План по самообразованию воспитателя«Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы. План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Актуальность темы:
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Р азвитие навыков свободного общения детей с общим недоразвитием речи со взрослыми и детьми;
Задачи:
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Развивать монологическую форму речи;
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Период | Содержание работы |
Применение |
Сентябрь |
Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. |
Памятки для родителей по обучению связной речи детей с ОНР: «Развитие речи дошкольников дома». |
Подбор игр и упражнений для детей 4-6 лет с ОНР. |
Составление игротеки по развитию связной речи для детей с ОНР. |
|
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. |
Приобрести сюжетные картины по лексическим темам. |
|
Развитие речи детей посредством мелкой моторики рук. |
Консультация для родителей: «Средства развития моторики рук» | |
Влияние фольклора на развитие речи детей с ОНР. | Изготовление папки-передвижки: «Виды устного народного творчества, способствующие развитию речи детей с ОНР». | |
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». | |
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». |
Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. | |
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. |
Посещение родителями деятельности воспитателей. | |
Составление загадок. Развитие монологической речи детей. | Вечер отдыха: «В мире загадок». |
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с
Дата публикации: 11.09.17
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Ф.И.О. педагога _Маслова Надежда Геннадьевна
Образование _высшее
Специальность _воспитатель
Стаж педагогической работы _12лет
Курсы повышения квалификации ________________________________________________________________________
Тема: Развитие связной речи дошкольников через театрализованную деятельность
Дата начала работы над темой 2017г.
Предполагаемая дата окончания работы 2018г .
Цель: создание условий для успешногоразвития речи детей через театрализованную деятельность.
_______________________________________________________________________________________________________
Задачи:
выявить пути и охарактеризовать условия развития связной речи дошкольников в театрализованных играх
- развитие свободного общения со взрослыми;
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Развивать монологическую форму речи;
Повысить собственный уровень знаний
Пояснительная записка
Дошкольное образовательное учреждение первое исамое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источникразвития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Формы работы | Пополнение предметно-пространственной среды | Изучение методической литературы по теме СО |
|||
с педагогами | с родителями | ||||
сентябрь | Провести диагностику детей по развитию речи (образовательная область «Коммуникация») с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». | Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести: Дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»); Дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»); | Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007. |
- Осенний театрализованный праздник. - Настольный театр «Лиса и кувшин». | Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей» | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. | сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»); Сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»). | Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной л Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003. - с.27-43. |
|
«Пушок» Г.Скребицкого. | Консультация для воспитателей на тему: «Развитие связной речи через театрализованную деятельность» | Консультация для родителей: - «Каждый ребенок - индивидуальность!» | Внести в речевую зону: - дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»; - сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».); - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»); | Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с. |
|
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам из художественной литературы. | - «Охрана зрения и слуха». | - дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»; - сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»); | Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с. |
||
Работа с загадками. Составление загадок. | Консультация для педагогов.Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». | - Загадки-складки о профессиях; - картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье». | Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с. |
|
Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС" | Консультации для родителей: - «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье ребенка». | - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»); - оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»; | Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23. |
|
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Квартальный отчет в виде презентации | Консультации для родителей: | - в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»; | Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34. |
|
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; | Консультации для родителей: | Призентация для родителей на тему «Книга сказок». Обучение сочинению сказок. | - в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.); | Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2004. – 107 с. Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с. |
|
- Инсценировка по сказке С.Я. Маршака «Кто колечко найдет». | Отчет о проделанной работе по самообразованию-презентация | - «Детские игры – дело серьезное». | - в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»; - картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр». | Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М.: ООО «Эксмо», 2003. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12. |
Были использованы следующие формы и методы работы с детьми и родителями:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры – инсценировки;
- досуговые игры;
- подвижные игры;
- музыкально-хороводные игры;
- наглядно – информационный метод;
- анкетирование родителей;
- проведение родительских собраний;
- оформление уголка «Для Вас, родители»;
- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.
Практические выходы :
1. Просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.
2. Оформление папки-передвижки. Тема:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь».
- «Что такое готовность ребенка к обучению в школе?».
- «Как избежать школьных неудач» .
Оформить центр речевого развития детей.
3. Выставка работ. Тема: _ Конкурс чтецов.
4. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «Мы и родители
5. Проект. Тема: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир театра»
6. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Выход:Продолжать работу по развитию связной речи детей подготовительной к школе группы: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные, музыкально-хороводные, театрализованные игры проходившие в предыдущие месяцы. Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки. Продолжить проводить консультации и индивидуальные беседы для родителей.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Перспективное планирование
месяц | Форма работы самореализаци и | С детьми | С родителями |
сентябрь | Изучить литературу по данной теме Изучить опыт работы других педагогов по обозначенной теме на Интернет-сайтах Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе «Детство» автор составительТ. И. Бабаева Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Развитие речи» | Мониторинг по образовательной области “ Развитие речи ” Проведение НООД и режимных моментов Выявление у детей уровней развития речи. Развивать артикуляционный и голосовой аппарат, двигательную активность детей, мелкую моторику пальцев рук | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей в дошкольном учреждении. Родительское собрание |
октябрь | Оформление картотеки «Комплекс дидактических игр и упражнений способствующих развитию речи у старших дошкольников» | Беседа с детьми «Моя любимая игра» | Консультация для родителей “ Роль игры в развитие речи дошкольников». Анкетирование «Игра в развитии речи вашего ребенка» |
ноябрь | Составление памяток для родителей по данной теме Пополнение картотеки дидактических игр по развитию речи детей | Продолжить знакомить детей с новыми дидактическими играми. Проведение досуга детей старшего возраста на тему «Осень» с дидактическими играми. | Выставка на тему: «Игры, способствующие развитию речи дошкольников» |
Тема: Развитие связной речи детей в условиях реализации ФГТ.
Актуальность: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.Проблемы:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3. Недостаточный словарный запас.
4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
2. Развитие речи детей в игровой деятельности.
3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.
4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.
Основные направления деятельности:
1. Повышение уровня самообразования;
2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей;
3. Разработка перспективного плана непосредственно образовательной деятельности и совместной деятельности
Перспективный план
1 этап Установочный
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме
2 этап
Теоретический
1.Работа с детьми Мониторинг по образовательной области «Коммуникация» и приоритетным направлениям.
2.Работа с родителями Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи дошкольников (родительское собрание)
3.Самореализация
-Работа с методической литературой.
-Изучение мониторинга по программе «Примерная основная общеобразовательная программа» Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
-Изучение методики О.С.Ушаковой
3 этап
Практическое решение проблемы
1.Работа с детьми
- Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Разучивание стихотворений, песен.
- Проведение театрализованных игр: «Теремок», «Маша и медведь» и т.д.
- Беседы, рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием.
- Знакомство с мнемологическими таблицами-схемами. Описание игрушки, животных, мебели по схемам.
2.Работа с родителями
-Анкетирование родителей.
-Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет», «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика с ребенком 4-5 лет», «Речевые игры и упражнения в развитии речи ребенка», «Игры и упражнения на развитие звукового анализа как начального этапа подготовки к обучению грамоте»
-Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.
-Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
Практикум «Речь и весёлый мяч»
-Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
3.Самореализация
-Составление перспективного плана по развитию речи в средней группе в соответствии с ФГТ.
-Составление коррекционной работы с детьми с низким уровнем по развитию речи.
-Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГТ и ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
4 этап
Анализ и обобщение накопленных педагогических фактов
3Самореализация
-Выступление с творческим отчетом на пед.совете.
-Показ открытого НОД по развитию речи с приглашением коллег и родителей
5 этап
Итогово – контрольный
1.Работа с детьми
Мониторинг по развитию связной речи.
2.Работа с родителями
Анкетирование родителей.
3.Самореализация
-Анализ итогового мониторинга освоения программного материала детьми.
-Составление плана работы с детьми с низким уровнем освоения программного материала по развитию речи, ознакомление родителей с планом для совместной работы.
Оформление папки с результатами новых разработок, статей из пед.литературы, интернета, выступлений,картотек и т.д
Литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
« Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой
О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.
О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера
Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.
В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.
Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г.,
серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».
«Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова.
«Учимся по сказке» Т. Большева.
Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи».
А.К.Бондаренко «Словесные игры в детском саду».