Меню
Бесплатно
Главная  /  Общая информация  /  Приватизация путем акционирования. Акционирование предприятий — главное направление разгосударствления приватизации

Приватизация путем акционирования. Акционирование предприятий — главное направление разгосударствления приватизации

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России осуществляется, в основном, путем преобразования их в открытые акционерные общества (ОАО). При этом процесс создания такого акционерного общества имеет существенные отличия от стандартного порядка учреждения хозяйственных обществ. Акционирование предприятий регулируется законодательством о приватизации, которое с 1992г. неоднократно менялось. В первые годы приватизации первоначальная стоимость выставленного на продажу государственного предприятия определялась весьма просто, без учета специфики производства, региональных условий, условий рынка и т.п. В большинстве случаев за продажную цену принимали балансовую стоимость предприятия за вычетом износа.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" значительно усовершенствовал подход к определению справедливой цены предприятия, подлежащего акционированию. При этом Закон оперирует двумя основными определениями цены - нормативной и начальной. Под нормативной ценой понимается минимальная стоимость, по которой может быть реализовано предприятие. Методика расчета нормативной цены определяется Правительством РФ и заключается в расчете стоимости предприятия на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, составленного с учетом метода расчета чистых активов.

Под начальной ценой подразумевается цена, выставляемая в качестве первоначальной при проведении аукциона. При этом основанием для определения начальной цены является , составленный в соответствии с Законодательством РФ об оценочной деятельности. Ключевым моментом при определении рыночной стоимости предприятия для акционирования является адекватная оценка как текущего финансового положения предприятия, так и перспектив его дальнейшего развития.

На основании этой оценки определяется размер уставного капитала акционерного общества. Распределение долей предприятия осуществляется путем выпуска акций на соответствующую сумму. Способ оплаты долей (акций) определяется уставными документами предприятия. При этом возможен вариант оплаты доли акционера не денежными средствами, а имуществом. В этом случае стоимость имущества, вносимого в качестве оплаты доли, определяется соглашением учредителей с привлечением независимого оценщика, поскольку в соответствии с законодательством принятая стоимость не может превышать оценки, проведенной независимым оценщиком.

Необходимо также учитывать, что после распределения долей предприятия оценка каждой доли (пакета акций), как самостоятельного объекта купли-продажи, должна проводиться с учетом поправочных коэффициентов - скидок на низкую ликвидность, и миноритарный пакет, надбавок за контрольный характер пакета акций и прочих факторов.

Оценочная компания Swiss Appraisal имеет значительный опыт проведения оценки для акционирования и распределения долей крупных промышленных предприятий для государственного сектора и частного бизнеса. Случаи, когда необходима оценка Swiss Appraisal:

  • Акционирование предприятия
  • Распределение долей при акционировании
  • Распределение долей при разделе предприятия
Какие объекты оценивает Swiss Appraisal:

Отраслевые федеральные и муниципальные государственные унитарные предприятия (ФГУП), как известно, все еще занимают достаточно заметное место в экономике нашей страны, особенно в том случае, если они входят в состав так называемых системообразующих организаций, то есть имеют непосредственное отношение к выполнению важных государственных программ разного уровня и различной отраслевой направленности. Вероятно, именно по этой причине приватизация таких предприятий подробно регламентируется законодательством, согласно которому любое преобразование унитарных предприятий в компании иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Федеральный закон содержит в этой части конкретное требование (ст.34 закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статьей 13 ФЗ-178 от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

Причем, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 упомянутого выше Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным выше Федеральным законом способами. Из этого следует, что общие принципы приватизации по отношению к крупным унитарным предприятиям по большей части неприменимы. Как уже было отмечено, по отношению к государственным унитарным предприятиям, имеющим важно государственное, в том числе - оборонное, значение приватизация может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Оно и понятно: трудно представить продажу с торгов режимного оборонного института или завода. Следовательно, акционирование ФГУПов является в данном случае способом (механизмом) приватизации, причем исключительным, то есть, единственно возможным. Именно так следует расставлять акценты и приводить в порядок понятийный аппарат.

На практике упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации. То есть, неизбежно возникает вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. Согласитесь, с учетом печальной практики всех предыдущих «волн» приватизации, такой вопрос возникает закономерно и обоснованно, и дело даже не в возможной коррумпированной составляющей процесса приватизации. По нашему мнению, актуальность данной проблемы обусловлена двумя главными причинами, а именно:

многие отраслевые унитарные предприятия отнесены к категории стратегических, поскольку в том числе выполняют важные государственные задачи в области обороны и безопасности в целом;

большинство из упомянутых унитарных предприятий располагает на праве хозяйственного ведения внушительными активами, в том числе объектами недвижимости, дорогостоящим оборудованием. Отраслевые научно-исследовательские институты, например, часто располагают также правами на интеллектуальную собственность, которая часто по своей стоимости сравнима с дорогостоящими объектами недвижимости.

Но ведь создаваемое на месте ФГУП акционерное общество одновременно приобретает возможность не только использовать упомянутые активы по их прямому назначению, но и заниматься их продажей, которая на практике получила достаточно туманное наименование «реализации непрофильных активов». Так кому же «с барского плеча» государства передаются активы реформируемых унитарных предприятий?

В нашей стране перечень таких предприятий утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Кроме того, перечень так называемых «системообразующих» объектов утверждается правительственной Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Упомянутый перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решениями упомянутой Комиссии. Это означает, что состав системообразующих предприятий формируется на уровне высших органов государственного управления России, постоянно меняется с учетом изменений, происходящих в базовых отраслях экономики, в том числе с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса страны.

Следует отметить, что в качестве первых шагов унитарного предприятия по пути акционирования необходимо рассматривать его включение в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также последующее издание соответствующего приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом или его территориального подразделения. На этом основании выпускается распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об условиях приватизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия. Поскольку с этого момента процесс приватизации регулируется преимущественно упомянутым выше распорядительным документом, остановимся более подробно на его содержании.

В преамбуле распоряжения об условиях приватизации обычно перечислены нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых осуществляется приватизация данного предприятия, в том числе содержится ссылка на аудиторское заключение с предварительной оценкой стоимости активов ФГУП. Далее, в распоряжении обычно указывается, что приватизацию надлежит осуществить путем преобразования в открытое акционерное общество, причем указывается его полное наименование и размер уставного капитала акционерного общества. В этой части, обязательным является указание на то, сколько именно именных обыкновенных бездокументарных акций составляют уставный капитал и какова стоимость каждой акции. Распоряжением доложен быть утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, что по общему правилу должно быть отражено в специальном приложении к распоряжению. Однако на практике унитарное предприятие, подлежащее приватизации, как правило, получает лишь текст основного документа, без перечня имущественного комплекса. По всей вероятности, представитель собственника в этом случае оставляет за собой право в последний момент внести коррективы в этот важный документ, поскольку в процессе подготовки имущественного комплекса к приватизации могут возникать разного рода неожиданности.

Очень часто, например, правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимости или не оформлены надлежащим образом, или вообще отсутствуют, особенно если речь идет об объектах незавершенного строительства, либо о так называемом «самострое». Это означает, что для того, чтобы на свет появилось приложение к распоряжению с указанием состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, администрация унитарного предприятия часто бывает вынуждена предварительно проводить большую работу, направленную на приведение в надлежащее состояние правоустанавливающих документов. Начало такой работы - организация комиссионной проверки имущественного комплекса предприятия, с участием представителей собственника, то есть территориального управления Росимущества, по итогам которой оформляется соответствующий акт. Названный документ сопоставляется с оформленным ранее актом передачи предприятию объектов на праве хозяйственного ведения и в результате появляется возможность вычленить «проблемные» объекты недвижимости, по которым необходимо проводить дополнительные специальные мероприятия (уточнение границ земельных участков; урегулирование территориальных разногласий; переоформление документов БТИ; согласование и получение недостающих правоустанавливающих документов и т.д.).

Правда, в передаточный акт могут войти не все объекты недвижимости, которые входят в имущественный комплекс ФГУП, такое бывает достаточно часто. Чем руководствуется в этом случае собственник, нам не ведомо. Есть, видимо, какие-то свои резоны… В качестве приложения к распоряжению об условиях приватизации оформляется также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП. Чаще всего имеются в виду объекты, расположенные на территории предприятия, но принадлежащие ГО и МЧС (обычно, защитные сооружения). Расчет балансовой стоимости активов предприятия, а также перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, также оформляются, как приложения к упомянутому выше распоряжению об условиях приватизации.

Важно учитывать, что названным распоряжением должен быть утвержден также устав создаваемого акционерного общества, состав органа управления (совета директоров), ревизионной комиссии. Но все кадровые решения в этом случае носят временный характер, то есть принимаются до первого общего собрания открытого акционерного общества. Есть и конкретные мероприятия, которые должны провести члены органа управления. Так, часто в распоряжении об условиях приватизации содержатся требования: в 2-3-х месячный срок осуществить необходимые меры с целью государственной регистрации открытого акционерного общества; подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса и предоставить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заверенный экземпляр Устава, а также копию документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и экземпляр передаточного акта; в месячный срок предоставить в территориальное управление Росимущества документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества; осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к созданному открытому акционерному обществу права собственности на объекты, полученные им в соответствии с передаточным актом. Названным выше распоряжением об условиях приватизации органам управления акционерного общества обычно предписывается принять решение о выпуске акций открытого акционерного общества с размещением всех акций единственному учредителю - Российской Федерации (в лице Росимущества), а также утвердить отчет об итогах выпуска акций созданного ОАО и направить соответствующие материалы в уполномоченный государственный регистрирующий орган.

Практика показывает, что именно организация выпуска акций является наиболее сложной и трудоемкой задачей. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ устанавливает процедуру эмиссии ценных бумаг, которая включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Одновременно установленный перечень этапов не является исчерпывающим, а порядок осуществления этапов может меняться в зависимости от ситуации. В дальнейшем, Совету директоров также предписывается организовать ведение реестра акционеров и представить собственнику соответствующие документы, подтверждающие исполнение предписания.

Важно учитывать, что акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п.5 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ). То есть до момента государственной регистрации предприятие является ФГУПом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новое акционерное общество является правопреемником государственного унитарного предприятия. Трудовые договоры с работниками организации сохраняются (статья 75 ТК РФ), причем какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется. А вот если работник почему-либо не согласен продолжать работу в реорганизованной компании, он обязан выразить такое несогласие (отказ от продолжения работы) в письменной форме. Но в любом случае, стороной трудовых отношений становится новое юридическое лицо. В трудовые книжки работников вносится запись о новом названии организации-работодателя. В соответствии с частью четвертой статьи 43 Трудового Кодекса РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях реорганизации организации в форме преобразования».

Завершая размышления об особенностях процесса приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо перечислить и некоторые трудности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители ФГУПов в это сложное для них время, которое именуется, как «приватизация» или «акционирование» (читатель уже понял, что правильно и то, и другое). Разумеется, в каждом конкретном случае ситуация может выглядеть по-разному, но общие тенденции существуют. Прежде всего, предприятие после акционирования должно войти в состав другого акционерного общества, которое с момента выпуска распоряжения территориального управления Росимущества об условиях приватизации обычно уже начинает чувствовать себя, как фактический хозяин реформируемого предприятия. К этому явлению следует относиться с пониманием, ведь акционирование рано или поздно, но закончится. Так что контроль со стороны «головного» акционерного общества, некоторые его настойчивые рекомендации и предложения (от которых нельзя отказаться) относительно кадровой политики и перестановки в руководящем звене, это, так сказать, трудности роста. Но главным, скорее всего, следует считать такую особенность, как фактическое руководство процессом приватизации со стороны собственника - территориального управления Росимущества, точнее, весьма жесткий контроль всего происходящего, который осуществляется представителями этого ведомства. Сможет руководство ФГУПа и его юридическая служба правильно ориентироваться и найти свое место в этой «двухступенчатой» конструкции, следовательно, сможет сохранить себя в этот сложный период структурных потрясений.

Содержание.
Введение 3
1. Предпосылки и необходимость акционирования муниципальных унитарных предприятий 5
2. Понятие и содержание акционирования муниципальных унитарных предприятий 10
3. Сравнительная характеристика муниципального унитарного предприятия и акционерного общества (преимущества и недостатки) 14
4. Изменения на муниципальном унитарном предприятии, которые влечет акционирование 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Введение
Актуальность темы настоящей работы определяется следующими обстоятельствами. Углубление кризисных явлений в российской экономике со всей очевидностью выдвигает во главу угла вопрос об организационно-правовых формах участия государства в современном гражданском обороте.
В настоящее время ведется обсуждение проблем, связанных с созданием и использованием такого правового механизма государственного участия в рыночных отношениях, который обеспечил бы реальное сочетание имущественных прав и интересов государственного юридического лица с интересами самого государства.
Центральным теоретическим и практическим вопросом экономических реформ, период которых переживает наша страна, является вопрос о преобразовании отношений собственности. Фактический отказ от государственного управления российской экономикой на современном этапе с переходом на ее регулирование заставляют более глубоко осмыслить роль и значение, а также перспективы использования такого порождения советской административно-командной экономики и правового порядка, как государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Благодаря своим возможностям и достоинствам: объединению различных форм собственности, оптимальному соединению общественных, коллективных и индивидуальных интересов, объективной невозможности в ряде случаев иного решения крупномасштабных задач, широким кредитно-финансовым возможностям, возможности внедрения в другие производства, участию акционеров в управлении, сложившемуся механизму стимулирования труда рабочих и служащих через участие в прибылях и т. п., организационным гарантиям от банкротства и стагнации и т. д. - акционирование является перспективным способом осуществления приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В отечественной литературе существует много исследований и публикаций, исследующих процессы приватизации в России начиная с начала 90-х годов ХХ века. Но нет ни одного комплексного исследования, посвященного вопросам акционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Объектом исследования в настоящей работе являются общественные отношения, складывающиеся между субъектами приватизации в процессе преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее процессы приватизации в Российской Федерации.
Целью настоящей работы является изучение проблем и перспектив развития процесса приватизации муниципальных унитарных предприятий путем преобразования в акционерное общество.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
- выявить законодательные, экономические и социальные предпосылки реорганизации муниципальных унитарных предприятий путем акционирования, объяснить необходимость акционирования муниципальных унитарных предприятий;
- определить основные этапы акционирования муниципального унитарного предприятия и возникающие при этом проблемы;
- дать сравнительную характеристику муниципального унитарного предприятия и акционерного общества, выявив при этом их преимущества и недостатки;
- охарактеризовать изменения на предприятии, которые влечет акционирование муниципального унитарного предприятия.
Выдержка из работы.
Таким образом, на основании вышеизложенного в настоящей работе можно сделать следующие выводы.
Муниципальные унитарные предприятия, работающие в настоящее время в основном в сфере ЖКХ, на современном этапе развития рыночной экономики являются неэффективными. Существует ряд социальных, экономических и законодательных предпосылок акционирования МУПов. В целях повышения конкурентоспособности МУП действующим законодательством предусмотрено их преобразование в акционерные общества с дальнейшей приватизацией путем продажи части пакета акций. Таким образом, нерентабельные МУП будут ликвидированы, а рентабельные приватизированы.
Основная сущность акционирования заключается в том, что муниципальное предприятие, проходя через процедуру реорганизации, преобразуется в открытое акционерное общество, и все имущество, которое будет передано в составе имущественного комплекса предприятия, перестает быть муниципальным имуществом, а переходит в собственность созданного в результате реорганизации акционерного общества. Взамен муниципалитет получает акции акционерного общества в количестве, соответствующем доле стоимости переданного имущества в уставном капитале.
По мнению автора, как форма хозяйствования на современном рынке акционерное общество является наиболее гибким и эффективным по сравнению с муниципальным унитарным предприятием, в основном за счет отсутствия специальной правоспособности, предусмотренной законодательством для МУП.
Таким образом, несмотря на то, что акционирование муниципальных унитарных предприятий имеет свои сложности и требует значительных финансовых затрат, оно предоставляет органам местного самоуправления определенные возможности. В частности, к таким возможностям относятся:
- сохранение права на использование текущих лицензий муниципального предприятия на виды деятельности;
- сохранение преемственности по существующим договорам, в том числе договоров управления с населением и с поставщиками коммунальных ресурсов;
- сохранение преемственности прав на взыскание дебиторской задолженности;
- определение перечня объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса муниципального предприятия, и изъятие их в муниципальную казну;
- исключение необходимости ликвидации муниципального предприятия.
Преобразование муниципальных унитарных предприятий в акционерные общества следует осуществлять с оставлением территориальной инфраструктуры в муниципальной собственности при упорядочении системы договорных отношений и ценообразования. В целях защиты интересов населения и всего муниципального образования собственность на инфраструктуру рекомендуется оставлять муниципальной.
При акционировании муниципальных унитарных предприятий ЖКХ путем преобразования в открытые акционерные общества жилищно-коммунального хозяйства, для обеспечения контроля над качеством, надежностью и экологической безопасностью обслуживания после изменения организационно-правовой формы организации (акционирования), необходимо стремиться сохранить контрольный пакет акций в муниципальной собственности.

В конце прошлого года Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением от 30.11.2009 № 1805-р утвердил программу приватизации федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации на 2011 и 2012 гг. Корпоративной реорганизации (приватизации, реструктуризации, ликвидации) будут подвергнуты те предприятия, деятельность которых не соответствует публичным функциям государства. Сотни унитарных предприятий будут преобразованы в открытые акционерные общества. Как безболезненно пройти этот путь? Как избежать заторов на сложных дорогах акционирования? Возможна ли деприватизация?

В этом году акционирование ожидает предприятия, исключенные из перечня стратегических, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных компаний в стратегический перечень. К продаже будут предложены пакеты акций обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).

Процедура преобразования унитарного предприятия в акционерную компанию — процесс сложный и длительный. Руководству ФГУПа предстоит провести комплексные подготовительные мероприятия. Могут быть (а в некоторых случаях - должны) задействованы и внешние консультанты - аудиторы, оценщики, юристы.

Рассмотрим основные этапы приватизации предприятия.

Прогнозный план

Первый шаг - утверждение Правительством РФ Прогнозного плана приватизации на срок от одного года до трех лет (с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ).

В Прогнозном плане указываются основные направления и задачи приватизации на плановый период, рассматривается возможное влияние приватизации данного имущества на структурные изменения в экономике, приводятся его характеристика и предполагаемые сроки проведения процедуры. В документе содержится перечень ФГУПов, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, а также иного федерального имущества, которое планируется приватизировать.

Включение ФГУПа в Прогнозный план налагает ограничения на ряд действий его руководителя. Так, c даты утверждения программы приватизации до момента госрегистрации АО он без согласия собственника (государства) не вправе:

    сокращать численность работников;

    совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета или более чем в 60 000 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, заключать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз установленный законом МРОТ;

    получать кредиты;

    эмитировать ценные бумаги;

    выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

обратите внимание

Если решение об условиях приватизации ФГУПа принимает Правительство РФ (об этом сказано в Прогнозном плане) или Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), то сделки и действия ФГУПа согласовывает последнее. В остальных случаях решение об условиях приватизации принимает территориальное управление Росимущества.

В отношении каждого ФГУПа Росимущество издает распоряжение о подготовке к приватизации, назначает ответственное подразделение или территориальный орган, с которым унитарному предприятию предстоит взаимодействовать. Определяются также необходимые подготовительные мероприятия и сроки их проведения. К сожалению, данный процесс зачастую затягивается.

Подготовка к приватизации

1. Инвентаризация имущества и обязательств государственного унитарного предприятия.

Несмотря на то что порядок инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49) и Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (утверждены совместным распоряжением Минимущества, Минпромнауки и Минюста России от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/149), предприятия нередко допускают ошибки при ее проведении. Например, не соблюдают требования к оформлению документов: приказ руководителя не содержит обязательных сведений, предусмотренных рекомендациями, встречаются технические ошибки в описях и актах, нарушается порядок внесения изменений в документы. Зачастую не обеспечивается установленный порядок взаимодействия членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, а также условия, препятствующие внесению в документы несанкционированных исправлений.

Результатом проверки являются акт инвентаризации и прилагаемый к нему перечень обязательств унитарного предприятия на дату завершения инвентаризации.

2. Составление промежуточного баланса.

Промежуточный баланс формируется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина России от 22.07.2003 № 67н и от 31.10.2000 № 94н. Пояснения к промежуточному балансу приводятся по всем его статьям.

Промежуточный баланс проверяет аудиторская организация, выигравшая соответствующий конкурс. Если аудитор выявит нарушения, Росимущество или его территориальный орган организуют проверку расхождений в документах, представленных ФГУПом и аудитором. По результатам проверки Росимущество или территориальный орган составляют акт, на основании которого изменения вносятся в учетные данные ФГУПа.

Помимо акта инвентаризации и промежуточного баланса представляется план земельного участка с правоустанавливающими документами на землю. Типичные ошибки на данном этапе - отсутствие кадастрового номера участка и документов о праве собственности. После проведения всех мероприятий документы направляются в орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации.

Расчет балансовой стоимости активов предприятия и определение способа приватизации

Росимущество или его территориальный орган рассчитывают балансовую стоимость активов предприятий, подлежащих приватизации. Расчет основывается на данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, рассчитанных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.

Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов равна (или превышает) 100 000 руб., то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого ОАО. Номинальная стоимость акции, как правило, 10 или 100 руб. В этом случае ответственное ведомство должно разработать проект устава открытого акционерного общества (на практике проект устава разрабатывает и представляет в ответственный орган предприятие).

Указанным решением определяется способ приватизации - преобразование государственного унитарного предприятия в ОАО. В нем отражаются:

    наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества);

    способ приватизации;

    начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ);

    срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

    иные необходимые сведения.

Кроме того, утверждаются состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, расчет балансовой стоимости активов. Наконец, утверждается устав ОАО, назначаются единоличный
исполнительный орган и члены ревизионной комиссии, определяется количественный и персональный состав совета директоров.

Необходимо составить также передаточный акт, подписываемый ответственным лицом органа, принявшего решение об условиях приватизации. Передаточный акт по форме и содержанию должен соответствовать составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУПа. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости активов и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, а также сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

После госрегистрации ОАО передаточный акт подписывает представитель принимающей стороны - единоличный исполнительный орган ОАО.

обратите внимание

Для госрегистрации ОАО в инспекцию Федеральной налоговой службы представляются решение об условиях приватизации, устав (в двух экземплярах), передаточный акт и соответствующее заявление. От уплаты госпошлины предприятие освобождается. В течение месяца с даты регистрации общество регистрирует выпуск акций в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам.

Руководитель общества проводит мероприятия по госрегистрации прав на недвижимое имущество ОАО. Одновременно с регистрацией права собственности акционерного общества на имущественный комплекс приватизируемого ФГУПа регистрируются обременения (ограничения) его имущества.

Отдельно следует остановиться на социальных аспектах приватизации. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, содержащимся в коллективных договорах, действовавших до приватизации. Вносить изменения в коллективный договор возможно только спустя три месяца после регистрации ОАО. Трудовые отношения работников акционируемых предприятий после приватизации продолжаются с их согласия.

Особенности правового положения

Акции общества, созданного в результате приватизации ФГУПа, могут быть включены в Прогнозный план (программу) приватизации на очередной финансовый год и приватизированы. Способ приватизации (открытый, закрытый или специализированный аукцион) определяет орган, уполномоченный принимать решение о продаже акций. Вид аукциона выбирается с учетом сложившейся структуры уставного капитала общества, инвестиционного спроса и т.д.

В случае отчуждения 75% акций общества Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие РФ и ее субъектов в управлении открытыми акционерными компаниями - «золотая акция». Данное право позволит представителю органа по управлению государственной собственностью налагать вето на ряд решений общего собрания акционеров (например, о внесении изменений и дополнений в устав ОАО, реорганизации и ликвидации компании, совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность).

В отношении обществ, 25% голосующих акций которых принадлежат государству или муниципальному образованию, действует правило о сохранении соответствующей доли участия в уставном капитале при осуществлении дополнительной эмиссии акций.

Итак, процесс передачи госимущества в частную собственность завершен. Новый правовой режим имущества предоставляет новому собственнику возможность более эффективно его использовать, что соответствует целям и задачам приватизационных процессов.

Деприватизация

Деприватизация - пересмотр итогов приватизации. На самом деле то, что обычно путают с пересмотром итогов, является решением вопроса о недействительности отдельных сделок купли-продажи государственных предприятий, имущественных комплексов, государственных пакетов акций, приватизация которых проведена с нарушением закона.

С правовой точки зрения в некоторых случаях речь может идти о процессе восстановления нарушенных прав собственника (государства), что предполагает определенные юридические и административные действия. Возврат государству незаконно приватизированного имущества не считается национализацией, поскольку исходя из ст. 301 ГК РФ каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Что может стать причиной такого оспаривания? Обычно это несоблюдение формы сделки, путем заключения которой была проведена приватизация, или особого порядка ее заключения. В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа от 03.12.2003 № КГ-А40/9305-03. Данным постановлением договор купли-продажи признан ничтожной сделкой, поскольку приватизация проведена способами, не предусмотренными законом. В частности, покупатель не имел на тот момент права выкупать арендованное имущество.

Остановимся на сроках исковой давности, в течение которых можно обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной. В соответствии со ст. 181 ГК РФ иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки (о возврате незаконно приватизированного имущества государству) может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда началось ее исполнение.

    дата утверждения плана приватизации;

    дата заключения договора купли-продажи арендованного имущества между Фондом имущества и предприятием;

    при приватизации имущества путем преобразования государственного предприятия в АО - день регистрации акционерной компании. Именно с этого дня организация считается созданной и приобретает способность иметь права и нести обязанности (ст. 49 и 51 ГК РФ);

    в случае приватизации путем внесения государством имущества в уставный капитал АО - момент издания соответствующим комитетом по управлению государственным имуществом распоряжения о преобразовании организации и утверждения акта оценки имущества;

    при преобразовании государственного или муниципального предприятия в ОАО -день учреждения акционерного общества и утверждения устава.

обратите внимание

Такое положение вещей устраивало не всех. Чтобы обойти срок давности при предъявлении исков, истцы на судебных заседаниях ссылались на то, что им стало известно о совершении незаконных приватизационных сделок только в ходе проверки. В этой ситуации срок давности переставал считаться пропущенным.

Однако этот обходной путь пресекли. Пленумы Верховного и Высшего арбитражного судов РФ приняли совместное постановление от 12.11.2001 и 15.11.2001 № 15/18. В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права независимо от того, кто обратился за судебной защитой - само лицо, право которого нарушено, либо другие лица в его интересах, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Значит, если с иском о признании сделки приватизации недействительной обращается прокурор, отсчет срока давности начинается не с того дня, когда он узнал о незаконности приватизации, а с даты, когда об этом должен был узнать компетентный государственный орган, представляющий в приватизации государство (как правило, это комитеты по управлению государственным или муниципальным имуществом, которые должны знать о незаконности сделки приватизации еще в момент ее совершения).

Например, комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области в иске о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора безвозмездного пользования) и администрации г. Иркутска, заявившей встречные требования по делу № А19-14474/06-54 от 29.12.2006, было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.

Особый интерес представляет постановление ФАС Московского округа от 09.01.2004 № КГ-А40/10712-03-П, согласно которому договор купли-продажи был признан оспоримой сделкой и применен годичный срок исковой давности. В то же время Арбитражный суд г. Москвы первоначально признал сделку ничтожной в связи с нарушением порядка приватизации (использовалось ненадлежащее средство платежа), но приобретатель был признан добросовестным.

Как доказать добросовестность

Еще одна возможность избежать деприватизации - применить статус добросовестного предпринимателя. В постановлении Конституционного суда РФ от 21.04.2003 № 6-П сказано, что содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ общие положения о последствиях недействительности сделки в той части, в которой требуется возвратить другой стороне (государству) все полученное по сделке (то есть полученное предприятием по сделке приватизации), не распространяются на добросовестного приобретателя. Согласно постановлению, если по возмездному договору имущество приобретено у лица, не имевшего права его отчуждать, собственник может обратиться в суд в порядке ст. 302 ГК РФ с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, которое приобрело это имущество (виндикационный иск). Если собственник подаст иск о признании сделки купли-продажи недействительной и применении последствий ее недействительности в форме возврата переданного покупателю имущества и при разрешении данного спора суд установит, что покупатель является добросовестным приобретателем, в удовлетворении исковых требований в порядке ст. 167 ГК РФ должно быть отказано.

Как доказать суду, что именно вы и есть тот самый добросовестный приобретатель? Необходимо доказать, что организация относилась к приватизированному имуществу как к своему, а именно:

    поставила его на баланс;

    платила налоги (на имущество, землю) и иные платежи (например, сбор за техосмотр транспортных средств);

    проводила капитальный или текущий ремонт имущества;

    принимала меры к надлежащему документарному оформлению права собственности (провела топосъемку или межевание земельного участка, техническую инвентаризацию объекта недвижимости и т.д.).

Если суд установит эти обстоятельства, то с высокой долей вероятности он сочтет предприятие добросовестным приобретателем имущества, полученного в порядке приватизации, и откажет в иске о возврате имущества государству.

АКЦИОНИРОВАНИЕ

способ приватизации государственных и муниципальных предприятий (далее - государственные предприятия) путем преобразования их в ОАО. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г.

Создание АО в процессе приватизации существенно отличается от обычного порядка учреждения хозяйственных обществ (см. Акционерные общества) тем, что не предусматривает объединение капиталов различных лиц для формирования уставного капитала общества, как это имеет место при традиционном способе создания общества. Экономическую основу АО, возникающего при

приватизации, составляет имущество, закрепленное за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения и являющееся государственной или муниципальной собственностью. Стоимостью этого имущества определяется размер уставного капитала общества, и на соответствующую сумму выпускаются акции, размещаемые между физическими и юридическими лицами. Все это определяет особенности порядка создания АО в процессе приватизации, начиная от принятия решений об их создании и включая условия выпуска, размещения акций и многое другое, что нашло отражение в законодательстве о приватизации. В период с 1992 г. до середины 1997г. А. проводилось в соответствии с Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Указами Президента РФ от 1 июня 1992 г. № 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества"; от 24 декабря 1993 г. №2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предпри-:

ятий в Российской Федерации"; от 22 июля 1994 г. № 1535 "Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года", а также в соответствии с другими правовыми актами, изданными в развитие Закона. Со 2 августа 1997 г. действует ФЗ РФ от 21 июня 1997 г. № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".

Государственной программой приватизации, принимаемой в виде федерального закона, определяются приоритеты в осуществлении приватизации государственного имущества, ограничения при ее проведении,порядок отчуждения государственного имущества в. собственность физических и юридических лиц, в том числе размещения (про-. дажи) акций создаваемых АО, определения льгот, предоставляемых работникам предприятий, преобразуемых в ОАО, и ряд других принципиальных положений. Детальная регламентация процесса А. осуществляется также постановлениями Правительства РФ и нормативными актами других федеральных органов (главным образом Госкомимущества РФ), издаваемыми в. пределах их компетенции.

Основные особенности создания АО на базе приватизируемых предприятий сводятся к следующему.

а) Инициатива в проведении приватизации государственного предприятия, а соответственно в создании на его основе АО, может исходить от Правительства РФ, федерального органа по управлению государственным имуществом и других федеральных органов, имеющих соответствующие полномочия (в отношении объектов федеральной собственности), от органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по объектам, находящимся в их ведении), а также от физических и юридических лиц.

б) В качестве учредителей создаваемых АО выступают соответственно от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования органы по управлению государственным или муниципальным имуществом.

в) Непосредственная подготовка предприятия к А. и проведение его осуществляются комиссией по приватизации, создаваемой соответствующим органом по управлению имуществом. В ее состав входят представители указанного органа, финансовой и других государственных структур, указанных в Законе. Своих представителей в состав комиссии могут направлять органы самоуправления по месту нахождения предприятия, его работники, а также территориальный антимонопольный орган.

г) Преобразование государственного предприятия в АО осуществляется в соответствии с планом приватизации,подготавливаемым комиссией по согласованию с общим собранием работников предприятия и утверждаемым органом по управлению имуществом. В плане определяются способ и сроки преобразования предприятия в АО, величина его уставного капитала, льготы, предоставляемые работникам, категории (типы) и номинальная стоимость акций общества, способы и сроки их продажи. План приватизации должен соответствовать типовому плану, утверждаемому Правительством РФ. Устав такого общества разрабатывается также на основе типового и утверждается органом по управлению имуществом.

д) При А. предприятий их работники и приравненные к ним лица (пенсионеры, имеющие определенный стаж работы на данном предприятии, и др.) пользуются льготами в приобретении и оплате акций. Ранее действовавшее законодательство предусматривало 3 варианта льгот (см. Приватизация). Закон о приватизации предусматривает возмездное

размещение акций; льготы, предоставляемые работникам акционируемого предприятия, должны предусматриваться Государственной программой приватизации, разработанной на его основе.

Помимо указанных льгот действуют предусмотренные законодательством меры социальной защиты работников акционируемых предприятий. Так, при преобразовании государственного унитарного предприятия в ОАО запрещается увольнять более чем 10% работников предприятия в течение 6 месяцев, предшествующих принятию соответствующего решения: созданное в результате такого преобразования общество отвечает по обязательствам, содержащимся в коллективном договоре, действовавшем до акционирования, и т.д.

е) Продажа акций общества, созданного на базе приватизируемого предприятия, осуществляется на специализированных конкурсах или аукционах Мин-госимуществом РФ и аналогичными учреждениями, создаваемыми субъектами РФ. Пакеты акций, составляющие более 50% уставного капитала общества, продаются исключительно на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. В числе социальных условий могут предусматриваться. например, сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных; переподготовка или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников. В случае невыполнения победителем конкурса инвестиционных или социальных условий объект приватизации подлежит безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность соответственно, а заключенные с ним сделки - расторжению с возложением на данное лицо обязанности возместить убытки.

ж) Орган, принимающий решение о создании АО на базе приватизируемого предприятия, может одновременно закрепить в государственной или муниципальной собственности пакет акций либо выпустить "золотую акцию" (см. Акция .

з) Общество считается созданным с даты его государственной регистрации, проведение которой в предусмотренном законом порядке возложено на учредителя. С этого момента государственное предприятие исключается из реестра

юридических лиц. АО является его правопреемником.

АО, возникающие в процессе приватизации, руководствуются в своей деятельности общими положениями ФЗ РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", применяемого к ним с учетом особенностей законодательства о приватизации (п. 3 ст. 96, п. 5 ст. 98 ГК РФ). Срок действия специальных норм, определяющих особенности правового положения этих обществ, ограничен во времени:их действие прекращается с момента отчуждения государством или муниципальным образованием 75% принадлежащих им акций, но не позднее окончания срока приватизации, установленного планом приватизации данного предприятия. С этого момента АО переходит в общий режим правового регулирования.

Шапкина Г.С.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "АКЦИОНИРОВАНИЕ" в других словарях:

    Процесс трансформации государственного предприятия в акционерное общество открытого типа. Акционирование может выступать как этап процесса приватизации. По английски: Corporatization См. также: Приватизация Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Способ приватизации государственных и муниципальных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества. Широкое развитие в РФ получило с 1992 г … Юридический словарь

    Процесс преобразования собственности предприятия, когда она переходит из рук государства в собственность акционеров. Государственная собственность распродается через распространение акций, которые приобретают все желающие. Словарь бизнес терминов … Словарь бизнес-терминов

    акционирование - я, ср. action f. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество путем выпуска и продажи акций. Компания, прежде чем начать процесс акционирования или разделения собственности, иначе корпорирования, обращается к фирме с… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    акционирование - Процесс трансформации предприятия, собственником которого является либо государство, либо одно физическое лицо в акционерное общество, как правило, открытого типа. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика

    АКЦИОНИРОВАНИЕ - процесс преобразования государственного предприятия в акционерное общество; может выступать как форма приватизации … Юридическая энциклопедия