Меню
Бесплатно
Главная  /  Зачатие  /  Белая береза под моим окном. Конспект НОД в подготовительной группе "Береза моя, березонька!" Рассказы о березе русских писателей

Белая береза под моим окном. Конспект НОД в подготовительной группе "Береза моя, березонька!" Рассказы о березе русских писателей

Стихи и проза о березе

Почему о берёзе? Скажем словами Людмилы Ивановны Горюшкиной автора рассказа «БЕРЁЗКА»: «потому, что для русского человека нет дерева милее и роднее. Это символ России. Множество поэтов посвятили свои стихи, а народ песни. И, наверное, не только потому, что она растёт в нашей стране повсюду от Заполярья до южных границ. Возможно, потому, что именно Береза вызывает у нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе.

2.

Л.И.Горшкина, г.Снежинск

Б ерёзка

Стояла в поле одинокая березка. Она была совсем юная и ничего не знала. Березка не знала, откуда она и что делается, там за горизонтом. Она видела лишь голубое небо, солнце, да зеленую траву, что росла рядом. Травинки все время перешептывались, а так как березка была намного выше их, то конечно и не слышала, о чем они шептались.

Весной у Березки вырастали зеленые листочки, а осенью они желтели и ветер их уносил куда-то. И Березка сразу понимала, что скоро наступит зима. Она знала это от птиц. Птицы часто прилетали, вернее они не к Березке прилетали. Они летели мимо и останавливались передохнуть. И Березка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости. Так она узнала, что где-то растет дуб, большой, могучий. Он раскинул свои ветви так широко, что закрывает от ветра все молодые деревья. Еще она узнала, что где-то растет красавица рябина. Об этом ей рассказали дрозды. Они летают к рябине каждую осень, и лакомятся ягодками. Ягодки такие вкусные, что дрозды еще не пропустили ни одной осени.

Березка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей было грустно и одиноко, и она заболела бы. Но однажды прилетел дятел. Наверное, он летел издалека. Потому что долго отдыхал. А потом постучал Березку клювом по стволу и сказал:

Здорова!

Но почему мне тогда так плохо? – спросила Березка.

От тоски и одиночества – ответил дятел. – Ты в поле одна. У тебя нет друзей, и ты не смеёшься. А от этого и заболеть не долго.

Но что же мне делать?

Ладно, я помогу тебе. Жди. – Сказал дятел и улетел.

И Березка ждала. День и ночь ждала. Она ждала и ждала, а дятла все не было. Она всматривалась в даль, не летит ли дятел? А пролетающим мимо птицам задавала только один вопрос.

Вы не встречали дятла? – А птицы ей отвечали:

Он в лесу. У него много работы.

Березка тоже хотела в лес. Она устала быть одна, и ей хотелось иметь друзей. Она отчаялась. Вот и листочки начали желтеть. Наступила осень. Березка ждала, а дятел не летел.

И вот однажды утром, когда у Березки медленно начали опадать листочки, прилетел Дятел. В клюве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал лапками шишку и начал долбить по ней своим клювом. Из шишки начали вылетать малюсенькие семена, и у каждого из них почти прозрачное крылышко. Эти крылышки с семечком кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок, он тоже хотел принять участие. А Березка старательно сбрасывала с себя листочки.

Дятел долбил, семена летели, ветер разносил их в разные стороны, а Березка стряхивала с себя листочки и стряхивала. Она старалась укрыть беззащитные семена, и согреть их своим теплом.

Теперь она поняла, почему долго не было дятла. Он ждал когда шишка созреет.

Спасибо, тебе, Дятел. – Сказала Березка.

Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил:

Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.

У меня будет лес? Да, конечно же, лес. Ведь не зря Дятел так старался. – Думала Березка. – Лес! Лес! – повторяла она.

Березка была счастлива. Теперь ей хотелось, чтобы поскорей пришла зима, и укрыла снегом все вокруг. А после зимы обязательно будет весна.

Березка уже хотела заснуть, но тут прилетели дрозды. Они такие шумные. Все спорили, кто больше склевал рябиновых ягод. И кому из них, достались самые вкусные.

Тут Березка заметила, что у одного из дроздов к перьям прилипла красная ягодка. Березка тряхнула веткой, на которой сидел дрозд. Он подпрыгнул, ягодка упала вниз. И никто из птиц этого не заметил. Они все спорили и горячились. Потом неожиданно вспорхнули и улетели.

А Березка, заботливо стряхнула с себя последние листочки, туда, куда упала ягодка, и уснула.

Теперь она знала, что когда проснется, то будет не одна. Рядом будут расти молодые сосны и красавица рябинка. Еще она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит Дятел. И еще много, много других птиц.

Лес! Лес! Лес! – повторяла во сне Березка.

© Л.И.Горюшкина 2010г.

В.А. Злоказова , пос. Аракуль Каслинского района

Росла Березка у дороги на Силач…

Поселок Силач, что в Каслинском районе, кладезь моих воспоминаний.

Вот и сейчас, проходя по краю села от Заречной улицы на Клубную, не встретила сломанного ствола растущей когда-то здесь Березки.

Запомнилась Березка судьбой своей печальной. И в память о белоствольной, сплела я ей легенду.

Вначале тридцатых первые поселяне улицы Клубной рубили вековые сосны и березы, надо было строить молодым жилье. Силач ушел от леса…, а лес стремился к Силачу… Только что проросшие березки отодвинулись к опушке, под сень оставшегося леса.

Каким-то чудом, на открытом ветру месте у дороги осталась кучка жизнь любящих березок. На деревца-то не были похожи, просто веточки корявые торчали из земли.

Их общипывали козы, овцы, ломал наземный транспорт. Все они погибли, за исключением одной. Позже транспорт отошел поодаль, Березке стало легче, но крив был ствол ее, а веточки и листья неказисты.

Весной, проснувшись, стыль зимнюю стряхнув, из всех сил тянулась Березка к Солнцу, тепло было под его лучами. А вот еще друзья ее. Обильные дожди поили удивительною влагой. Трудяги - муравьи, что поселились у подножья, лечили, поедая все, что не могла убрать с себя своей рукой.

Каждый год росли ее побеги, листья, корни…

И надо ж был тому случиться в это лето – приметил одинокую Березку могучий Гром. Облетая небосвод, раскаты он бросал пучками, но жалел Березку… Пролетал над ней он тихо, нежно повторял свои рулады: «Ур, Урр, Уррр…», клокотал гортанно-ласково, посылая ей приветы.

Сладостно и страшно было молодой Березке от вниманья Грома. Знала, что не расстанется со спутницей своею – Молнией, он ж - всегда при ней. Завидя из-за гор большую тучу, трепетно и робко шелестя листвой, Березка ожидала трелей … своего поклонника.

В семнадцату весну, когда чуть-чуть затинькала капель, сбросив дрему, принялась Березка за работу. День и ночь поила сладким соком почки, выравнивала ветви к грозовому первому дождю, пышно выбросила клейкие листочки. Пирамидкою оформясь, небрежно черны ленты набросав на стройный стан, предстала пред друзьями: Ветром, Солнцем, Громом, Муравьями…

Вихрем Березке в сердце влетел весенний Гром. Резвяся в облачной сини, на тысячи ладов слал он ей любовны трели. Прелестно было воркованье друга, но так не долго это было!..

В июльский день с утра нещадно палило Солнце, казалось, воздух уж горел – настолько жарко было. К полудню небо затянуло мрачным покрывалом, приближалась зловещая Гроза, гул Грома нарастал, Молния блистала вдалеке, ее узор на змей похож был. Вихрь налетел, все сомкнулось воедино, разверзлась, твердь небесна вкривь и вкось. Гром сливался с Ветром, Молнией, Дождем. Казалось, спорят и ругаются они. Березке показалось: не хочет Молния расстаться с Громом.

Сговорились небесны силы: Дождь хлестал Березку, Ветер с корнем вырывал.

Простирая кверху ветви - руки, пощады просила одинокая Березка. Гром услышал, спешил помочь, но проворней Молния его …

Разъяренная соперница, задумав кроваву месть, ударила Березку огненно-лиловым шаром сверху вниз. Нет теперь Березки, лишь десятки тысяч щеп вокруг, да венчальны платия ее, на земле – безжизненны листочки; вздрогнув, поникли веточки…

Все в мгновенье стихло…. Испугалась Молния – что ж она наделала… Туча сползла на запад и оттуда неслись печальны стоны. Это Гром прощался со своей Березкой. Потом уж умыто засияло Солнце, радостно защебетали птицы. Все по- старому осталось в этом мире, одна зияла только рана - та, где росла Березка…

История эта не выдумана. Росла Березка в Силаче. Я добавила только про любовь и ревность. А кто знает – может, они и на самом деле присутствовали.

И еще. Гром был гораздо старше Березки, но это не помешало их любви!..

Апрель 2003 г.

© В.А. Злоказова 2010 г.

В.А. Трусов, г. Первоуральск Свердловской области

Секреты горы Трех Братьев

(В достатке, но без счастья)

Медведь. Еще задолго до прихода русских переселенцев на Урал, не менее чем 10.000 лет назад, на берегах реки Чусовой (приток реки ……………….) жили племена вогулов.

Они свято верили во всемогущество жившего тогда огромного дикого Медведя, которого вогулы считали своим предком и главным покровителем.

Перед уходом в мир иной Медведь собрал все свои силы и оставил в память о себе след одной лапы на камне в горах Трех Братьев. След этот сохранился до сих пор …

Уходя из жизни, Медведь завещал вогулам, что если они будут испытывать необходимость в его помощи, то нужно соблюсти три условия:

первое: разбудить Дух их предка на небесах,

второе: приложить руку к следу Медведя на камне,

третье: высказать свое желание.

Если все это будет сделано, то желание обязательно исполнится.

Идолы. Многие пытались обратиться к Духу Медведя на небесах. Но разбудить его долго не удавалось никому. Тогда вогулы решили поставить в разных трудно- доступных местах деревянных идолов. На пути к ним ставились самострелы, ловчие петли, выкапывались ямы-ловушки, чтобы иноверцы не смогли пробраться к священным божкам.

Эти божества стояли в шапках, наряжены были в дорогие меха, к их одежде прикреплялись медные бляшки в виде зверей и птиц.

Вогулы наделили идолов способностью петь песни, которые могли бы разбудить спящий Дух Медведя, что вело к сошествию его с небес на землю.

Чужаки прозвали идолов словом «шайтан», что означало «злой дух», «черт». Вогулы тоже со временем признали это слово, не вдаваясь в смысл его перевода с тюркского. Со временем на Урале появилось много рек, ручьев, гор и урочищ с названием «Шайтанка», «Шайтанское», что означало «святая», «святое».

Чаши. Первое время песни идолов далеко не всегда доходили до Духа Медведя, и он редко спускался с небес на землю. Вогулы решили, что они плохо просят идолов об этом. Их нужно чаще и лучше поощрять, приносить им жертвы. Тогда их, идолов, песни будут звучать громче и внятнее. Тогда Дух Медведя обязательно их услышит и поймет.

История умалчивает каким образом в этих местах появилась гора Три Брата. Эта вершина находится вблизи Исетского озера, в 3-х километрах ходьбы от Шайтанского завода. Эти каменные Братья состоят из больших сложенных друг на друга валунов высотой в 6, 10 и 15 метров. На вершине каждой глыбы расположены совершенно плоские чаши.

Сюда, в эти чаши, вогулы и приносили жертвы для идолов, чтоб те как можно громче и внятнее пели песни для пробуждения Духа Медведя, приглашая его спуститься с небес на землю.

Шайтанский завод . В 1732 году Василий Никитич Демидов на одной из «святых» речек Урала, правом притоке реки Чусовой пустил в действие Шайтанский металлургический завод (ныне г. Первоуральск Свердловской области). В свое время этот завод вместе с Каслинским и Кыштымскими заводами входил в состав Кыштымского горного округа.

Маша и Макар. В семье доменного рабочего этого завода выросла дочка неописуемой красоты. Волосы русые, глаза голубые, сама стройна, говорит тихо, складно и правильно, умна не по годам и по дому хозяйка. По воскресеньям после посещения церкви любила Маша прогуляться к околице, к березовой роще. Разговаривала Мария с березами, как с подругами, обнимала и целовала их.

Но была у красавицы одна причуда … Хотела девушка из простой рабочей семьи выйти замуж за сына владельца завода.

В этом же заводе, в другой семье поденного работника подрос парнишка. Макар незаметно из мальчишки превратился в стройного юношу. Был скор и трудолюбив, на все дела мастер.

Не раз он беседовал с Машей в березовой роще, подарил ей красную яшму с четко видимым узором в виде сердечка. Говорят, что цветной камень яшма приносит счастье. Много раз мечтал Макар, чтобы Маша обнимала и целовала его, как делала девушка с березами. Но всегда, как только Макар пытался приблизиться к ней, Маша отказывала ему в этом.

Не раз другие молодые люди засылали сватов к родителям Марии, но получали всегда отказ. Отец с матерью упрекали дочку: «Лучше бы ты обнималась и целовалась с парнями, а не с березами. Глядишь, и выбрала бы себе жениха».

Любовное желание. Однажды повстречал Макар бывалого охотника, сказал о своей печали. Добрый человек посоветовал ему сходить на Исетское озеро, у которого живет правнучка бывшего местного шамана. Может она чем-то поможет, что-то подскажет.

Отправился парень на Исетское озеро. Нашел вогульскую правнучку и поведал ей любовную грусть. Пожалела бабушка Макара и рассказала ему, что сделать, чтобы сбылась его мечта.

Юноша поймал рыбку, добыл зверька, подстрелил птичку и отправился на гору Три Брата. В чашу Меньшего Брата, повелителя воды, молодой человек положил рыбку. В чаше Среднего Брата, властелина земли, оставил зверька. А в чашу Старшего Брата, покровителю небес, преподнес птицу.

После этого послышался рев Духа священного зверя Медведя. Макар подошел к валуну, на котором был отпечаток ступни косолапого. Приложил руку к отпечатку и попросил исполнить свое любовное желание: «Хочу, чтобы Мария сама меня обняла и поцеловала».

Три раза сверкнула молния. Макар исчез. Но в березовой роще, что возле Шайтанского завода, появилась еще одна стройная Береза. Так священный Медведь повелел выполнить просьбу юноши. Мария, как обычно, после службы в церкви, пришла проведать деревца. Обняла и поцеловала Макарушку-Березку, поговорила с ним. Так сбылась мечта парня, полюбившего красавицу.

Судьба Марии. Ушел от нас Макар. Мария же осталась. По заводскому поселку пошли недобрые слухи. Ребята стали обходить Марию стороной. Девушка стала грустной, никто не видел ее улыбки, люди не улыбались ей.

Вышла Маша замуж за богатого купца-вдовца, который был гораздо старше ее. Часто муж находился в разъездах, подолгу пропадал на ярмарках. Детей они не нажили. Купец отписал наследство своим сыновьям от первой жены. Прошли годы. Мария схоронила мужа. Ушла от женщины молодость, увяла красота, выпали зубы. Так и прожила Мария жизнь в достатке, но без счастья.

Ранее, до Гражданской войны, люди приметили, что если жених с невестой после венчания взявшись за руки, обоймут и поцелуют Макарку-Березку, то семья была у них крепкой и счастливой.

Зеленеет и сейчас листвою та Береза …

© В.А. Трусов 2010 г.

Н.И. Птухина, г. Касли

Ода берёзе

Благодатная Берёза,

Ты символ Родины моей.

О тебе стихи и проза,

Ты свет и радость для очей.

Утешала вдов берёза,

Хранила тайны, чью-то боль,

Согревала всех в морозы,

Гнала из тела в бане хворь.

Разгоняла тьму – лучина,

Лечила язвы ран – кора,

Уходила прочь кручина;

Берёза – лекарь. Это да!

Исцеляют - сок и почки,

И лист, и дёготь бересты,

От любой болезни точно

Отыщешь в ней лекарство ты.

Береста пригодна в деле:

Плели корзины и ковры,

Туеса и туфли смело

(Кто в чём нуждался) - всё могли.

Из берёзы – поварёшки,

Телеги, сани, портсигар,

Топорища, оси, ложки.

Берёза – людям божий дар.

Благодатная Берёза –

России символ, красоты,

Неподвластная невзгодам,

Ты - кладезь сил и доброты!

08.03.2009 г.

© Н.И. Птухина 2010 г.

Л.М. Смирнова, г.Касли

Берёзка голову склоня…

В лесу на фоне снеговом,

Где холод, ветер и позёмка,

Темнеет в сумраке ночном

Вечнозелёная сосёнка.

Берёзка рядышком растёт,

Дугой изогнута в недуге.

Она, конечно, не умрёт

Под сенью дорогой подруги.

Берёзка голову склоняя,

Сверкает белизною платья.

Порывы ветра. И сосна

К ней тянет ветви для объятья.

Так крепко обнялись они,

Что о разлуке нет и речи.

Я верю: с ростом ввысь сосны

Берёзка вновь расправит «плечи».

А ветер дует на пролёт.

Холодный, злой он в эту пору…

Уверен, счастлив в жизни тот,

Кто в друге чувствует опору.

04.12.2003 г.

© Л.М. Смирнова

Л.А.Сурнина, г. Касли

Песнь берёзе

Этот сказ нашептали метели,

Прописали на окнах морозы,

Спели ветры под звоны капели,

Эхом вторили бури и грозы.

Этот сказ про святые дубравы,

Силу русскую, душу верную.

Эта песня не ради забавы.

Я Россия в твоё счастье верую!

Сердце сжало тоской непроглядною

То от зла, что ворвалось злой тучею.

Полонило Красу Ненаглядную

Схоронило за горною кручею.

Захотело угнать вдаль полынную.

Превратить в полонянку безвестную.

Как же ночь пережить эту длинную,

От позора спасти душу верную.

« - Ты уйди от меня сила злобная.

Я корнями срослась со землицею.

Пусть умру. Здесь моё место лобное,

Разольюсь родниковой водицею.

Не сменяю я вольную волюшку

На богатство твоих ярких клетей.

Мой шатёр, то цветочное полюшко,

А твой рай как калёные плети».

Злобно зло прошипело с обидою

«- превратись же ты в дерево слабое.

Пусть молвою ты будешь избитая,

Твою душу пусть жжет сердце жадное.

Не узнают тебя в том обличии,

Заморочу я души отравою.

Позабудет твой край о величии,

Лишь для грубости будешь забавою».

Я берёзонька белоствольная.

Моя нежность как песня хрустальная.

Русь – родимый край, радость – боль моя

И душа моя стонет печальная.

Пролетает безвременье птицею,

Но не будет проклятье пророческим.

Стала ты для народа «звонницею»,

За любовь и награда и почести.

Заполнялись весенние хлябости,

Расцветали зорянки с зарницами,

Ветер вихрем кружится от радости

Ты осталась Красой – Заряницею.

Ты, Берёзка, душа наша русская.

Ты душа наша стойкая, нежная,

Терпеливая, верная, мудрая,

Словно ясное небо – безбрежная!

© Л.А. Сурнина 2010 г.

Г.Н.Рахимов, пос. Красный Партизан

Три Берёзки под окном

Задумываясь над тем, стоит ли ходить за чудесами на край света, мы пришли к простому выводу, что чудеса рядом и, чтобы их увидеть, нужна самая малость: чуть-чуть фантазии, терпения, трудолюбия и желания.

Так вот, однажды на уроке географии нас посетила идея проследить за развитием берёзок, что растут у нас на пришкольном участке. Их каждый год сажают выпускники.

У выбранных трёх берёзок, двух крайних и одной в центре, мы один раз в месяц, начиная с 12 мая, измеряли высоту и окружность ствола. Полученные данные нас откровенно удивили. В таблице видно, как росли наши берёзки в течение всего периода наблюдений.

Берёза

Дата (2007 год)

правая

высота

Окружность

20,5

20,5

20,5

листья (см)

почки

3,8×5,2

4,5×5,8

Центральная

высота

Окружность

14,5

17,7

19,1

19,1

листья (см)

1,9 (лист)

4,3×4,5

левая

высота

Окружность

11,5

11,3

11,3

листья (см)

1,0(почки)

4,6×5,7

Таким образом, можно сделать выводы о развитии деревьев в зависимости от места расположения, степени освещённости и увлажнения, качества почвы, состояния погоды в тот или иной период.

Так правая берёзка находится на более открытом пространстве, поэтому при отсутствии дождей почва быстрее теряет влагу, две другие берёзки подвержены большему увлажнению – центральная берёзка окружена другими деревьями, а левая находится в густой травянистой растительности.

В связи с холодным апрелем, на день первого замера, на всех берёзках только-только распускались почки, и лишь на средней - сформировались маленькие листочки размером 1,9 см. Вторая половина июня и июль были отмечены жаркой погодой, и каждая берёзка отреагировала на это по-своему. Те, что находятся на более увлажнённом месте, росли активнее.

Интересно, что за последний летний месяц рост берёзок почти прекратился за исключением центральной берёзки. Левая берёзка сильно пострадала от гусениц, почти полностью лишившись листьев. У правой берёзки макушка разделилась на несколько разветвлений. И, тем не менее, сентябрьские замеры показали, что за лето деревца очень сильно выросли: правая на 1 м 8 см, центральная – на 1 м 3 см, левая – на 95 см. В октябре с подопечными ничего не произошло, а вот в ноябре берёзки, приготовившись к зиме, чуть-чуть уменьшились в размерах.

Вот так в любых условиях, в любое время можно заниматься интересными и полезными делами, постигая секреты природы не только по книгам

© Г.Н.Рахимов 2010г.

Надежда Шукшина
Проект «Рассказ о березке»

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

В начале проекта у нас в группе появилась вот такая красавица березка .

Сентябрь.

1 неделя : Гуляя на улице, нашли березу на площадке . Их много. Выбрали дерево, которое понравилось больше всего и стали с деревом общаться. Березка пригласила ребят на именины и предложила познакомиться. Дети подходили к березе , шептали ей свое имя, рассказывали о себе . Береза дала письмо , в котором она рассказала о своей жизни и дети узнали, что у нашей березке нет имени . Дети с удовольствием придумали имя нашей березке , назвали ее «Беляна» .

2 неделя : Затем березка попросила выполнить её желания : погладить, понюхать, сравнить её с соседкой - рябиной, доказать что она – дерево. Мы с детьми сравнили части нашего тела и дерева, уточнили какой высоты березка , обнимали ствол Березки , гладили, пели песни, водили хоровод, читали короткие стихи. Березка поблагодарила их , подарила листочки.

3 неделя : Познакомились с соседями нашей березки – кленом и рябиной . Рассмотрели их , нашли части : ствол, ветки, листья. Исследовали ягоды рябины. На что они похожи? Какого они цвета?

Рассмотрели листья клена . Много их или мало? Какого они цвета? Обводили контур листа пальчиком, чтобы почувствовать какие у него края (зубчатые, гладкие? Кончик острый или тупой? Собрали листья, положили их сушить.

4 неделя : Полюбовались красотой осенней березки , рассказали ей о интересных событиях нашей жизни, а придя в детский сад, отразили свои впечатления в альбоме «Белая Березонька » . Познакомились со стихотворением :

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан ,

И ее золотистые косы

И холщевый ее сарафан. (С. Есенин) .

1 неделя : Рассмотрели кору березы , погладили. Уточнили какая она : гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем нам нужна одежда? Кора – это одежда у березы , называется береста . Понюхали, чем пахнет. Применяя сенсорные ощущения, определили, что ствол гладкий, шелковистый… Поиграли в д/и «Найди такую же картинку» , «Много – один» , «Найди дерево по описанию» .

2 неделя : Изучили корни. Зачем нужны корни? Для того, чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотрели нижнюю часть ствола и корни.

3 неделя : Исследовали березу в разную погоду (дождливую, солнечную, морозную, разучили стихотворение

"На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая береза –

Символ родины моей". (М. Ероха)

4. Сравнили березу с кустом , закрепили понятие «высокий – низкий» , «толстый – тонкий» . Описывая березу как : береза высокая , кудрявая, милая березонька . Ствол тонкий, белый. Наблюдая за падением листьев с деревьев, дали понятие листопада. Решили проблемную ситуацию : почему медленно падают листья? Прослушали стихотворение В. Мировича «Листопад» , вместе с музыкальным руководителем выучили песню М. Ивенина «Падают листья» . Пестрые осенние листья собрали в букет. Подобрали эпитеты : пышный, разноцветный, яркий. Закрепили счет, цветовую палитру, форму, величину, составили узоры, сделали игрушки из листьев. Дети поняли, почему осень желтого цвета, золотая.

21.10.2015г. мы с детьми увидели самое прекрасное, красивейшее событие из жизни соседа нашей березки , клена. Мы пришли в детский сад, а листья клена все лежат на земле.

1 неделя : Уточнили, обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет березе под снегом ? Помогает ли снег дереву? (Укрывает березку и она спит зимой ) . Разучили загадку :

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (березки )

Описывая березу , употребляли такие выражения как : береза высокая , кудрявая, милая березонька…

2 неделя : Рассмотрели дерево . Куда делись листья? (Березка стоит голая ) . Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? (Сбрасывают свой наряд и засыпают) . Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла) .

3 неделя : Рассказали детям как человек использует березу . Рассматривали иллюстрации , читали книги. Березовые дрова самые лучшие для печи : дают много жара и долго не прогорают. Из древесины изготавливают мебель, деревянную посуду. Из бересты народные умельцы мастерят различные интересные вещи. Разучили разминку

«Березки » .

4 неделя. Познакомили детей с лечебными свойствами березы . Березовый веник в бане все хвори из больного человека выгоняет. Из березовых почек приготовляют лекарства от многих болезней. И сок у березы вкусный и полезный ! А сколько грибов в березовом лесу !

Слушали, что скажет береза . Она попросила ребят укрыть корни деревьев снегом.

1 неделя : Исследовали снег вокруг дерева. Уточнили, как помогает снег деревьям. Измерили его глубину палочкой. Обьяснили детям, чем больше снега, тем теплее дереву зимой.

2 неделя : Повесили на березу кормушку . Рассказали , что дерево – это столовая и дом для животных. Рассказали детям какой корм любят птицы. Уточнили что нужно принести воробьям, синичкам? Рассмотрели внешний вид птиц .

3 неделя : Понаблюдали за березой во время снегопада . Рассмотрели снег через лупу , потрогали, понюхали. Выяснили, что снег холодный, мокрый, сыпучий, …. Рассмотреть снежинки на ладошке . На что они похожи? Во что превращаются снежинки на ладошке?

4 неделя : Приготовили подарки для березки к Новому году – цветные льдинки. Украсили ими дерево. Поздравили с праздником, прочитали стихотворение «Белая береза » С. Есенин. Побеседовали - понравились ли березке подарки .

1 неделя : Наблюдали за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает береза зимой ? (Спит, отдыхает) . Уточнили, мешает ли ей ветер? Понаблюдали, как качаются, гнутся ветки. Понаблюдали за настроением березы и узнали , какая погода больше нравится ей : ветреная или безветренная?

2 неделя : Насыпали корм в кормушки. Наблюдали за птицами. Сравнили внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметили их особенности.

3 неделя : Разучивали стихотворения С. Есенина «Белая береза » . Прочитали дереву, приятно ли березе слушать стихотворение? Какое у нее настроение в это зимний, холодный день?

4 неделя : Наблюдали за березой во время снегопада . В «платье» какого цвета нарядилась наша березка ? Тепло ли ей в таком наряде? Как помогает снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их) . Измерили снег палочкой, как в декабре, и сравнили результаты. Утеплили корни деревьев снегом.

1 неделя : Рассмотрели ствол и ветки березы . Сравнили ствол и ветки со своим телом : ствол – это туловище, ветки руки. Ствол у березы толстый или тонкий ? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками) Ствол тонкий. Затем обняли клен. Какой у него ствол? Толстый.

2 неделя : Наблюдение за солнцем. Греет ли оно зимой? Обсудить с детьми, где зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева) Чем они там занимаются? (Спят) Солнышко не греет, им не хочется выходить. Посмотрели трещинки на деревьях.

3 неделя : Продолжили наблюдение за жизнью березки зимой . рассказали , что дети растут и березка растет . Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору, особенно зимой. Ветки деревьев очень хрупкие, их легко сломать. Поэтому если можно, необходимо стряхивать снег с веток деревьев, когда его много.

4неделя : Наблюдали за снегом. Какого цвета снег под деревом? (Белый) . Рассмотрели снег на солнце . (Блестит, переливается) . Чистый ли под деревом снег? Видны ли на нем следы грязи? (Вспомнили опыт, проведенный в декабре. Повторили его) .

Сделали календарь, береза в разное время года .

1 неделя : Наблюдали за кормушками. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Обратить внимание на грачей. Уточнить, что они вернулись из теплых стран.

2 неделя : Наблюдение за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли березка весне ? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее)

3 неделя : Изучали ствол. Каким он стал? (Погладить, прижаться щечкой) А если обнять руками, можно сказать, что ствол… Исследовали кору и вспомнить предыдущие исследования.

4 неделя : Наблюдали за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (У ствола деревьев) Березка хочет «пить» , другие деревья тоже. (Посмотреть на ее соседей : клен, рябинку) Корни деревьев впитывают воду. Измерить палочкой глубину снега, сравнить с предыдущими результатами. Сделали ямку из снега и стали наблюдать за его таянием. В солнечный день наша ямка наполнялась водой, а утром вода исчезала, т. е. замерзала.

Ирина Никитина

Береза – распространенное в нашей стране дерево.

Название «береза » происходит от слова «беречь » . Еще с давних давён люди считали, что веточки березы . принесенные в дом, могут защитить жилище.

На Руси и до сих пор любят березку .

И мы в своём детском саду в начале лета празник устроили. Рассмотрели с малышами березу , растущую на участке, погладили её белую. гладкую кору, обняли берёзоньку, поводили вокруг неё хороводы, затем дети старших и поготовительных групп рассказали стихи , спели песни, украсили берёзу ленточками. Похожие гуляния устраивали на Руси во многих городах и этот праздник приходился на Троицу.

Уважают и любят в России березку и до сих пор , много в наших городах, деревнях, парках, рощах растёт берёзок.

Березу не спутаешь с другим деревом. Такого белого ствола ни у одного дерева больше нет. А еще у березы собирают сок , с приходом весны и до тех пор, пока не начнут распускаться почки. Чтобы получить сок, в коре делают надрез. Можно найти соломинку, к и попить березовую водичку через нее , берёзовый сок сладковатый на вкус. После нужно прикрыть надрез кусочком мха, чтобы сок не стекал на землю.

Весной на березе первыми появляются сережки, а потом уже распускаются листья. Сережки – это цветки, а название свое они получили, так как похожи на длинные женские серьги. В мае береза зеленеет . А осенью на березе появляются новые сережки, но это уже плоды, в которых находятся семена. Упадет семечко на землю, из него вырастет новая березка .

Береза полезна человеку соком и растущими под ней подберезовиками . А дрова – березовые самые лучшие . По сравнению с другими, при их горении выделяется больше тепла. Из древесины делают фанеру, игрушки. Из коры получают – деготь. Он входит в состав мазей для лечения ран. Верхний слой коры называется – берестой и на Руси береста играла роль бумаги . Народные умельцы из бересты делают очень красивые лукошки, корзинки, коробы, игрушки, лапти.

Публикации по теме:

Презентация «Расскажите детям про березу» Береза – самое распространенное дерево в нашей стране. Она растет в деревнях и городах, в лесах вперемешку с елями и соснами или целыми.

Дидактические игры по математике (младший дошкольный возраст) ЛОТО «ФОРМА» Цель: активизировать представления о геометрических фигурах, навыки ориентировки в пространстве; закрепить умение соотносить.

Дидактические игры по развитию речи (младший дошкольный возраст) Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его.

Картотека «Опыты с водой» (младший дошкольный возраст) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок». Картотека «Опыты с водой». Младший дошкольный возраст.

Картотека «Потешки при умывании» (младший дошкольный возраст) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок». Картотека «Потешки при умывании». Младший дошкольный.

Конспект НОД «Домашние животные» (младший дошкольный возраст) Цель: Закрепить знания о домашних животных. Задачи: 1. Воспитательные Воспитать эмоциональную отзывчивость, желание заботится о животных,.

НОД «Наш друг - светофор» (младший дошкольный возраст) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №31 с. КОЛПЬ Непосредственная образовательная деятельность для.

Это дерево знают все. Белое в крапинку, со стройным стволом и тонкими ветвями со смолистыми почками. Оно образует чистые берёзовые леса, а также входит в состав смешанных лесов Европы, Западной Сибири и Алтая. Живёт до 150 лет, полной высоты (20-25 м) достигает к 40-50 годам.

Кора молодой берёзы тёмная, но проживёт дерево несколько лет, и она побелеет. Берёза - единственное в нашей стране дерево с белой корой, белый цвет ей придаёт особое вещество - бетулин. Белая кора отражает солнечные лучи, поэтому даже в жаркий день берёза остаётся прохладной.

Но есть виды с желтоватой, коричневой, чёрной корой. Всего ботанический род берёзы насчитывает около 65 видов.

Берёза карликовая - низкий кустарник высотой 60-70 см с округлыми листьями. Растёт на севере России, имеет большое значение в летнем питании оленей. Её побеги, почки, серёжки - основной корм белой куропатки. В Арктике древесину этого дерева используют как топливо.

Зацветает берёза в апреле-мае. Когда мужские соцветия - серёжки - покрываются жёлтой пыльцой, распускаются молодые клейкие листочки. А перед этим к набухающим почкам по стволу устремляется берёзовый сок. Он несёт питательные вещества.

Берёзовая древесина высоко ценится. Дрова лучше других горят в печке, а лучина долгие века была единственным источником света в деревенских домах. Из прямых стволов дерева делают фанеру. Её переплетённые древесные волокна образуют неповторимый узор и придают доске особую прочность.

Без этого удивительного материала в Древней Руси было бы меньше грамотных людей: простой народ писал письма на доступной всем бересте. Множество берестяных грамот обнаружили археологи при раскопках в Новгороде и других старинных русских городах. Бересту называли северным папирусом.

Из берёзовой коры ещё получали дёготь, которым раньше смазывали оси колёс и сапоги. Из бересты плели красивые короба, туески, сумки. В них хранили мёд, ягоды, сметану и масло. В такой упаковке всё долго оставалось свежим.

Раскудрявая красавица-берёза, символ России, единственное дерево с белым станом… Дерево, воспетое Есениным и Бальмонтом, Фетом и Рубцовым… Как передать словами твою нежную красоту?

«…Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…»
С.Есенин

Берёза может прожить до 150 лет. Сам термин «берёза» появился очень давно. Ещё в VIII веке н. э. можно было услышать слово «bersa», прообраз слова «берёза».

Недалеко от дома или на просёлочной дороге, одиноко в поле, или среди сестёр в берёзовой роще можно увидеть это дерево с белым цветом коры. Ни у одного дерева в мире нет такого цвета коры. Но разве это не чудо?

«Загадочная, словно чудо,
Поднявшись на уступы скал,
Берёзы белые, откуда
Занесены вы Урал?..»

Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы.

«…Берёзы, белые берёзы,
И вы живёте по-людски.
Мне ваши вздохи, ваши слёзы
И ваши радости близки».

На территории России берёза — это часто встречающееся дерево. Одинокая берёза, берёзовая аллея, берёзовая роща, смешанный лес — везде, где бы ни присутствовала белоствольная красавица, она всегда радует наш взор.

«…В одном краю я с вами вырос,
Пил ту же воду, что и вы.
И мил всегда узорный вырез
Мне вашей женственной листвы…»

Почему кора берёзы белая? В ней присутствует особое, окрашивающее ее вещество «бетулин». Бетулин - кристаллическое органическое вещество, открытое Т.Е.Ловицем. Именно это вещество придаёт берёзе белую окраску.

Береста – верхний слой коры берёзы. Нам знакомы выражения: «содрать бересту», «туес из бересты», «берестяная грамота».

Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления шпона, фанеры, паркета.

Берёза — самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица — символ добра и красоты, символ родной земли.

«…Я связан с вами долей кровной,
На вас задумчиво гляжу
И нашей общей родословной
Всё ощутимей дорожу…»

«Рассказ о берёзе»

«Берёзка, точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.
Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, — и станет тебе легко и радостно.
Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.
Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.
Лиса подкрадывается к тетеревам по чистому полю. Тетерева видят её издалека. Дождутся, когда лиса убежит ни с чем, и падают с берёзы на снег, проламывают ледяную корочку и сытые греются в снегу.
И зимой, и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен, и называют её ласково: берёзка».