многие святыни были бережно сохранены христианами и сейчас открыты для поклонения. Важнейшая святыня острова – монастырь Панагия Палиани. Он известен на весь мир благодаря чудесному дереву и иконе Пресвятой Богородицы - Панагия Фанеромени. Молясь этому лику, со временем верующие стали замечать, что дерево, изображенное на иконе, начало прорастать и обретать корни, а образ - исчезать в его ветвях. Древнее дерево мирт, в ветвях которого лишь дети могут рассмотреть лик Пресвятой Богородицы, растёт при монастыре до сих пор.

8. Патры


Апостолу Андрею Первозванному посвящено бесчисленное количество храмов. Но самым значимым среди них, без сомнения, является беломраморный собор в греческом городе Патры. В этом городе Святой провёл последние годы жизни и совершал чудеса, которые привели в церковь множество людей. Здесь он принял мученическую смерть за Христа, претерпев распятие на особом кресте, который впоследствии стали называть по его имени, андреевским. Это - самый большой и один из самых почитаемых храмов Греции. Он был возведён на предполагаемом месте распятия апостола, и хранит великие святыни христианского мира: Честную главу Святого Андрея и остатки креста, на котором тот был распят. Поблизости от храма со дня распятия апостола бьет святой источник.

9. Афины


Мало кто знает, но история одного из самых известных символов Греции - афинского Парфенона - тесно связана с Православием. Большую часть своей истории он использовался не для языческих обрядов, каким мы его привыкли воспринимать по учебникам истории, а был христианским храмом. В V веке Парфенон стал православным храмом Святой Премудрости, а позже был переименован в честь Божией Матери. Парфенон хранил множество сокровищ Церкви: здесь покоились мощи преп. Макария Великого и Евангелие, переписанное лично святой царицей Еленой. В 13 веке Афины перешли под власть католиков и Парфенон превратили храм Нотр Дам д’Атэн. Как напоминание о богослужебной жизни в Парфеноне сейчас на верхней части одной из внутренних стен еще можно увидеть фрагмент фрески Благовещения.

10. Родос


Монастырь Филеримос примечателен не только историей, но и потрясающими панорамными видами на остров. Для того чтобы попасть в монастырь, паломник должен пройти в гору по дороге, носящей название «Путь на Голгофу» и равной длине пути Иисуса Христа до места распятия. В монастырь Богоматери Цамбики ежегодно съезжаются тысячи женщин со всех уголков мира в надежде познать радость материнства. Икона Пресвятой Богородицы, хранящаяся здесь, известна тем, что веками покровительствует всем семьям, притекающим к ней, и по молитвам перед ней женщины избавляются от бесплодия.

11. Патмос


Для верующих этот небольшой остров-целая духовная вселенная, ведь именно здесь, в пещере Апокалипсис, святому апостолу Иоанну Богослову явилось Откровение Божие. Местные называют остров младшим братом монашеской республики Афон: на маленькой площади острова расположились более 50 церквей и монастырей. Паломничество на Патмос стало целой индустрией, ежегодно принимая миллионы христиан со всей планеты. Но далеко не каждый гид расскажет о том, что именно та пещера, где Апостол Любви диктовал своё Откровение ученику Прохору, находится не в большом монастыре Иоанна Богослова, а на склоне холма на полпути от деревни Хора к порту Скала, в крохотной обители в честь Откровения.

12. Тинос


Тиносская икона Богородицы чудесным образом явилась в трудное время, когда в Греции продолжалась кровопролитная борьба за освобождение от осман в XIX в. Греки особо почитают этот образ, называя его Мегало́хари - Великое Радование. Икону обрели из-под земли, по видению, данному самой Богородицей скромной монахине Пелагии: образ пролежал под гнётом около 800 лет, но сохранил свой вид и краски. Этот образ особо почитают сами греки: из рода в род передают они свидетельства о заступничестве Матери Божией, а по молитвам перед этой иконой произошли тысячи чудес. По принятому здесь обычаю, на поклонение к этому чудотворному образу поднимаются коленопреклоненно. Для этого от самого порта до храма выложена узкая ковровая дорожка, по которой ежедневно тянется вереница паломников.

Святая гора Афон, расположена на полуострове Халкидики - это одно из самых почитаемых православными всего мира святых мест и единственная в мире монашеская республика. На Афоне в каждом монастыре, в каждом скиту хранится множество чудотворных икон и мощей величайших православных святых, но посетить это место могут лишь мужчины, по традиции женщины - не допускаются на Святую гору, чтобы не нарушать аскетической строгости ее мужских монастырей. на нашем сайте уже выходило немало публикаций.

2. Суроти

Монастырь Иоанна Богослова в Суроти называют «Женским Афоном». Здесь монахини живут по строжайшим правилам, приближенным к существующим на Святой Горе: подвизаются в безмолвии, уединении и непрестанной молитве. Большинство дней в году монастырь закрыт для посещений.

Однако всё равно сюда ежегодно приезжают тысячи паломников, чтобы посетить могилу основателя этой святой обители - преподобного старца Паисия Святогорца, который широко почитается не только в Греции, но во всём православном мире.

3. Салоники

В этом большом греческом городе - сразу несколько важных для православного паломника мест. Во-первых, это базилика великомученика Димитрия Солунского, который с первых лет крещения Руси особо почитался в нашей стране как покровитель воинства. Согласно житию, после казни язычниками тело воина Димитрия было брошено на съедение зверям, но те не тронули его, и останки были погребены христианами. Базилика, построенная на месте его погребения - одна из главных христианских святынь Греции.

Другое важное место в Солониках – Митрополичий собор, где хранится рака с мощами святителя Григория Паламы, одного из величайших Отцов Церкви.

4. Корфу

Столица острова Корфу, город Керкира, по преданию, находится под небесным покровительством святого Спиридона Тримифунтского, чьи мощи хранятся в главном храме города. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения: по его слову пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.

На севере острова Корфу, высоко на горе находится обитель Пантократор– «Вседержитель». Этот женский монастырь в день своего престольного праздника становится центром всего острова, ежегодно сюда приезжают тысячи паломников. В монастыре хранятся частицы мощей праведной Анны, великомученицы Евфимии, святителя Арсения Керкирского, апостолов Иасона и Сосипатра и священномученика Игнатия Богоносца.

5. Метеоры

«Парящие в воздухе» - так переводится с греческого Μετέωρα. Построенные в невероятных условиях, не имеющие подъездных дорог, монастырские постройки на отвесных скалах сохранились здесь с XIV века. Почти на 400 метров над долиной реки Пинеос и Фессалийской равниной возвышаются монастырские храмы, как символ воспарения монашеской жизни над мирскими страстями. Сегодня действующими являются только четыре из монастырей Метеор - Святого Стефана, Святой Троицы, Святого Варлаама и Преображения Господня.

6. Спарта

Этот город ассоциируется у нас в основном с античной историей, но и в истории христианства он также сыграл свою роль. Сюда, в Голский монастырь в годы набегов османов стекались беженцы-христиане, ища укрытия в горах, поэтому места эти исполнены особенной любовью к сохранению традиций веры.

В монастыре также хранится одна из наиболее известных православных святынь Греции - икона Божией Матери «Живоносный источник». Появление этого образа связано с чудесным исцелением воина-слепца, произошедшим в середине V века у источника близ Константинополя.

7. Крит

Крит - самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. Христианство пришло сюда еще в первом веке, трудами ученика апостола Павла по имени Тит. Он основал на Крите девять епархий и умер в глубокой старости. После опустошения острова сарацинами в IX веке от мощей апостола Тита осталась одна Честная глава- главная святыня Крита. Она была возвращена на остров из Венеции лишь 50 лет назад, и хранится в главном апостольском соборе. За свою историю этот собор и святыня много раз переходили от православных к католикам и мусульманам, страдали от пожаров и набегов, но многие святыни были бережно сохранены христианами и сейчас открыты для поклонения.

Важнейшая святыня острова – монастырь Панагия Палиани. Он известен на весь мир благодаря чудесному дереву и иконе Пресвятой Богородицы - Панагия Фанеромени. Молясь этому лику, со временем верующие стали замечать, что дерево, изображенное на иконе, начало прорастать и обретать корни, а образ - исчезать в его ветвях. Древнее дерево мирт, в ветвях которого лишь дети могут рассмотреть лик Пресвятой Богородицы, растёт при монастыре до сих пор.

8. Патры

Апостолу Андрею Первозванному посвящено бесчисленное количество храмов. Но самым значимым среди них, без сомнения, является беломраморный собор в греческом городе Патры. В этом городе Святой провёл последние годы жизни и совершал чудеса, которые привели в церковь множество людей. Здесь он принял мученическую смерть за Христа, претерпев распятие на особом кресте, который впоследствии стали называть по его имени, андреевским. Это - самый большой и один из самых почитаемых храмов Греции. Он был возведён на предполагаемом месте распятия апостола, и хранит великие святыни христианского мира: Честную главу Святого Андрея и остатки креста, на котором тот был распят. Поблизости от храма со дня распятия апостола бьет святой источник.

9. Афины

Мало кто знает, но история одного из самых известных символов Греции - афинского Парфенона - тесно связана с Православием. Большую часть своей истории он использовался не для языческих обрядов, каким мы его привыкли воспринимать по учебникам истории, а был христианским храмом. В V веке Парфенон стал православным храмом Святой Премудрости, а позже был переименован в честь Божией Матери. Парфенон хранил множество сокровищ Церкви: здесь покоились мощи преп. Макария Великого и Евангелие, переписанное лично святой царицей Еленой. В 13 веке Афины перешли под власть католиков и Парфенон превратили храм Нотр Дам д’Атэн. Как напоминание о богослужебной жизни в Парфеноне сейчас на верхней части одной из внутренних стен еще можно увидеть фрагмент фрески Благовещения.

10. Родос

Монастырь Филеримос примечателен не только историей, но и потрясающими панорамными видами на остров. Для того чтобы попасть в монастырь, паломник должен пройти в гору по дороге, носящей название «Путь на Голгофу» и равной длине пути Иисуса Христа до места распятия.

В монастырь Богоматери Цамбики ежегодно съезжаются тысячи женщин со всех уголков мира в надежде познать радость материнства. Икона Пресвятой Богородицы, хранящаяся здесь, известна тем, что веками покровительствует всем семьям, притекающим к ней, и по молитвам перед ней женщины избавляются от бесплодия.

11. Патмос

Для верующих этот небольшой остров-целая духовная вселенная, ведь именно здесь, в пещере Апокалипсис, святому апостолу Иоанну Богослову явилось Откровение Божие. Местные называют остров младшим братом монашеской республики Афон: на маленькой площади острова расположились более 50 церквей и монастырей. Паломничество на Патмос стало целой индустрией, ежегодно принимая миллионы христиан со всей планеты. Но далеко не каждый гид расскажет о том, что именно та пещера, где Апостол Любви диктовал своё Откровение ученику Прохору, находится не в большом монастыре Иоанна Богослова, а на склоне холма на полпути от деревни Хора к порту Скала, в крохотной обители в честь Откровения.

12. Тинос

Тиносская икона Богородицы чудесным образом явилась в трудное время, когда в Греции продолжалась кровопролитная борьба за освобождение от осман в XIX в. Греки особо почитают этот образ, называя его Мегало́хари - Великое Радование. Икону обрели из-под земли, по видению, данному самой Богородицей скромной монахине Пелагии: образ пролежал под гнётом около 800 лет, но сохранил свой вид и краски.

Этот образ особо почитают сами греки: из рода в род передают они свидетельства о заступничестве Матери Божией, а по молитвам перед этой иконой произошли тысячи чудес. По принятому здесь обычаю, на поклонение к этому чудотворному образу поднимаются коленопреклоненно. Для этого от самого порта до храма выложена узкая ковровая дорожка, по которой ежедневно тянется вереница паломников.

Фото Павло Онойко