Меню
Бесплатно
Главная  /  Возраст  /  Результаты исследования. Уровень сексуальной культуры молодежи

Результаты исследования. Уровень сексуальной культуры молодежи

Наконец, само определение мужской роли противоре­чиво. В переходном возрасте «маскулинность» ассоциируется прежде всего с физической силой и спортивными достижениями, взрослые же видят ее в умственных и социальных достиже­ниях. Подросток избегает девочек, а взрослый мужчина дол­жен уметь сотрудничать с женщинами на работе и поддержи­вать тесный эмоциональный контакт в семье.

VII. 2. Психология юношеской сексуальности

Изучение юношеской сексуальности имеет три главных предмета: половое поведение, т. е поступки, в которых проявляется и реализуется половое влечение (когда начинается половая жизнь, каковы стадии ее развития, ее интенсивность и т.д.); психосексуальные установки и ориентации, т. е отношения людей к вопросом пола, нормам половой морали; эти установки различаются по степени осознанности и существуют как на уровне культуры (общественные установки и нормы), так и на уровне индивидуального сознания; эротические фантазии и переживания; которые часто бывают неосознанными и изучаются главным образом клиническими методами.

В юношеском возрасте все эти проблемы переплетаются. Старшеклассник еще сохраняет подростковую узость и стерео­типность ролевых предписаний, стараясь доказать себе и дру­гим, что он «соответствует» этим требованиям. В то же время он уже чувствует, что его индивидуальность не вписывается в жесткие рамки этой дихотомии, что мужские и женские каче­ства не обязательно альтернативны и что сочетание их может быть разным.

Педагогов, разумеется, крайне интересуют возрастные нормы полового поведения: когда ребенок начинает интересоваться вопросами пола, в каком возрасте ребенок впервые влюбляется, когда юноша вступает в половую связь и т.д. Общего ответа на эти вопросы нет и быть не может. Не говоря уже об индивидуальных вариациях и о том, что одно и то же событие (например, поцелуй) может иметь в разном возрасте совершенно разный психологический смысл, статитсические нормы полового поведения изменчивы и неодинаковы в разных средах.

В общем и целом можно сказать, что урбанизация, акселера­ция, научно-техническая революция, усложнение процессов во­спитания и большая, чем прежде, автономия подростков и юно­шей от родителей, женское равноправие, большая доступность информации по вопросам пола и, наконец, появление эффек­тивных контрацептивов (противозачаточных средств) способ­ствуют более раннему началу половой жизни и либерализации половой морали. Эти сдвиги отмечены всюду, где имеются си­стематические исследования. Так, сопоставление полового пове­дения и моральных установок 16-17-летних школьников в ФРГ 1945/46, 1947/48 и 1953/54 годов рождения показало, что сегод­няшние 16-17-летние по половому поведению эквивалентны 19-20-детним пять - десять лет назад. Разумеется, в капита­листических странах это связано не только и не столько с аксе­лерацией, сколько с распространением коммерческого эротизма и порнографии, стимулирующих подростковую сексуальность, чего нет в социалистических странах.

Советская молодежь высоко ценит моральную чистоту отно­шений, идеал благородной романтической любви остается ее ведущей ценностной ориентацией. Однако нельзя закрывать гла­за на существующие в этой области проблемы. В последние го­ды средний брачный возраст в СССР значительно понизился: в 1966 г. мужчины вступали в брак в 29,3, а женщины - в 27,2 го­да, в 1974 г. соответствующие цифры составляют 25,1 и 23,4 го­да . Демографы приветствуют эту тенденцию. Но более ранние браки означают и более раннюю влюбленность, ухаживание, по­явление сексуальных интересов и т. д., что связано также с ускорением полового созревания. Средний возраст начала по­ловой жизни у ленинградских студентов, опрошенных С. И. Го­лодом, составляет около 18 лет для мужчин и 20,4 года для женщин. Близкие цифры приводят исследователи ГДР, Польши, Болгарии и Венгрии. Разумеется, за средними цифрами стоят разнообразные социальные и индивидуальные варианты. Но половина мужчин и 15-20 процентов женщин начинают по­ловую жизнь до наступления 19 лет, а некоторые - и еще раньше.

Это создает целый ряд нравственных и практических проб­лем, от которых школа не может отмахнуться.

Интерес к вопросам пола возникает у детей очень рано, задолго до начала полового созревания. Этот интерес пона­чалу не связан с эротическими переживаниями, а является вы­ражением обычной любознательности: ребенок просто хочет знать, что представляет собой та сфера жизни, которую взрос­лые так тщательно скрывают. В переходном возрасте положение усложняется. Интерес подростка к вопросам пола становится напряженным и личным. При этом многое зависит от предшест­вующего воспитания.

В отличие от античной Греции с ее культом человеческого тела, традиционная христианская мораль считает любые телес­ные проявления грязными, низменными и греховными. Хотя че­ловек непрерывно получает от органов своего тела многообраз­ные ощущения, его с раннего детства приучают не обращать на них внимания и ни в коем случае не говорить о них («это неприлично»). Мы с детства привыкаем думать, что телесные переживания относятся исключительно к компетенции врача: если ты чувствуешь какой-то орган,- это признак болезни. Представление это ложное - человек может получать и на са­мом деле получает от своего тела не только отрицательные, но и положительные эмоции. Например, спортсмен получает физи­ческое удовольствие от согретой, хорошо тренированной мышцы, и это самоощущение более важный психологический стимул для занятий физкультурой, чем рассудочная «забота о здоровье».

Однако стереотипы массового сознания весьма могуществен­ны. Особенно строгой моральной цензуре подвергается нагота и все, что связано с половой сферой. Воспитывая у ребенка чувство стыдливости, родители не всегда разъясняют (да и как разъяснить это малышу?), что некоторые части тела закры­ваются не потому, что они сами по себе постыдны и грязны, а только потому, что связаны с весьма интимными функция­ми (необходимость такого разграничения в беседах с подрост­ками подчеркивал А. С. Макаренко). «Пережим» в этом отно­шении приводит к тому, что все, связанное с полом, отождест­вляется в сознании ребенка с «постыдным» и «грязным», и когда в период созревания он волей-неволей начинает интересоваться этой сферой жизни, она кажется ему не имеющей ничего обще­го с возвышенными чувствами. «Верх» и «низ» представляются полной противоположностью. Когда 15-летняя девочка серьезно спрашивает: «Существует ли чистая любовь?»- это уже содер­жит в себе утверждение, что всякая чувственность, начиная с прикосновений и поцелуев, является «грязной». Надо ли гово­рить, сколь инфантильна и какими психологическими трудно­стями чревата подобная установка?


С наступлением периода полового созревания у подростков появляется потребность в свершении половых актов. Как правило, первоначально вместо него используется такое суррогатное средство как мастурбация (ипсация, от греч. ipse - сам). Мастурбацией в этот период занимаются 93-96 % здоровых мальчиков. По данным Д. Н. Исаева и В. Е. Кагана (1979), средний возраст начала мастурбации составляет 14,1 с разбросом от 10 до 18 лет и продолжается 4-4,5 года. Занимаются ею и девочки, правда начинают мастурбировать они позже и делают это реже, чем мальчики, но к 18 годам этот опыт имеют свыше 60 % девушек (В. В. Данилов, 1982, цит. по И. С. Кону, 1989), причем мастурбация, вопреки бытующему мнению, не только не вредна для них, но и имеет положительные следствия. Согласно наблюдениям, в первый год замужества оставались фригидными 35 % женщин, не занимавшихся до замужества мастурбацией, и лишь 15 % - занимавшихся ею (A. Kinsey, 1948). А. М. Свядощ (1974) отмечает, что занятия женщин мастурбацией не только не снижают силы полового влечения и не мешают сексуальному контакту с лицами другого пола, но даже способствуют более быстрой адаптации женщин в браке.
Мастурбация предупреждает раннее вступление подростков и юношей в половую связь с особами противоположного пола, и это тоже имеет некоторые положительные стороны. А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов (1982) пишут, что подросток или юноша еще не в состоянии по-настоящему оценить душевные качества женщины - для этого он не созрел личностно. Половая близость в молодом возрасте не сопровождается положительными эмоциями, присущими любви, оказывается малосодержательной, приближенной к «голой» физиологии и может нанести подростку психическую травму. Бездуховность половых контактов может зафиксироваться, и нередко именно такие контакты становятся единственным способом взаимоотношений с представительницами женского пола. Тем самым сексуальное развитие подростка и юноши не только застывает на примитивном уровне, но и деформируется. Бездумная игра в секс опустошает и без того не очень богатый духовный мир подростков, делает их циничными, развязными, неспособными в будущем, став взрослыми, на глубокое чувство, восприятие и познание своего полового партнера как личности. Успех или неуспех взаимоотношений с женщинами, в том числе и с супругой, у таких мужчин определяется лишь физиологической совместимостью или несовместимостью. Для таких мужчин их потенция становится величайшей жизненной ценностью, определяющей весь смысл их жизни, а ее утрата или хотя бы снижение - трагедией.
Сказанное о деформации личности в значительной степени можно отнести и к девочкам.
Начало половой жизни. Как правило, мужчины начинают проявлять сексуальную активность в более молодом возрасте и имеют более богатый сексуальный опыт, чем женщины (M. Leary, W. Snell, 1988). По данным Н. П. Ивченковой с соавторами (2001), большинство юношей (42 %) идеальным возрастом для начала половой жизни считают 16-17 лет, 35 % девушек - 18-19 лет (рис. 9.4).

Рис. 9.4. Идеальный для себя возраст начала половой жизни по мнению юношей и девушек
Характерным для нашего времени является раннее вступление девочек в половую жизнь. Сексуальная революция, охватившая в 70-х гг. XX столетия Запад, в большей степени отразилась на поведении девушек, чем юношей. В 1940-1960 гг. от одной трети до двух третей юношей теряли невинность в возрасте до 20 лет. В то же время 16-летние девушки, потерявшие девственность, составляли в 1940-х гг. всего 7 %. В 1971 г. таких девушек было уже 33 %, а в 1982 г. - 44 % (J. Broocs-Gunn, F. Furstenberg, 1989).
Такая же динамика наблюдается и в нашей стране. Если в 1970-х гг., по данным С. И. Голода, до 18 лет в половую жизнь вступали 49,5 % лиц мужского пола и 24,6 % - лиц женского пола, а до 16 лет - соответственно 11,7 % и 3,7 %, то в 1980-х гг. до 18 лет в первую половую связь вступали уже 81 % лиц мужского пола и 43 % лиц женского пола, а до 16 лет - соответственно 50 % и 10 %; в конце 1990-х гг. процент таких лиц увеличился еще больше. Так, гинекологическое обследование, проведенное в 1998-1999 гг. в ряде средних школ Тамбова выявило, что 97 % девочек ведут половую жизнь с 16 лет, а в крупных городах этот возраст еще меньше - 13 лет (рис. 9.5). Наблюдается явное расхождение между физиологическим, социальным и психологическим развитием девочек.

Рис. 9.5. Возраст вступления девочек в половую жизнь (данные по С.-Петербургу)
По некоторым данным, число сексуально активных девочек меньше, чем мальчиков (соответственно 27 % и 32 %), причем половина из них имели регулярные сексуальные контакты, а одна треть - спорадические. Более 50 % городских подростков мужского пола и 60 % сельских имеют по нескольку партнеров. Это подтверждает заключение X. Ремшмидта (1994) о том, что в основной своей массе юноши стремятся к более частым половым сношениям, чем девушки.
Мотивы вступления в половую жизнь. По данным, приводимым И. С. Коном (1989), чем раньше подростки вступают в половую жизнь, тем чаще ее мотивом они называют любопытство. Так, лица мужского пола, имевшие сексуальный контакт в 15-17 лет, называли его причиной любопытство в 45-51 % случаев, студенты же называли эту причину только в 4,9 % случаев. У лиц женского пола наблюдается та же тенденция, притом что любопытство называется гораздо реже, чем лицами мужского пола (13 % - школьницами и 5,6 % - студентками). Чем старше вступающие в половую жизнь, тем чаще ее мотивом называется любовь, особенно лицами женского пола. Такие мотивы, как приятное времяпрепровождение, стремление к получению удовольствия, в 2 раза чаще называют студенты мужского пола, чем женского.
В настоящее время для большинства девочек-подростков (больше 90 %) секс является самым простым способом повышения самооценки. Поэтому девушки с низкой самооценкой, менее привлекательные, более склонны к раннему началу половой жизни, чем физически привлекательные, красивые девушки. Выбор сексуального партнера у девушек, как правило, случаен, а потеря девственности никак не соотносится с любовью. Побуждает к половому акту часто не сексуальное влечение, а случай, любопытство (18 %, по данным Ю. А. Гуркина, 1998), нежелание отставать от своих подруг (8 %). Играет роль также отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье (80 %), неумение сказать «нет» партнеру и боязнь потерять любимого человека (более 20 %). Удовольствие от полового акта получают далеко не все и не всегда (оргазм испытывают около 3 %). Родителей, по словам девочек, волнует только возможное наступление беременности, но не раннее вступление их дочерей в половую жизнь.
Имеются существенные различия в мотивах вступления в половую жизнь юношей и девушек, что показано в работе Н. П. Ивченковой с соавторами (2001) (табл. 9.1)
Таблица 9.1. Мотивы вступления в сексуальные отношения до брака юношей и девушек Мотив Юноши о себе Девушки о себе Юноши о девушках Девушки о юношах Сильное сексуальное влечение 99 23 22 50 Любовь 41 61 31 22 Приобретение опыта 35 18 13 31 Развлечение 29 7 8 24 Любопытство 18 26 15 34 Стремление удержать партнера 4 25 9 1 Самоутверждение 22 - - 13 Желание иметь ребенка 10 15 12 4 Желание создать семью - 14 13 - Желание «быть как все» 8 12 8 18 Принуждение 2 1 8 1 Желание заработать 4 7 8 1
Как следует из приведенных в таблице данных, у юношей основным мотивом является сильное сексуальное влечение. Затем в значительно меньшем числе случаев упоминаются приобретение опыта, развлечение, самоутверждение. У девушек основным мотивом является любовь. Например, при опросе американцев любовь к партнеру в качестве причины для первого сношения указали 48 % женщин и только 25 % мужчин (Laumann et al., 1994). Реже называются стремление удержать партнера, сильное половое влечение и любопытство. Девушки преувеличивают у юношей значимость мотива «любопытство» и недооценивают мотив «сильное сексуальное влечение», так как сами того не переживают. Как юноши, так и девушки недооценивают друг у друга значимость мотива «любовь».
Нередко вступление в половые контакты девушек обусловлено их желанием «насолить» родителям, с которыми у девушек враждебные отношения; они знают, что родители не одобряют такого поведения и, следовательно, будут расстроены.
В. М. Бызова (1985) считает, что вступление девушек в раннюю половую жизнь определяется не только внешними, социальными факторами, но и внутренними, личностными. Так, она выявила, что среди девушек с сексуальным опытом преобладали лица эпилептоидного склада (48 %), а среди неопытных чаще всего встречались представители неустойчивой, эмоционально-лабиотной, сензитивной и астеноневротической акцентуаций (52 %). Среди юношей с сексуальным опытом чаще встречались лица с эпилептоидным и истероидным складом личности, а также лица с гипертимным и гипертимно-неустойчивым вариантом, которых отличает высокий жизненный тонус, активность, энергичность, выраженное половое влечение. Среди неопытных юношей чаще всего были представлены те же типы, что и у неопытных девушек.
Ранние беременности. По данным С. Джейнус и К. Джейнус (S. Janus, C. Janus, 1993), к началу 1980-х гг. ежегодно рожали около миллиона женщин моложе 18 лет. Из этих молодых матерей 70 % были незамужними. Ежегодно беременеют 10 000 девочек в возрасте 12 лет или даже моложе.
Анонимное анкетирование школьниц С.-Петербурга (данные городского центра репродуктивного здоровья «Ювента») показало, что среди девушек, живущих половой жизнью, только 54,9 % всегда предохраняются от беременности, 28,4 % предохраняются от случая к случаю, а 16,7 % вообще не предохраняются. Причем из регулярно предохраняющихся только 14 % используют современные надежные методы контрацепции. Следует отметить, что вообще среди мужчин чаще бытует мнение, что предупреждение беременности - не их забота. Поэтому они не всегда считают нужным пользоваться презервативом (Pleck et al., 1993).
Неудивительно, что в последние годы значительно увеличилось число ранних беременностей и отказов от родившихся детей (Ю. А. Гуркин, 1998; М. Б. Хамошина, 1997). По данным Международной федерации планирования семьи, ежегодно в мире рожают 15 миллионов подростков женского пола, а более 5 миллионов делают аборты. В России удельный вес юных первородящих увеличился за последние 30 лет в 2 раза, а нежелательную беременность ежегодно прерывают почти 40 тысяч девочек-подростков моложе 17 лет. По данным Н. Г. Богдашкина и С. В. Андреева (1995), число несовершеннолетних беременных достигает 15-18 % от общего числа беременных.
Естественно, не окрепший еще женский организм подвергается при беременности и родах серьезной опасности, а делаемые аборты (в 75 % беременностей) могут лишить девочек в будущем способности к деторождению. Ранние половые связи обычно происходят на фоне употребления спиртных напитков и порой со случайными людьми. Зачатие в этой ситуации может привести к рождению ребенка с различными патологическими деформациями.
В отношении физиологической готовности к зачатию имеются существенные половые различия. Если мужчина готов к оплодотворению в любой день, то женщина оказывается готовой к этому лишь в определенные дни месячного цикла, когда наступает овуляция, т. е. разрыв фолликула и выход яйцеклетки в брюшную полость. Оплодотворение яйцеклетки наиболее вероятно с 11-го по 17-й день до начала будущей менструации, т. е. менее недели (с учетом 48-часовой жизнеспособности сперматозоидов).

«Институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей (НЦЗД) провел анкетирование 650 подмосковных старшеклассниц и учениц ПТУ в возрасте 17 лет. Среди опрошенных не нашлось ни одной девственницы.

К настоящему времени более 40% школьниц в возрасте 15 лет уже лишились девственности. При этом каждая пятая из них (8% от общего числа) лишилась невинности еще до 13 лет. При сравнении с аналогичным анкетированием школьниц со всей России, прошедшего в 1995 году, показатель вырос на треть.

В 1975 году доля девушек, чей дебют в половой жизни состоялся в 15 лет и ранее, официально составлял 3,7%. Далее, к 1980 году, число девственниц уменьшилось до 90%, к 1990-му был зафиксирован скачок «дебютанток» до 33% (то есть доля девственниц снизилась до 67%).
По данным ВЦИОМа, средний возраст начала половой жизни в России (на 2006 год) составляет 16 лет (в 1993-м - 19,5 года). При этом среднемировой показатель равен 17 годам.

Ранняя сексуальная активность привела к росту показателей по гинекологической заболеваемости. С 2000 года доля 15-летних школьниц с менструальными расстройствами выросла почти в два раза, достигнув отметки в 40% от общего числа обследованных девушек. 14 лет назад исследование НЦЗД в восьми десятках субъектов страны выявило 24% нездоровых 15-летних девушек (среди достигших совершеннолетия - более 50%). У живущих половой жизнью подростков частота гинекологических патологий в разы выше, чем у их сверстниц, не вступавших в половую связь, говорится в исследовании.
Среди гинекологических проблем выделен вульвовагинит - он составляет 50% случаев заболеваний. Согласно полученным данным, гинекологические болезни обнаруживаются уже у 5–6% школьниц начальных классов, а по достижении ими 17-летнего возраста процент больных подростков может достигать 35%.

Аналогичная ситуация складывается и с молодыми людьми. Согласно последним исследованиям, более 40% мальчиков страдают от заболеваний, которые в дальнейшем могут ограничить их репродуктивные способности. В результате 10-летнего наблюдения 426 школьников с 1 по 10 класс за 2013 год, распространенность хронических заболеваний среди мальчиков возросла на 42,3%, среди девушек - на 28,2%.

Статистика НЦЗД за прошедшие 50 лет говорит о том, что репродуктивное и общее здоровье школьников с каждым годом ухудшается. Наиболее высокие уровни нарушений и расстройств приходятся именно на 8–9 классы (13–15 лет). Доля абсолютно здоровых девушек продолжает снижаться - сейчас это лишь несколько процентов (1980 год - 28%).
Другими факторами, влияющими на репродуктивное здоровье детей, являются чрезмерные учебные нагрузки в школе, низкая физическая активность дома и плохое питание. Кроме того, ощутимо сказывается и их приверженность к курению и алкоголю.
По проведенному исследованию НЦЗД среди учащихся 8-11 классов Москвы, доля курящих учеников равна 11,3%, еженедельных потребителей алкоголя почти в четыре раза больше - 43,3% (несколько раз в неделю - 5,9%).

При этом общая заболеваемость подростков (от 13 до 18 лет) с 2000 по 2013 год выросла на 66% по всем показателям болезней».
Вот вам и плоды просвещения! Я неоднократно встречала посты девочек, которые писали что-то типа того, что «Мне уже 13, а у меня нет парня! Что делать?». И ей сочувствуют. Да мы в 13 лет были заняты только учебой и какими-то чисто детскими проблемами, и это было правильно.

Есть ли хоть какая-то польза от ранней половой жизни? Некоторые сексологи считают, что чем раньше женщина начинает заниматься сексом, тем менее вероятна у нее фригидность. Но такие выводы делали давно, и они могли получиться и от того, что раньше расстаются с девичеством более темпераментные девушки. Сейчас вопрос можно изучить без учета фактора темперамента и узнать, верна ли была гипотеза о положительной связи между ранним началом половой жизни и богатством сексуальных ощущений. Я, например, не думаю, что такая связь имеется.

Но зато явно имеется связь между болезнями, получаемыми половым путем, нежелательной беременностью, и соответственно, абортами, и сексом до 16 лет, что впоследствии приводит к бесплодию, невынашиванию, преждевременным родам. Рождаются недоношенные, слабые дети с пониженным иммунитетом.

Больные матери рожают больных девочек, и это замкнутый круг.

Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] Щербатых Юрий Викторович

Вступление в половую жизнь

Вступление в половую жизнь

Первый раз у нас ничего не получилось, хотя я и потеряла невинность.

Надя, Московская обл. (Из письма в «Спид-инфо»)

В разных культурах отношение к девственности весьма сильно отличается. По наблюдениям этнографов, простые и примитивные общества не придают ей особого значения, но тем не менее существуют отсталые племена, в которых вступление девушек в половую жизнь является весьма важным событием, обставленным множеством сложных обрядов и ритуалов. Например, в Полинезии, несмотря на весьма свободные сексуальные нравы, девственность дочерей, особенно дочерей вождей, тщательно охраняют. Дефлорация девушки рассматривается молодыми мужчинами как подвиг, «сексуальная кража», которая повышает не только сексуальную репутацию юноши, но и его социальный статус. Девственность - «дар», присвоение которого, даже путем обмана или насилия, дает мужчине определенные привилегии, позволяет жениться на представительнице более знатного рода и тем самым повысить собственный статус. Сходные представления о «бесчестье», которое можно смыть кровью или «прикрыть» браком, существовали и у многих христианских и мусульманских народов. Возможно, что корни этих представлений уходят далеко в прошлое и закреплены на уровне инстинктивных реакций. Половой акт с девственницей означает, что мужчина получает своеобразную гарантию того, что родившийся ребенок будет именно его, а значит, он передаст свои гены следующим поколениям. В рамках концепции автора книги «Эгоистичный ген» Ричарда Докинза можно предположить, что особое отношение к девственности записано в генотипе, однако значительные культурологические расхождения по этому вопросу не позволяют пока окончательно склониться к такой точке зрения.

Из всех мировых религий только христианство придало девственности особую мистическую силу, хотя еще у древних римлян существовали весталки - жрицы особого культа, которым запрещалось вступать в половые связи с мужчинами. Тем не менее культ Девы Марии, особенно сильно развитый у католиков, не имеет себе аналогов в других религиях. Можно вспомнить, что девственницы, особенно по монашескому обету, считались в Средние века христовыми невестами. Как отмечал И. С. Кон, «в образе богоматери Мать и Дева сливаются воедино, разобщая тем самым символ материнства и символ сексуальности».

При рождении вход во влагалище у девочек закрыт особой пленкой - девственной плевой, которая может иметь различное строение (различают кольцевую, решетчатую, перегородчатую и заращенную плеву). До недавнего времени считалось, что возможно рождение девочки без нее, но последние исследования американских педиатров не подтвердили этого предположения.

Во время дефлорации (прорыва девственной плевы во время первого полового акта) женщина может испытывать определенный дискомфорт - от незначительных неприятных ощущений до сильной боли. Врачи рекомендуют девушкам, боящимся боли, производить расширение отверстия самостоятельно пальцем или у гинеколога хирургическими расширителями. Однако большинство специалистов склоняются к тому, что при наличии определенного такта и внимательности у мужчины боли при дефлорации вполне можно избежать - для этого необходимо мягко и осторожно вводить пенис во влагалище, используя при этом адекватную смазку.

Данные американских врачей показывают, что сильную боль при первом сношении испытали 32,3 % студенток, умеренную - 40 %, никакой боли не ощутили 27,7 %. У одних (39,2 %) боль длилась несколько минут, у других (13,1 %) - меньше часа, и только у 10 % студенток слабая боль продолжалась несколько дней.

У многих народов дефлорация считалась тягостной и болезненной процедурой - как для женщин, так и для мужчин. В некоторых примитивных племенах она считалась даже более опасной для мужчины, так как вместе с кровью в него может проникнуть злой дух. В некоторых обществах ее заменяют специальной хирургической операцией. У многих народов - тибетцев, японцев, уйгуров, жителей Кампучии, Филиппин и др. - существовал обычай ритуальной дефлорации девушек жрецами. Это должно было совершаться обязательно в определенном возрасте и предшествовать вступлению девушки в брак, иначе она и ее родители считались опозоренными. У других народов, прежде чем муж осуществит свои супружеские права, это публично делают все остальные мужчины деревни. Например, у насамонийцев, живших в античные времена в Северной Африке, в первую брачную ночь все гости по очереди совокуплялись с невестой, и каждый гость дарил ей подарок. У древних жителей Балеарских островов с невестой сначала ложился самый старший и почетный из гостей, затем следовали другие, в зависимости от их ранга и возраста. Жених был последний, кто удостаивался этой чести. И. С. Кон отмечает, что хотя такой обычай некоторые этнографы считают своеобразной формой выкупа, который жених платит своим товарищам по мужскому союзу, его можно рассматривать и как частный случай целого класса древних обрядов, связанных с освоением чего-то нового: желая избежать связанной с новым опасности, люди пропускают вперед кого-то, кто считается менее ценным (например, в новый дом сначала пускают кошку) или кто имеет больше возможностей избежать влияния злых духов (например колдун). В племенах Центральной Австралии, Америки, на Маркизских островах и в Новой Гвинее перед свадьбой пожилая женщина лишает невесту невинности костяным ножом или пальцем. Затем все мужчины из брачного класса, к которому принадлежит жених, по очереди совокупляются с невестой, и только после этого она передается будущему супругу. В некоторых случаях эту почетную ответственность берет на себя мужчина из чужой деревни или рода. У народа тода, живущего в Индии, на свадьбу для этой цели специально приглашается мужчина со стороны, желательно сильный и крепкий. У других народов дефлорация считалась почетным трофеем, поэтому в Западной Европе «право первой ночи» было не только социальной, но и сексуальной привилегией сеньора.

Еще до недавнего времени девушка, вступающая в брак без девственной плевы, считалась «неполноценной» или опозоренной, поэтому существовали различные способы имитации девственности, включающие в себя ушивание входного отверстия во влагалище, разливание красной краски или птичьей крови, демонстрацию якобы испытываемой боли и т. д. В США в период между 1920 и 1950 годами некоторые гинекологи выполняли специальную хирургическую операцию для женщин, которые собирались выходить замуж, но не хотели, чтобы их мужья знали об их предыдущей сексуальной жизни. Операция, называемая «узелок любовника», заключалась в наложении на малые половые губы одного-двух швов таким образом, чтобы между ними возникала тонкая смычка. При половом акте во время первой брачной ночи смычка разрывалась, вызывая некоторую боль и кровотечение.

Несколько лет назад во Вьетнаме разгорелся большой скандал. Содержательница борделей Нгуен Тхи Тот поставляла девственниц богатым клиентам, особенно китайским бизнесменам. Дело в том, что в Китае существует поверье, что лишение девушки невинности - путь к бессмертию, а на худой конец, дефлорация способна обеспечить успех в бизнесе. Нгуен Тхи Тот поставила «производство» девственниц на поток. Одну девушку она умудрилась продать в качестве девственницы аж 23 раза! Перед половым актом им впрыскивали во влагалище голубиную кровь, а врач штопал девушкам девственную плеву. Когда махинации «мамаши» Нгуен вскрылись, был большой скандал.

В настоящее время первый половой опыт достаточно далеко не всегда совпадает с первой брачной ночью. В одном социологическом исследовании молодым людям предлагалось ответить на следующий вопрос: «Как вы думаете, с какой целью юноши и девушки вступают сегодня в интимные отношения?». Из 9 предложенных ответов нужно было выбрать только один. Основные мотивы (в процентах к общему числу опрошенных) распределились так: взаимная любовь - 36,6, приятное времяпрепровождение - 15,4, желание эмоционального взаимодействия - 9,8, предполагается вступление в брак - 7,0, любопытство - 5,5. Как видно из этого опыта, менее 10 % молодых людей связывают интимные отношения с браком.

Тем не менее, несмотря на определенную свободу нравов, первый половой акт (по-научному его называют сексуальной инициацией) вызывает значительные психологические проблемы как у юноши, так и у девушки, являясь для них серьезным жизненным экзаменом. И. С. Кон пишет по этому поводу: «Неопытный юноша иногда боится неудачи (отсутствия эрекции или преждевременной эякуляции), девушка не уверена в своей сексуальной привлекательности, обоих могут шокировать непривычные телесные запахи, семенная жидкость и увлажнение влагалища иногда воспринимаются как «грязь» и т. п. Обилие незнакомых ощущений и сама ситуация «проверки», «испытания» заставляют молодых людей прислушиваться больше к своим собственным переживаниям, чем к чувствам партнера, что отнюдь не способствует самозабвению.

Согласно традиционным нормам, ведущая роль в сексуальной инициации принадлежит мужчине, который «учит» женщину сексу, заставляя женское тело «звучать». В прошлом веке, когда мужчины, во всяком случае из господствующих классов, приобретали первый сексуальный опыт в публичных домах или со старшими женщинами, а затем передавали его своим молодым и несведущим женам, большей частью так оно и было. Сегодня сексуальная инициация чаще происходит среди сверстников, которые одинаково неопытны. В дальнейшем юноши стараются преувеличивать, а девушки - скрывать свою искушенность».

У многих молодых людей возникает неразрешимая, по их мнению, дилемма: они хотели бы покончить со своей девственностью, но колеблются в выборе подходящего объекта. Заниматься любовью первый раз в жизни с такой же неопытной, как и он сам, девушкой невозможно, так как никто из двоих не будет знать, что же делать, а заняться сексом с более искушенной партнершей - страшно, так как при этом будет стыдно своей неопытности и неумелости. Один американский студент писал в анкете: «Заниматься любовью с кем-то более опытным, чем я, для меня - ужас… Я хочу жениться на девственнице не потому, что она чиста, а потому, что она имеет меньше опыта». Сексологи отмечают, что особенно сложное положение у девственников (их в обследованной группе американских студентов оказалось почти четверть). Почти все они чувствовали себя весьма неуютно, а их образ собственного «Я» был значительно менее благоприятен, чем у сексуально искушенных мужчин. Они были гораздо более тревожны, склонны к самокритике, менее уверены в себе, считали себя слабыми и неудачливыми.

В конце раздела, посвященного девственности, хочу привести письмо, посланное в газету «Спид-инфо», которое оставлю без обстоятельных комментариев. Просто отмечу, что есть еще волевые люди на Руси! Но кому от этого стало лучше?

«Я встретился с очень хорошей девушкой. Тургеневский тип. Она была еще девственницей. Очень скоро я осознал, что жениться не хочу (рано еще), но одновременно она мне дорога. Тактично поговорил с ней, сказав, что надо расстаться и не углублять отношения. Ночью (в два часа) товарищ по комнате в общежитии, вернувшись от подруги, сказал мне, что Люда стоит под моим окном. Я не поверил своим глазам: сентябрь, заморозки ночью, а она действительно стоит под окном. Я выскочил на улицу и завел ее к себе. Она дрожала, плакала и говорила: «Я не могу без тебя жить». Мы разделись и легли в постель. Она очень хотела меня, да и я не железный… но чувство ответственности перед ней пересилило желание. Кошмарная ночь: тебя хотят, и ты хочешь, но не делаешь… Потом она уехала к себе в город. К чему я все это? Девственность - это стопроцентно необходимая ступенька к благополучному браку.

Геннадий, Москва»

Из книги Язык жестов в любви автора Пиз Алан

Вступление Всем знакомы люди, которые в любой компании моментально вычисляют одиноких людей и завязывают с ними оживленный разговор. Представители противоположного пола редко отказывают столь приятным собеседникам, они же, в свою очередь, никогда не смущают себя или

Из книги Стратегии гениев. Альберт Эйнштейн автора Дилтс Роберт

ВСТУПЛЕНИЕ В предисловии к первому тому серии “Стратегии гениев” я назвал эту работу воплощением видения, посетившего меня почти двадцать лет назад. На одном из занятий курса “Реальность человеческого общения” в Калифорнийском Университете в Санта Крус я беседовал с

Из книги Социальная психология. Интенсивный курс. автора Майерс Дэвид Дж

Из книги Укроти дурной нрав! Самопомощь для взрывных автора Власова Нелли Макаровна

Жизнь как на вулкане – тоже жизнь Если довелось жить «как на вулкане», то нормальные люди не страдают от избытка радости. Но можно рассуждать иначе.Чем пребывание у вулкана отличается от езды на автотрассе, падения потолка, самолета, порвавшихся колготок? Мир

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Пикап и жизнь: вступление ко всей книге Я очень надеюсь, что ты открыл это электронное издание книги совершенно не просто так - я думаю, что ты уже несколько лет в теме. И, по крайней мене, у тебя есть в активе ровно, как и необходимые, по жизни в пути развития обломы, так и

Из книги Секреты скрытого управления мужчинами автора Криксунова Инна Абрамовна

Вступление Дорогие читательницы!Мы с вами будем говорить о мужчинах, о том, как их соблазнять и обольщать. Честно говоря, я думаю, вы и так умеете это делать. Но чаще всего мы, женщины, делаем это спонтанно, не задумываясь о всяких там теориях.Однако мало просто соблазнить

Из книги Маски судьбы. Роли и стереотипы, которые мешают нам жить автора Смола Василий Петрович

Вступление Скажу честно, я никогда не был на Большом Бразильском Карнавале, разве что видел по телевизору. Но меня давно волновала и привлекала дилемма «маска – лицо».Маска – такое же древнее культурное достижение человечества, как наскальные рисунки и добывание огня.

Из книги Искусство быть лидером автора Власова Нелли Макаровна

Жизнь как на вулкане - тоже жизнь, считает лидер Экстремальность и есть настоящий тренажер настоящей жизни. Беспокоясь, мы теряем способность радоваться жизни. Смелость - это способность действовать, несмотря на страх.Лидер считает, что жизнь слишком коротка,

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Жизнь каждого человека – это его собственная жизнь Мы обязаны отвечать за свою жизнь. Мы не можем позволить себе пренебрегать своими интересами. Когда-то давным-давно я выписала жесткую фразу психолога Фрица Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы оправдать твои

Из книги Эссенциализм. Путь к простоте автора МакКеон Грег

Жизнь эссенциалиста – жизнь, которая действительно имеет значение Жизнь эссенциалиста полна смысла. Это жизнь, которая действительно имеет значение.Когда мне нужно напомнить себе об этом, я размышляю об одной притче. В ней убитый горем человек, у которого умерла

Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан

16 Тот, кто верит, что жизнь его и жизнь подобных ему лишена смысла, не только несчастен, но и почти не способен жить Виктор Франкл, создатель логотерапии, сказал, что «жизнь каждого человека является последовательностью уникальных возможностей для познания

Из книги Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха автора Нарбут Алекс

Вступление Наука счастья – для всех, кто любит жизнь и хочет, чтобы эта любовь была взаимной В чем настоящий секрет счастья? Не в том, сколько у вас денег, не в том, престижная ли у вас должность, и не в том, известны ли вы миллионам.Секрет счастья в том, чтобы проживать каждый

Из книги Психология любви и секса [Популярная энциклопедия] автора Щербатых Юрий Викторович

Вступление в половую жизнь Первый раз у нас ничего не получилось, хотя я и потеряла невинность. Надя, Московская обл. (Из письма в «Спид-инфо») В разных культурах отношение к девственности весьма сильно отличается. По наблюдениям этнографов, простые и примитивные общества

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

Как правило, мужчины начинают проявлять сексуальную активность в более молодом возрасте и имеют более богатый сексуальный опыт, чем женщины (M. Leary, W. Snell, 1988). По данным Н. П. Ивченковой с соавторами (2001), большинство юношей (42 %) идеальным возрастом для начала половой жизни считают 16-17 лет, 35 % девушек - 18-19 лет (рис. 9.4).

девушек
Характерным для нашего времени является раннее вступление девочек в половую жизнь. Сексуальная революция, охватившая в 70-х гг. XX столетия Запад, в большей степени отразилась на поведении девушек, чем юношей. В 1940-1960 гг. от одной трети до двух третей юношей теряли невинность в возрасте до 20 лет. В то же время 16-летние девушки, потерявшие девственность, составляли в 1940-х гг. всего 7 %. В 1971 г. таких девушек было уже 33 %, а в 1982 г. - 44 % (J. Broocs-Gunn, F. Furstenberg, 1989).
Такая же динамика наблюдается и в нашей стране. Если в 1970-х гг., по данным С. И. Голода, до 18 лет в половую жизнь вступали 49,5 % лиц мужского пола и 24,6 % - лиц женского пола, а до 16 лет - соответственно 11,7 % и 3,7 %, то в 1980-х гг. до 18 лет в первую половую связь вступали уже 81 % лиц мужского пола и 43 % лиц женского пола, а до 16 лет - соответственно 50 % и 10 %; в конце 1990-х гг. процент таких лиц увеличился еще больше. Так, гинекологическое обследование, проведенное в 1998-1999 гг. в ряде средних школ Тамбова выявило, что 97 % девочек ведут половую жизнь с 16 лет, а в крупных городах этот возраст еще меньше - 13 лет (рис. 9.5). Наблюдается явное расхождение между физиологическим, социальным и психологическим развитием девочек.

По некоторым данным, число сексуально активных девочек меньше, чем мальчиков (соответственно 27 % и 32 %), причем половина из них имели регулярные сексуальные контакты, а одна треть - спорадические. Более 50 % городских подростков мужского пола и 60 % сельских имеют по нескольку партнеров. Это подтверждает заключение X. Ремшмидта (1994) о том, что в основной своей массе юноши стремятся к более частым половым сношениям, чем девушки.