Меню
Бесплатно
Главная  /  Базальная температура  /  Финансовый механизм: понятие, типы. Финансовый механизм и его составляющие

Финансовый механизм: понятие, типы. Финансовый механизм и его составляющие

Реализация финансовой политики государства осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой достаточно сложную систему воздействия на различные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния являются взаимоотношения государства, которая производит и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования, обеспечивают производство ВВП.

Финансовый механизм - это совокупность финансовых методов и форм организации финансовых отношений, инструментов и рычагов влияния на социально-экономическое развитие общества.

Структура финансового механизма довольно сложная. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов (рис. 1): финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.

Рис. 1.

финансовый кризис экономика государственный

Каждая сфера и звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Вместе с тем они функционируют относительно самостоятельно. Это обстоятельство предопределяет необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма.

Финансовый метод можно определить как средство воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Финансовые методы действуют в двух направлениях: управление движением финансовых ресурсов и рыночными коммерческими отношениями, связанными с изменением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Среди финансовых методов особое место занимает финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование - это деятельность по составлению планов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных субъектов хозяйствования, их корпоративных объединений, отраслевых структур, территориально-административных единиц, стран в целом.

Объектом финансового планирования является финансовые ресурсы, образуемые в процессе распределения и перераспределения ВВП, а результатом - различные виды финансовых планов и прогнозов.

Финансовый план - это план формирования и использования финансовых ресурсов. Финансовые планы имеют форму баланса - приходные и расходные разделы.

Основными задачами финансового планирования являются:

Определение источников и объемов денежных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, их распределение между секторами экономики;

Сосредоточение в руках государства централизованного фонда денежных ресурсов, необходимых для успешного выполнения государственных функций;

Обеспечение необходимых пропорций в распределении и использовании денежных ресурсов;

Стимулирование наиболее эффективного использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, снижение себестоимости продукции и выявления внутрипроизводственных резервов.

Выполнение этих задач реализуется через:

1) основной финансовый план государства - Государственный бюджет и бюджеты всех уровней;

2) кредитный и кассовый план Национального банка и коммерческих банков;

3) балансы и отчеты предприятий;

4) сметы учреждений, которые финансируются из бюджета.

Формирование финансовых планов и прогнозов базируется на двух основных принципах:

1) научной обоснованности;

2) предметно-целевом подходе.

Принципы - это основополагающие элементы системы управления. Принципы определяют характер действия как отдельных подсистем и их элементов, так и механизма в целом.

Научная обоснованность планирования предполагает экономическую обоснованность финансовых показателей, отражение реальных процессов экономического и социального развития, сбалансированности финансовых ресурсов.

Предметно-целевой подход предусматривает конкретное целевое назначение.

В финансовом планировании используются специальные методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый и метод экономико-математического моделирования.

Суть нормативного метода финансового планирования заключается в том, что при расчете финансовых показателей за основу берутся финансовые нормы и нормативы, к которым относятся нормы амортизационных отчислений, рентабельности отдельных видов товаров (работ, услуг), оборотных средств, ставки заработной платы, нормы расходования средств в бюджетных учреждениях, нормы отчислений в фонды социального назначения и т.п.

Нормативный метод достигает наибольшей эффективности при условии, что нормы и нормативы соответствуют таким требованиям: они должны быть научно-обоснованными; прогрессивными (ориентированными на лучший опыт); длительного действия; стабильными.

Расчетно-аналитический метод финансового планирования основывается на фактических показателях финансовой деятельности в предыдущие отчетные периоды. На основе анализа финансовых показателей за прошедшие годы и период, предшествовавший предплановом году, устанавливается исходная база планирования. Затем определяются факторы, которые могут повлиять на финансовую деятельность в плановый период, рассчитываются индексы и коэффициенты их влияния. На основании базовых показателей, а также коэффициентов, характеризующих финансовые показатели на плановый период. Это достаточно трудоемкий метод, требует значительной аналитической работы, однако на сегодня его применения является самым реальным.

Балансовый метод в финансовом планировании предполагает соответствие расходов источникам их покрытия и взаимосвязь всех разделов финансового плана, финансовых и производственных показателей, в результате чего достигается сбалансированность плана. Сейчас этот метод приобретает особое значение, поскольку все расходы предприятий зависят от заработанных ими средств и предприятия должны рассчитывать только на собственные поступления, а не на помощь государства или министерства.

Весьма перспективным является метод экономико-математического моделирования. Основывается он на разработке математической модели финансовой деятельности предприятия или государства в плановом периоде. Этот метод дает возможность рассчитать несколько вариантов плана с помощью переменных входных показателей и находить оптимальные решения.

Финансовый рычаг является средством действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям и др.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Привлечение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, проводить единую политику в сфере финансов, обеспечить финансовую дисциплину.

Нормативное обеспечение включает инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, лимиты и резервы.

Информационное обеспечение состоит из разного типа статистической, экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. Сюда относятся сообщения о финансовой устойчивости и платежеспособность партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах на товарном, фондовом, валютном рынках. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком.

Основные методы финансового воздействия на социально-экономическое развитие - это финансовое обеспечение и финансовое регулирования.

Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма, характеризующие содержание воздействия финансов на различные аспекты развития общества.

Установление приоритетности того или иного метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем выше уровень развития общества и экономики, тем большая роль финансового регулирования.

Структурное строение финансового механизма представлена на рис. 2.


Рис. 2.

Финансовое обеспечение регулируется на основе соответствующей системы функционирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Различные формы финансового обеспечения используют на практике одновременно через установка полученного для определенного этапа развития общества соотношения между ими.

Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Поскольку финансы являются распределительными отношениями, то финансовые методы регулирования, по сути, является методом распределения. Есть два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.

В составе финансового механизма создается набор финансовых инструментов, с помощью которых осуществляется воздействие на различные стороны общественного развития.

Видами таких инструментов являются налоги, взносы и отчисления, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянно меняется в зависимости от задач финансовой политики.

Управление финансовым механизмом основывается на использовании соответствующих рычагов. По направлению своего действия они делятся на две группы: стимулы и санкции.

Кроме того, рычаги управления финансовым механизмом подразделяются на отдельные виды. Прежде всего это принципы, условия и порядок формирования доходов, накоплений и фондов, порядок осуществления расходов, условия и принципы финансирования и кредитования.

Условия формирования доходов, накоплений и фондов, а также финансирования и кредитования определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.

Надежность финансового механизма определяется достаточным обеспечением потребностей каждого субъекта в средствах на основе оптимизации соотношения между формами финансового обеспечения.

Чрезвычайно важную роль в системе управление финансовым механизмом играют нормы и нормативы, особенно при применении нормативного метода распределительных отношений.

Функционирование финансового механизма обеспечивается через организационные структуры, которые характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль.

Эффективность финансового механизма зависит от целенаправленного выбора финансовых инструментов и действенности их воздействия на отдельные стороны социально-экономического развития.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения в жизнь используется финансовый механизм. Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Структура финансового механизма

Структура финансового механизма довольно сложна. В нее входят различные элементы, соответствующие разнообразию финансовых отношений.

Государство в лице его исполнительных и законодательных органов власти на основе тщательного изучения действия экономических законов, закономерностей развития финансов, задач экономической и финансовой политики устанавливает методы распределения общественного продукта, национального дохода, формы денежных накоплений, предусматривает виды платежей, определяет принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов и т.д. Для эффективного использования финансов большое значение имеет осуществление планирования и прогнозирования, нормативное оформление применяемых способов организации финансовых отношений (налогов, расходов и пр.), контроль за правильностью применения различных видов, форм и методов финансовых отношений.

В зависимости от особенностей отдельных подразделений общественного хозяйства и на основе выделения сфер и звеньев финансовых отношений финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельны структурные звенья.

Например, механизм государственных финансов подразделяется на бюджетный и механизм функционирования внебюджетных фондов.

В соответствии с территориальным делением можно выделить финансовый механизм государства и местных органов власти. При рассмотрении финансового механизма с точки зрения его воздействия на общественное воспроизводство выделяются его функциональные звенья: мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование и т.д.
Внутренняя увязка составных (структурных и функциональных) звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений образует “конструкцию финансового механизма”, которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т.е. определения ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов и пр.

Деятельность государства в области финансов осуществляется по определенным правилам, с соблюдением установленных норм.

Введение юридических норм позволяет установить единые правила организации финансовых связей, защитить экономические интересы общества, коллективов предприятий и отдельных граждан. Соблюдение правовых норм обеспечивает строгую финансовую дисциплину, позволяет проводить единую политику в области финансов.
Неудовлетворительное состояние законодательства сдержива­ет хозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие.

Разногласия в правовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативными социальными и нравственными последствиями. Формируя финансовый механизм, государство стремиться обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личны­ми и коллективными интересами, что является залогом эф­фективности финансового механизма.

В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, стимулы и пр.

Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм.

Как самостоятельное явление термин «финансовый механизм» был пущен в научный оборот в нашей стране в конце 60-хх годов 20 века.

Финансовый механизм представляет собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.

Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования и использования разнообразных фондов денежных средств. Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его отдельные составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйствующих организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.

В соответствии с территориальным делением РБ следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.

Каждая из рассмотренных сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизация ресурсов, финансирование, стимулирование), имеющие количественную и качественную определенность.

Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является основой функционирования финансового механизма, т.к. без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставляемых финансовых ресурсов, в каких формах, и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма.

Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризует два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетными определяется направлениями финансовой политики государства. При этом, чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, чем значительнее роль финансовых регуляторов.

Финансовое обеспечение реализуется посредством установления системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования.

Особенное место в рыночных условия занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяют одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций - важнейшая задача финансовых работников всех рангов.

Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед РБ. Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки НДС, акцизы и др. налоговых платежей.

Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности. Поскольку финансы выражают распределительные отношения, то и создание финансовых методов регулирования различных сторон развития общества заключается в том, что они по сути являются конкретными формами, способами распределения, основывающимися на сальдовом и налоговом методах.

Сальдовый метод предполагает осуществление распределения доходов по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Промежуточные элементы при этом методе определяются на основе специальных расчетов.

При налоговом методе сумма доходов распределяется по нормативам (ставкам, срокам), устанавливаемым законом для отдельных элементов.

Каждому из них в системе распределительных отношений придается определенное целевое назначение в виде закрепленных за ними функций (НДС, налог на прибыль, акцизы, амортизационные отчисления).

Финансовое обеспечение и регулирование взаимосвязаны и взаимозависимы. Однако их функционирование осуществляется относительно самостоятельно, что требует согласования и увязки всех составляющих элементов финансового механизма.

Финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. В связи с этим, финансовый механизм можно определить как систему управления финансами предприятия, предназначенную для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемую государством в соответствии с требованиями экономических законом .

Финансовый механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей ролью финансов сферы материального производства.

Рис. 1

Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами. Финансы предприятий - важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство.

Валовой внутренний продукт - это рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства .

Национальный доход - это сумма всех доходов, полученных резидентами страны за год.

Национальное богатство - это макроэкономический показатель, представляющий в денежном выражении совокупность активов, созданных и накопленных обществом.

По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства. Наличие финансов предприятий обусловлено существованием товарно-денежных отношений и действием законов стоимости и спроса и предложения. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы - это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, то есть денежные отношения.

Для обеспечения воспроизводственного процесса с помощью финансов на предприятиях всех отраслей народного хозяйства формируются денежные фонды целевого назначения, используемые для производственных нужд и для удовлетворения социальных и личных потребностей работающих.

Таким образом, финансы предприятий представляют собой совокупность экономических, - денежных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода, национального богатства и связаны с образованием, распределением и использованием валового дохода, денежных накоплений и финансовых ресурсов предприятий. Эти отношения, определяющие сущность данной категории, опосредствованы в денежной форме.

Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма. Но мы рассмотрим структуру финансового механизма, как семь взаимосвязанных элементов: финансовые методы и рычаги; правовое, нормативное, информационное и кадровое обеспечение, финансовые инструменты. Далее изучим эти элементы более подробно.

Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов .

Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно. Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.).

Основными финансовыми методами являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.

Фактомринг - комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа .

Лимзинг (англ. leasing от англ. to lease - сдать в аренду) - вид финансовых услуг, связанных с формой приобретения основных фондов .

Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и др. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых и валютных бирж, прочая информация.

Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов, с помощью финансовых рычагов.

Финансовый рычаг - совокупное воздействие на уровень прибыли за счет собственного капитала и заемного финансирования.

К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т.п.

Прибыль - это превышение в денежном выражении доходов (выручки от товаров и услуг) над затратами на производство и сбыт этих товаров и услуг. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства (организаций и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская деятельность.

Доход - это регулярное пополнение бюджета экономического субъекта, измеренное деньгами.

Амортизационные отчисления - это процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на стоимость производимого продукта.

Арендная плата - это плата за временное владение и пользование имуществом.

Процентная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к сумме кредита, которую платит получатель кредита за пользование им в расчете на определенный период (месяц, квартал, год).

Портфельные инвестиции - это инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги .

Дивиденд - это часть прибыли акционерного общества, или иного хозяйствующего субъекта, распределяемая между акционерами, участниками в соответствии с количеством и видом акций, долей, находящихся в их владении. Величина и порядок выплаты дивидендов определяются собранием акционеров, участников и уставом акционерного или иного общества .

Дисконт - это покупка переводных векселей, казначейских векселей или облигаций по цене ниже номинальной. Векселя и облигации погашаются в определенный момент в будущем по своей номинальной стоимости. Покупатель, который приобретает вексель или облигацию в момент выпуска, платит за них меньше номинальной, или лицевой, стоимости (с дисконтом). Разница (дисконт) между ценой, по которой он покупает вексель или облигацию, и их номинальной стоимостью представляет собой процент по займу, предоставленному под обеспечение векселем или облигацией. Если владелец векселя или облигации захочет затем продать их до истечения срока их действия (редисконтировать, переучесть их), он сможет получить за них сумму, меньшую, чем номинальная стоимость, хотя и большую, чем та, что была за них заплачена. Разница между исходной ценой, заплаченной им, и полученной суммой зависит главным образом от того, сколько времени осталось до истечения срока действия данной ценной бумаги.

Котировка валютного курса - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны, драгоценных металлах, ценных бумагах.

Для действия финансовых методов, с помощью финансовых рычагов, в образовании и использовании денежных фондов необходимо такое обеспечение, как права, нормы, информация и кадры.

В широком смысле финансовый механизм представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического развития. Финансовый механизм включает виды, формы и методы организации финансовых отношений, способы их количественного определения.

Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, механизм функционирования государственных финансов. В свою очередь, каждая из этих сфер включает отдельные структурные звенья. Каждая сфера и отдельное звено финансового механизма являются составной частью единого целого. Они взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем сферы и звенья функционируют относительно самостоятельно, что вызывает необходимость постоянного согласования составляющих финансового механизма. Внутренняя увязка составных звеньев финансового механизма является важным условием его действенности.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый механизм - совокупность форм и методов, инструментов и рычагов формирования и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения разнообразных потребностей государства, хозяйствующих субъектов и населения. Цель финансового механизма - это обеспечение эффективного функционирования финансовой системы и финансовых рынков, а также взаимодействия между ними. Постепенно с развитием новых форм финансовых отношений усложняется финансовый механизм.

Существует множество точек зрения на определение структуры финансового механизма.

Литовских А.М. рассматривает структуру финансового механизма предприятия, как пять взаимосвязанных элементов:

- финансовые методы . Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

- финансовые рычаги . Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, и т.п.

- правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.;

- нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т.п.;

- информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения..


В структуру финансового механизма входят следующие элементы :

1. Система регулирования финансовой деятельности , которая включает:

Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия (принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий).

Рыночный механизм регулирования финансовой деятельности предприятия. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов.

Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам его финансовой деятельности.

2. Система внешней поддержки финансовой деятельности предприятия включает:

Государственное финансирование и другие внешние формы финансирования предприятия.

Кредитование предприятия. Этот механизм основан на предоставлении предприятию различными кредитными институтами разнообразных форм кредита.

Лизинг (аренда). Этот механизм основан на предоставлении в пользование предприятию целостных имущественных комплексов, отдельных видов внеоборотных активов за определенную плату на предусмотренный период.

Страхование. Механизм страхования направлен на финансовую защиту активов предприятия и возмещение возможных его убытков при реализации отдельных финансовых рисков.

Прочие формы внешней поддержки финансовой деятельности предприятия. (лицензирование, государственная экспертиза инвестиционных проектов).

3. Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности: цена, процент, прибыль, амортизационные отчисления , чистый денежный поток, дивиденды , пени, штрафы, неустойки, прочие экономические рычаги.

4. Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений предприятия и фиксирующих его финансовые отношения с другими экономическими объектами:

Платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.).

Кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.).

Депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.).

Инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.).

Инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.).

Прочие виды финансовых инструментов.