Меню
Бесплатно
Главная  /  Выделения  /  Акционирование муниципального жилищного предприятия. Акционирование

Акционирование муниципального жилищного предприятия. Акционирование

Акционирование - это преобразование государственного предприятия в акционерное общество, которое не всегда и не обязательно ведет к переходу предприятия из государственной собственности в руки частных владельцев.

Приватизация же есть процесс передачи предприятия целиком или его акций в собственность физических лиц и негосударственных организаций, то есть этот процесс изменяет отношения собс

твенности. При этом единого, общего для всех определения приватизации в экономической литературе не существует. Под приватизацией может пониматься:

· переход прав собственности от государства к частным лицам или смену государственной собственности на частную;

· делегирование прав по распоряжению государственным имуществом частным лицам;

· полная продажа государственных предприятий частным лицам;

· продажа частным лицам части активов государственных предприятий.

И так: приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.

При этом приватизация является не только экономическим, но и политическим процессом.

В Российской приватизации выделяют два этапа. Первый (преимущественно ваучерный) пришелся на 1992 г. - первую половину 1994 г. Следует сказать, что ваучеризация не смогла способствовать росту инвестиций.

С 1 июля 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу приватизации, который имел качественно новый характер (с использованием приватизационных чеков). В новом приватизационном этапе заложены два ключевых принципа:

· инвестиционная ориентация продаж;

· обеспечение инвестору возможности приобретения пакета акций приватизируемого предприятия.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

4. Дальнейшие перспективы развития собственности

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный характер» в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, товарищества с полной и с ограниченной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типов, кооперативы, ассоциации и др.

Отношения собственности буквально пронизывает все фазы хозяйственной деятельности. Собственность экономически реализуется, если она приносит доход владельцу, который позволяет не только окупать затраты, но и получать прибыль.

Говоря о собственности как об экономических отношениях, надо подчеркнуть то, что это отношения не субъекта к объекту, а отношения между субъектами по поводу того, кто владеет, кто пользуется, распоряжается и управляет объектом собственности. История развития отношений собственности показывает, что тот класс и та социальная группа, которая владеет средствами производства, по существу определяет всю остальную систему, поэтому всякое изменение экономических отношений всегда предполагает, прежде всего, изменение отношений собственности.

Кардинальные перемены в макроэкономике выразились в том, что к концу XX века полностью утрачено свойство классического капитализма быть «чистым капитализмом» (участие государства в национальной экономике).

В нашей стране идет переход к рыночной экономике, вырабатываются специфические для нас черты, а также проявляется общая тенденция синтеза форм собственности.

При огромном значении смены владельцев и распорядителей государственной собственности переход от государственной формы к коллективной и частной, сам по себе еще не решает проблемы создания эффективной рыночной экономики. Необходимо, чтобы новые собственники умели организовать производство, управлять им, обладали компетентностью, проявляли заинтересованность.

Заключение

Общественная мысль всегда уделяла большое внимание проблеме собственности. Специальные обращения к ней можно найти в исторической, философской и художественной литературе. Богатая традиция и материал накоплены в юридической литературе, в рамках которой сложился ряд направлений в изучении прав собственности.

Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

Итак, дальнейшее экономическое развитие России в совершенствовании форм собственности. После долгих лет господства государства и отчуждения человека от собственности, в стране стало формироваться общество, ориентированное на то, что каждый его член имеет право быть собственником.

Незавершённость в настоящее время процессов формирования различных форм собственности создаёт широкое поле деятельности для различных научных исследований, рекомендации которых необходимо апробировать на практике с тем, чтобы определить оптимальные для экономически развитого общества формы собственности и отношения по поводу распоряжения данной собственностью.

Проведение рыночных преобразований, введение многообразия форм собственности и их равной правовой защиты создают материальные предпосылки для формирования в Российской Федерации нового класса собственника, ограничивают государство в «беспределе» по отношению к индивидууму экономической деятельности, освобождают личность от постоянного страха перед «аппаратом насилия» и устанавливают пределы государственного вмешательства в отношения собственности.

Количество государственных и муниципальных унитарных предприятий резко возросло, а федеральных государственных унитарных предприятий - сокращается, но не с той скоростью, с какой хотелось бы. Об этом говорится в заключении Экспертного совета при Правительстве РФ по итогам анализа процесса реформирования унитарных предприятий.

Правительство и Президент РФ уже неоднократно ставили задачу по сокращению этой неэффективной и рудиментарной формы участия государства в экономической деятельности. Так, например, производительность труда работников унитарных предприятий в среднем в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм. Но эта форма удобна для решения оперативных задач чиновниками отраслевых федеральных ведомств, региональными и муниципальными властями, несмотря на свою непрозрачность, чрезмерную затратность администрирования для налогоплательщиков и негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. С муниципальным унитарным предприятием сложно конкурировать малому и среднему бизнесу, привлекающему недешёвые кредитные средства у банков, несущему издержки на расширение рынка сбыта. Унитарные предприятия, в свою очередь, бесплатно получают имущество от государства, спрос на их услуги и продукцию «гарантирован» размещаемыми муниципальными заказами.

С целью формирования предложений для Правительства Российской Федерации члены Экспертного совета при Правительстве проанализировали реализацию госпрограммы «Управление федеральным имуществом», утверждённой на федеральном уровне в 2014 году, согласно которой приватизация (акционирование, преобразование в иную организационно-правовую форму или ликвидация) всех ФГУПов в России должна завершиться к 2018 году. Однако анализ оформления унитарными предприятиями прав на принадлежащее им имущество и подготовки к акционированию, проведённый Росимуществом совместно с экспертами, показал, что есть риск нарушения сроков ликвидации ФГУПов.

Так, из 522 ФГУПов, включённых в трехлетнюю программу приватизации, по истечении двух третей срока её реализации только в отношении 85 предприятий будут утверждены распоряжения об условиях приватизации. Еще 137 предприятий находятся в стадии ликвидации, а в отношении 215 из оставшихся 300 ФГУПов приватизация приостановлена в связи с не снятыми ограничениями на их приватизацию либо решениями Правительства об их акционировании не ранее 2016 года.

Вместе с тем существенное беспокойство вызывает отсутствие зарегистрированных прав на принадлежащее предприятиям недвижимое имущество и земельные участки. По состоянию на 01.01.2015 в реестре федерального имущества содержались сведения о наличии у предприятий 108 841 объекта недвижимого имущества, из которых права были зарегистрированы только на 40% объектов. По результатам проведённых в Правительстве Российской Федерации совещаний и поручений, данных Правительством отраслевым министерствам и ведомствам, к концу текущего года долю объектов с зарегистрированными правами удалось увеличить до 51%, однако, по словам замминистра экономического развития, руководителя Росимущества Ольги Дергуновой, такие темпы не могут считаться приемлемыми. Права на имущество не оформляются под различными предлогами, в частности, под предлогом отсутствия денег на оформление. Однако в Росимуществе считают, что если у предприятия есть деньги на выплату зарплат, то должны быть средства и на оформление прав.

Если же денег нет, то такой ФГУП тем более нужно ликвидировать. А если ФГУП выполняет государственно значимые функции, тогда возникает вопрос к профильному ФОИВу: почему он не выделяет средства на нужное ему предприятие», - говорит Ольга Дергунова.

Проблемы возникают также из-за ведения судебных споров в отношении имущества, процедур банкротства, возбуждённых в отношении значительного процента федеральных унитарных предприятий, а также из-за ограничений на приватизацию, установленных нормативными правовыми актами.

Значительно и число ФГУПов, годами не ведущих финансово-хозяйственной деятельности, по сути, "оболочек", которые подлежат ликвидации как юридическое лицо без каких-либо преобразований. Однако для ликвидационных процедур также необходимы средства, выделять которые курирующие данные ФГУПы госорганы не хотят, поскольку не заинтересованы - они не несут никакой ответственности за подобное состояние дел», - отмечает член Экспертного совета при Правительстве РФ Юрий Берестнев.

Кроме того, в ряде случаев, как отмечают эксперты, отсутствует заинтересованность менеджмента и отраслевых госорганов в преобразовании унитарных предприятий.

Если гендиректор саботирует акционирование, значит, он не заинтересован в этом, а значит, скорее всего, сидит на финансовых потоках и пользуется непрозрачностью», - полагает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Между тем, в соответствии с утверждённым Правительством РФ распределением полномочий, именно отраслевые министерства и ведомства должны обеспечивать подготовку и представление в Росимущество документов, которые необходимы для принятия решения об условиях приватизации.

Однако на практике зачастую складывается обратная ситуация, когда отраслевые органы власти заинтересованы в как можно более долгом сохранении подведомственных им ФГУПов и не только не способствуют, но и саботируют процедуры акционирования предприятий. Так, например, из направленных в 2015 году Росимуществом предписаний в 34 отраслевых органа исполнительной власти в отношении 254 ФГУПов меры дисциплинарной ответственности были применены только 3 органами власти к руководителям 21 предприятия.

Более того, по результатам проведенных Росимуществом совещаний с 55 федеральными органами исполнительной власти, в которых также принимали участие представители Экспертного совета при Правительстве РФ, были консолидированы предложения ФОИВ по целевым функциям для 100% ФГУП. Однако при этом министерства и ведомства настаивают на сохранении 155 предприятий в форме ФГУП. Более того, количество предприятий, которые отраслевые ведомства предлагают преобразовать в бюджетные учреждения и казённые предприятия, за прошедший год возросло с 79 до 247, а в отношении 194 предприятий, уже включённых в программу приватизации, предлагается принять иные решения.

ФГУПы составляют лишь небольшую часть от общего количества унитарных предприятий. Так, на начало 2015 года в России насчитывалось почти 24,5 тыс. унитарных предприятий, из них лишь чуть более 1 тыс. - ФГУПы. По данным ФАС, именно участие муниципальных унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. При этом, как отмечают эксперты, единой программы для реформирования унитарных предприятий, собственником имущества которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, нет.

Для успешного завершения процесса реформирования ФГУПов Экспертный совет при Правительстве предлагает два возможных сценария. Базовый сценарий предполагает усиление контроля за реализацией госпрограммы, предполагающей полную ликвидацию ФГУПов к 2018 году (в первую очередь через установление конкретных планов-графиков по каждому предприятию и персональной ответственности руководителей курирующих эти ФГУПы ФОИВов за их выполнение с регулярным, ежеквартальным консолидированным докладом-отчётом о ходе реализации в Правительство Российской Федерации), и рекомендацию субъектам РФ и муниципальным образованиям принять аналогичные программы. При этом в указы Президента, устанавливающие целевые показатели эффективности для руководителей регионов, нужно включить дополнительный ключевой показатель эффективности для глав регионов.

Второй, более интенсивный сценарий предполагает признание с определённой даты, например с 1 января 2018 года, утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Основные риски такого сценария - сохраняющаяся возможность хищений и утраты имущества и потери управляемости в отдельных социально значимых отраслях или на локальных рынках. Однако в случае выбора этого сценария до указанной даты возможно будет реализовать мероприятия, направленные на учёт прав на имущество и преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества или учреждения, указывают эксперты. Кроме того, к реализации такого сценария можно и нужно будет привлечь различные контролирующие и правоохранительные органы.

Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенные доли, удостоверенные акциями, предоставляющими обязательственные права участникам акционерного общества (акционерам) по отношению к обществу.

Уставный капитал акционерного общества, а также имущество, произ­веденное или приобретенное в процессе деятельности общества, принадлежат акционерному обществу на праве собственности.

Акционирование - одно из главных направлений разгосударств­ления и приватизации собственности в России. Акционирование со­стоит в превращении государственных предприятий в акционерные общества открытого или закрытого типа с возможностью приобретения акций частными физическими лицами, а также юридическими лицами, которым предоставляется право выступать в качестве покупателей приватизируемых предприятий.

Акционерным признается такое хозяйственное общество, которое имеет уставный фонд, разделенный на определенное количество акций, равное номинальной стоимости, которое несет ответственность по обязательствам только своей собственностью. Минимальная величина уставного фонда акционерного общества определяется законодатель­ством Российской Федерации.

При акционерной форме - и она этим хороша - создается опреде­ленное противоречие интересов собственников, акционеров и рабо­тающих, что выступает стимулом саморазвития.

Акционерные общества подразделяются на открытые (кратко ОАО) и закрытые акционерные общества (кратко ЗАО). Основным различием между ОАО и ЗАО является порядок реализации акций.

В ОАО акции свободно реализуются акционерами. "Акционер-ное общество является открытым, если его акции распространяются путем открытой продажи или подписки и их свободное хождение не ограничено иначе чем по закону" - гласит федеральный закон "Об акцио­нерных обществах". То есть акции можно подарить, завещать, продать и купить.

В закрытом же акционерном обществе реализация акций ограничена. Акционеры могут свободно реализовывать акции только друг другу. Порядок реализации их третьим лицам, не являющимся акционерами, определяется уставом. Именно ограничения в реализации акций в ЗАО лежат в основе понятия закрытого акционерного общества.

В федеральном законе "Об акционерных обществах" указано:"Акционерное общество является закрытым, если хождение его акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено его уставом". Отличия между ОАО и ЗАО могут быть и в методах управления. В России ОАО создаются преимущественно в порядке приватизации госпредприятия путем их преобразования в акционерные общества по решению ГКИ (ныне - Министерство госимущества) или местного органа приватизации.

Закрытое акционерное общество создается значительно проще - небольшим количеством учредителей (как правило, не более 50). Исключение из этого правила - создание ЗАО в целях приватизации или в порядке преобразования арендных или коллективных предприятий в ЗАО, где количество акционеров достигает тысячи и более.

Если число акционеров невелико, то все воп­росы за исключением тех, которые входят в компетенцию директора, решают сами акционеры на своем собрании и нет смысла создавать правление.

В ОАО это практически невозможно. Акционеров сложно собирать на собрание, и поэтому основная тяжесть в решении управленческих вопросов ложится на правление.

Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа путем выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное обще­ство, финансовых органов и трудового коллектива предприятия.

На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.

Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством, и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия. Продажа акций осуществляется в несколько этапов. Вначале работникам предприятия по цене ниже номинальной стоимости на 20 %. Оставшийся пакет акций предлагается для продажи на фондовой бирже.

Особенностью такого способа преобразования государственного предприятия является возможность увеличения уставного капитала и продажи вновь выпущенных акций частным субъектам. Новый выпуск акций может распространяться как по открытой, так и по закрытой подписке. Однако, если средства от продажи акций, принадлежащих государству, идут в бюджет, то от продажи нового выпуска - на предприятие. Это очень важно с позиции всех заинтересованных сторон - государства, акционерных обществ, их работников и частных инвесторов.

Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.), которые обусловливают своеобразие процесса его привати­зации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.

Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться:

сроком начала приватизации;

источниками средств на выкуп (собственные средства предприя­тия, заемные, привлеченные и личные средства) и их сочетаниями;

периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели;

составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).

Эффективность варианта приватизации зависит от структуры источников средств, направляемых на выкуп.

Оптимальным является такой вариант приватизации, который при определении соответствия личных средств и кредитов, используемых на приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок (период) приватизации.

Обосновать вариант приватизации - значит найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заемными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.

На основании заключения комиссии комитета по управлению имуществом о преобразовании государственного предприятия в акцио­нерное общество орган приватизации учреждает акционерное общество и утверждает его устав. Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством, и становится правопреем­ником преобразованного государственного предприятия.

Каковы же главные особенности, которые присущи процессу акционирования?

1. Акционирование приводит к разрушению властной пирамиды административно-командной системы управления. Акционерные общества приобретают самостоятельность, независимость от командных структур.

Но достижение этой независимости не происходит автоматически. Вопрос решается в ходе конкуренции различных сил в процессе раз­государствления и в овладении контрольным пакетом акций. Основными борющимися силами, обладающими особыми материальными интересами, являются: старая и новая бюрократия, трудовые коллективы, пред­принимательские структуры (как легальные, так и нелегальные), хозяйственная номенклатура. И часто под новой акционерной вывеской во многом сохраняется традиционный механизм хозяйствования и управления на макроуровне с перераспределением доходов внутри объединения, ценовым диктатом, центральным снабжением и сбытом, подавлением конкуренции.

2. Акционирование способствует совершенствованию отношений собственности. Абстрактная общенародная собственность заменяется коллективной акционерной собственностью. Акционирование позволяет обеспечить более действенный контроль "снизу" за деятельностью руководства предприятий.

Но здесь многое зависит от первоначального распределения акций и их возможного последующего перераспределения. Так как претендентами на акции при акционировании пока выступают государ­ственные предприятия и другие государственные структуры, которые стремятся поделить между собой крупные пакеты акций, появляется серьезная опасность того, что акционирование будет формальным и не приведет к подлинному разгосударствлению и привати­зации.

3. Акционирование приводит к совершенствованию отношений распределения и механизма стимулирования. Главное здесь в том, что усиливается связь между результатами функционирования экономики в целом и деятельностью конкретного предприятия и благосостоянием отдельного работника данного предприятия.

Но распределительные отношения внутри акционерного общества содержат в себе ряд противоречий:

а) Если часть членов трудового коллектива владеет акциями (частичные собственники), а другая часть - нет, то между этими группами могут возникнуть противоречия. Доход одних сводится к заработной плате, других - включает заработную плату и дивиденды.

б) Если все рабочие являются акционерами, но у одних акций больше, чем у других, возникает противоречие и в доходах, и в неравном распределении риска от участия в хозяйствовании.

в) Если рабочим принадлежит больше половины акций, то возни­кает диктат рабочих по отношению к внешним владельцам и к управ­ляющим фирмы во имя сиюминутных выгод и в ущерб решению долго­срочных задач.

4. Акционирование способствует созданию гибкой системы производственно-хозяйственных связей между акционерными обществами путем перекрестного и цепного владения акциями. Строится новая организационная горизонтальная структура - группировка акционер­ных компаний в форме межотраслевой интеграции.

5. Акционирование ускоряет мобилизацию финансовых ресурсов для капиталовложений. С помощью акционирования свободные денежные средства мобилизуются с прибылью для их владельцев, превращаются в инвестиционный капитал и перераспределяются.

6. Акционирование выступает как существенный инструмент сбалансирования денежной и товарной массы. Ценные бумаги - нетрадиционный для нашего общества товар.

7. Важным достоинством акционирования является его универсаль­ность, т. е. применимость акционерной формы практически к любой сфере коммерческой деятельности.

8. Акционирование облегчает привлечение зарубежных инвесто­ров, способствует включению экономики страны в мировое экономиче­ское сообщество.

Акционирование – один из способов приватизации, характерный для муниципальных или государственных структур. Суть акционирования – превращение предприятия в ОАО. Такие процессы стали популярными еще в 1992 году и продолжаются сегодня.

Акционирование отличается от обычного порядка создания акционерных обществ (АО). Здесь не ставится задача объединить участников и их инвестиции для формирования уставного капитала. Основная экономическая основа – это решение вопросов с имуществом, которое закреплено за компанией и находится в муниципальной (государственной) собственности. Общая стоимость активов такого предприятия – это и есть уставной . Именно на эту сумму и производится выпуск акций, размещаемых впоследствии между юридическими и физическими лицами.

Акционирование – это сложный процесс, который включает в себя множество этапов. С момента решения о создании ОАО до реализации поставленной задачи и продажи акций может уйти не один год. При этом все вопросы четко прописаны в законодательстве о приватизации.

Законодательная основа акционирования

Начиная с 1992 года, когда акционирование только получило свое распространение, и до 1997 года процесс акционирования и приватизации проводился с учетом следующих документов и законов:

Законом Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных компаний - №1531-1 от 3.07.1991 года;

Указом Президента России о мерах по преобразованию государственных структур или добровольных государственных объединений в ОАО - №721 от 1.06.1992 года;

Указом Президента России о государственной программе приватизации компаний, относящихся к муниципальной или государственной собственности - №2284 от 24.12.1993 года;

Указом Президента России об основных положениях программы приватизации компаний, относящихся к муниципальной или государственной собственности (после 01.07. 1994 года) - №1535 от 22.07.1994 года.

Начиная с 1997 года, действует новый Федеральный Закон о приватизации госимущества и основных принципов приватизации госимущества - №123-Ф3 от 21.06.1997 года.

Суть акционирования

Создание акционерного общества на основе приватизируемых государственных (муниципальных) компаний сводится к следующему процессу:

1. В качестве инициатора преобразований может выступать как правительство Российской Федерации, так и различные федеральные органы управления, органы местного управления, государственные руководители субъектов Российской Федерации, физические или юридические лица (если они имеют соответствующие полномочия).

2. В роли учредителей вновь образованного акционерного общества выступают государственные образования (субъекты РФ, муниципальные структуры и так далее).

3. Весь процесс подготовки к акционированию возлагается на специально созданную комиссию по приватизации. Вопрос ее формирования лежит на «плечах» органа по управлению имуществом. В составе комиссии должны быть представители указанной выше организации, а также представители других государственных (финансовых) структур. При необходимости в состав комиссии могут включаться работники муниципальных предприятий (в некоторых случаях – работники антимонопольного органа).

4. Весь процесс акционирования проходит по строго определенному плану приватизации, который готовится комиссией и согласуется с общим собранием работников приватизируемой структуры. После этого сформированный план должен быть утвержден органом по управлению имуществом.

В составленном графике акционирования должен рассматриваться способ преобразования компании в акционерное общество, а также определятся временные промежутки для реализации тех или иных этапов. Кроме этого, в документе отражаются льготы для работников, размер уставного капитала, стоимость выпущенных акций, их тип, сроки и варианты продажи.

План акционирования должен соответствовать типовому плану, который утвержден Правительством России. В свою очередь устав новой организации разрабатывается на основе плана, утвержденного отделом по управлению имуществом.

5. В процессе приватизации работники компании, в которой проводятся преобразования, а также пенсионеры, проработавшие в структуре определенный период времени, могут пользоваться льготами при покупке акций. Ранее по закону предусматривалось несколько вариантов льгот, которые позволяли купить по более низкой цене и предполагали возможность рассрочки.
В период акционирования запрещено увольнять более 10% сотрудников компании в шестимесячный срок, предшествующий решению о приватизации.

6. После проведения акционирования, выпущенные акции могут продаваться на специально организованных аукционах или конкурсах. Организация процесса может возлагаться на Мингосимущество Российской Федерации или другие государственные учреждения, выполняющие подобные функции. Более 50% акций компании, составляющих уставной капитал, должны продаваться на основе коммерческого конкурса. При этом обязательно соблюдение всех социальных или инвестиционных условий.

К социальным условиям можно отнести сохранение за людьми рабочих мест и условий труда, повышение уровня квалификации и переподготовка кадров, сохранение существующей структуры охраны труда, забора о здоровье сотрудников и так далее. При невыполнении победителем оговоренных условий (социальных или инвестиционных) объект приватизации переходит в государственную собственность, а все заключенные с «нарушителем» сделки расторгаются в кратчайший период с обязательным требованием возмещения убытков.

До момента продажи ценных бумаг на организованном для этого аукционе или конкурсе, специальное учреждение выполняет функции акционера и выступает от имени Российской Федерации (или субъекта страны).

7. Структура, которая принимает решение о преобразовании приватизированной компании в акционерное общество, может сразу закрепить в пользу государства какой-то пакет акций или же осуществить выпуск «золотой акции».

8. Новое акционерное общество считается сформированным и начавшим свою деятельность с момента регистрации в государственных структурах согласно действующих законодательных актов. При этом государственное должно быть исключено из реестра юридических лиц.

Акционирование предприятий

На современном этапе любые арендные или государственные компании, которые отличаются платежеспособностью и неплохо развиваются в текущих условиях, подлежат преобразованию в АО. Как правило, интерес привлекают компании, имеющие число работников не меньше:

50 человек, если речь идет о сфере торговли, общественного питания, транспорта, лестной промышленности;
- 100 человек – для других сфер производственной деятельности.

Сегодня разрешено акционирование предприятий в так называемые холдинги. Этот процесс осуществляется за счет выделения части структурных подразделений в самостоятельные АО. При этом владельцами контрольных пакетов акций в таких образованиях являются головные акционеры.

На сегодня есть три формы акционирования компаний – это преобразование:
- в ,
- в концерны;
- в холдинг-компании.

Чаще всего происходит «дробление» крупной структуры на несколько небольших частей. Данную процедуру часто называют реструктуризацией. Объясняется это тем, что крупные компании слишком «неповоротливы» на рынке, эффективность их работы низка и нет необходимой динамики развития. Но это больше отговорка, ведь на Западе даже весьма крупные компании показывают уникальный рост.

Акционирование предприятий подразумевает выполнение целого ряда условий – наличие хорошо развитого рынка акций, а также возможности проведения операций с ценными бумагами (покупки, продажи, обмена). Особую роль в акционировании предприятий играют инвестиционные фонды, которые выполняют посреднические функции между хозяевами именных чеков и специализируемыми компаниями.

Одновременно с этим на сам процесс акционирования инвестиционные структуры почти не влиют.

Акционирование почты России


В начале февраля 2014 года Минкомсвязи был внесен соответствующий проект, подразумевающий перевод предприятия «Почта России» в другую форму – ОАО. При этом планировалось, что 100% всех акций будут находиться в руках государства. С этого же периода начался процесс инвентаризации всего имущества организации и его оценка. Реальные сроки акционирования Почты России устанавливались на период от одного до двух лет.

В Минкомсвязи ставили задачей привлечение как можно большего числа инвесторов за счет продажи ценных бумаг уже по завершении процесса акционирования. Процедура была предусмотрена стратегией развития компании и утверждена на высшем уровне правительством РФ. Только после этого в Госдуме появился законопроект «О почтовой связи».

Особенность нового проекта – создания каждого их отделений Почти России на условия франчайзинга. Планировалось, что такой подход к работе организации позволит существенно оптимизировать процесс доставки почты. При этом почтовые услуги должны будут делиться на два подвида:

- курьерская почтовая связь подразумевает оказание ограниченного набора услуг на определенной территории. При э том небольшие посылки будут получать статус почтового оформления. В этом случае снижаются и упрощается процесс оформления;

- универсальная почтовая связь – это транспортировка любых грузов по любому адресу. При этом для каждой группы багажа действуют свои тарифы.

Для проведения акционирования «Почта России» была исключена из списка стратегических компаний. По завершении процедуры будет произведено обратное включение структуры в соответствующий перечень. По утвержденному плану уже с 2018 года «Почта России» должна стать полностью независимой от государства структуры.

Для достижения поставленных целей планируется в корне изменить структуру компании, улучшить логистику сети, ускорить процесс доставки и поднять на новый уровень качество обслуживания. Кроме этого, посла акционирования в Почте России возможно оказание банковских услуг. Процесс модернизации проходит за счет личных средств компании. Общие составят около 140 миллиардов рублей.

В результате акционирования почты планируется увеличить доход до 300 миллиардов рублей и повысить на 6-7%. Если это удастся сделать, то «Почта России» войдет в пятерку наиболее крупных операторов мира.

На март-апрель 2015 года в компании практически завершен основной подготовительный этап акционирования. На сегодня за предприятием закреплено около 95% всех объектов недвижимости, что и было основной задачей на этапе акционирования. Общее количество объектов «Почти России» составляет – около 30 тысяч зданий различного назначения и около 6 тысяч земельных участков.

Акционирование НПФ

Одновременно с проведением пенсионной реформы в России было принято решение о реорганизации НПФ, то есть его преобразования в акционерное общество. Суть акционирования НПФ – упростить смысл пенсионной реформы, сделать более прозрачной ее деятельность для Банка России и гарантировать своевременно выполнение обязательств перед пенсионерами (в случае банкротства страховой компании).


При этом с 2013 года в законе РФ появились поправки, по которым к работе с накоплениями пенсионеров допускаются два вида фондов:

Те, которые являются частью структуры гарантированных накоплений;
- те, которые имеют форму АО.

Одновременно с этим были четко установлены сроки, согласно которым должны быть произведены все преобразования.

По новой концепции все НПФ, которые регистрируются с начала 2014 года должны иметь форму акционерного общества. Те фонды, которые имели структуру некоммерческих организаций, должны внести соответствующие преобразования и получить статус АО. Граничный срок завершения всего процесса – 1 января 2016 года.

После этого процессу акционирования подлежат фонды, которые ведут свою деятельность в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. К ним предъявляются аналогичные требования, но сроки выставляются менее жесткие – до начала 2019 года. Если же общество ведет два вида деятельности, то для него характерен меньший срок – до 2016 года. Тем "нарушителям", которые в установленный термин не изменят свою структуру, грозит .

Основные условия акционирования НПФ следующие:

Вновь образованные структуры смогут выпускать только обыкновенные акции;
- в качестве акционеров не смогут выступать и лица, которые принимают участие в работе актуария, депозитария (ведет депозитарный счет) или оценочных компаний, работающих на конкретный ;
- с момента регистрации и на протяжении пяти лет НПФ не имеет права платить дивиденды акционерам;
- акции НПФ нельзя оплачивать за счет зачета финансовых обязательств фонда;
- запрещено инвестировать капитал пенсионных накоплений или резервов в ценные бумаги НПФ;
- вновь образованным структурам запрещено производить сделки по выдаче кредитов и операции с векселями;
- размер собственного капитала НПФ должен быть не меньше 150 миллионов рублей, а с 2020 года – не менее 200 миллионов рублей;
- величина уставного капитала в период регистрации – от 120 миллионов рублей, а с января 2020 года – от 150 миллионов рублей;

Работа НПФ будет находиться под строгим надзором Банка России, который берет на себя вопросы предоставления и отзыва лицензий.


Преимущества акционирования НПФ :

Акционерные общества – это более прозрачная форма деятельности, способная привлечь большее число инвесторов. Появляется уверенность, что права каждого инвестора будут максимально защищены законом;
- государственный регулятор может контролировать деятельность НПФ и влиять на нее, что только способствует дальнейшему развитию и укреплению структуры;
- обязательства фонов и активов будут определены едиными стандартами;
- работа новых НПФ будет схожа с деятельностью коммерческих структур. В то время, как прежние организации имели некоммерческую форму.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Правовой статус более чем 14 тысяч государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, не позволяет им быть полноценными и эффективными субъектами рыночной экономики.

Во-первых, к их развитию нельзя привлечь частный капитал. Это самый главный и неустранимый недостаток правового статуса унитарных предприятий. Во-вторых, государство-собственник практически лишено возможности управлять такими предприятиями. В-третьих, само право хозяйственного ведения, искусственно сконструированное российским законодательством, является несовершенным институтом, что порождает в рамках хозяйственного оборота ряд правовых коллизий:

1. Унитарное предприятие самостоятельно распоряжается всем имуществом, кроме недвижимого, а по своим обязательствам отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Таким образом предприятие действует вполне самостоятельно, а по его долгам при банкротстве фактически расплачивается государство-собственник.

2. Право хозяйственного ведения дает возможность с помощью волевых правовых актов наделить организации, которые по определению могут иметь имущество только на началах оперативного управления, правами собственника. За государством оставлена лишь функция контроля за имуществом, переданным на праве хозяйственного ведения, и право на часть прибыли. Механизмы реализации этих прав в настоящее время нормативными документами установлены весьма слабо.

В этой связи представляется необходимым отказ от использования права хозяйственного ведения и преобразование государственных предприятий в акционерные общества.

Акционирование государственных унитарных предприятий, в том числе, с закреплением 100% акций в федеральной собственности, прямо подпадает под действие Закона о приватизации, который предусматривает весьма сложные и длительные процедуры акционирования.

Во-первых, акционирование крупного государственного унитарного предприятия в большинстве случаев по нескольким основаниям сразу возможно только в том случае, если оно будет включено в соответствующий перечень Государственной программы приватизации.

Во-вторых, параллельно с разработкой плана приватизации в обязательном порядке должна быть проведена инвентаризация имущества унитарного предприятия и его аудиторская проверка. Эта норма действует в отношении акционируемых госпредприятий, балансовая стоимость основных фондов которых превышает 5 млн. минимальных размеров оплаты труда или при выделении из предприятий каких-либо подразделений в качестве юридических лиц. Оплата аудиторских фирм должна выделяться из средств, полученных от продажи акций приватизируемого предприятия. Однако не определен источник средств при акционировании с сохранением в государственной собственности 100% акций.

Решением проблемы должно стать выведение из-под действия Закона о приватизации процедур преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, закрепляемых в федеральной собственности или вносимых в уставный капитал другого акционерного общества, более 75% акций которого в свою очередь находятся в федеральной собственности.

Завершение программы преобразования акционерных предприятий государственных унитарных предприятий в акционерные общества со 100% акций, закрепляемых в федеральной собственности должно завершиться к 1 июля 2001 г.