Меню
Бесплатно
Главная  /  Витамины  /  Березка весенняя. Сочинения и рассказы о берёзе

Березка весенняя. Сочинения и рассказы о берёзе

Раскудрявая красавица-берёза, символ России, единственное дерево с белым станом… Дерево, воспетое Есениным и Бальмонтом, Фетом и Рубцовым… Как передать словами твою нежную красоту?

«…Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан…»
С.Есенин

Берёза может прожить до 150 лет. Сам термин «берёза» появился очень давно. Ещё в VIII веке н. э. можно было услышать слово «bersa», прообраз слова «берёза».

Недалеко от дома или на просёлочной дороге, одиноко в поле, или среди сестёр в берёзовой роще можно увидеть это дерево с белым цветом коры. Ни у одного дерева в мире нет такого цвета коры. Но разве это не чудо?

«Загадочная, словно чудо,
Поднявшись на уступы скал,
Берёзы белые, откуда
Занесены вы Урал?..»

Берёза – дерево сердечное. Даже листья у неё сердцевидной формы.

«…Берёзы, белые берёзы,
И вы живёте по-людски.
Мне ваши вздохи, ваши слёзы
И ваши радости близки».

На территории России берёза — это часто встречающееся дерево. Одинокая берёза, берёзовая аллея, берёзовая роща, смешанный лес — везде, где бы ни присутствовала белоствольная красавица, она всегда радует наш взор.

«…В одном краю я с вами вырос,
Пил ту же воду, что и вы.
И мил всегда узорный вырез
Мне вашей женственной листвы…»

Почему кора берёзы белая? В ней присутствует особое, окрашивающее ее вещество «бетулин». Бетулин - кристаллическое органическое вещество, открытое Т.Е.Ловицем. Именно это вещество придаёт берёзе белую окраску.

Береста – верхний слой коры берёзы. Нам знакомы выражения: «содрать бересту», «туес из бересты», «берестяная грамота».

Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления шпона, фанеры, паркета.

Берёза — самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица — символ добра и красоты, символ родной земли.

«…Я связан с вами долей кровной,
На вас задумчиво гляжу
И нашей общей родословной
Всё ощутимей дорожу…»

«Рассказ о берёзе»

«Берёзка, точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.
Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, — и станет тебе легко и радостно.
Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе серебром.
Зимним утром прилетают на берёзу тетерева и клюют бурые серёжки.
Лиса подкрадывается к тетеревам по чистому полю. Тетерева видят её издалека. Дождутся, когда лиса убежит ни с чем, и падают с берёзы на снег, проламывают ледяную корочку и сытые греются в снегу.
И зимой, и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен, и называют её ласково: берёзка».

– это гордость и символ славян. Её часто называют деревом жизни.

Берёза неспроста считается священным деревом, духовным символом. С древних времён она заботится о человеке. Листья - для здоровья, ветви - для веников, кора для письма, поделок, дёгтя и разведения огня, древесина для тепла.

Берёза на Руси всегда ассоциировалась с юной девой своей чистотой, белизной, утончённостью. Ветви Берёзы склоняются над путником, словно женские руки, чтобы заключить его в свои ласковые объятья.

Название Берёзы

Русское слово Берёза происходит от праслав. berza, от корня *bhereĝ- «светиться, белеть».

Где растёт Берёза?

Берёза широко распространена по всей России да и Северному полушарию вцелом, даже за полярным кругом. Берёза нетребовательна, хорошо переносит и жару и холод.

Карликовая Берёза растёт в тундрах Европы и Северной Америки и горных тундрах Сибири. Она не достигает и 1 м в высоту. В ледниковый и послеледниковый периоды эта Берёза была распространена гораздо дальше на юг, сейчас она встречается там лишь на болотах как реликт.

Как выглядит Берёза?

Берёза знакома пожалуй, каждому. Но всё же напишем несколько слов.

Берёза - высокое светлое дерево с раскидистой кроной. В Берёзовом лесу всегда светло, и не только из за белых стволов. Листья Берёзы не крупные и крона пропускает много света.

Высота Берёзы обычно 15-30м. Однако, век Берёзы не долог. Собственно, 1 век. Берёза живёт обычно около 100 лет.

Кора Берёзы у большинства видов белая. Внешняя часть коры - берёста - обычно легко отслаивается лентами. У старых Берёз нижняя часть ствола покрывается тёмной коркой с глубокими трещинами.

Листья Берёзы небольшие зубчатые, заострённые на конце, по весне клейкие.

Цветы Берёзы - серёжки. Серёжки у Берёзы не все одинаковые: есть мужские, есть женские.

Мужские серёжки на Берёзе появляются ещё летом. Сначала они стоячие и зелёного цвета, затем постепенно буреют. Снаружи вся серёжка покрыта непроницаемым для влаги смолистым веществом. В таком виде серёжки зимуют.

Весной, в марте - мае стержень мужской серёжки удлиняется, вследствие чего окружающие цветок чешуйки раскрываются, и между ними становятся заметными жёлтые тычинки, обильно выделяющие пыльцу.

Женские берёзовые серёжки сидят всегда на боку ветки. Во время цветения они всегда короче и у́же мужских, которые после опыления сразу же опадают.

Когда собирать листья Берёзы?

Листья Берёзы собирать нужно в середине мая, как только листочки перестанут быть липкими.

Заготавливают листья Березы в мае - июне – березовые листья должны быть душистые и клейкие, молодые, а не огрубелые. Для сушки березовые листья укладывают на широкие бумажные листы в темном, прохладном месте с хорошей вентиляцией.

Лечебные свойства Берёзы

Основные лечебные свойства Берёзы : противомикробные, ранозаживляющие, хорошие противовоспалительные свойства, рассасывающая способность – вот далеко не полный список замечательных свойств этих листиков.

Мочегонные, а главное желчегонные свойства часто используются травниками в самых различных сборах.

Листья березы имеют богатый состав – эфирные масла, фитонциды, витамин C, каротин, растительные гликозиды, дубильные вещества, никотиновая кислота и прочие элементы. Отвар из березовых листьев применяется как дезинфицирующее и антисептическое средство, мочегонный и желчегонный препарат.

Настой из березовых листьев более насыщенный, поэтому его используют для местного лечения. Спиртовые и эфирные вещества, которые содержат листья березы, обладают антимикозным и противовирусным действием. Дубильные вещества, которыми богаты березовые листья, имеют бактерицидные и противовоспалительные свойства. Фитонциды и флавоноиды относятся к антиоксидантам, поглощающим свободные радикалы, поэтому листья Березы могут омолаживать клетки и ткани, восстанавливать их.

Настой из молодых листьев березы используют как стимулирующее средство, нaзнaчaют при расстройствах нервной системы, почечных коликах, желтухе, как противовоспалительное и витаминное средство.

Березовые почки являются потогонным, мочегонным и желчегонным средством. При болезнях почек и мочевого пузыря, водянке применяют водный настой или отвар в соотношении 1:5. Настои из почек готовят из расчета 2 чайные ложки на стакан кипятка. Принимать по 2-3 столовые ложки 3-4 раза в день. Отвар приготавливают из 30 г почек на стакан воды и принимают также как настой.

Из Берёзовых листьев делаютвитаминный напиток : молодые листья измельчают и заливают горячей кипяченой водой, настаивают 4 часа.

Берёзовый сок . Берёзовый сок не только вкусный но и полезный, обладает хорошим общеукрепляющим действием, выявлена его способность растворять камни, поэтому сок используют в комплексной терапии при мочекаменной болезни.

Полезность березового сока определяется его химическим составом, наличием многих ценных веществ, в частности глюкозы и фруктозы, хорошо усваиваемых организмом, никотиновой, глутаминовой, аминоуксусной кислот.

Берёзовый веник в бане способствует заживлению ран, ссадин, очищает кожу от сыпи и угрей. Хорошо помогает после физических нагрузок, снимает боль и напряженность в мышцах. А его главное достоинство в том, что он способствует улучшению вентиляции в легких.

Считается, чтозапах Берёзы излечивает от меланхолии и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Берёста - одно из лучших средств для разведения костра в любую погоду.

Порой на Берёзе можно увидетьнаросты - кап - на разрезе они имеют своеобразный сложный и красивый рисунок. Обработанный кап издавна использовали для изготовления изящных поделок: шкатулок, табакерок, декоративных деталей мебели.

Для Берёзы характерны и специфическиевиды грибов - разрушителей отмершей древесины (сапротрофных), которые играют важнейшую роль в процессе самоочистки лесов от сухостоя и буреломов.

Почему Берёза белая? Полости клеток коры Берёзы заполнены белым смолистым веществом - бетулином, который придаёт берёсте белую окраску.

В пчеловодстве Берёза важна как пыльценос. Ведь пчёлы собирают не только нектар, но и пыльцу - основной источник белка и витаминов.

Обитающие возле берёзовой рощи люди, намного реже подвержены простудными заболеваниями, так как выделяемые деревом летучие фитонциды подавляют рост и развитие бактерий.

Сочинение

Рассказ берёзки.

Здравствуй, мой дорогой друг. Я березка, потерявшая всю свою семью, друзей. Стою возле деревянного дома, построенного из моих родственников. Не знаю, получу ли я от тебя ответ, ты же живешь на другой планете. Много лет будет идти мое письмо, больше 100 лет, и твое столько же. Почему не дойдет, спросишь ты? А потому, что вряд ли через столько лет, будет жива наша планета. Люди совершенно не заботятся о ней, загрязняют её, убивают животных и друг друга. Почему все так жестоки, по отношению ко всему живому. Хочу рассказать тебе историю о моей племяннице.

«- Ай-ай, больно! – кричала молодая березка.

Что такое? Почему ты плачешь?- спросил у березки старый дуб.

Ой-ой! Меня что-то кусает! Прямо внутри!

А на тебе рана была?

Да, вчера школьники играли и выломали мне веточку.

Значит рогохвост!

А это кто или что?

Вредитель, который поселяется внутри дерева через рану и пожирает его изнутри.

А что же делать? Когда пройдет?

Пройдет, но конечно не скоро.

А почему?

Если бы люди не истребили мегарисса, то он бы тебе помог и даже быстро.

А кто такой этот мегарисс?

О нем остались лишь легенды. Моя бабушка ещё рассказывала, что были такие лекари. Они были похожи на сказочных дракончиков. Стоит дереву попросить о помощи, как мегариссы тут же совершают крутые виражи вокруг них. Выбрав, удивительным образом, больное дерево эти странные существа внимательно обследуют кору. Находя больное место они вгоняют туда свои хвостики, как укол. И убивают вредителя …

А что с ними случилось?

Люди истребили, - грустно промолвил дуб.

Люди, люди опять люди!!! Все уничтожают, когда же они поймут, что себе хуже делают … – кричала бедная береза.

Что ты раскричалась?

Они, они убили всю мою семью. И построили дом. Вон он, его видно,- рыдала березка.

Эх, люди, люди, что они делают?

А что это за звуки? – насторожилась береза.

Где?

А вон крики какие-то?

О нет! За что, за что это нам?

Эй, эй, дедушка дуб, там школьники идут, кричат с музыкой. Уже у скворца перо вырвали, а у воробьихи гнездо перевернули …- говорила задыхаясь белка.

Как, опять! – вскрикнула береза.

Ух ты! Смотри какая береза, а веточки, букетик бы такой,- говорит Маша.

Школьники наломали березовых веток и бросили их у берега реки. Дуб тоже пострадал, но не ради красоты, а для костра.

Плачет береза и дуб:

Что мы им сделали? Зачем они нас ломают?

Ох, огонек какой! А запах!!! – радовались мальчишки.

Что вы делаете?!- кричала скворушка.

Че разоралась, гадская птица. На, получи, - сказал Миша и кинул в нее камень.

Ай!- упала птица, и прямо в листву дуба.

Отдохни, - сказал дуб и положил её к себе в дупло.

Марина, а мы надолго? – спросил Миша.

А что, ты домой хочешь?

Нет, просто тогда пойду рыбки наловлю. Пацаны, вы сомной,- крикнул радостно Миша.

Бедная рыбка. – размышлял дуб.

Долго еще плакала береза, засыпая ребят своей листвой. Дуб закидывал их своими желудями. Но все бестолку.

Ночью, когда все ушли, речка начала рассказывать:

Ай-ай-ай! Нет больше во мне рыбы, всю выловили. Одинокая я теперь стала.

А много рыбы было? – поинтересовалась березка.

Ой, даже счета не знала и карпы, и окуни, и сомы, а сколько водорослей? ….

И что всю истребили?

Да, до последней.

Речка, речка, ты же много где бывала, много лет живешь, расскажи, что еще люди на злодействовали?

Ох, сколько наделали, не перечислить. Даже вон ожог, какой оставили. Когда заживет?

Да обожгли, даже корешок подпалили.

Хотя бы когда-нибудь приходили и убирали, тут нам бы и дышать легче было.

А чем мусор нам мешает дышать?

Бутылки, бумажки, коробки, пакеты они бросают, а том, что все это не перегнивает, не задумываются. Растения растут хуже, влага не проникает, насекомые погибают.

Вдруг пошел дождь…

Прячься, кто может! Дождь же кислотный! – кричала на весь лес белка.

А это как? – просила недоумевающая березка.

Ой, молодая ты ещё, не знаешь. Это очень страшно. В воздухе сейчас очень много примесей: дым, аэрозоли всякие, ядохимикаты – и все это выпадает с осадками

А это опасно?

Очень! Эта кислота разрушает хлорофилл-это такое вещество, из которого состоят листва, иголки хвои …Из-за это деревья слабею, не могут бороться с вредителями. Ещё вымываются из земли все полезные вещества. Это сильнее больше ухудшает состояние пораженного дерева.

А-а-а! Бегите, прячьтесь кто может. – кричала лисица, пробегавшая мимо.

Лисица, прячься в дупло, но смотри там птица, не съешь.

Ой, спасибо, а птицу я конечно, не трону.

Наклонилась березка к дубу, укрыл он её своею листвой. Все утихло. Звери попрятались в дупла, в листву. Были слышны только шум дождя и стоны деревьев.

Наступило утро. Кругом были люди, машины какие-то.

Руби все, ничего не жалей. Только березку оставь, я потом ее сам на дрова для шашлыка с рублю. Так, ещё чтобы реку высушили.

Все звери кричали. Одно за одним падали деревья. Сколько птичьих гнезд разбилось. Все животные в панике бросались под машины.

Люди собирались построить здесь особняк.

Целый год шла стройка. Березка за это время погнулась. Стояла она рядом с домом, вся в увечьях и порезах.

Когда же люди поймут, что они скоро и себя погубят. Загрязняют реки, моря, леса, воздух, а потом? А потом сами дышат, пьют это. Они делают хуже себе! …

Да, это сказка, но это-правда, как бы нам этого не хотелось понимать. Мы губи планету, но мы же губим и себя. Если хотите жить, думайте не только о себе, но и о месте, где вы живете. Только тогда мы сможем победить страшные болезни, аномалию в природе. Ведь это же природа кричит нам и пытается показать свою страшную мощь».

Бондаренко Карина

– Идут! Идут! – закричал Глеб и стал спускаться с дерева, пыхтя и ломая ветки.
Алёша посмотрел вниз. Шли дачники с поезда. Длинноногий Володька, разумеется, шёл впереди всех.
Скрипнула калитка. Глеб кинулся навстречу.
Алёша прижался щекой к стволу липы. Он сразу стал маленьким и ненужным. Глеб и Володя будут говорить о книжках, которых Алёша не читал, о кинокартинах, которые Алёше смотреть ещё рано. Потом уйдут в лес. Вдвоём. Алёшу не возьмут, хотя он собирает грибы лучше Глеба, бегает быстрее Глеба, а на деревья лазит так хорошо, что его даже прозвали обезьянкой за ловкость. Алёше стало грустно: выходные дни приносили ему одни огорчения.
– Здравствуй, Глебушка, – сказал Володя. – А где облизьяна?
«Обезьяна» было почётное прозвище, но ведь каждое слово можно исковеркать так, что получится обидно.
– Сидит на липе, – засмеялся Глеб. – Володя, я тоже на эту липу лазил, почти до самой верхушки.
– Охотно верю, – насмешливо ответил Володя. – На эту липу могут влезть без посторонней помощи даже грудные младенцы!
После таких слов сидеть на липе стало неинтересно. Алёша спустился на землю и пошёл к дому.
– Вот берёзка у вас за забором растёт, – продолжал Володя, – это действительно настоящее дерево.
Володя вышел за калитку.
– Эй ты, Алёшка! – крикнул он. – Тебе не влезть на большую берёзу!
– Мне мама не позволяет, – ответил Алёша хмуро. – Она говорит, что с каждого дерева придётся рано или поздно спускаться, а спускаться часто бывает труднее, чем лезть кверху.
– Эх ты, маменькин сынок!
Володя скинул сандалии, прыгнул на высокий пень около дерева и полез кверху, обхватывая ствол руками и ногами.
Алёша смотрел на него с нескрываемой завистью. Зелёные пышные ветки росли на берёзе только на самом верху, где-то под облаками. Ствол был почти гладкий, с редкими выступами и обломками старых сучьев. Высоко над землёй он разделялся на два ствола, и они поднимались к небу, прямые, белые, стройные. Володя уже добрался до развилки и сидел, болтая ногами, явно «выставляясь».
– Лезь сюда, облизьяна! – не унимался он. – Какая же ты обезьяна, если боишься на деревья лазить?
– У него хвоста нет, – сказал Глеб, – ему трудно.
– Бесхвостые обезьяны тоже хорошо лазят, – возразил Володя. – Хвостом хорошо за ветки цепляться, а тут и веток почти нет. Алёшка без веток лазить не умеет.
– Неправда! – не выдержал Алёша. – Я до половины на шест влезаю.
– Почему же это только до половины?
– Ему выше мама не позволяет.
Алёша раздул ноздри и отошёл в дальний угол сада.
Володя покрасовался ещё немного на берёзе. Но дразнить было больше некого, а лезть выше по гладкому стволу он не решился и стал спускаться.
– Пойдём за грибами, Глеб, ладно? Тащи корзинки.
Алёша молча смотрел им вслед. Вот они перешли овраг и побежали к лесу, весело размахивая лукошками.
Мама вышла на террасу:
– Алёша, хочешь, пойдём со мной на станцию?
Прогуляться и посмотреть паровозы было бы неплохо. Но Алёшу только что назвали маменьким сынком. Не мог же он идти через всю деревню чуть ли не за руку с мамой, когда Володя и Глеб отправились вдвоём в лес, как настоящие мужчины!
– Не хочется, – сказал он. – Я посижу дома. Мама ушла. Алёша посмотрел на большую берёзу, вздохнул и сел на скамейку около забора.
Володя и Глеб вернулись только к обеду. После обеда постелили в саду одеяло и разлеглись читать. Мама пошла на кухню мыть посуду.
– Ты бы полежал тоже, Алёша, – сказала она. Алёша присел на кончик одеяла и заглянул в книжку через плечо Глеба.
– Не дыши мне в ухо, – буркнул тот. – И без тебя жарко!
Тогда Алёша встал, вышел за калитку и подошёл к большой берёзе. Огляделся. На тропинке не было никого. Он полез на дерево, цепляясь за каждый выступ коры, за каждый сучок. Внизу ствол был слишком толст, Алёша не мог обхватить его ногами.
«Ему-то хорошо, длинноногому! – сердито подумал он. – А всё-таки я влезу выше!»
И он продвигался всё выше и выше. Дерево было не таким гладким, как это казалось с земли. Было за что зацепиться руками, на что поставить ногу.
Ещё немного, ещё чуточку – и он доберётся до развилины. Там можно будет передохнуть.
Вот и готово! Алёша сел верхом, как утром сидел Володя. Однако очень рассиживаться нельзя. Его могут увидеть, позвать маму. Алёша встал и посмотрел кверху. Правый ствол был выше левого. Алёша выбрал его, обхватил руками и ногами и полез дальше.
– И вовсе не трудно… – приговаривал он сквозь зубы. – И вовсе мне, Глебушка, хвост не нужен! А вот тебе, Глебушка, не мешало бы завести хвостик!
Весело было смотреть сверху вниз, на крышу дачи, на деревья сада, на любимую липу, которая казалась отсюда маленькой, мягкой и пушистой. Земля отодвигалась вниз и раскрывалась вширь. Вот за садом стал виден овраг, и поле за оврагом, и лес. Из-за пригорка вынырнула труба далёкого кирпичного завода. И только добравшись до первых зелёных веток на верхушке берёзы, Алёша почувствовал, что ему очень жарко и что он очень устал.

– Ay!
Глеб оторвался от книжки и лениво поднял голову: «Опять этот Алёшка забрался куда-нибудь!»
Он посмотрел на липу, на крышу дома.
– Ау!
«Нет, это где-то гораздо выше». Глеб привстал, заинтересованный.
– Пойдём, Володя, поищем его, – сказал он.
– Да ну его! – отмахнулся Володя. Глеб подошёл к забору.
– Ау!
Он посмотрел на берёзу – и ахнул.

Мама стояла в кухне с полотенцем на плече и вытирала последнюю чашку. Вдруг у окна показалось испуганное лицо Глеба.
– Тётя Зина! Тётя Зина! – крикнул он. – Ваш Алёшка сошёл с ума!
– Зинаида Львовна! – заглянул в другое окно Володя. – Ваш Алёшка залез на большую берёзу!
– Ведь он же может сорваться! – плачущим голосом продолжал Глеб. – И разобьётся…
Чашка выскользнула из маминых рук и со звоном упала на пол.
– … вдребезги! – закончил Глеб, с ужасом глядя на белые черепки.
Мама выбежала на террасу, подошла к калитке:
– Где он?
– Да вот, на берёзе.
Мама посмотрела на белый ствол, на то место, где он разделялся надвое. Алёши не было.
– Глупые шутки, ребята! – сказала она и пошла к дому.
– Да нет же, мы же правду говорим! – закричал Глеб. – Он там, на самом верху! Там, где ветки!
Мама наконец поняла, где нужно искать. Она увидела Алёшу.
Она смерила глазами расстояние от его ветки до земли, и лицо у неё стало почти такое же белое, как этот ровный берёзовый ствол.
– С ума сошёл! – повторил Глеб.
– Молчи! – сказала мама тихо и очень строго. – Идите оба домой и сидите там.
Она подошла к дереву.
– Ну как, Алёша, – сказала она, – хорошо у тебя?
Алёша был удивлён, что мама не сердится и говорит таким спокойным, ласковым голосом.
– Здесь хорошо, – сказал он. – Только мне очень жарко, мамочка.
– Это ничего, – сказала мама, – посиди, отдохни немного и начинай спускаться. Только не спеши. Потихонечку… Отдохнул? – спросила она через минуту.
– Отдохнул.
– Ну, тогда спускайся.
Алёша, держась за ветку, искал, куда бы поставить ногу.
В это время на тропинке показался незнакомый дачник. Он услыхал голоса, посмотрел наверх и закричал испуганно и сердито:
– Куда ты забрался, негодный мальчишка! Слезай сейчас же!
Алёша вздрогнул и, не рассчитав движения, поставил ногу на сухой сучок. Сучок хрустнул и прошелестел вниз, к маминым ногам.
– Не так, – сказала мама. – Становись на следующую ветку.
Потом повернулась к дачнику:
– Не беспокойтесь, пожалуйста, он очень хорошо умеет лазить по деревьям. Он у меня молодец!
Маленькая, лёгонькая фигурка Алёши медленно спускалась. Лезть наверх было легче. Алёша устал. Но внизу стояла мама, давала ему советы, говорила ласковые, ободряющие слова.
Земля приближалась и сжималась. Вот уже не видно ни поля за оврагом, ни заводской трубы. Алёша добрался до развилки.
– Передохни, – сказала мама. – Молодец! Ну, теперь ставь ногу на этот сучок… Нет, не туда, тот сухой, вот сюда, поправее… Так, так. Не спеши.
Земля была совсем близко. Алёша повис на руках, вытянулся и спрыгнул на высокий пень, с которого начинал своё путешествие.
Он стоял красный, разгорячённый и дрожащими руками стряхивал с коленок белую пыль берёзовой коры.
Толстый незнакомый дачник усмехнулся, покачал головой и сказал:
– Ну-ну! Парашютистом будешь!
А мама обхватила тоненькие, коричневые от загара, исцарапанные ноги и крикнула:
– Алёшка, обещай мне, что никогда-никогда больше не будешь лазить так высоко!
Она быстро пошла к дому.
На террасе стояли Володя и Глеб. Мама пробежала мимо них, через огород, к оврагу. Села на траву и закрыла лицо платком. Алёша шёл за ней смущённый и растерянный.
Он сел рядом с ней на склоне оврага, взял её за руки, гладил по волосам и говорил:
– Ну, мамочка, ну, успокойся… Я не буду так высоко! Ну, успокойся!..
Он в первый раз видел, как плакала мама.

Надежда Шукшина
Проект «Рассказ о березке»

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

В начале проекта у нас в группе появилась вот такая красавица березка .

Сентябрь.

1 неделя : Гуляя на улице, нашли березу на площадке . Их много. Выбрали дерево, которое понравилось больше всего и стали с деревом общаться. Березка пригласила ребят на именины и предложила познакомиться. Дети подходили к березе , шептали ей свое имя, рассказывали о себе . Береза дала письмо , в котором она рассказала о своей жизни и дети узнали, что у нашей березке нет имени . Дети с удовольствием придумали имя нашей березке , назвали ее «Беляна» .

2 неделя : Затем березка попросила выполнить её желания : погладить, понюхать, сравнить её с соседкой - рябиной, доказать что она – дерево. Мы с детьми сравнили части нашего тела и дерева, уточнили какой высоты березка , обнимали ствол Березки , гладили, пели песни, водили хоровод, читали короткие стихи. Березка поблагодарила их , подарила листочки.

3 неделя : Познакомились с соседями нашей березки – кленом и рябиной . Рассмотрели их , нашли части : ствол, ветки, листья. Исследовали ягоды рябины. На что они похожи? Какого они цвета?

Рассмотрели листья клена . Много их или мало? Какого они цвета? Обводили контур листа пальчиком, чтобы почувствовать какие у него края (зубчатые, гладкие? Кончик острый или тупой? Собрали листья, положили их сушить.

4 неделя : Полюбовались красотой осенней березки , рассказали ей о интересных событиях нашей жизни, а придя в детский сад, отразили свои впечатления в альбоме «Белая Березонька » . Познакомились со стихотворением :

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан ,

И ее золотистые косы

И холщевый ее сарафан. (С. Есенин) .

1 неделя : Рассмотрели кору березы , погладили. Уточнили какая она : гладкая или шершавая? Какого цвета кора? Она теплая или холодная? Зачем нам нужна одежда? Кора – это одежда у березы , называется береста . Понюхали, чем пахнет. Применяя сенсорные ощущения, определили, что ствол гладкий, шелковистый… Поиграли в д/и «Найди такую же картинку» , «Много – один» , «Найди дерево по описанию» .

2 неделя : Изучили корни. Зачем нужны корни? Для того, чтобы дерево росло, ему нужны не только тепло и вода, но и пища, которую корни «добывают» из земли. Рассмотрели нижнюю часть ствола и корни.

3 неделя : Исследовали березу в разную погоду (дождливую, солнечную, морозную, разучили стихотворение

"На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая береза –

Символ родины моей". (М. Ероха)

4. Сравнили березу с кустом , закрепили понятие «высокий – низкий» , «толстый – тонкий» . Описывая березу как : береза высокая , кудрявая, милая березонька . Ствол тонкий, белый. Наблюдая за падением листьев с деревьев, дали понятие листопада. Решили проблемную ситуацию : почему медленно падают листья? Прослушали стихотворение В. Мировича «Листопад» , вместе с музыкальным руководителем выучили песню М. Ивенина «Падают листья» . Пестрые осенние листья собрали в букет. Подобрали эпитеты : пышный, разноцветный, яркий. Закрепили счет, цветовую палитру, форму, величину, составили узоры, сделали игрушки из листьев. Дети поняли, почему осень желтого цвета, золотая.

21.10.2015г. мы с детьми увидели самое прекрасное, красивейшее событие из жизни соседа нашей березки , клена. Мы пришли в детский сад, а листья клена все лежат на земле.

1 неделя : Уточнили, обрадовалось ли дерево первому снегу? Тепло ли будет березе под снегом ? Помогает ли снег дереву? (Укрывает березку и она спит зимой ) . Разучили загадку :

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (березки )

Описывая березу , употребляли такие выражения как : береза высокая , кудрявая, милая березонька…

2 неделя : Рассмотрели дерево . Куда делись листья? (Березка стоит голая ) . Дерево грустное или веселое? Как деревья готовятся к зиме? (Сбрасывают свой наряд и засыпают) . Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Солнышка, тепла) .

3 неделя : Рассказали детям как человек использует березу . Рассматривали иллюстрации , читали книги. Березовые дрова самые лучшие для печи : дают много жара и долго не прогорают. Из древесины изготавливают мебель, деревянную посуду. Из бересты народные умельцы мастерят различные интересные вещи. Разучили разминку

«Березки » .

4 неделя. Познакомили детей с лечебными свойствами березы . Березовый веник в бане все хвори из больного человека выгоняет. Из березовых почек приготовляют лекарства от многих болезней. И сок у березы вкусный и полезный ! А сколько грибов в березовом лесу !

Слушали, что скажет береза . Она попросила ребят укрыть корни деревьев снегом.

1 неделя : Исследовали снег вокруг дерева. Уточнили, как помогает снег деревьям. Измерили его глубину палочкой. Обьяснили детям, чем больше снега, тем теплее дереву зимой.

2 неделя : Повесили на березу кормушку . Рассказали , что дерево – это столовая и дом для животных. Рассказали детям какой корм любят птицы. Уточнили что нужно принести воробьям, синичкам? Рассмотрели внешний вид птиц .

3 неделя : Понаблюдали за березой во время снегопада . Рассмотрели снег через лупу , потрогали, понюхали. Выяснили, что снег холодный, мокрый, сыпучий, …. Рассмотреть снежинки на ладошке . На что они похожи? Во что превращаются снежинки на ладошке?

4 неделя : Приготовили подарки для березки к Новому году – цветные льдинки. Украсили ими дерево. Поздравили с праздником, прочитали стихотворение «Белая береза » С. Есенин. Побеседовали - понравились ли березке подарки .

1 неделя : Наблюдали за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает береза зимой ? (Спит, отдыхает) . Уточнили, мешает ли ей ветер? Понаблюдали, как качаются, гнутся ветки. Понаблюдали за настроением березы и узнали , какая погода больше нравится ей : ветреная или безветренная?

2 неделя : Насыпали корм в кормушки. Наблюдали за птицами. Сравнили внешний вид, повадки воробья и голубя. Отметили их особенности.

3 неделя : Разучивали стихотворения С. Есенина «Белая береза » . Прочитали дереву, приятно ли березе слушать стихотворение? Какое у нее настроение в это зимний, холодный день?

4 неделя : Наблюдали за березой во время снегопада . В «платье» какого цвета нарядилась наша березка ? Тепло ли ей в таком наряде? Как помогает снег дереву? (Спасает корни от вымерзания, укрывает их) . Измерили снег палочкой, как в декабре, и сравнили результаты. Утеплили корни деревьев снегом.

1 неделя : Рассмотрели ствол и ветки березы . Сравнили ствол и ветки со своим телом : ствол – это туловище, ветки руки. Ствол у березы толстый или тонкий ? Как это можно проверить? (Обхватить ствол руками) Ствол тонкий. Затем обняли клен. Какой у него ствол? Толстый.

2 неделя : Наблюдение за солнцем. Греет ли оно зимой? Обсудить с детьми, где зимой спрятались насекомые? (Под землей, под корой дерева) Чем они там занимаются? (Спят) Солнышко не греет, им не хочется выходить. Посмотрели трещинки на деревьях.

3 неделя : Продолжили наблюдение за жизнью березки зимой . рассказали , что дети растут и березка растет . Она живая, как и мы. Поэтому не нужно ломать ветки, повреждать кору, особенно зимой. Ветки деревьев очень хрупкие, их легко сломать. Поэтому если можно, необходимо стряхивать снег с веток деревьев, когда его много.

4неделя : Наблюдали за снегом. Какого цвета снег под деревом? (Белый) . Рассмотрели снег на солнце . (Блестит, переливается) . Чистый ли под деревом снег? Видны ли на нем следы грязи? (Вспомнили опыт, проведенный в декабре. Повторили его) .

Сделали календарь, береза в разное время года .

1 неделя : Наблюдали за кормушками. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравится? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Обратить внимание на грачей. Уточнить, что они вернулись из теплых стран.

2 неделя : Наблюдение за солнцем. Много ли света оно дает? Хорошо ли греет? Какая одежда на детях? Почему они сняли валенки? Рада ли березка весне ? Почему? Что с ней происходит в это время года? Какое у нее настроение? (Веселое, солнечное, радостное, хорошее)

3 неделя : Изучали ствол. Каким он стал? (Погладить, прижаться щечкой) А если обнять руками, можно сказать, что ствол… Исследовали кору и вспомнить предыдущие исследования.

4 неделя : Наблюдали за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (У ствола деревьев) Березка хочет «пить» , другие деревья тоже. (Посмотреть на ее соседей : клен, рябинку) Корни деревьев впитывают воду. Измерить палочкой глубину снега, сравнить с предыдущими результатами. Сделали ямку из снега и стали наблюдать за его таянием. В солнечный день наша ямка наполнялась водой, а утром вода исчезала, т. е. замерзала.