Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Энергия и информация фундаментальных полей. Дуализм и мысли о противостоянии двух параллельных миров

Энергия и информация фундаментальных полей. Дуализм и мысли о противостоянии двух параллельных миров

Розанов Филипп Иванович

канд. филос. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Братский государственный университет», филиал в г. Усть-Илимск, г. Усть-Илимск

Устанавливая, что объектом гражданских прав может быть информация, закон, тем не менее, не дает оснований для однозначного суждения о том, что информация как правовая категория может представать исключительно в виде объекта права (правоотношения) и ни в каком ином. Данное суждение влечет за собой необходимость выяснить, только ли категория объекта является тем звеном, которое связывает это понятие в естественнонаучном смысле с правом. С функциональной точки зрения информация является сведениями о предметах и явлениях окружающей субъекта действительности и именно с этой точки зрения информацию определяет закон . Однако возможность передачи информации предполагает возможность для одних субъектов получать информацию от других субъектов. Это позволяет автору сделать вывод об объективизации информации и рассматривать ее отвлеченно, как реально существующий в действительности объект.

В связи с этим можно определить, что информация есть знание, облеченное в знаковую форму и представляющее собой явление объективной действительности благодаря возможности информационной коммуникации между людьми. В последнее время в юридической науке преобладает тенденция рассматривать право не только в узком смысле, с точки зрения позитивистской школы, как систему правовых норм, но и в широком смысле - как систему не только правовых норм, но и правовых идей, и правовых отношений, объединяя, таким образом, все стадии жизни права . Определение категории информации позволяет автору сформулировать и более четкое понимание категории правовых норм. Как система знаков (букв и цифр) на бумажном или ином материальном носителе они не более чем символы, содержащие в себе смысл, который проявляется уже в сознании человека. Это позволяет автору утверждать, что сами нормы также являются информацией, как и правовые идеи. В этой связи следует, безусловно, согласиться с идеей Д.В. Огородова относительно разграничения информационного действия права и правового регулирования отношений в информационной сфере .

В современной научной юридической литературе исследователи выделяют довольно много свойств информации, которые могут быть отнесены к естественным свойствам информации. Среди них называют­ся такие, как системный характер, субстанциональная несамостоятель­ность, преемственность, неисчерпаемость, трансформируемость, универсальность (В.Н. Лопатин, И.Л. Бачило, Е.А. Зверева), селектив­ность, массовость, способность к ограничению (И.Л. Бачило, В.Н. Лопа­тин), релевантность (Е.А. Зверева), физическая неотчуждаемость, тиражируемость, экземплярность, обособляемость, свойство информационной вещи (В.А. Копылов) .

С точки зрения автора, нельзя не согласиться с тем, что информация системна, трансформируема (может находиться на различных носителях и быть представлена в виде различных знаков, не теряя своего содержания), обособляема, физически неотчуждаема, универсальна (может представлять собой любые сведения), неисчерпаема (способна находится одновременно у нескольких субъектов). Стоит также выделить дополнительно такое свойство информации как способность к передаче.

В то же время следует отметить, что в ряде случаев при выявлении свойств (системность, селективность) информация имеется в виду в философском, а именно онтологическом, аспекте. По мнению автора, следует разделять понятия информации в различных аспектах, и рассматривать свойства информации в аспекте применения ее в человеческой жизнедеятельности. Подобное же смешение свойств информации в различных ее аспектах в одной классификации методологически неверно. В иных случаях (например, при выделении свойств тиражируемости, экземплярности, информационной вещи, организационной формы) имеет место подмена свойств информации свойствами материального носителя. Эти свойства, очевидно, были выделены на основе позиции в отношении самой категории информации как объекта прав, заключающейся в том, что информация не может участвовать в правоотношениях иначе, как зафиксированной на материальном носителе.

Что касается социальных свойств информации, то это, скорее, возможность осуществлять по отношению к объекту определенные действия, предопределенные свойствами объекта с точки зрения социальных представлений и имеющие социальные последствия. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что естественные свойства детерминируют социальные свойства, преломляясь через социальные представления.

Любое явление действительности становится объектом прав, лишь приобретая соответствующую правовую форму, что аналогично определению субъекта прав. Человек, являясь биологическим существом, индивидуумом, участвует в правоотношениях, приобретая юридическую форму субъекта прав, характеризуясь при этом уже другими параметрами - правоспособностью и дееспособностью, принадлежащими ему субъективными правами. Точно также и какое-либо явление, становясь объектом прав, приобретает вместе с тем и правовую форму, правовую характеристику именно как объекта прав. Так предметы материального мира становятся для права вещами, объединяемыми вместе с работами, услугами (т. е. действиями), имущественными правами под термином имущество.

Способность информации передаваться предопределяет способность ее находиться в гражданском обороте. Это свойство позво­ляет осуществлять с информацией действия по ее распоряжению, в том числе возмездному. Именно стоимость информации, определяющая ее ценность, позволяет информации участвовать в эквивалентно-воз­мездных отношениях, в числе других являющихся предметом гражданс­кого права. Очевидно, передачей информации может удовлетворяться имущественный интерес по вводу информации в гражданский оборот и извлечению из нее экономической (меновой) стоимости.

Очевидно, что для того, чтобы извлекать имущественную ценность из информации, необходимо этой информацией владеть (т.е. знать ее), причем так, чтобы иметь возможность беспрепятственно распоряжаться информацией. Субъект должен иметь такую монополию на информацию, чтобы никто не мог ему помешать распорядиться информацией. Таким образом, помимо указанных интересов можно предположить наличие интереса по установлению своеобразного «господства» над информацией.

Имущественная ценность может извлекаться и использованием информации. Человек может принимать на основе информации опреде­ленные решения, способствующие увеличению дохода и уменьшения расходов. В этом случае, имущественная ценность выражается не в меновой стоимости, а в стоимости получаемого с помощью использования информации дохода (либо уменьшения убытков).

Меновая стоимость конкретной информации будет зависеть, разумеется, от ряда характеристик, которые могут наличествовать у информации, а могут и не быть. Они предопределены действиями, которые можно совершать по отношению к информации. Так, информацию можно создать; передать (в том числе, неограниченному кругу лиц и различными способами); использовать для создания новой информации или принятия решений, оптимизирующих поведение по отношению к внешним условиям жизни субъекта, обладающего информацией; фиксировать на материальном носителе. Причем, у одной информации какая-то характеристика может проявляться в большей степени, чем у другой.

Неимущественная ценность информации должна быть связана с личностью, должна проявляться, прежде всего, в способности служить личным интересам, например, способствовать развитию личности, ее самоутверждению, повышению социального статуса путем создания соответствующего представления о личности у окружающих. Информация действительно может способствовать развитию личности, поскольку человек может развиваться, лишь приобретая знания. Однако подобное использование полученной информации не может быть предметом правового регулирования, поскольку самосовершенство­вание это, в основном, мыслительный процесс, на который право непосредственно повлиять не может и ограничивается в отношении такого использования общим запретом не совершать действий, нарушающих права и законные интересы других граждан. Очевидно, самоутвердиться возможно и путем создания информации (например, научного труда). Однако создание информации также является мыслительным процессом, не регулируемым в принципе, почему весь правовой механизм и ограничивается провозглашением свободы мысли.

На основании проведенного исследования автор делает вывод о фундаментальной двойственности природы информации: информация как сведения и информация как знание. Информация как сведения об окружающем мире представляет собой нерегулируемую сферу, поскольку являются неотъемлемой частью психической активности индивида и ограничивать информацию для мышления и развития личности нельзя ни физически, ни по этическим соображениям. Поэтому информация-сведения должна являться общедоступной и абсолютно свободной. Регулирование здесь возможно только в плане обеспечения свободного доступа людей к информации.

Информация как знание не имеет самостоятельной ценности, поскольку ее ценность определяется конкретными технологиями, объектами, процессами, сведениями, о которых у нас имеется информация. Такая информация является ценностью поскольку является отражением реальных феноменов материального мира, обладающих самостоятельной ценностью и, вследствие этого, нуждаются в строгой правовой защите. Например, знание химической формулы полимера или знание технологии его изготовления представляет собой реальную ценность, поскольку реальной ценностью обладают и сам полимер и технология его изготовления.

Таким образом, главный вывод, который делает автор в данной статье, состоит в том, что для современной правовой науки принципиальное значение имеет разработка категории информации как объекта права, что обусловлено переходом к информационному обществу, где информация является главной ценностью и средством человеческой деятельности.

Список литературы:

  1. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2001.
  2. Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав // Право и экономика. 2003. № 9.
  3. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2002.
  4. Огородов Д.В. Правовое регулирование отношений в информационной сфере. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юр. наук. - М., 2002.
  5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001.
  6. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.). // Российская газета. 22 февраля, 1995. № 39.
  7. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене". // Российская газета. 11 июля, 1996. № 129.

Когнитивный дуализм визуализации дидактических объектов

Рапуто А.Г., Московский Финансово-Промышленный Университет, [email protected]

Проблема визуализации знания является одной из серьезнейших гносеологических проблем современного образовательного сообщества. Экспликацией знания в данной работе являются применяемые в процессе обучения визуальные дидактические объекты.

Рациональнее внедрение визуальных подходов в образовательную практику затрудняется гносеологическими проблемами, обусловленными особенностями визуального восприятия:

    Тем, что визуальное обращается в основном к подсознательному,

    Тем, что подсознательное имеет иррациональный характер,

    Проблемами, вызванными гипертрофией визуальной продукции,

    тем, что визуальная деятельность обладает существенно многомерной сложностью.

Настоятельное требование исследования природы и функционирования визуального продиктована происходящим на наших глазах быстрым переходом в человеческом сообществе (и, в частности, в образовательном пространстве) от превалирования текстов к информационно емким визуальным изображениям (термины «pictorial turn» и «iconic turn» - «иконический поворот» фиксируют отход в средствах коммуникации от вербальных к визуальным). Стремительно меняется окружающая человека среда. Изменения приводят к появлению целых новых направлений в гуманитарных и технологических областях человеческого знания (инфографика, когнитивная графика, медиафилософия, виртуальная реальность, компьютерная графика и т.д.). Медиа становятся самостоятельными, и в пределе единственными онтологическими условиями существования человека.

В данной работе нами предложена модель когнитивного дуализма многомерных визуальных дидактических объектов, которые одновременно включают в себя как текстовую, смысловую информацию, таки образную, эстетическую, эмоциональную. Предлагаемая модель является логическим продолжением во первых - ставшей уже классической теории двойного кодирования А Пайвио (1), предлагающую разделение процессов обработки информации на два независимых и взаимодействующих канала – вербальный и визуально-образный (рисунок 1) . Модель А. Пайвио описывает взаимодействие о сосуществование двух систем – вербальной и невербальной. Гипотеза двойного кодирования - гипотеза, объясняющая динамику мыслительного процесса преимущественной опорой либо на визуальные элементы, либо на вербальные.. Приложение этой гипотезы к психолингвистике дает следующий анализ построения языковых предложений: конкретные предложения обрабатываются в рамках образной системы кодирования, а абстрактные - в рамках вербальной. Это подтверждено в экспериментах, в которых показано, что в конкретных предложениях быстрее обнаруживаются изменения смысла, чем порядка слов, в абстрактных - наоборот. При запоминании и обработке информации обе системы работают независимо.

Рисунок 1. Модель теории двойного кодирования А. Пайвио

Во вторых – продолжением модели теории двойного кодирования А. Пайвио когнитивной модели обучения Р.Майера (2) , в которой имеется деление процесса обработки информации человеком на два канала – канал слышимых слов и канал видимых изображений (рисунок 2).

Рисунок 2. Когнититивная модель обучения Р. Майера.

Представленная на рисунке модель хорошо иллюстрирует обработку информации человеком в случае мультимедиа в виде презентации со звуковым сопровождением. Для случая же мультимедиа в виде текста с иллюстрациями верхний канал должен быть также визуальным и тогда неясно, в чем состоит механизм двухканальности процесса обработки. Как ни странно, в работах Майера нет схемы когнитивной модели обучения для случая мультимедиа в виде текст + иллюстрации, хотя им были исследованы именно эти визуальные мультимедийные среды. То есть работа по разработке когнитивной модели обучения для визуальный сред еще впереди.

Наш подход к моделированию процесса обработки информации человеком конкретно нацелен на описание повсеместно встречающейся практической задачи объединения в одной визуальной плоскости как дискретных, вербализуемых элементов так и континуальных, художественно-эстетических, плохо вербализуемых элементов. Эти задачи характерны для информационного дизайна, Web- дизайна и инфографики -нового прогрессивного направления в информатике и управлении знаниями/

В общем случае визуальное изображение создается (и воспринимается) на двух ментальных уровнях:

1. Континуальный уровень. Передача с помощью визуальных образов невербализуемой информации, эстетических переживаний, имплицитного смысла.

2. Дискретный уровень. Передача конкретной смысловой вербализуемой, текстовой информации, передача эксплицитного смысла.

Очевидно, что полностью дискретный уровень, прагматичный уровень фактически исключает в силу своего предназначения использование художественных закономерностей и не обладает эстетическими, эмоциональными, образными свойствами Представленный ниже рисунок иллюстрирует дуализм образной, континуальной информации (эстетики, художественности, образности, знания) и дискретной информации (текст, слово, цифра, данные)

Рисунок 3. Схема взаимоотношений дискретной и континуальной визуальной информации.

Чем больше изображение содержит континуальной, образной информации, тем больше возможности применять эстетические, изобразительные, художественные средства и наоборот, при передаче только дискретных данных эстетические потребности человека и целостное визуальное восприятие отходят на второй план. Точные методы представления данных ограничивают эстетические свойства изображений, а визуальные модели, полученные с помощью большой свободы изображения часто недостаточно информативны. Представляется возможной и обратная зависимость - то есть чем эстетичней, художественней изображение, тем меньше оно может содержать или меньше (хуже) воспринимается точной, дискретной информации, тем ближе к дискретному уровню будет тяготеть и процесс мышления.

Согласно нашему представлению информация в процессе обработки представлена в двух своих основных формах, а именно дискретной (прагматической, вербализуемой) и континуальной (образной, художественной, невербализуемой). Именно дуализм информации и представляет основную трудность при создании и восприятии визуальных объектов, таких как веб-страницы, полиграфический дизайн и объекты, созданные в русле стремительно набирающей ускорение нового направления, названного инфографика, служащего для визуальной организации представления любого типа служебной, учебной и научной информацию (особенно больших ее объемов) созданных с применением как дискретных, смысловых элементов, так и художественно-эстетических Отметим, что имеющий место сегодня факт раздельного существования целых направлений визуализации – визуализации учебного материала и инфографики достаточно сильно тормозит развитие обеих направлений.

Отличие нашего подхода от подходов А. Пайвио (вербальная составляющая) и Р. Майера (текст) в том, что в нашей модели в качестве текстового или вербального аудио компонента выступают дискретные смысловые единицы, находящиеся в плоскости визуального изображения (буквы, надписи, обозначения, данные), а в качестве образного (по А.Пайвио) выступают континуальные элементы мышления, такие как ментальные образы, эмоции, чувства, в основном невыражаемые в вербальном виде. При этом мы отталкиваемся от содержательной области визуального представления дидактической информации – она представляется на плоскости в виде текста или рисунков. Причем за дискретной единицей, порцией может быть слово, предложение, символ, точная порция информации, если она представляет законченный вербализуемый смысл. И невербализуемый элемент Предлагаемые нами модели когнитивного дуализма многомерных визуальных дидактических имеют вид (рисунок 4, 5, 6).

Рисунок 4. Схема когнитивного дуализма дидактических объектов (аналогично схеме Р. Майера) с учетом различных каналов

Рисунок 5. Схема когнитивного дуализма дидактических объектов с учетом дискретного и континуального уровней мышления

Отметим, чти согласно экспериментам по определению траектории движения глаз мозг мгновенно выбирает из целостной картины наиболее значимый элемент и с него и начинается траектория анализа изображения. То есть континуальные элементы, целостное изобаржение мозг анализирует качественно по другому, чем дискретные, пропозициональные элементы, которые поступают для анализа последовательно. Однако, если для дискретных элементов типа слов их определение и выявление не вызывает сомнений, континуальные элементы определить пока затруднительно.

Рис. 6. Схема когнитивного дуализма дидактических объектов, учитывающая последовательную обработку визуальной информации.

Как показывает практика, модель когнитивного дуализма дидактического материала хорошо адаптирована к актуальным проблемам дизайна страниц с дидактическим содержанием, эскизирования дидактического материала, анализа многомерных визуальных дидактических объектов и к проблемам инфографики, нового направления, который включает упомянутые области визуального отображения информации.

Литература

1. Sadoski M., Paivio A. A dual coding theoretical model of reading // Ruddel R. B. & Unrau N. J. (Eds.) Theoretical models and processes of reading – Newark, DE: International Reading Association. 2004. – pp. 1329–1362

3. Рапуто А.Г. Дескриптивное моделирование образного мышления при репрезентации дидактических объектов. Институт информатизации образования, Сборник «Ученые записки», М:.ИИО РАО. 2011, выпуск 34, с. 114-116

Рапуто А.Г. Когнитивный дуализм визуализации дидактических объектов // Научный электронный архив.
URL: (дата обращения: 31.03.2019).

Дуализм-это учение, которое содержит в себе понимание о существовании двух самостоятельных начал. Их двойственность выражается в духовном и материальном воплощениях. Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке.

Дуализм в философии основные черты

В истории мысли слово «дуализм» по-разному использовалось. В общем понятии, главная идея заключается в том, что есть всего два принципа. Так, в теологии, дуалистом называют человек, который говорит о добре и зле или о боге и дьяволе как о независимых и равных по силе существ. Дуалистическую, включающую в себя несколько понятий, философию можно рассмотреть, как определение полной противоположностью монизму, чья теория говорит лишь об одном принципе. А в философии дуализм играет роль теории, которая указывает на различия между сознанием и мозгом. Так как о существовании тел в физической оболочке нам говорит здравый смысл, допускается мысль, что материалистический монизм - это «позиция по умолчанию». Поэтому во время дискуссий дуализм обычно вначале представляется с допущения реальности физического мира, а дальше кратко рассматриваются аргументы, которые объясняют, по какой причине сознание не способно оставаться просто как часть этого мира.

История дуализма

Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты. В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения. Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.

Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости. В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей. Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.

Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела. В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.

Десакрализация

Стоит отметить, что философия дуализма утверждает, будто материальный и духовный миры не связаны между собой. Каждый из них существует параллельно друг от друга, и один не зависит от действий другого. Благодаря этому человек выделяется из окружающего мира и становится более приближенный к творцу мира. Дуализм придерживается также христианского понятия, что бог создал первого человека по своему образу.

Но в тоже время нельзя упустить тот факт, что дуализм в современной философии играет роль особой методы десакрализации общих знаний в философии. Это избавление от избытка религиозных взглядов и католического учения. Изначально само определение дуализма было придумано философом и мистиком из германии Христианом Вольфом, а теоретические идеи создали Б. Спиноз и Р. Декарте.

Геометрия бытия

Как считал Декарт, мир представляет из себя разделение на параллельные миры. Это были существующие вещи и вещи разума. Их нельзя свести вместе, поскольку они существуют в разных системах координат. От первого зависит протяженность и телесность, что образует общую геометрию всего мира. Второй мир отвечает за воплощение души и её руководство индивидуальным сознанием. В своих поздних сочинениях Декарт описывал мир существующих вещей ничто иное, как проекцию духа бога, который живет в каждом человеке.

Основные направления

Дуализм в философии принято разделять на три направления:

  • Гносеологический. Встречался в разговорах и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыта, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.
  • Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит , но говорить о ней стали именно в христианских учениях.
  • Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.

Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание .

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Ментальное состояние можно охарактеризовать двумя основными свойствами, которыми является субъективность и интенциональность. В этом плане физические объекты со своими свойствами могут быть доступны наблюдениям, а иногда они игнорируются, но в тоже время каждый объект, имеющий физическую форму, доступен для каждого человека. Ментальное состояние – это объединение духа, разума и эго человека, которое отправляет к богу на служение. Крайним ментальным состоянием называют обычное состояние человека, когда он воспринимает свою телесную и разумную активность и изучает любую активность своей души.

В учении дуализма указано, что ментальная субстанция не является физической и нематериальна. Но разве это возможно? В философии все склоняется к тому, что сознания человека основывается на ментальной субстанции, которая не имеет физической формы. Но в тоже время человеку необходима научная теория, которая опишет и объяснит все, что из себя представляет ментальное нечто, какие у него поведение и где его можно найти.

Дуализм в религии

Религиозное учение проводит четкую границу между существованием дух начал, равных по силе. Так бог противостоит злобный дух, и у каждого из них равные права. Дуализм в религии можно найти и в древних сочинениях и народных легендах.

  • китайское учение про Инь и Янь;
  • Древняя Персия-скопление религий свободного выбора;
  • еретические течения;
  • христианства, где представлена борьба между богом и дьяволом;
  • ислам, где о мире говорится, как о “божественном доме” и “доме войны”;
  • иудаизм, где царит вера в демонов.

В религии дуализм представлен, как соперничество двух божественных созданий. И при этом один из них обязательно должен быть злым и создает хаос, а другой добрый и наводит порядок в мире.

В восточной мистике дуализм представлен, как взаимодействие между двумя полярностями, которые отвечают за сотворенную вселенную (свет и тьма, добро и зло). Это отражено во многих символов, и самыми распространенными из них являются инь-ян. Их суть всегда была одна: тьма (инь) и свет (ян) постоянно возвращаются и следуют друг за другом. Этим они порождают сотворенный мир или, как называют китайцы, “Десять тысяч вещей”.

Дуализм также можно найти и в метафизике, где его используют в качестве примера двойственной природы частиц таких, как корпускулярно-волновые элементы.

Дуализм информации характеризует ее двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с другой - субъективна , в силу субъективности применяемых методов. Иными словами, методы могут вносить в большей или меньшей сте­пени субъективный фактор и таким образом влиять на информацию в целом. Например, два человека читают одну и ту же книгу и полу­чают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст, т.е. данные, были одинаковы. Более объективная информация при­меняет методы с меньшим субъективным элементом. Полнота информации характеризует степень достаточности дан­ных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. Неполный набор данных оставляет большую долю не­определенности, т.е. большое число вариантов выбора, а это потре­бует применения дополнительных методов, например, экспертных оценок, бросание жребия и т.п. Избыточный набор данных затруд­няет доступ к нужным данным, создает повышенный информацион­ный шум, что также вызывает необходимость дополнительных мето­дов, например, фильтрацию, сортировку. И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения. Достоверность информации - это свойство, характеризующее сте­пень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью. При работе с неполным набором данных достоверность информации может характеризоваться вероятностью, например, мож­но сказать, что при бросании монеты с вероятностью 50 % выпадет герб. Адекватность информации выражает степень соответствия созда­ваемого с помощью информации образа реальному объекту, процес­су, явлению. Полная адекватность достигается редко, так как обыч­но приходится работать с не самым полным набором данных, т.е. присутствует неопределенность, затрудняющая принятие адекватно­го решения. Получение адекватной информации также затрудняется при недоступности адекватных методов. Актуальность информации. Информация существует во времени, так как существуют во времени все информационные процессы. Информация, актуальная сегодня, может стать совершенно ненуж­ной по истечении некоторого времени. Например, программа теле­передач на нынешнюю неделю будет неактуальна для многих теле­зрителей на следующей неделе. Доступность информации - это возможность получения инфор­мации при необходимости. Доступность складывается из двух состав­ляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного дает неадекватную информацию.

1.5. Информационные процессы - это отражение объективной реальности.Информационный процесс – это совокупность операций, связанных со сбором, хранением, передачей, обработкой, поиском и выдачей информации.

Рассмотрим какими основными свойствами обладает информация и что такое информация.

При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств. Это явление называется регистрацией сигналов. При этом образуются данные.

Данные – это зарегистрированные сигналы.

Таким образом в информатике употребляются понятия данные и информация. Данные хранятся, например, в компьютерах. Если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения степени неопределенности о чем-либо (явлениях, объектах окружающей среды, их параметрах, свойствах, протекающих в них процессах), то данные превращаются в информацию.

Несмотря на то, что с понятием информации мы сталкиваемся ежедневно, но общепризнанного ее определения до сих пор не существует. Поэтому вместо определения информации обычно используют понятие информации. Понятия в отличие от определений, не даются однозначно, а вводятся на примерах. При этом типична ситуация, когда понятие об информации, введенное в рамках одной научной дисциплины, может опровергаться конкретными примерами и фактами, полученными в рамках другой дисциплины. Вот несколько примеров толкования понятия информации:

1) Информация – это сведения (сообщения) об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний .

2) Информация – это количественная мера устранения неопределенности в отношении исхода того или другого события.

3) Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов.

Примечание. Сообщение – это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т. п.

Данные несут в себе информацию о событиях, произошедших в материальном мире. Однако данные не тождественны информации. Информация должна представлять новизну для адресата: это могут быть ранее не известные ему факты или новая интерпретация уже известного.

Можно привести немало разнообразных свойств информации. Каждая научная дисциплина рассматривает те свойства, которые ей наиболее важны. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие свойства информации:

  • объективность;
  • полнота;
  • достоверность;
  • адекватность;
  • доступность;
  • актуальность;
  • дуализм.

Объективность и субъективность информации . Понятие объективности информации является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент. Так, например, принято считать, что в результате наблюдения фотоснимка объекта или явления образуется более объективная информация, чем в результате наблюдения рисунка того же объекта.Для получения более объективной информации необходимо применять методы с меньшим субъективным элементом.

Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений. Чем полнее информация, тем шире диапазон методов, которые можно использовать, тем проще подобрать метод, вносящий минимум погрешностей в ход информационного процесса.

Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются "полезными" – всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем "информационного шума". Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой. При увеличении уровня шумов достоверность информации снижается. В этом случае для передачи того же количества информации требуется использовать либо больше данных, либо более сложные методы.

Адекватность информации – это определенный уровень соответствия образа создаваемого с помощью полученной информации реальному объекту, процессу, явлению и т. п. Неадекватная информация может образоваться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда можно рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.

Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска или разработки адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной.

Дуализм информации характеризует ее двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с другой стороны информация субъективна, в силу субъективности применяемых методов. Т.е. методы могут вносить в большей или меньшей степени субъективный фактор и таким образом влиять на информацию. Например, два человека читают одну и ту же книгу и получают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст, т.е. данные, были одинаковы.